Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Удивительные свойства соли.»
материал

Заздравных Олеся Александровна

Цель:

способствовать развитию познавательного интереса у детей;
развивать положительные эмоции и интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности.
Образовательные задачи:
уточнить знания детей о соли, о способах её добычи, об использовании человеком в быту;
познакомить с видами (пищевая, техническая, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение);
познакомить детей с одним из способов покраски соли; обогащать и активизировать словарь: кристаллизация, минеральное вещество.
Развивающие задачи:
развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;
развитие творческих способностей детей;
Воспитательные задачи:
воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления;
воспитывать любознательность и умение работать вместе.
Методы и приемы:
рассказ воспитателя; рассматривание иллюстраций, слайдов; вопросы; обследование предмета.
Предварительная работа:
беседа о применении обычной соли в домашних условиях, рассматривание иллюстраций, слайдов о разных видах соли.
Интегрируемые образовательные области:
«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx59.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Удивительные свойства соли.»

Цель:
способствовать развитию познавательного интереса у детей;
развивать положительные эмоции и интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности.
Образовательные задачи:
уточнить знания детей о соли, о способах её добычи, об использовании человеком в быту;
познакомить с видами (пищевая, техническая, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение);
познакомить детей с одним из способов покраски соли; обогащать и активизировать словарь: кристаллизация, минеральное вещество.
Развивающие задачи:
развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;
развитие творческих способностей детей;
Воспитательные задачи:
воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления;
воспитывать любознательность и умение работать вместе.
Методы и приемы:
рассказ воспитателя; рассматривание иллюстраций, слайдов; вопросы; обследование предмета.
Предварительная работа:
беседа о применении обычной соли в домашних условиях, рассматривание иллюстраций, слайдов о разных видах соли.
Интегрируемые образовательные области:
«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ход занятия:
Воспитатель: По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей. «Хлеба кушать!»– непременно отвечают ему.
Воспитатель: С радостью гостей встречаем, хлебом - солью угощаем.
Звучит музыка. Двое детей входят с хлебом – солью.
Подходят к гостям с поклоном. Подают хлеб. Воспитатель отламывает кусок и макает в соль.
Воспитатель: Садитесь удобнее, мы начинаем.
(Дети рассаживаются на стулья за столы)
Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету вам скажу:
"Будет интересно!”
 Воспитатель: Я к вам пришла из страны «Наука-ландия » принесла с собой много знаний и экспериментов. Отгадав загадку, вы узнаете, с каким веществом мы сегодня с вами познакомимся!
 Воспитатель: 
Отдельно - я не так вкусна,
Зато бела и солона,
И в пище — каждому нужна.
(Ответы детей)
Дети: Соль,
Воспитатель: А вот послушайте, ребятки, сказку, которую я вам хочу рассказать
Сказка про соль.
Есть старинная словацкая народная сказка - Соль и золото. Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает: - Как вы, доченьки, любите меня? - Как золото, - ответила старшая дочь. - Как венок свой зеленый, - сказала средняя. - Как соль, - сказала младшая, Марушка. Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным. И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по дорогим ценам. Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли. Соль ценилась на вес золота.  К ней всегда относились бережно и уважительно.
Воспитатель: А сейчас мы с вами продолжим путешествие по следам Соли, чтобы узнать о ней ещё больше.
 Есть три вида соли: пищевая; техническая; морская.
Пищевая соль делает нашу еду очень вкусной. А ещё она отличный консервант.
Морскую соль тоже можно есть, но применяют её по-разному: в медицине; в косметологии. 
Воспитатель: демонстрирует презентацию «Добыча соли и её применение».
1.Технической солью посыпают дорогу от гололёда зимой. (Слайд)
2.В морской соли есть полезные минеральные вещества, йод. Значит. Если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна. И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям, коровам, соль, которой нет в траве и сене). (Слайд) 
Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред нашему организму. Поэтому – все хорошо в меру.
3.Пищевую соль добывают в соляных шахтах. Месторождения  соли находятся высоко в горах. Когда-то очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. Специальные комбайны рубят пласты соли. Затем она попадает в мельницы и крошится до получения кристалликов различной величины. (Слайд)
Соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
 4.  В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.(Слайд). 
6.Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью.(Слайд)
7.Используем соль в приготовлении пищи, в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. В консервировании овощей.(Слайд)
8. На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал. (Слайд)
9.Соль является хорошим чистящим средством. С её помощью можно очистить посуду от накипи и загрязнений. (Слайд)
Воспитатель:
Вывод: Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Гимнастика для глаз:
Воспитатель: 
- А сейчас я хочу пригласить вас в научную лабораторию. А кто работает в лабораториях? (ученые).
Вот и мы сегодня будем учеными, и будем проводить эксперименты. А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы наверное уже догадались.
Правильно это соль.
 (Надевайте  шапочки и нарукавники .)
Прежде чем начать наши опыты, давайте вспомним правила проведения  в лаборатории. (Картинки)
1. Соблюдайте тишину в лаборатории!
2. Не толкайте соседа во время работы!
3. Сначала посмотри, а потом повтори!
4. Выполнил, на место положи!
5. Будь осторожен!
Воспитатель: И так дорогие юные учёные занимайте свои места за столами.
Сегодня мы будем проводить эксперименты с обыкновенной солью, которую мы каждый день употребляем в пищу
Опыты с солью:
ПЕРВЫЙ СТОЛ.
Опыт №1  «Соль сыпучая.»
Воспитатель: Возьмите полную ложку соли  и насыпьте горкой  себе в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). 
Вывод; Значит какой мы с вами делаем вывод. Соль сыпучая
Опыт № 2. «Соль состоит из кристаллов»
Воспитатель: Посмотрите ребята у нас на столе два вида соли. Возьмите лупу в руки и рассмотрите оба вида соли и скажите чем  похожи и чем они отличаются?
Ответы детей: (Образец соли №1 – соль крупная, состоит из маленьких кристалликов; соль №2 более мелкая, имеет белый цвет, частицы соли напоминают песчинки;
Опыт №3 «Соль хрустит»
Ребята а теперь надавите ложкой на горку соли  , что вы услышали?
Ответы детей – мы услышали хруст.
Вывод :Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль  мы слышим хруст.
Вывод: Соль белого цвета, состоит из прозрачных кристалликов
ВТОРОЙ СТОЛ
Опыт № 1. «Соль не имеет запаха»
Воспитатель: А теперь ребята давайте разделимся на две группы, первая группа возьмите ложкой немного крупной соли, а вторая группа мелкой соли. Давайте определим ,есть ли у соли запах? Понюхайте ее. 
Ответы детей: нет запаха.
Вывод: Соль не имеет запаха.
Опыт № 2 «Соль растворяется в воде»
Воспитатель: насыпьте ее в стакан с водой и размешайте.
Воспитатель: Кто заметил какая соль растворилась быстрее крупная или мелкая.
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде ;мелкая  соль растворяется быстрее.
ОПЫТ №3 «Вода на вкус»
Воспитатель: Как  вы думаете какой стал вкус у воды? Давайте возьмем ложечки и  немножко попробуем. 
Воспитатель: Какая на вкус вода?
Ответы детей: вода соленая.
Вывод: Вода стала соленной
Воспитатель: Вы определили, что соль полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменились, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.
ТРЕТИЙ СТОЛ
ОПЫТ№1 «Плавающее яйцо».
Воспитатель: Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Давайте проверим. 
Воспитатель: Я буду проводить опыт , а вы внимательно смотрите. Поможет нам в этом обычное яйцо.
Воспитатель: На столе у меня стоит 2 стакана с водой, в первом  стакане вода  не солёная , теперь опускаем в него яйцо. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Воспитатель: В  другой  стакан насыпаем соли, возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?
(Яйцо не тонет).
Воспитатель: Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Соль повышает плотность воды, чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.)
Опыт №2 «Лед и соль»
Воспитатель: Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем.
Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать)и растапливать лед.
Вывод: соль начинает растапливать лед.
Воспитатель:
- Молодцы! Сколько интересного вы знаете о соли. Мы с вами через лупу видели кристаллы соли.
- а сейчас мыс вами будем  выращивать кристаллы. Для этого нам понадобится:
• вода;
•  стеклянный сосуд;
• соль;
• еловую веточку
(Воспитатель проводит опыт, дети наблюдают).
Наполняем  сосуд водой, добавляем соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться, т. е. пока на дне сосуда не появится осадок из кристалликов соли, опускаем нашу с вами еловую веточку  в соляной раствор
И ставим наш сосуд на теплое место с постоянной температурой,. Теперь необходимо ждать пока выпарится вода. Для этого нужно время.
Воспитатель: А пока мы с вами немного отдохнем и сделаем физминутку. Встаньте в круг смотрите и повторяйте за мной.
Физминутка:
Очень опыты мы любим! Шеей вправо, влево крутим.
Соль полезна для еды - Если правда топай ты!
Соль промывает рот - Делай вправо поворот!
Также нос и снова рот - Делай влево поворот!
Медицина здесь уместна .Мы попрыгаем на месте!
Чтобы сильным и здоровым стать. А затем весь мир обнять.


Творческая работа.
Воспитатель: А сейчас я хочу  пригласить вас в свою творческую мастерскую и показать  как еще можно использовать  соль.
Скажите, мне, пожалуйста, может ли соль быть цветной? (нет). Чем можно окрасить соль? (цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями)
Я вам покажу, как я красила соль цветными мелками. Трем мел через тёрку, затем насыпаем тёртый мел в стакан с солью и смешиваем. Получилась соль голубого цвета. Таким способом я окрасила соль разными цветами .Сегодня мы с вами будем декорировать баночки  цветной солью. 
А делается это так: у вас у всех на столах лежат воронки, стаканчики с цветной солью, ёмкость, в которую вы будете насыпать цветную соль, столовые ложки. Соль нужно насыпать аккуратно, баночку не встряхивать, на полнить до конца и плотно закрыть крышечкой. Вот такие чудесные сувениры, сделанные своими руками, у нас получились. Вы можете оставить их себе на память.
Воспитатель: Ой ребята, мы с вами кажется что-то забыли, мы забыли про наши кристаллы ,давайте посмотрим что же произошло с ними. 
Ответы детей:
Воспитатель: Они  покрылись кристаллами.
Рефлексия:
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, ребятки: что такое соль? 
Ответы детей: Соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека. 
- О каких свойствах соли вы узнали в лаборатории? (Соль белого цвета, состоит из кристалликов, твердая, сыпучая и растворимая в воде)
- Какой опыт вы смотрели? («Выращивание кристаллов соли»)
- Чем мы занимались в творческой мастерской? (Засыпали цветной солью баночки)
- Мы с вами сегодня много узнали о том, соль - кристаллический порошок белого цвета, твердая, сыпучая, без запаха, растворяется в воде, вода становится соленая. И что соль – один из важнейших минералов на Земле, который необходим человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе: Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Конспект занятияпо познавательному развитию в старшей группе:Тема: «Удивительные свойства воздуха»...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Свойства воздуха»

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Свойства воздуха»Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельнос...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: "УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ"

Программное содержаниеРасширять и уточнять представления детей о природе,  природных явлениях. Учить наблюдать, развивать любознательность.Формировать представления о том, что человек – час...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Эти удивительные камни»

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями....

Конспект ООД по экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «Удивительные свойства воды»

Конспект ООД по экологическому воспитанию в старшей группеТема: «Удивительные свойства воды» Цели ООД:Образовательные: -знакомить детей со свойствами воды ( прозрачность, отсутствие с...