Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: "Воздух-невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

В основе занятия - опыты с воздухом и закрепление полученного материала с помощью презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozdu_1.doc57.5 КБ
Файл vozduh_-_nevidimka.pptx1.88 МБ

Предварительный просмотр:

Проектировочный компонент

Реализация содержания программы в образовательных областях:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: формирование целостной картины мира, коммуникативная, игровая.

Цель: развивать интерес к исследовательской деятельности через знакомство с понятием «воздух».

Задачи:

Обучающие:

  1. обобщить, расширить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах (прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, вес, сжимаемость, он есть повсюду, подвижность);
  2. познакомить с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения;
  3. подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
  4. рассказать о роли воздуха в жизни человека, животных и растений;
  5. рассказать о том, как человек использует воздух (ветер), привлечь внимание детей к тому, что деятельность людей влияет на качество воздуха;
  6. учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.

  Развивающие:

  1. развивать творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности;
  2. развивать мышление и воображение, память, речь, зрительное и слуховое восприятие;
  3. формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений;
  4. формировать умение устанавливать простейшие связи, делать выводы;
  5. поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать словарь детей.

Воспитательные:

  1. воспитывать социальные навыки: умение работать в группе;
  2. воспитываь бережное отношение кокружающему миру.

Предварительная работа: наблюдения во время прогулки, беседы - рассуждения.

Материал: пустой стакан, таз с водой, полиэтиленовый пакет, воздушные шары, блюдце, бумага, вата, спички, вертушка, презентация «Воздух – невидимка», прозрачные кружки с трубочками, весы, банки, ваза, мандарины, вертушка, мяч, альбомные листы, карандаши.

Организационный компонент

Воспитатель:

- Дети, я хочу вам сегодня загадать загадку:

Ты без него не можешь жить,

Ни есть, ни пить, ни говорить.

И даже, честно говоря,

Разжечь не сможешь ты огня.

Невидимка озорной

Живёт рядышком с тобой,

Он невидим и неслышим,

И куда мы ни пойдём,

Невидимку мы найдём (воздух).

- Сегодня мы с вами будем говорить о воздухе. Давайте пройдём в нашу Лабораторию.

- А почему его называют невидимкой?

- Как же его можно обнаружить, если воздух невидим?

Воспитатель: (берёт в руки стакан):

- Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой?

Опыт 1.

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой. Обратить внимание, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Воспитатель:

- А как ещё можно увидеть «невидимку»? Возьмите полиэтиленовый пакет и скрутите его. Каким стал пакет? (выпуклым). Почему? (его раздул воздух). Вот мы и обнаружили «невидимку». Как ещё можно его увидеть? Надуть воздушный шарик, он, поэтому так и называется, его надуают с помощью воздуха. Но если шарик сильно надувать, он может лопнуть. Почему? (Воздух весь не поместится, так что главное – не перестараться).

- Воздух не имеет формы и занимает всё свободное пространство? Например, форму банки, кружки ит.д.

- Вы говорите, что воздух есть везде, а почему же мы видим все предметы, которые нас окружают? (воздух прозрачный).

Воспитатель:

- А в какое время года, суток мы можем увидеть воздух? Зимой или поздно вечером, когда прохладно и изо рта выходит пар. Что нам может показать наличие ветра, перемещающегося воздуха? Вспомните из наших наблюдений.

- А ещё мы воздух можем почувствовать. Подуем на ватку, которая лежит на ладони. Что получается? (ветер) Ветер – это струя воздуха, которая перемещается с разной силой. Значит, воздух может перемещаться (6 слайд).

Опыт 2.

Кладут на ладонь ватку и дуют с разной силой.

Вывод: Перемещение воздуха можно увидеть с помощью разных предметов: ватки, листа бумаги, качающихся ветвей дерева, дыма из трубы. Чем сильнее струя воздуха, тем быстрее летит ватка, интенсивнее качаются ветви.

- А в группе у нас сейчас воздух перемещается? Что может вызвать этот процесс? Когда мы с вами хотим или бегаем.

Опыт 3.

Воспитатель держит вертушку, дети сначала стоят, а потом бегают по ковру.

Вывод: воздух начинает перемещаться, если происходит движение.

 - Давайте и мы сейчас тоже сделаем ветер.

Физминутка «Ветер»:

Дует ветер нам в лицо,                                   махи руками в лицо

Закачалось деревцо.                                         руки вверху, наклоны

Ветерок всё тише, тише.                                  приседание

Деревцо всё выше, выше.                                поднимание вверх на носочках

Дует ветер с высоты

Гнутся травы и цветы

Влево – вправо, влево – вправо

Клонятся цветы и травы.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

- Ребята, а какой воздух на вкус?

- А запах он имеем?

- Ещё воздух может передавать звуки, всё, что мы слышим – это нам приносит воздух.

- Воздух упруг, и его можно сжать, попробуёте это сделать с воздушным шаром или с мячом.

- Если я возьму надутый шар и тот, который ещё не надули и привяжу к палочке, какой из них перевесит? Значит, воздух имеет вес.

Опыт 4.

Привязать с двух сторон к весам шарики, один надутый, другой сдутый. Перевесил надутый шар.

Вывод: воздух имеет вес.

- Воздух ещё очень лёгкий, вспомните, когда вы плаваете в бассейне, если вы не умеете плавать, почему вы не тонете? Да вас держит круг, надутый воздухом.

Опыт 5.

Опустить в таз с водой надутые маленькие воздушные шарики.

Шарики плавают.

Вывод: воздух лёгкий.

- Ребята, вот вы дули на ватку, изображая ветер, струю воздуха, которая вырывалась из вас, значит, внутри вас тоже есть воздух. Можно это проверить ещё одним опытом.

Опыт 6.

Опустить в кружку с водой трубочку и подуть.

По воде пойдут пузырьки.

Вывод: воздух находится внутри человека.

- А как он туда попал? Мы вдыхаем его, когда дышим, а дышим мы кислородом.

- Сейчас сделайте глубокий вдох, наберите побольше воздуха и задержите его, на счет «пять» выдохнете. (Дети выполняют.) Трудно было вам без воздуха? Человек не может жить без воздуха, он ему нужен каждую секунду. Как надо правильно дышать?

Предлагает показать.

- Кому ещё нужен кислород для дыхания? (животным, птицам, насекомым, людям, рыбы тоже дышат кислородом, растворённым в воде). Ещё посмотрим один опыт.

- Без воздуха жизнь на Земле невозможна. Воздух есть везде и на воде, и на суше, наша планета Земля окружена толстым слоем воздуха. Эта оболочка называется атмосфера.

Дид /и «Дышит – не дышит».

Воспитатель:

-  А я вот знаю, что кислород нужен не только живым существам. Ребята, кому ещё нужен кислород? (фабрикам, заводам, машинам для работы). Человек издавна научился использовать силу ветра. Кто может сказать, где используется сила ветра? А ещё на заводах, фабриках воздух (кислород) нужен для поддержания горения огня, без которого невозможно прожить человеку.

Опыт 8.

Положить на блюдце бумажку и зажечь её. Накрыть блюдце стаканом.

Огонь погаснет.

Вывод: для поддержания горения нужен воздух.

- Что же получается? Воздух в виде кислорода нужен всем живым существам, растениям.. Но заводы, фабрики, автомобили выпускают целые реки углерода .

- Почему же кислорода не становится меньше? Потому что на Земле есть зелёные растения. Чем больше их, тем чище воздух.

- Чистый воздух особенно нужен человеку?  Для чего? Для здоровья. Грязный воздух вызывает разные болезни у людей. А что загрязняет воздух? Пыль, выхлопные газы, пожары, дым заводов, фабрик, сигарет….

- Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? Протирать пыль, проветривать помещения, сажать деревья, кусты, цветы, поливать дорожки, тротуары, на заводах и фабриках ставят фильтры для очистки воздуха.

- За чистотой воздуха следят специальные ученые - экологи.

- О чём мы сегодня говорили? Чтобы закрепить полученные знания, давайте пройдём в наш кинозал и посмотрим презентацию о воздухе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОЗДУХ - НЕВИДИМКА Подготовила Кудливская Ю.А.

Слайд 2

Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный

Слайд 3

Как поймать воздух?

Слайд 4

Воздух не имеет определённой формы и занимает всё свободное пространство

Слайд 6

Воздух может двигаться в разных направлениях… Это ветер

Слайд 7

Воздух не имеет вкуса

Слайд 8

Воздух не имеет запаха… Воздух движется и доносит разные запахи до наших носов

Слайд 9

Воздух передаёт звуки… и благодаря этому мы их слышим, а так же мы разговариваем и слышим друг друга, тоже благодаря воздуху

Слайд 10

Воздух сжимаем и упруг

Слайд 11

Воздух имеет вес

Слайд 12

Воздух лёгкий

Слайд 13

Воздух есть внутри человека

Слайд 14

Воздух есть везде. Земля окружена толстым слоем воздуха - атмосферой

Слайд 15

Люди научились использовать воздух

Слайд 17

Для поддержания горения

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Свойства воздуха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Воздух - невидимка».

Цели и задачи:         Уточнить знания детей о космосе, о разнообразии планет, учить различать планету Земля от других планет. Расширять знания о планете Земля. Уточнить...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Воздух - невидимка».

Занятие построено в виде экспериментально-познавательной деятельности, дети выполняют небольшие эсперименты с воздухом и водой, что способствует развитию наблюдательности, умению, анализировать и дела...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» с учетом ФГОС ( старшая группа)

ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.ЗАДАЧИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ• создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с ...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:  1.Обучающая: Дать представление о воздухе, как о компоненте неживой природы, его свойст...

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» направление Экспериментальная деятельность. Тема: «Воздух-невидимка»

Задача: сформировать представление детей о воздухе, его свойствах и роли в жизни человека...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»Цель: Продолжать формировать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, ...