Опыты с воздухом
материал по окружающему миру (средняя группа) по теме

Рогова Елена Анатольевна

Конспект НОД в средней группе «Невидимка – воздух».

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха.

 

Оборудование:

Шапочки, фартуки, прозрачные пакеты, прозрачные стаканы с водой, трубочки для сока,2 шарика, зубочистка, дуга, апельсин, веера по количеству детей, карточки-символы.

 

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли ваши родители, давайте посмотрим на них и улыбнёмся и пошлем им воздушные поцелуйчики. Вы почувствовали тепло на ладошке? Что же это?

Дети: Это воздух

Воспитатель: Внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух

Раздаётся стук в дверь и в группу входит Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Да, я Незнайка. Я услышал загадку про воздух и мне стало интересно, воздух нам действительно так нужен? Как мы это узнаем, если мы его не видим?

Воспитатель: Хорошо, Незнайка мы ответим на все твои вопросы и как настоящие учёные-исследователи отправимся в лабораторию. Лаборатория – это помещение, где много приборов для экспериментов. Одеваем предметы-помощники: шапочки, фартуки. Воспитатель: А теперь внимание, волшебство.

1,2,3, вокруг себя обернись (открываем глаза)

Вперед немного пройдись

В лаборатории очутись.

Вот мы и в лаборатории (дети подходят к столам).

Воспитатель: Проведём исследования и результаты будем выставлять в виде символов, обозначений на доске.

Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Ответы детей: Не шумим, не толкаем друг друга, внимательно слушаем объяснения как делать опыт и только после этого экспериментируем, убираем за собой мусор после опытов.

Воспитатель: Правильно, давайте поищем где же спрятался воздух?

Эксперимент № 1

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (Воздух). Какой он? Вы его видите? Вывод: воздух нельзя увидеть, он бесцветный.

 

Давайте отметим на доске карточку-символ «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный.

Воспитатель: Эксперимент №2 А воздух имеет вкус? Давайте проверим, откройте ротики, вкусно?  Воздух не имеет вкуса. Давайте отметим карточку-символ на доске.

 

Воспитатель: Внимание!  Эксперимент №3 Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте трубочку.  На воде появились пузырьки. Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали). Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно? (Воздушные пузырьки поднимаются вверх) Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет пузырьков не будет.

 

  Воздух прозрачный, невидимый. Посмотрите на карточку обозначение.

Воспитатель: Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть? На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта) Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

Эксперимент №4. Возьмите веера и помашите ими в лицо.  Веер движется и подгоняет воздух.  Воздух двигается. Помашем перед лицом? Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? Чем заменили веер в нашей жизни?  (кондиционеры, вентиляторы). Вывод: Воздух движется. А вот и карточка-символ на доске.

Физминутка

Ветер дует нам в лицо,                                махи руками

Закачалось деревцо,                                     руки вверху, наклоны в стороны

Ветер тише, тише, тише,                              приседание

А деревья выше, выше, выше            встать на носочки и вытянуть руки вверх 

Воспитатель: Эксперимент №5. Интересно, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом? Проткнём зубочисткой один из надутых шаров. Из шарика вышел воздух, а конец, к которому он был привязан, поднялся вверх. Почему? (Шарик без воздуха стал легче) Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проткнём зубочисткой второй шарик. Шарики без воздуха весят одинаково. Восстановилось равновесие. Воздух имеет вес (Показ карточки-схемы).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а есть ли запах у воздуха? Давайте проверим. Внимание эксперимент. Закройте глаза, понюхайте воздух, не слышно запаха, а теперь? (разрезает апельсин дольками) Воздух может передавать запахи. Вспомните, мы возвращались с прогулки и как вкусно пахло, когда мы проходим возле кухни.  А вот и карточка-символ.

Незнайка: Получается, что воздух собственного запаха не имеет. Чистый воздух не пахнет, запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Я вот думаю, почему везде по-разному пахнет: в помещении один запах, а на улице другой, а это воздух виноват присваивает чужие запахи. Вот недавно мимо машина проехала, а я как начал чихать и так долго чихал, что нос чуть не опух. Отчего так происходит? Вы не знаете? Получается, я дышал грязным воздухом и расчихался?

Воспитатель: Какой воздух необходим для человека? (Ответы детей)

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы воздух был чистым. (Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе и т.д.)

Воспитатель: Кому нужен воздух? Рыбам, животным, растениям, насекомым, всему живому. (Показ карточки-схемы)

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Незнайке о воздухе, а помогут нам в этом карточки-обозначения. (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Без воздуха человек не может прожить. Воздух-это то, чем мы дышим. Воздух не видимый, бесцветный, прозрачный, воздух есть везде, он лёгкий, легче воды,          не имеет вкуса, не имеет запаха. Но может передавать другие запахи, он движется, воздух имеет вес.

 

Воспитатель: Незнайка, мы ответили на все твои вопросы? Ты всё понял? А теперь нам надо возвращаться в детский сад. Закрываем глаза

1 2 3, вокруг себя повернись (открываем глаза)

Вперед немного пройдись,

И в детском саду очутись. Снимаем фартуки и шапочки.

Незнайка: Я хочу вам подарить воздушные шарики. Теперь я знаю, почему их называют воздушными, в них много воздуха. Дети играют с шариками (Звучит музыка) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.

2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.

3.Дыбина О. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.»

4. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.

5. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.

6. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006.

6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М.М. Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.

7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.

8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_s_vozduhom.docx1.13 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыты с воздухом

воздух невидимка...

Что такое воздух? Опыты с воздухом.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: "Что такое воздух? Опыты с воздухом."...

Экспериментальная лаборатория. Значение воздуха в нашей жизни.Опыты с воздухом

Мы занятие начинаемИнтересно здесь бываетПостарайтесь все понятьМного нужно вам узнать!Итак, ребята, начинаем наше занятие. Сегодня в наш детский сад пришло письмо, но почему - то оно без обратного ад...

Конспект занятия с использованием экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Что такое воздух? Опыты с воздухом»

Тема: «Что такое воздух? Опыты с воздухом»Цель: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.Задачи:Образовательные:1. Учить детей устанавливать причинно-...

Конспект образовательной деятельности по экологии в старшей группе: «Нам нужен воздух». (Опыты с воздухом)

Цель: Развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.  Задачи: Закрепить представление детей о свойствах возду...

План-конспект проведения опыта с воздухом в подготовительной к школе группе по теме: «Воздух вокруг нас»

Конспект содержит полный ход оытно-экспериментальной деятельности с воздухом, прописанный от вводной до заключителньой части....

План-конспект проведения опыта с воздухом в подготовительной к школе группе по теме: «Воздух вокруг нас»

Конспект содержит полный ход опытно-экспериментальной деятельности, вплоть от вводной до заключительной части....