«Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей»
статья по окружающему миру на тему

Власова Светлана Александровна

Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_v_ekologii.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

 «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей»

Подготовила:

воспитатели МБДОУ «Детский сад «Снегурочка»,

ЯНАО, город Новый Уренгой

Власова Светлана Александровна

Козлова Марина Николаевна

  Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.

    Наличие экологических представлений у детей не гарантирует их готовности поступать экологически целесообразно. Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности; понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.

  В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

  В этих играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

  Планируя проведение дидактических игр для расширения и углубления экологических представлений учитываю те представления, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:

  • О многообразии и разнообразии природных объектов; о растениях как живых организмах;
  • О взаимосвязях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);
  • О человеке как части природы;
  • О культуре поведения в природе

  Использую дидактические игры на развитие у дошкольников эмоционально – ценностного отношения к природе, ее эстетического восприятия и формирование нравственно – оценочного опыта поведения в природе. Игры проводятся в естественной природной среде (за исключением игр с комнатными растениями, животными).

 Создана картотека игр, где присутствуют игры для развития эстетического восприятия природы. В ходе игры дошкольники при контакте с природным объектом (наблюдении, прикосновении к растению, животному и т.д.) должны рассказать об особенностях его внешнего вида, развития или об уходе за ним, о случаях бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным. Это такие игры как: «Беседа с деревьями», «Встреча с растением», «В мире цветов» и др..

Также в картотеке присутствуют дидактические игры для формирования нравственно – оценочного опыта. В ходе таких игр обсуждаются последствия поступков участников определенных ситуаций. Дети учатся находить собственные решения, мотивировать их, делать выводы. Это такие игры, как: «Радости и огорчения», «Путешествие», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Экологический светофор», «Природа благодарит  и сердится» и др.

 Широко используем в своей работе для экологического воспитания детей игры с природным материалом, настольно – печатные игры, предметные игры, словесные игры, игровые упражнения, игры – занятия.

   Игры планируется на квартал в соответствии с тематическим планированием воспитательно – образовательного процесса в совместной и самостоятельной деятельности с детьми.

  Проводя систематически дидактические игры в экологическом воспитании детей можно сделать следующие выводы:

- дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;

- дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность.

- в дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т. д., а значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему " Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. Маленький...

Роль дидактической игры в экологическом воспитании детей

В статье приведены варианты игр для формирования экологического сознания у дошкольника....

Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...

Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Роль дидактических игр  в экологическом воспитании детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов на тему: «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Консультация для педагоговна тему: «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»...

"Роль дидактических игр в экологическом воспитании и образовании детей дошкольного возраста"

Данный материал предназначен для воспитателей детских садов. Игры доставляют детям много радости и содействуют их всестороннему развитию. Дидактические игры расширяют кругозор детей, создают благоприя...