Волшебница вода
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Анастасия Сергеевна Захарова

Занятие для детей старшего дошкольного возраста. Опыты с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_volshebnitsa_voda.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЛШЕБНИЦА ВОДА

Программное содержание:

Образовательные: Продолжать знакомство детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека. Учить детей навыкам проведения лабораторных опытов:

— закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

— учить отгадывать загадки.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие: Развивать у детей фонематический слух. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2. Проведение экспериментов с водой.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Разрезные картинки».

5. Чтение художественной литературы по теме «Вода».

6. Наблюдение на прогулке.

Ход занятия

        Воспитатель 1. Дорогие ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Сегодня мы устроим праздник  - волшебница вода. Для этого мы отправимся в необычное путешествие на волшебную полянку, а раз путешествие будет необычное, то и транспорт у нас будет тоже необычным. Я сейчас буду – мама Тучка, а вы – мои капельки. Представили себя капельками, закрыли глаза и полетели. Мы летим над полями и лугами. А вот и лес! Медленно опускаемся на полянку и открываем глаза. И здесь нас ждут интересные загадки. Попробуйте их отгадать.

  • Шумит он в поле и саду

А в дом не попадает

И никуда я не иду

Покуда он идет (дождь)

  • С неба падают на землю

И кружатся над землею

Легкие пушинки, белые…(снежинки)

  • Драгоценным ожерельем

Спать ложится на деревья

Без труда отыщет кров

Среди веток и стволов (снег)

  • Рыбам жить зимой тепло,

Крыша – толстое стекло (лед)

  • Молоко над речкой плыло

Ничего не видно было

Растворилось молоко –

Видно стало далеко (туман)

  • То спокойна, то шумлива

И широкая и красивая

Любят плавать в ней, нырять

Огороды и сады ее водой поливать (река)

  • Он так бесстрашен и могуч

Что не боится горных круч

Привык он с них всю жизнь срываться

И с головою  вниз бросаться (водопад)

  • Проплывают караваны

Небывалых кораблей

Держат путь вокруг земли

Эти чудо корабли (облака)

  • Утром бусы засверкали

Всю траву собой заткали

А пошли искать их днем

Ищем, ищем, не найдем (роса)

Какие вы молодцы все загадки мои отгадали, нет у меня больше для вас загадок, пустое у меня ведерко, да мне уже и пора от вас улетать, досвидание ребята!  

Воспитатель 2. А у меня ребята тоже есть для вас загадка, посмотрим, отгадаете ли вы ее:  

На одной ноге стоит

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны

Реки, горы, океаны (глобус)

        Правильно ребята, конечно это глобус (демонстрация), а что же такое глобус? Глобус – это модель Земли, только в уменьшенном виде. А что мы сможем узнать, посмотрев на глобус? Какую форму имеет Земля? Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? Конечно синий цвет – это вода – это реки, океаны, озера, моря.

А что мы свами знаем о воде?

Для чего нужна вода? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуда и др.)

А какая бывает вода? (горячая, холодная, теплая, прозрачная, пресная, соленая, газированная, мутная и др.)

А что делает вода? (льется, течет, журчит, капает, тает, замерзает и т.д.)

С этими и многими другими свойствами воды мы познакомимся в нашей волшебной лаборатории. А пока запасёмся силами и проведем физкультминутку.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились (шаг на месте)

Наклонились и умылись (наклон, умылись)

Раз, два, три, четыре (хлопки)

Вот так славно освежились (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно: вместе раз – это брасс

(круги двумя руками вперед)

Одной рукой, другой – это кроль

(круги руками поочередно вперед)

Все как один, плывем, как дельфин

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шаг) и отправились домой.

Воспитатель 1.  Ребята я вас приглашаю в нашу лабораторию, а что мы здесь будем делать? Правильно ставить опыты и эксперименты. Вот мы сейчас превратимся с вами в ученых и будем проводить опыты по исследованию воды и ее свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

ОПЫТ 1. «Вода не имеет вкуса»

Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (ответы детей)

А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось?

 (Вода стала сладкая, вода стала кислая). Т.Е. мы сами изменили вкус воды.

Вывод: вода не имеет вкуса.

ОПЫТ 2. «Вода прозрачная»

Давайте сравним воду и молоко, в оба стакана мы положили ракушки, но в каком из стаканов мы их видим? (ответы детей).

Вывод: в молоке мы пуговицу не видим, а в воде видим, т.е. вода прозрачная.

ОПЫТ 3. «В каких состояниях может быть вода»

Вода может быть в трех состояниях.

  1. Давайте возьмем 2 стаканчика – один с водой, второй – пустой, и начнем переливать воду из одного в другой. Что происходит с водой, она льется, почему? Потому что она жидкая и может течь.
  2. Пар – это тоже вода. Возьмем кипяченую воду, нальем в стакан, а над стаканом поместим зеркало, что произойдет? На нем выступили капельки воды. Т.Е. пар – это тоже вода.
  3. Лед – это твердая вода. Что произойдет  с водой  при низкой температуре. Правильно, она превратится в лед. Сейчас поместите свой кубик льда в стакан (блюдце), что с ним происходит в теплом помещении – он тает. Т.е. вывод: лед – это тоже вода.

Вывод: вода может находиться в трех состояниях – жидкое, твердое (лед), газообразное (пар).

ОПЫТ 4. «Что легче – лед или вода?»

        Ребята, как вы думаете, что произойдет с кубиком льда если его поместить в стакан с водой? Он утонет, будет плавать, или раствориться? А теперь давайте опытным путем проверим – опустим лед в стаканчик с водой. Лед плавает, значит, он легче воды, поэтому он и не тонет!

Да ребята делать опыты и научные открытия дело не из легких, поэтому во всех научных лабораториях делают перерывы для отдыха. Неплохо бы и нам немножко отдохнуть. Выходите ко мне.        

Физкультминутка «Капельки и тучки»

На полу разложены обручи (но на один меньше, чем детей). Это тучки. А дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно передвигаются, но как только музыка остановилась, капелька должна занять тучку. Та капелька, которой тучки не хватило – испарилась.

ОПЫТ 5. «Вода формы не имеет»

Ребята, обратите внимание, что у вас на столах стоят сосуды и стаканы разной формы. Какая у них форма? А давайте нальем воду в эти сосуды и посмотрим, что произойдет с формой воды? Конечно, вода приобретет ту форму, в которую ее мы наливаем. У меня есть резиновая перчатка, что с ней произойдет, если в нее налить воды? (ответы детей, демонстрация опыта).

Мы с вами уже говорили, что лед – это твердая вода, и она тоже примет ту форму, в которую мы поместили еще жидкую воду и заморозили (показать 3-4 разных форм).

Вывод: в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной , она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.

Сколько интересных опытов с водой мы провели сегодня с вами. Давайте вспомним их, какие свойства воды вы запомнили (ответы детей).

Вода – добрый друг и помощник человека. Вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек. Чистую воду нужно экономить — зря не лить, закрывать кран, чтобы она не текла напрасно. Действительно, без воды невозможно жить на Земле, поэтому ее необходимо беречь и охранять.

Ну и в конце нашего занятия нам хотелось бы вспомнить замечательное стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебница вода»

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Вы в пруду ее найдете

И в сыром лесном болоте,

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились

(шаг на месте)

Наклонились и умылись (наклон, умылись)

Раз, два, три, четыре (хлопки)

Вот так славно освежились

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

вместе раз – это брасс

(круги двумя руками вперед)

Одной рукой, другой – это кроль

(круги руками поочередно вперед)

Все как один, плывем, как дельфин

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шаг) и отправились домой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».

Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...