Главные вкладки

    «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта средствами изобразительной деятельности».
    консультация по окружающему миру на тему

    Волкодав Ольга Станиславовна

    Консультация для воспитателей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx21.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта средствами изобразительной деятельности».

    Цель консультации: формирование экологического сознания педагогов дошкольного учреждения.

    «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей». В.А.Сухомлинский

    Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных. Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили.

    Достижением первых семи лет жизни является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место вокруг близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее общую ценность для всех людей.

    Под влиянием взрослых у ребенка вырабатываются эмоциональные предпочтения. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней должны воспитываться в дошкольном детстве: в семье и в дошкольных учреждениях.

    Дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического бескультурья.

    Между тем, многие исследования показали, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства, до того, как получают возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения.

    Активная позиция педагогов способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой, организованное воспитателем, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее.

    Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых.

    В этом нам помогают  наблюдения и общение с природой, которое каждый день осуществляется во время прогулок с детьми, как на участке группы, так и на территории всего детского сада.

    Сочетание наблюдений с художественным словом способствует образованию особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей. Поэтому во время наблюдений хорошо использовать стихотворения, песни, загадки, поговорки. Полезно вспомнить народные приметы, в которых отражены доступные для понимания детьми связи между явлениями природы.

    Накоплению знаний детей о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия способствуют работа в уголке природы и на участках группы. Наша группа участвовала в акции «Посади дерево». Ребята все лето с особым трепетом ухаживали за березкой, которую сами сажали весной.

    Важное значение в экологическом воспитании детей имеют познавательные занятия, на которых дети знакомятся с природой, выявляют причинно-следственные связи явлений природы. Чтобы уточнить, закрепить и  расширить имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных мы используем дидактические игры. Дети нашей группы любят играть в такие экологические игры как «Во саду ли в огороде», «Узнай по описанию», «С чьей ветки детка?».

    Экологическое воспитание немыслимо без чувства восхищения природой. Поэтому, стремясь воспитать детей, как хранителей природы, стараемся помочь им научиться – восхищаться красотой природы.

    На занятиях по изобразительной деятельности познавательный интерес к природе и желание общаться с ней, развиваем через эмоциональную сферу. На этих занятиях дети погружаются в природу через разные виды деятельности: просмотр слайдов, видеофильмов, слушания музыки, музыкально – пластических импровизаций, игр, и непосредственно творчества: рисование, лепки, аппликации в группе и на природе. В процессе творческих заданий дети применяют приемы развития замыслов, учатся умению выбирать цветовые сочетания, форму, композицию, различные изобразительные материалы.

    В своей работе мы часто используем природные материалы, которые дают детям безграничные возможности пофантазировать. В этих случаях процесс формирования экологического воспитания и предпосылки творчества находятся в тесной взаимосвязи. Одно из последних  подобных занятий - занятие по аппликации «Веселый волчонок».

    Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об ее объектах и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. Огромный интерес у детей вызывают занятия, на которых мы используем нетрадиционные техники рисования. Например, мы рисовали с натуры вазу с цветами, используя технику «рисования по сырой бумаге».

    В момент познания природы и в момент ее изображения, у детей развиваются психические процессы (анализ, синтез, воображение, образное мышление, моторная координация и речь).

    Произведения искусства, так же, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.

    Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. Изобразительная деятельность – это особая форма передачи ребенком своего видения природы, отношения к ней.

                                       Всё хорошее в людях – из детства!

                                       Как истоки добра пробудить?

                                       Прикоснуться к природе всем сердцем:

                                       Удивиться, узнать, полюбить!

                                       Мы хотим, чтоб земля расцветала,

                                       И росли, как цветы, малыши,

                                       Чтоб для них экология стала

                                       Не наукой, а частью души!

    Викторина

    1. Как по клюву различить молодого грача и взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое.)
    2. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)
    3. Кто кукует (самец или самочка)? (Самец.)
    4. Что означает “плач” березы весной? (Сокодвижение.)
    5. Почему крапива жжется? (В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.)
    6. Назовите хищное насекомое, питающееся в воздухе. (Стрекоза.)
    7. Какой зверь строит дом с бассейном? (Бобр.)
    8. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

    Отгадайте, чьи это жалобы.

    1. Ох, не любят меня люди. Голос им не нравится, глаза у меня круглые, ночью светятся. Считают, что беду приношу, а это неправда. Польза от меня большая — я мышей ловлю, урожай сохраняю. Кто я? (Сова)

    2. А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз

    головой. Не похожа я ни на птицу, ни на зверя, но человеку не враг. Кто я? (Летучая мышь)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта

    Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань э...

    Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта

    Главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, ...

    Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта.

    Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза эколог...

    «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

    «Экологическое воспитание – это воспитание   нравственности, духовности и интеллекта»...

    Консультация для воспитателей детского сада "Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта"

    Консультация посвященна экологическому воспитанию. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта...