Вода - наша помощница
учебно-методическое пособие по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Учебно-методический материал по ознакомлению с окружающим миром  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_voda-nasha_pomoshchnitsa.docx223.68 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методический материал по ознакомлению с окружающим миром

 «Вода - наша помощница»

Конспект занятия в подготовительной группе                                                                                                                  

Цель:   Закрепить ранее полученные знания о воде и ее значении в природе и жизни человека.  

Задачи:

 Образовательные: 

  • развитие навыков построения предложений;
  • обогащение словаря: подбор определений и эпитетов к слову вода; усвоение названий водного транспорта; развитие образной речи на примере устного народного творчества – загадок, пословиц;
  • развитие связной речи – формирование навыков составления предложений и короткого рассказа.
  • обучение детей подбору слов-антонимов и образованию существительных множественного числа, включая их в различные речевые конструкции.
  • формирование грамматического строя речи.

Воспитательные: 

  • развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
  • прививать бережное отношение к воде.

  Развивающие: 

  • развивать  умение  придерживаться  избранной  сюжетной  линии в творческом  рассказывании  
  • развивать  логическое  мышление

Интеграция образовательных областей:  

  • речевое развитие
  • познавательное развитие
  • социально – коммуникативное развитие
  • физическое развитие

Материалы для занятия:

  • кроссворд с загадками
  • иллюстрации воды в природе
  • мнемотаблица по теме
  • глобус
  • карточки с пословицами

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся. Вы сказали «здравствуйте» и тем самым пожелали всем здоровья. А сейчас мы с вами встанем в круг и скажем наше приветствие друг другу.

        «Собрались все дети в круг

         Я - твой друг и ты - мой друг,

         Крепко за руки возьмёмся

         И друг другу улыбнёмся!»

Назовите ласково друг друга.

- Посмотрите, на улице сегодня прекрасный день. Наступила весна. Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение.

- Ребята, давайте вместе узнаем тему нашего сегодняшнего занятия. Для того, чтобы это сделать, нам надо отгадать загадки, которые сегодня утром появились на моем столе вместе с вот такой таблицей. Что бы это значило? Как вы думаете?

Ответы детей - кроссворд

И я тоже думаю, что это кроссворд. А когда мы его отгадаем, наверняка узнаем, чем мы сегодня будем заниматься. Чтобы решить кроссворд, отгадайте загадки:

  1. По морю шумно идет, к берегу подойдет-сразу пропадет.
  2. Кругом вода, а пить нельзя.
  3. Из-под земли  в подарок людям чистой воды оконце.
  4. Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит- не выбежит.

Кроссворд на стенде

Исходное слово – вода

Ответы: волна, море, родник, река

Воспитатель:

- Итак, сегодня мы  поговорим о воде, о ее значении в нашей жизни.

- Посмотрите, что это такое? (глобус).

 Глобус – это модель Земли. А что обозначают эти разноцветные пятна на глобусе? (ответы детей: вода и земля).

– Вот посмотрите на глобус, какого цвета на нем больше, голубого или коричневого? (ответы детей) 

 – Если всю землю условно поделить на 4 части, то 3 из них – вода: океаны, моря, реки и озёра.  

- как вы знаете ребята, на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному и животному миру. В морях и океанах вода соленая

- как ее называют, в Море – морская (отвечают дети)

Вода в океане - океаническая

В реках - речная

В озерах - озерная

В родниках - родниковая

В болотах - болотная

 - А человеку, какая нужна вода? (пресная). А какая это вода, пресная? Может быть, вы знаете, почему она так называется?

 - Правильно, пресная вода - это вода без солей.

Вода- самое распространённое вещество в природе. Вода до сих пор остаётся одним из самых малоизученных веществ.

Вода в себе хранит много тайн  и над раскрытием этих тайн работают многие учёные. А вы хотите узнать тайны воды?

 - Кто знает, какие свойства имеет вода? (ответы) 

 – Вода жидкая, прозрачная, не имеет цвета, запаха.

ОПЫТ  «Какого цвета вода? »

http://www.englishexercises.org/makeagame/my_documents/my_pictures/2011/dec/2C8_milk.jpghttp://www.therabbithole.ru/wp-content/uploads/2010/10/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD-%D0%B2-%D0%B2%D1%8B%D1%82%D1%8F%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%B9-%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B5.jpg

 Возьмем два стакана, один - с водой, а другой - с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (да). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком, что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко - нет. Значит вода - прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску, добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем еще раз вывод о том, что вода прозрачная. 

Опыт «Вода не имеет запаха».

Воспитатель: Перед нами стаканчики с водой я предлагаю понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. Вывешивается символ этого свойства воды. 

http://www.maam.ru/upload/blogs/b157459812201847cd254683d36339f3.jpg.jpg

Опыт «Вода не имеет вкуса».

 Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, мои учёные,  попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? (Ответы детей).

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. 

А чтобы вы  не забыли это, я приготовила  вам символ этого свойства воды. 

http://www.maam.ru/upload/blogs/b157459812201847cd254683d36339f3.jpg.jpg

Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

Воспитатель: Мы сегодня, мои маленькие исследователи, много говорили о воде.  А теперь давайте сами расскажем, что же мы узнали о воде?  (По схеме)

http://www.maam.ru/upload/blogs/b157459812201847cd254683d36339f3.jpg.jpg

Вода – это жидкость,

её можно налить, перелить, вылить

она принимает форму того сосуда, в который её налили.

Вода – бесцветная

Вода не имеет запаха

Вода – не имеет вкуса.

А какой вода становится на холоде? Во что она превращается?  (ответы)

– Правильно, это уже лёд, но всё равно это вода, только не жидкая, а какая? (твёрдая)

 – А снова жидкой она станет когда? (ответы)

 – Конечно, если лёд нагревать, то он растает, вода снова станет жидкой

 Про воду говорят, что Вода – помощница и труженица.

Смотрите, что она на себе несет (рассматривание картинок с изображением водного транспорта)

 – По воде плывут катера, корабли, баржи, лодки, паромы, яхты. Как это называется одним словом?  (транспорт)

 – Что перевозит водный транспорт? (людей и грузы)

– А теперь, ребята, давайте немного отдохнём.

Физкультминутка.

Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе).

 Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

 Вот так славно освежились (встряхиваем руками).

 А теперь поплыли дружно,

 Делать так руками нужно:

 Вместе - раз, это брасс (круги двумя руками вперед).

 Одной, другой - это кроль (круги двумя руками вперед поочередно).

 Качаясь на волне,

 Плывем на спине (круги двумя руками назад).

 Вышли на берег крутой  и отправились домой (шаги на месте).

Воспитатель: Давайте поиграем в игру. Она называется «Скажи наоборот»

Например: вода бывает:

чистая – грязная

холодная – тёплая

солёная – пресная

жидкая – твёрдая

мутная – прозрачная

кислая – сладкая…

Воспитатель:  Ребята, посмотрите сюда. Кто прочитает, что здесь написано?  

На стенде пословицы

Вода – это жизнь.

Без воды – земля пустырь.

Была бы водица, а зелень народится.

Воспитатель:

- Скажите, а что означают эти пословицы? Почему так говорят, чем вода помогает и кому?

(дети объясняют, делают выводы – растениям, животным, людям….пьют, готовят, растут).

Примерные вопросы для обсуждения с детьми:

- Что может делать вода? (капать, течь, бежать, замерзать, таять и т.д.)

- Зачем вода нужна растениям?

 - А как они ее получают?

 - Животные могут жить без воды?

 - Дети, а людям нужна вода?

Задание:

Рассказы детей по мнемотаблице.

- Необходимо составить предложения по мнемотаблице.

На стенде расположена мнемотаблица. Дети должны внимательно её рассмотреть и составить предложения.

Подведение итогов

Воспитатель:

- Ребята, вы большие молодцы. О чем мы сегодня с вами говорили? (ответы детей, плюс ответы по картинке о различных состояниях воды)

C:\Users\Sergey\Documents\Pictures\вода.jpg

Мы, люди, должны быть благодарны природе за чистую воду и каждый из нас должен беречь ее, потому что вода – это удивительное чудо природы, это наша жизнь.

Воспитатель:

- Закончить занятие я хочу знаменитыми словами Корнея Ивановича Чуковского:

  Давайте же мыться, плескаться,

  Купаться, нырять, кувыркаться.

  В ушате, в корыте, в лохани,

  В реке, ручейке, океане.

  И в ванне и в бане - всегда и везде

  Вечная слава - воде!

Вот мы с вами и вернулись в наш родной сад.

Вам понравилось наше путешествие? Вы можете рассказать о своих впечатлениях своим друзьям и родителям, а сделать это можете с помощью рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ "Наша помощница-вода"

Данный проект расчитан для детей  подготовительной к школе группы...

Конспект занятия по развитию речи "Вода - наша помощница!"

Конспект занятия по развитию речи "Вода - наша помощница!"...

"Бытовая техника - наша помощница"

Вашему вниманию предлагается конспект занятия "Бытовая техника - наша помощница". Целью занятия является формирование дальнейших редставлений детей о роли современной техники в трудовой деятельности в...

Конспект занятия "Электроэнергия-наша помощница.Экономия электроэнергии"

Дать детям представление об электроэнергии, ее значении в жизни человека. Закрепить знания детей о электроприборах, умении пользоваться ими. Учить детей экономить электроэнергию, воспитывать бережливо...

Конспект ОД в старшей группе«Бытовая техника - наша помощница».

Тема: «Бытовая техника - наша помощница».Цель: закрепить знания детей о бытовой технике и её назначении.Задачи: Обучающие: уточнить и закрепить с детьми правила техники безопасности, при и...

Конспект занятия "Вода - наша помощница, для чего она нужна".

Конспект занятия по развитию речи "Вода - наша помощница, для чего она нужна" для детей подготовительной группы....