Конспект занятия по развитию речи "Вода - наша помощница!"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Петрова Наталья Юрьевна

Конспект занятия по развитию речи "Вода - наша помощница!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_voda-nasha_pomoshchnitsa.docx30.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                 ДЕТСКИЙ САД № 32 «РОСИНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект занятия

по развитию речи

в подготовительной к школе группе

 « Вода - наша помощница»

           

Составила и провела воспитатель:

 Петрова Наталья Юрьевна.

Щелково 2015 г.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе                                                                                                                   «Вода - наша помощница»

Цель:   Закрепить ранее полученные знания о воде и ее значении в природе и жизни человека.  

Задачи:

 Образовательные: 

  • развитие навыков построения предложений по схеме;
  • развитие словаря: подбор определений и эпитетов к слову вода; усвоение названий водного транспорта; развитие образной речи на примере устного народного творчества – загадок, пословиц;
  • развитие связной речи-  формирование навыков составления предложений и короткого рассказа по картине.

Воспитательные: 

  • развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
  • прививать бережное отношение к воде.

  Развивающие: 

  • развивать  умение  придерживаться  избранной  сюжетной  линии в творческом  рассказывании  
  • развивать  логическое  мышление

Интеграция образовательных областей:  

  • речевое развитие
  • познавательное развитие
  • социально – коммуникативное развитие
  • физическое развитие

Материалы для занятия:

  • кроссворд с загадками
  • иллюстрации воды в природе
  • конверт с письмом
  • мнемотаблицы по теме
  • глобус
  • карточки с пословицами

Ход занятия:

Воспитатель:

-Здравствуйте, ребята! Посмотрите, на улице сегодня прекрасный день. Наступила весна. Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение.

- Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычное занятие. Оно необычно по нескольким причинам. Во-первых, никто еще не знает, чем нам сегодня предстоит заниматься. Я тоже не знаю. Представьте себе, сегодня утром на моем столе появилась вот такая таблица. А рядом с ней на листочке написаны загадки. Что бы это значило? Как вы думаете?

Ответы детей - кроссворд

И я тоже думаю, что это кроссворд. А когда мы его отгадаем, наверняка узнаем, чем мы сегодня будем заниматься. Чтобы решить кроссворд, отгадайте загадки:

  1. По морю шумно идет, к берегу подойдет-сразу пропадет.
  2. Кругом вода, а пить нельзя.
  3. Из-под земли  в подарок людям чистой воды оконце.
  4. Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит- не выбежит.

Кроссворд на стенде

Исходное слово – вода

Ответы: волна, море, родник, река

Воспитатель:

- Итак, сегодня мы  поговорим о воде, о ее значении в нашей жизни.

Я приглашаю вас в путешествие, потому что сегодня утром в наш детский сад пришло письмо, адресованное детям подготовительной группы. На конверте написан обратный адрес - Остров Грамматики. Вам интересно, что в нем написано? Слушайте.

«Дорогие ребята! Вам пишут жители Острова Грамматики. А вы знаете, что такое грамматика? Это наука, которая изучает нашу речь, строение предложений. Мы приглашаем вас на наш веселый остров. Для этого вы должны сесть на Корабль Знаний и поплыть по Морю Вопросов и Ответов».

Итак,  давайте отправимся в путешествие, а чтобы правильно выбрать путь и не заблудиться, мы возьмем с собой в дорогу вот это (показывает глобус).

-Посмотрите, что это такое? (глобус).

 Глобус – это модель Земли. А что обозначают эти разноцветные пятна на глобусе? (ответы детей: вода и земля).

– Вот посмотрите на глобус, какого цвета на нем больше, голубого или коричневого? (ответы детей) 

 – Если всю землю условно поделить на 4 части, то 3 из них – вода: океаны, моря, реки и озёра.

Ну, что, отправляемся в путь? Давайте закроем глаза и расслабимся.

Звучит легкая музыка

 Воспитатель:

- Вот мы с вами и приплыли на остров грамматики. Посмотрите, как здесь интересно.

Рассматривание и обсуждение демонстрационных картин морей, океанов, рек на стенде.

- как вы знаете ребята, на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному и животному миру. В морях и океанах вода соленая

- как ее называют, в Море – морская (отвечают дети)

Вода в океане - океаническая

В реках - речная

В озерах - озерная

В родниках - родниковая

В болотах - болотная

 - А человеку, какая нужна вода? (пресная). А какая это вода, пресная? Может быть, вы знаете, почему она так называется?

 - Правильно, пресная вода - это вода без солей.

 - Кто знает, какие свойства имеет вода? (ответы) 

 – Да, мы знаем, что вода жидкая, прозрачная, не имеет цвета, запаха.

ОПЫТ  «Какого цвета вода? »

 Возьмем два стакана, один - с водой, а другой - с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (да). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком, что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко - не. Значит вода - прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску, добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем еще раз вывод о том, что вода прозрачная.

А какой вода становится на холоде? Во что она превращается?  (ответы)

– Правильно, это уже лёд, но всё равно это вода, только не жидкая, а какая? (твёрдая)

 – А снова жидкой она станет когда? (ответы)

 – Конечно, если лёд нагревать, то он растает, вода снова станет жидкой

 Про воду говорят, что Вода – помощница и труженица.

Смотрите, что она на себе несет (рассматривание картинок с изображением водного транспорта)

 – По воде плывут катера, корабли, баржи, лодки, паромы, яхты. Как это называется одним словом?  (транспорт)

 – Что перевозит водный транспорт? (людей и грузы)

– А теперь, ребята, давайте немного отдохнём.

Физкультминутка.

Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе).

 Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

 Вот так славно освежились (встряхиваем руками).

 А теперь поплыли дружно,

 Делать так руками нужно:

 Вместе - раз, это брасс (круги двумя руками вперед).

 Одной, другой - это кроль (круги двумя руками вперед поочередно).

 Качаясь на волне,

 Плывем на спине (круги двумя руками назад).

 Вышли на берег крутой  и отправились домой (шаги на месте).

- Ребята, посмотрите сюда, а кто-нибудь может прочитать, что здесь написано?

На стенде пословицы

Вода – это жизнь.

Без воды – земля пустырь.

Была бы водица, а зелень народится.

Воспитатель:

- Скажите, а что означают эти пословицы? Почему так говорят, чем вода помогает и кому?

(дети объясняют, делают выводы – растениям, животным, людям….пьют, готовят, растут).

Примерные вопросы для обсуждения с детьми:

- Зачем вода нужна растениям?

 - А как они ее получают?

 - Почему животные не могут жить без воды?

 - Дети, а людям нужна вода

- Молодцы, ребята, а теперь давайте поиграем

Задание:

Дети разбиваются на две команды.

- Необходимо составить предложения по мнемотаблицам.

На стенде расположены  мнемотаблицы. Дети должны внимательно их рассмотреть и, посовещавшись, составить предложения.

Подведение итогов

Воспитатель:

- Ребята, вы большие молодцы. О чем мы сегодня с вами говорили?

(ответы детей)

Мы, люди, должны быть благодарны природе за чистую воду и каждый из нас должен беречь ее, потому что вода – это удивительное чудо природы, это наша жизнь

- А теперь пришла пора прощаться с Островом Грамматики и плыть домой.

Садятся на корабль, звучит музыка. Корабль плывет домой.

Воспитатель:

- Закончить занятие я хочу знаменитыми словами Корнея Ивановича Чуковского:

  Давайте же мыться, плескаться,

  Купаться, нырять, кувыркаться.

  В ушате, в корыте, в лохани,

  В реке, ручейке, океане.

  И в ванне и в бане - всегда и везде

  Вечная слава - воде!

Вот мы с вами и вернулись в наш родной сад.

Вам понравилось наше путешествие? Вы можете рассказать о своих впечатлениях своим друзьям и родителям, а сделать это можете с помощью рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Наша Таня громко плачет..." 2-ая младшая группа

На стульчике сидит кукла, она очень расстроена. У нее есть одна просьба к вам. Ее дочь Катя, совсем не умеет разговаривать правильно, да и звуки не правильно произносит....

Конспект занятия по развитию речи "Наши игрушки" в 1 мл.гр.

Тақырыбы /Тема: Наши игрушки. Д\и «Опиши игрушку»Мақсаты/Цель:  Развивать голосовой аппарат с акцентированием внимания на четком произношении звуков, слов и фраз сучетом темпа речи, высота ...

Конспект занятия по развитию речи "Наша Родина-Россия"

Конспект занятия по развитию речи " Наша Родина-Россия"...

конспект занятия по развитию речи"Наша дружная семья"

Данное занятие о понятии"семьи",назначении "семьи" в социуме...

Конспект занятия по развитию речи "Наша армия родная"

Формировать у детей начальные представления о Российской армии, родах войск и некоторых их  представителях: танкист, лётчик, моряк. Учить детей преобразовывать имена существительные единственного...

Конспект занятия по развитию речи «Наши любимые игрушки»

Конспект занятия по развитию речи 2 младшая группа "Наши любимые игрушки"...