Конспект занятия по развитию речи "Наша речь"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Щигрева Надежда Николаевна

Развитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итогового  занятия в подготовительной к школе группе по развитию речи.                «Наша речь»                                                        

Цели.  

1.Продолжать формировать у детей представление о речи, её языковых единицах ( звуке,слоге, слове в предложении), культуре, красоте русского языка.        2.Обогащать,уточнять, активизировать словарь детей,совершенствовать  связную речь, точно и образно передавать содержание.        3.Развивать фонематические представления, простые формы фонетического анализа.                                                        4.Воспитывать интерес к книге, истории письменности, речевой культуры человечества.                                                                

Педагог читает небольшое стихотворение о слове и просит детей объяснить смысл.Как они понимают,о чем эти слова:                                 

        Слова высокими  бывают.                                                                         Как птицы в небеса взлетают                                                                 И долго в вышине парят,                                                                         И с наслажденьем говорят.                                                                

Ответы детей.                                                                                        

Как вы понимаете пословицу «Сначала сделай, потом говори»         ( Ответы детей. По желанию дети могут назвать другую пословицу о знаниях,труде.)        Вопрос педагога. Что такое речь?  (Ответы детей)…        Речь- это общение между людьми для обмена          мыслями,чувствами,информацией.                                                        Из чего состоит речь?( Ответы детей.) Постройте модель речи (палочки Кюизенера)         (Звуки- слоги-слова- предложение= Речь)                                                Чтобы построить правильно свою речь, нужны правила? Ответы детей.

Как  можно речь изобразить?        Ответы детей.

Воспитатель предлагает детям выполнить задание. «Чайнворд».Найти в цепочке  букв слова и напечатать их.(Кто больше найдёт слов) (Перед выполнением проводится пальчиковая игра «Начинается урок»                                                                                                                                  Пальчиковая игра                

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

Ну-ка ты проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять

И внимательно читать.

1.В начале работы над чайнвордом педагог в игровой форме ориентирует детей найти букву Д ,Ц,Ш и др.(Игра «Буквоед хочет съесть букву!Дети должны найти и закрыть букву, затем прочитать в цепочке слово и записать его печатными буквами.Далее дети самостоятельно ищут и записывают слова в тетради.Далее в индивидуальных ответах дети называют разгаданные слова.                                                                                        

2.На доске выписаны некоторые слова из чайнворда.(Дача,шкаф) Нужно сделать звуковой  анализ слов с помощью цветных квадратов- схем. Двое детей выполняют задание у доски.                                                                

3. Наша речь состоит из предложений. Придумайте предложения со словами                 Дача, шкаф, цена. Продолжите рассказ дальше.                                 Дети придумывают предложения с количеством слов соответственно схемам, и продолжают рассказ со схемами разных по интонации предложений, вопросительных, восклицательных.                                            Педагог:                

«Слова и фразы нижутся как звенья.                                                          И так растёт строка.                                                                                  И можно различить сердцебиенье                                                                                                                         Живого языка» (М. Матусовский)                                                                

Словами автора педагог побуждает детей убедиться в красоте, мелодичности дружных слов в предложении.                                                                 

4. А сейчас мы посмотрим, как  интересно образуются новые слова. Вниманию предлагается таблица  слов        

В парах:                по                    ход                =        поход                                                        по                 ток              =                                                                        пар                ты              =                                                                        и.т.д. Дети выходят к доске и читают. Вариант ответа: первое слово:пар, второе слово: ты, третье слово: парты. Новое слово:парты…

Физминутка

5.В русском языке есть много слов, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение. Это мы покажем в игре с картинками.                         Игра «Многозначные слова» (Дети  берут по 2 картинки, обозначающие многозначное слово и объясняют значения этого слова.Например,язык – орган, язык- русская речь, учебник русского языка. Лук- овощ, лук-древнее оружие …)                                                                                                

6.Упражнение «Однокоренные слова» Игра проводится с помощью плаката        «Дерево с корнями(корень слова), на ветвях которого пишутся слова, образованные от корня слов (лес, мир…)                                                          

7.В древней письменности не сразу появились буквы нашего алфавита.Люди пытались рассказать о себе, своих чувствах с помощью рисунков. Детям предлагаются карточки с картинками «Эмоции».                                        

Вы скоро пойдёте в школу. Расскажите, какие чувства вы испытываете, что ждете от этого важного события в вашей жизни и жизни ваших родителей.        

Рассказы детей по желанию.                                                                         

Педагог благодарит детей, говорит, что в школе они ещё больше узнают правила красивой речи, познают наш прекрасный мир и найдут дело по душе.

Рефлексия.                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи и основ логического мышления с применением мультимедийного проектора и мнемотаблиц в средней группе ГДОУ.

Задачи:Развитие речи в постановке К.И Чуковского «Муха – Цокотуха» ( театрализованая  деятельность).Праздничная инсценировка, имитация движения животных (игра с названиями насекомых и звуков им п...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Рассказывание по теме"Осень"....

План-конспект занятия по развитию связной речи. Тема занятия: «Зима»

Цель: развитие лексико-грамматических средств речи в контексте изучаемой темы.Речевые задачи:1.​ Расширять и активизировать словарь существительных по данной теме.2.​ Развивать умение о...

Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Красивой речи"

Разработка конспекта заняия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с применение модели пересказывания....