«Песочная страна — страна чудес»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_1_.docx | 27.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 8 «Зоряночка»
Утверждаю: |
заведующий МБДОУ |
детского сада № 8 «Зоряночка» |
С.Ю. Месикова |
« » 20 г. |
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию
На тему: «Песочная страна — страна чудес»
для детей средней группы
Подготовил воспитатель:
Бугун Ульяна Сергеевна
Категория: в соответствии
с занимаемой должностью
Ессентуки
2016 г
Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка.
Программные задачи:
Образовательные:
- Повышение уровня развития ребенка;
- Ознакомление детей со свойствами песка: сыпучесть, водопроницаемость, способность двигаться, способность мокрого песка принимать любую форму;
- Расширить знания детей о назначении песка в нашей жизни;
- Формировать у детей представление о том, что песок – неживая природа;
- Учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов;
Развивающие:
-Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
- Активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь;
- Развивать мелкую моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы«ручного интеллекта»;
- Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности;
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность;
- Воспитывать аккуратность в работе с песком, соблюдение правил техники безопасности;
- Воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
Материалы и оборудование:
• Для воспитателя: игровой персонаж – Кактусёнок, картинки - символы, волшебная палочка, презентация «Применение песка».
• Для детей: песочный стол, песок, подносы, ложки, стаканы с водой, лупы (по количеству детей).
Предварительная работа. Чтение философской сказки Марии Скребцовой «Цветок кактуса». Игры и опыты с песком. Беседы по темам «Песок – неживая природа», «Меры осторожности во время игр с песком».
Словарная работа: сыпучий, песчинки, опыты, лупа.
Ход занятия:
1. Мотивационная (вводная часть).
Воспитатель. Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их.
Д: Здравствуйте.
Сюрпризный момент:
Воспитатель: Ребята, а к вам сегодня еще один гость пришел. Знакомьтесь, это – Кактусенок. Кактусенок хочет пригласить вас в свою родную, удивительную страну, полную чудес. А в какую страну вы узнаете, когда отгадаете его загадку:
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе, насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать,
Целый день в него играть. (песок)
Д: Песок.
Воспитатель: Правильно, значит, в какую страну мы отправимся с Кактусенком? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, мы отправимся в песочную страну – страну чудес!
Воспитатель: Где в природе можно встретить песок?(Ответы детей)
Воспитатель: Кактусенок мне сказал, что в песочной стране живет песочный человек. Он очень любит детей и ждет нас в гости.
Воспитатель: Отправимся туда?
Воспитатель: Ребята, в любой стране есть свои правила, и в Песочной стране тоже есть свои правила. Все гости Песочной страны должны их знать и обязательно соблюдать.
- Песочек не любит, когда его берут в рот и бросаются им в других детей;
- Песочек не любит, когда разрушают то, что построили другие дети;
- Песок не любит, когда песок выбрасывают из песочницы;
Это мирная страна. Дети поняли меня?
Воспитатель: Теперь мы готовы отправляться в песочную страну.
А вот и тропинка. Давайте пойдем по её следам.
По тропинке мы пойдем
И в песочную страну придём.
2. Основная часть.
Подошли к песочному столику (на песке нарисован человечек)
Воспитатель: А вот нас встречает властелин песка – Песочный Человечек. Давайте поздороваемся с песком. Я знаю разные способы приветствия.
Воспитатель:
1) Дотроньтесь ладошками до песка, сначала внутренней стороной, потом внешней, отдадим песку частичку нашего тепла. Какой песок? (сухой, теплый)
2) Наберите в руки песок и потрите его между ладонями. Что вы чувствуете? Вам приятно? Я чувствую тепло песка, маленькие крупинки. Ручки радуются песку!
3) В песочной стране может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик. Смотрите, как это происходит. (Воспитатель из своего кулачка сыплет песок на ладонь, затем повторяют дети.)
4) А теперь оставим следы с помощью наших пальчиков, как «идут медвежата» - пальчики идут переваливаясь.
5) «Ползут змейки» - пальчики делают поверхность песка волнистой.
Воспитатель: Ребята, еще на песочке можно рисовать, давайте его разровняем, а
теперь мы с вами нарисуем солнце, деревья и цветы. Оживим песочную страну.
Воспитатель: Ну, вот мы и поиграли с песком. А вам приятно было играть с песком?
Воспитатель: Ребята, а все правила мы соблюдали в Песочной стране? Что мы забыли сделать? (Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите на свои ручки, они пыльные от песка, давайте вытрем их влажной салфеткой.
Воспитатель: Ребята, сегодня, «наш герой» – это песок. Чтобы узнать больше о нем, я приглашаю вас в телезал. Ребята, а где можно применить песок (варианты ответов детей). Я предлагаю вам посмотреть на волшебный экран, который покажет где можно применитьпесок (презентация):
Слайд №1 - Создание картин при помощи песка
Слайд №2 - Использование в строительстве, для изготовления цементных растворов
Слайд №3 – Для изготовления стекла
Слайд №4 – Для изготовления песочных часов
Слайд №5 - Использование песка на дорогах в гололед
Слайд №6 - Песок используется для детских игр
Слайд №7 – Для детских построек
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, нужен песок животным?
Воспитатель: Правильно.
Слайд №8 - Животные прячутся в песке от жары.
Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная палочка, которую я нашла в песке.
Этой палочкой я превращу вас в животных. Вы готовы стать животными?
- Раз – два – три, волшебной палочкой взмахну, ребят в животных превращу! Выходите на зарядку!
Звериная зарядка.
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться, потянуться
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
Воспитатель: Волшебной палочкой превращаю вас в ребят. Раз – два – три, нас в ребяток преврати!
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать про свойства песка?
Воспитатель: Кактусенок сказал, что в песочной стране есть интересный клуб для детей«Хочу все знать». Отправляемся в клуб!
Воспитатель: А вот и Клуб «Хочу всё знать!» Здесь мы будем исследовать свойства песка, ставить опыты. Ребята, а как вы думаете, песок – это живая природа или неживая? (Ответы детей)
Опыт №1. «Из чего состоит песок»
Воспитатель: А сейчас мы рассмотрим песок. А поможет нам в этом необычный предмет? Кто знает, как он называется (лупа). Правильно или увеличительное стекло. Для этого возьмите лупу и рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите? ( Ответы детей)
Воспитатель: Песок состоит из маленьких песчинок.
Воспитатель обозначает свойство песка на доске картинкой – символом.
Опыт 2. «Сыпучесть песка».
Воспитатель: Наберите ложечкой песок из тарелочки, высыпьте в лейку. Что делает песок?
Д: Сыпется.
Воспитатель: Легко ли сыплется песок (легко)
-Почему он легко сыплется (сухой, сыпучий) .
-А если бы он был мокрый, он сыпался бы (лепится) .
Воспитатель обозначает свойство песка на доске картинкой – символом.
Опыт 3. «Движение песка» (дыхательное упражнение)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, песок может двигаться?
А как это проверить? Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на песок. Что происходит?
Д: Песок движется.
Воспитатель обозначает свойство песка на доске картинкой – символом.
Опыт №4. «Пропускает воду»
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и полейте песок в тарелочке. Куда делась вода?
Какой стал песок? (мокрым) Значит, песок пропускает воду.
Воспитатель обозначает свойство песка на доске картинкой – символом.
Опыт №5. «Свойство мокрого песка»
Воспитатель: А теперь попробуйте пальцем нарисовать узоры, чтобы получился торт. Значит, мокрый песок может принять любую форму.
Воспитатель обозначает свойство песка на доске картинкой – символом.
Воспитатель: Мы много узнали о песке, а теперь Кактусёнок приглашает нас в Творческую Мастерскую. Вот мы с вами и добрались! Рассаживайтесь за столы. Что же для вас здесь приготовлено?
Д: Человечки, кисточки, клей.
Воспитатель: А это что, да это же песочек – наш желтенький дружочек, а песок то не простой – разноцветный – вот какой! Ребята, а как вы думаете, как песок стал цветным?
Д: …
Воспитатель: А я думаю, что песок смешали с цветным мелом, натертым через терку, и получили разноцветный песок.
Звучит аудиозапись.
Воспитатель: Ребята, а давайте сделаем друзей для Песочного Человечка из цветного песка, чтобы ему было веселее жить в песочной стране.
У вас есть заготовки - человечки, возьмите их, нанесите клей, а затем насыпьте песок. А теперь возьмите человечков, встряхните от лишнего песка и пойдем к Песочному Человечку в его удивительную песочную страну, оживим его страну новыми жителями.
Скажем волшебные слова: «Раз, два, три – человечек оживи!
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая песочная страна получилась!
Понравилось вам наше путешествие по Песочной стране. Спасибо Кактусенку, что нас пригласил в такую удивительную страну. Мне очень понравилось.
Воспитатель: Ребята, а давайте напомним Кактусенку все, что мы узнали о песке. Я начинаю фразу, вы заканчиваете и передаете Кактусенка другому: «Я узнала, что песок очень нужен людям»….(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. И, конечно же, нам надо попрощаться с песком! Повторяйте все за мной:
Спасибо, милый наш песок,
Ты нам умнее стать помог.
Досвидания, песок! Досвидания, гости!
Итог занятия: Этапы занятия и их последовательность, на мой взгляд, соблюдены, что обеспечило целостность занятия. Объём учебного материала оптимальный.
Старалась создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной деятельности детей.
Все, что было запланировано, удалось реализовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар практикум для родителей "Песочная страна - страна чудес"
Показать значимость взаимодействия ДОУ и семьи....
«Песочная страна — страна чудес»
Конспект занятия в средней группе«Песочная страна — страна чудес»Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка....
Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы «Песочная страна-страна чудес»
Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы...
Проект "Песочная страна - страна чудес"
Проект "Песочная страна - страна чудес"...
Образовательный проект "Песочная страна – страна чудес"
Гармоничное сочетание пользы и интереса...
"Песочная страна-страна чудес" занятие средняя группа
Ознакомление детей со свойствами песка: сыпучесть, водопроницаемость,способность двигаться,способность мокрого песка принимать любую форму.Развивать интерес к исследовательской деятельность....
Конспект НОД в средней группе ДОУ в образовательной области "Познавательное развитие" на тему "Песочная страна - страна чудес"
Конспект НОД в средней группе ДОУ в образовательной области "Познавательное развитие"...