Программа клуба «Экологическое окно»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) по теме

Синиченко Елена Юрьевна

Пояснительная записка

         Программа клуба «Экологическое окно» направлена на совершенствование системы работы по взаимодействию педагогов с семьями воспитанников по всем направлениям развития дошкольников.  В связи с этим определена работа педагогического коллектива по взаимодействию с семьями воспитанников через нетрадиционные формы с родителями в рамках семейного клуба «Экологическое окно», тематические встречи со специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед), педагогическую гостиную по реализации проектной деятельности педагогов, детей и родителей. В семейный клуб входят педагоги и родители воспитанников.

        Цель клуба: включение семей в образовательное пространство ДОУ; оказания всесторонней помощи родителям в вопросах экологического воспитания ребёнка.

        В состав педагогов клуба «Экологическое окно» входят: воспитатели групп, родители.

 Работа осуществляется на основе разработанного тематического плана клуба «Экологическое окно».

         Формы проведения: экологические конкурсы с детьми и активным участием родителей, беседы и консультации с родителями, открытые показы организации опытно-исследовательской деятельности детей.

Главными задачами являются:

  • создание условий для благоприятной совместной работы с родителями воспитанников по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
  • осуществлять теоретическую осведомлённость родителей дошкольников по вопросам экологического развития детей.

Организация и проведение совместных мероприятий с родителями и детьми, с включением интересных презентаций, опытно-исследовательской деятельности, развивающих игр, интересных заданий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                            УТВЕРЖДАЮ

        Заведующий МАДОУ ДС №38

                                                                                            «Домовенок»

        __________________Л.А.Бондарева

        

Подготовила:

Воспитатель Синиченко Елена Юрьевна

г. Нижневартовск

Пояснительная записка

         Программа клуба «Экологическое окно» направлена на совершенствование системы работы по взаимодействию педагогов с семьями воспитанников по всем направлениям развития дошкольников.  В связи с этим определена работа педагогического коллектива по взаимодействию с семьями воспитанников через нетрадиционные формы с родителями в рамках семейного клуба «Экологическое окно», тематические встречи со специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед), педагогическую гостиную по реализации проектной деятельности педагогов, детей и родителей. В семейный клуб входят педагоги и родители воспитанников.

        Цель клуба: включение семей в образовательное пространство ДОУ; оказания всесторонней помощи родителям в вопросах экологического воспитания ребёнка.

        В состав педагогов клуба «Экологическое окно» входят: воспитатели групп, родители.

 Работа осуществляется на основе разработанного тематического плана клуба «Экологическое окно».

         Формы проведения: экологические конкурсы с детьми и активным участием родителей, беседы и консультации с родителями, открытые показы организации опытно-исследовательской деятельности детей.

Главными задачами являются:

создание условий для благоприятной совместной работы с родителями воспитанников по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

осуществлять теоретическую осведомлённость родителей дошкольников по вопросам экологического развития детей.

Организация и проведение совместных мероприятий с родителями и детьми, с включением интересных презентаций, опытно-исследовательской деятельности, развивающих игр, интересных заданий.

Перспективный план

клуба «Экологическое окно»

срок

Форма проведения

Тематика встреч

Ответственный

1

сентябрь

Консультация  

Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста

Педагог-психолог

2

октябрь

Показ презентации

«Почему идет дождь и дует ветер»

Воспитатели

3

ноябрь

Показ презентации

«Откуда берутся снег и лед?»

Воспитатели

4

декабрь

Игра-занятие

Открытый просмотр игры-занятия по теме “Воздух”

Воспитатели

5

февраль

Экологический конкурс

Экологический конкурс

 «Юный любитель природы»

Воспитатели

6

март

Экологический конкурс

Экологический конкурс

«Юный эколог»

Воспитатели

7

апрель

Игра-занятие

Открытый просмотр игры-занятия по теме

 “Вырастим семена"

Воспитатели

8

май

Игра-занятие

Открытый просмотр игры-занятия

«Удивительные свойства воздуха»

Воспитатели

  Приложение № 1

«Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста»

- Познание окружающего мира и развитие творческих способностей у детей
-
Игры для формирования представлений об окружающем мире у детей
-
Изучаем химию - ставим опыты вместе с детьми

      Окружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир предметов, созданных человеком. Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. Представление ребенка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Важно, чтобы полученные ребенком знания не были абстрактными, и он понимал и осознавал себя частью окружающего мира. Надо научить ребенка самостоятельно ориентироваться и действовать в мире.
       Главная задача обучения детей заключается не в передаче им готовых знаний, а организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают "открытия", узнают что-то новое путем решения проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, лепка, элементарное музицирование. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
        Важно также научить ребенка способности видеть мир с точки зрения другого человека, преодолевать свойственный детям эгоцентризм.

                                  Познание окружающего мира и

                         развитие творческих способностей у детей.

            Ребенку нужно помочь выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. Для этого нужна учебная деятельность, в которую интегрируются все эти аспекты.

        Опишем методику работы только по одному разделу этой программы, который называется "Мир, здравствуй!".

Это довольно большой раздел, требующий для своей реализации примерно 90-100 часов.

                                                     

     



Предварительный просмотр:

Этапы работы.

Предварительный этап.

         Цель этого этапа - создание атмосферы доверия ребенка к учителю, возникновение у ребенка желания поделиться тем, что для него интересно, чем он гордится, или что его может огорчать, не удовлетворять и т.д. На этом этапе учитель должен также выявить индивидуальные особенности детей. Ориентация на индивидуальность ребенка одновременно с созданием атмосферы доверия в классе - необходимые условия для свободного творческого процесса.

     Первое задание на этом этапе - нарисовать портреты своих мам и дать им устные или короткие письменные характеристики.

     Второе задание: нарисовать портрет и дать характеристику своего папы, себя и своего друга.

     Третье задание: нарисовать всю семью, а также шутливый портрет себя и своего друга.

В заключение предлагается нарисовать портрет своего любимого учителя и дать ему характеристику.
Рисунки, а также устные и письменные сочинения служат показателем исходного уровня развития детей, участвующих в обучающем эксперименте.

                                                     Открытие с детьми слова "мир".

          Детям надо усвоить два понятия: "мир" как все то, что нас окружает, и "мир" как отсутствие войны. Для этих двух понятий в большинстве языков существует два слова, в то время как в русском языке эти понятия заключены в одном слове мир.

Учитель просит детей объяснить, что такое мир, что они представляют, когда говорят слово мир. Детям предлагается нарисовать и затем объяснить, что они думают о значении этого слова.

Эта программа используется во многих детских коллективах. В 1999 г. она была использована также в корейской школе Москвы. Анализ ответов как русских, так и корейских учеников показал большое разнообразие и индивидуальность ответов. Так, у одного ученика понятие "мир" включает космос и большой вихрь в нем. Второй ребенок считал главным показать, что на земле много домов, среди которых он указал банки, офисные здания. У третьего мир изображен как географическая карта разных стран. У одного из корейских учеников в центре рисунка - тент с корейским флагом, под которым спят люди, а один человек рядом копает золото, ищет сокровища и т.д.

           Характерно, что во всех рисунках присутствует изображение солнца, неба, человека, деревьев и дома как того, что входит в понятие "мир". Вместе с тем рисунки детей свидетельствуют о том, насколько разными были ученики. После этого дети вместе с экспериментатором обсуждают рисунки и делают вывод о том, что наш огромный мир может существовать, если в нем нет войны, т. е. когда есть мир между людьми. Учитель обращает внимание детей на то, что в русском языке эти два понятия мира обозначаются одним словом мир.

           Детские рисунки становятся первой страницей в "Книге Открытий", которую дети начали создавать с этого первого урока.
         Работа детей вместе с педагогом над созданием "Книги Открытий" имеет следующий смысл: во-первых, дети начинают осваивать не репродуктивную, а продуктивную, творческую, позицию. В данном случае речь идет об освоении детьми авторской позиции. Во-вторых, маленькие школьники одновременно выступают в роли художников - оформителей своей книги. Тем самым обеспечивается возможность интеграции познавательной и художественной позиции детей.

                                                    Открытие смысла слова "здравствуй".

           Работа начинается с того, что учитель просит детей подумать и объяснить, что значит слово "здравствуй". Вместе с детьми учитель выясняет, что слово "здравствуй" означает пожелание жизни и здоровья. С этого пожелания начинается пожелание доброго отношения ко всему, что окружает человека. Это нравственная позиция, которая становится основным лейтмотивом программы, проходя практически через все ее темы.

Во время этого занятия дети создают вторую страницу в своей "Книге Открытий". Ею становится создаваемое детьми общее панно-аппликация. Дети вырезают солнце, а его лучи изображают в виде своих рук. Эти лучи "здороваются" со всем, что есть в мире. Каждый ребенок по собственному желанию рисует около своего луча то существо, с которым он хочет поздороваться прежде всего. У одного это - мама, у другого - его собака, у третьего - птица и т.д.

          Тот, кого ребенок выбрал прежде всего для пожелания ему здоровья, снова показывает на индивидуальную особенность каждого ученика, участвовавшего в создании этого коллективного панно.
         Поскольку языковое развитие является одним из центральных и определяющих общее психическое развитие ребенка, на занятиях уделяется особое внимание работе над значениями слов. С этой целью уже с первого занятия начинается создание двух-, трехъязычного (например, англо-франко-русского) словарика новых понятий, над которыми идет работа. На данном занятии в этот словарик вносится второе слово «здравствуй», после уже записанного слова мир.

                 Знакомство с понятием "множество миров" и их связи между собой.

        Занятия посвящены открытию множества миров, которые входят в наш большой мир. На первых своих рисунках дети изобразили различные миры: мир звезд, животных, насекомых, гор и т.д. Педагог обсуждает вместе с детьми, почему можно выделить мир животных, птиц, мир моря в особые миры. Выясняется, что каждый из них устроен по-своему и живет по своим собственным законам.

Затем педагог ставит следующий вопрос: связаны ли миры, которые мы нарисовали, между собой? Этот вопрос становится проблемой для обсуждения на следующем занятии.
           Следующий урок, цель которого - начать открывать вместе с детьми связи, существующие в мире, строится в виде учебной игры "Черная волшебница и представители разных миров". Эта игра проводится для того, чтобы дети сами попытались доказать необходимость взаимосвязи различных миров.

            Учитель (экспериментатор) берет на себя роль "Черной волшебницы", а каждый ученик выбирает роль одного из представителей какого-либо мира: мира птиц, цветов, животных, рыб. До начата игры учитель ставит и записывает на доске вопросы: связаны ли все миры между собой? Нужны ли они друг другу? Под диктовку детей на доске быстро зарисовываются миры, которые уже были зафиксированы в "Книге Открытий".

              Игра начинается следующим образом: "Черная волшебница" - педагог надевает черный плащ, черные очки и черные перчатки. У нее есть черные звезды из черной бумаги. Она говорит, что может разрушить любой из миров, например мир воды. Дети, взявшие на себя роль представителей других миров, должны доказать связь их мира с миром воды. Если они доказывают эту связь, то в этом случае Волшебница теряет одну из черных звезд и тем самым ее сила уменьшается. Если она теряет все звезды, то должна умереть, а все миры могут жить спокойно. Так в процессе игры дети доказывают взаимосвязь миров и их взаимонеобходимость.

             Для осознания детьми взаимосвязи миров и закрепления этого понятия связи между мирами прочерчиваются на доске и в "Книге Открытий".

                       Открытие с детьми предназначения человека в мире.

            Среди многих миров дети нарисовали и мир человека. Следующий цикл занятий посвящен открытию того, кем может быть человек.

                Эта проблема записывается на доске и как заголовок следующей страницы "Книги Открытий". Опираясь на знания детей о том, чем занимаются люди, какие могут быть у человека профессии, ученики делают следующее открытие: человек может быть исследователем, художником (в широком смысле этого слова: артистом и скульптором, живописцем и клоуном в цирке и т.д.), а также помощником, другом и защитником. После выяснения вместе с детьми трех возможных для человека позиций по отношению к миру (быть исследователем, художником, помощником) дети зарисовывают это в виде простой схемы. Эта схема очень важна вначале для постановки перед детьми, а затем и ими самими задач трех родов: познавательных, художественных и нравственных. С опорой на эту схему дети затем сами научатся ставить такого рода задачи в разных ситуациях.

                  Для освоения детьми открытых позиций ("Кем может быть человек?") им дается задание самостоятельно или вместе со своими родителями установить и нарисовать родословную профессий в их семьях. После выполнения этой работы и занесения в "Книгу Открытий" родословных профессий в семьях детей педагог специально обсуждает вместе с детьми, что некоторые профессии могут соединять в себе несколько позиций, например, исследователя и помощника (врач, учитель и т.д.), художника и помощника (артист, строитель и т.д.). Это открытие дети делают на своих собственных примерах.

             Работа над темой "Кем может быть человек?" развивается в следующем задании: детям предлагается самостоятельно взять на себя роль маленьких журналистов и провести интервью со взрослыми, работающими в их школе, т.е. выявить профессии тех людей, которые с ними работают. Роль журналистов, маленьких фоторепортеров дети берут на себя с удовольствием и обычно успешно справляются с заданием.

             Результатом этой работы должен быть выпуск специальной газеты о людях их школы. Выполняя это задание, дети выступают в двух позициях: исследователей и художников-оформителей. Те же позиции дети осваивают, продолжая работать над оформлением своей "Книги Открытий". Кроме того, необходимо подчеркнуть, что задания, подобные описанному, т.е. связанные с проведением интервью с сотрудниками школы, дают материал для развития у детей способности к общению и со сверстниками, и со взрослыми.

              Открытие вместе с детьми множества миров и возможных позиций человека по отношению к окружающему его миру позволяет обратиться к построению следующей серии уроков, на которых ученики переходят к освоению позиции исследователя, художника и помощника на материале разных миров: мира рыб, гор, космоса и т.д.

              Но прежде чем перейти к этим заданиям, учитель должен посвятить одно занятие анализу значения слова открытие. Дети должны понять, что за словом открытие могут стоять разные действия и факты: физическое действие (можно открыть окно, дверь, банку), деятельность, связанная с открытием неизвестного: нового острова в океане, новой звезды и т.д. Третье значение - быть открытым другому человеку, открыть душу другим. В свой словарик дети записывают свое открытие: разнообразные значения слова открытие.
В "Книге Открытий" дети зарисовывают возможные значения слова открытие.

              В конце занятия вместе с детьми делается вывод о том, что если человек открыт миру, доброжелателен, то и мир, и все в нем также могут идти навстречу этому человеку и открываться ему. Если же человек замкнут, угрюм, закрыт для других, то и другие не захотят открыться ему и пойти навстречу.

             После этого учитель (экспериментатор) организует небольшую игру "Доброе и злое". Кто-то из детей назначается ведущим. Ведущий называет нечто, что является добрым по отношению к детям и никак не может принести им вред. На это дети широко распахивают руки, показывая, что они открыты этому доброму и принимают его. И наоборот, ведущий называет что-то злое, опасное (например, война, ненависть, обман, камень, пожар - то, что может убить или ранить человека), на что дети закрываются руками, приседают, сжимаются в комочек, показывая, что они не желают впустить в себя злое, недоброе.

                                                  Путешествия в разные миры.

                 После этого целая серия занятий проводится в игровой форме, как воображаемые путешествия по миру. Экспериментатор вместе с детьми предлагает совершить "путешествия" в мир гор, затем - в мир моря, к рыбам, потом - в мир птиц, после этого - в мир зверей. В мир цветов и насекомых также организуется особое "путешествие".

                Во время этих игр дети все больше и больше осваивают позиции исследователя, художника и помощника. Опора на схему позволяет детям научиться сравнивать разного рода задачи: познавательные, художественные и нравственные.
По окончании каждого такого "путешествия" (в мир цветов, зверей) организуется небольшой "симпозиум" или "конференция", где дети выступают как исследователи с маленькими сообщениями или докладами о том, что они узнали о представителях того мира, в котором побывали. В таких "конференциях" могут участвовать и родители. Материал для своих "докладов" дети готовят в течение нескольких дней, пока продолжалось "путешествие" в тот или другой мир.

             Для подготовки своих маленьких докладов-сообщений дети учатся использовать разного рода детские энциклопедии, справочники, атласы животных, растений, соответствующие книги, а иногда и учебники для более старших классов. Начать учить детей пользоваться разными книгами как справочниками, а также сформировать у них умение подытожить в виде маленького "доклада" то, что они узнали, - вот главные задачи, которые решаются при организации такого рода занятий.

            Позиция художника во время этих путешествий отрабатывается через создание детьми рисунков, коллективных панно, сочинение стихов и сказок об обитателях того или другого мира. Особо отметим, в условиях работы в специальной студии педагог, если он считает это необходимым, дает детям определенные знания о том, как надо рисовать пейзажи, натюрморты, портреты и т.д.

              При "путешествиях" в разные миры позиция помощника обсуждается вместе с учителем (экспериментатором), который ставит перед детьми такие проблемы: как и чем человек может помочь этому (называется конкретно) миру.

             Следующие несколько занятий посвящаются дальнейшему открытию с детьми того, как связаны между собой все миры, которые входят в этот огромный мир, в котором мы все живем. Эти занятия нацелены на развитие познавательных способностей детей.

             Освоение позиции исследователя продолжается, когда дети получают от учителя такого типа задания: объясните, связаны ли между собой многие миры на протяжении одного дня, одного года и в течение жизни от рождения и до конца. Это обсуждается в темах: "Ритмы во Вселенной" (цикл одного дня, года и цикл, или круг, человеческой жизни); "Миры рукотворные и нерукотворные".

            Детям предлагается ответить на вопрос о том, что происходит в течение дня, когда солнце стоит в зените, а затем постепенно опускается и заходит за горизонт. Ученики комментируют, что происходит в природе на протяжении дня от восхода солнца до ночи. Для понимания цикла года учитель "превращает" детей в зернышки или семечки. Дети движениями показывают, как эти зернышки ранней весной с солнышком начинают прорастать, затем набирают силу, летом начинают колоситься, а к осени колосья дают новые зерна, которые, если попадают в землю на будущую весну, опять прорастают новыми побегами. Дети зарисовывают то, что происходит в течение года.

           Обращаясь к циклу человеческой жизни, учитель превращает учеников в малышей, которые только родились, а затем дети драматизацией показывают основные этапы человеческой жизни: ползают как малыши, берут в руки книжки и отправляются в школу, вот они - молодые люди, потом становятся мамами и папами, а к концу круга уходят, как все живое, оставляя жить дальше своих детей и внуков.

           Эти уроки, в которых дети принимают самое активное участие, достаточны для того, чтобы сделать вместе с педагогом вывод о том, что все в мире связано: солнце, растения, люди, животные; все подчинено ритму и циклу природы.

           Ряд заданий посвящен формированию исследовательской позиции ребенка в отношении того, как связаны между собой мир природы и мир, созданный человеком. Другими словами, перед детьми ставится вопрос о нерукотворных и рукотворных мирах и их взаимосвязи.

                                           Сюжетно-ролевая игра "Путешествие в космос".

           После путешествия в разные миры и открытия многообразных связей между ними педагог вместе с детьми возвращается к проблеме "Кем может быть человек?". Перед детьми ставится вопрос: что может быть причиной радости человека? Иными словами, вместе с детьми выясняется, какой смысл может иметь для самого человека и других людей то, что он делает, и кому это может быть полезно и даже приносить радость.

            Для закрепления основных понятий, выяснению которых были посвящены предшествующие занятия, организуется игра "Путешествие в космос". Эта игра связана с открытием мира звезд, который, как и другие миры, был зарисован на общей картине миров.

              Игра "Путешествие в космос" продолжается в течение 10-11 занятий, на которых идет дальнейшая работа по постановке и решению познавательных, художественных и - там, где это возможно, - задач, имеющих нравственное содержание.

            В самом начале этого цикла занятий все дети становятся членами космического экипажа. "Космическая ракета" строится из столов и стульев, за которыми обычно идет работа в классе. Все участники полета одеты в воображаемые скафандры, у каждого свой "транзистор" (кубик, пенал, коробка с "антенной") для постоянной связи с Землей. Во главе этого экипажа есть командир, роль которого берет на себя экспериментатор (учитель).

            Все члены экипажа имеют блокноты для записи и зарисовок во время полета в космос. Командир экипажа вместе со своими помощниками заботится о том, чтобы во время длительного путешествия у его учеников была еда и вода. Тому, кто этого хочет, разрешается взять с собой с Земли любимую вещь или игрушку.

           Накануне полета в космос детям предлагается выбрать для себя роль на время полета: быть исследователем мироздания, художником или помощником. В зависимости от выбранной роли каждый ученик или приносит, или называет те вещи, которые ему могут понадобиться во время путешествия. Те дети, которые взяли на себя роль будущих исследователей, обычно называют в качестве необходимого следующее: космическая одежда, карта, фотоаппарат, шлем, перчатки, очки для дальнего зрения, специальные лампы, флаг. Художники называют краски, ватман, цветные карандаши, скрепки. Помощники считают необходимым взять с собой пищу, баллон воздуха, одеяло, оружие, чтобы защищаться от страшных чудовищ, которые могут встретиться на других планетах.

          После того как ракета оторвалась от Земли, экспериментатор включает космическую музыку. Все члены экипажа смотрят из "иллюминатора" на удаляющуюся Землю, и им предлагается зарисовать ее из ракеты. Во время полета командир экипажа начинает рассказывать и чертить на специальном табло (классной доске), как устроена наша солнечная система: какие планеты окружают Солнце и где среди них место нашей планеты Земля. Командир корабля рассказывает или отвечает на вопросы детей о том, чем отличаются планеты от звезд, что такое Млечный Путь, звездный дождь и т. п.

            На следующий день игра продолжается. Когда наступает ночь, всем космонавтам, кроме командира и его помощников, предлагается поспать. Экипаж засыпает на несколько минут. В космосе, как объясняет командир, другое время и поэтому проходит не несколько минут, а несколько лет. Когда космонавты просыпаются, каждый рассказывает, какой сон ему приснился.

           Характер сновидений, рассказанных детьми, дает материал об индивидуальных особенностях каждого ребенка.

           "Полет" в космосе также дает возможность экспериментатору рассказать детям в доступной для них форме о возможности разных систем счисления: 1 час на Земле может быть равен одному году в полете. Перед детьми ставится задача: сколько каждому члену экипажа исполняется в это время лет? Дети отвечают: "18 лет. - А еще через 10 часов полета? - 28 лет". "А сколько часов надо пролететь, чтобы каждому исполнилось по 80 лет?" Дети подсчитывают.

           Затем командир корабля предлагает всем стать художниками и нарисовать три своих портрета: каким был бы ты в 8 лет на Земле, как ты выглядишь во время нашего путешествия в 18 лет и каким ты будешь в 80 лет. Дети с удовольствием рисуют свои автопортреты в разных возрастах. Пока дети рисуют, им рассказывают, какие календари бывают на Земле у разных народов.

            Следующий урок - посадка на незнакомую планету и встреча с инопланетянами. Это занятие проходит в форме игры-драматизации. Члены экипажа ищут способы общения с жителями незнакомой планеты мимикой, жестами, т. е. всеми возможными способами. Земляне пытаются объяснить инопланетянам, кто они такие, откуда прилетели и приглашают инопланетян к себе в экипаж, но те не соглашаются.

               После того как земляне снова садятся в ракету и продолжают свой полет, им предлагается зарисовать, как выглядели те, кого они встретили в космосе. Обычно рисунки детей бывают очень разнообразны: у одних инопланетяне с тремя ногами и одним глазом, у других - в виде геометрических фигур, но с глазами, у третьих - в виде роботов, у четвертых космические жители имеют человеческий вид, у пятых "космонавтов" они были как душа или дым и др.

                После приближения к огненному шару - Солнцу (об очень высокой температуре солнца командир корабля специально рассказывает своему экипажу) ракета разворачивается и движется обратно по направлению к Земле, к дому.

                Такого рода занятия позволяют познакомить детей в общем виде со строением солнечной системы и рядом главных созвездий. Они участвуют в постановке вопроса о том, что такое звездный дождь, магнитные бури, Млечный Путь и т.д. Эти сведения, которые дети обычно получают в старших классах школы на специальных уроках астрономии, здесь могут выступать как предварительная ступень для развития познавательных возможностей младших школьников.

                 Организация занятий в форме игры позволяет ставить перед детьми задачи не только познавательные и художественные, но и соответствующие позиции "мы - помощники и друзья". Каждый ребенок привозит домой в подарок из космоса что-то свое: одни - звездный камень, другие - картины, третьи - украшения для мам (сережки в виде звездочек, ожерелье из золотой бумаги и т.д.).

                 Во время путешествия продолжается работа над "Книгой Открытий", а также зарисовки и краткие записи детей в своих бортовых журналах.

                                                            Открытие мира дома.

                   Следующий цикл занятий посвящен особому и близкому для детей миру дома. Не имея возможности столь же подробно описать этот цикл уроков, как это было сделано в случае с "Путешествием в космос", назовем лишь основные темы, которые можно предложить детям для обсуждения в связи с миром дома.

                  Первая проблема: что такое дом и у кого бывает свой дом? Дети обычно приходят к выводу, что у каждого живого существа должен быть свой дом: у птиц и у зверей, у разных насекомых - жуков, бабочек, комаров, пауков, муравьев и т.д. Они объясняют, что дом нужен живым существам, чтобы охранять своих детей от непогоды и врагов, которые могут погубить маленьких кузнечиков, зайчиков, медвежат и т.д. Дети описывают и рисуют дома, которые бывают у разных животных.

                Затем перед детьми ставятся вопросы: каким может быть дом человека и чем он отличается от домов других живых существ? Одинаковы ли дома у людей разных народов в разных местах земного шара? Вместе с учителем дети обсуждают и зарисовывают в своей "Книге Открытий" разные виды человеческих домов на севере и в Африке, где жарко; в пустыне, где раскаленные пески; в лесах или горах. Ученики рисуют и записывают, что непременно должно входить в архитектуру человеческого дома.

                Тема "Мир дома" позволяет открыть вместе с детьми еще некоторые вещи, которые могут иметь большой эстетический и нравственный смысл. В частности, это постановка вопроса о прошлом и традициях в каждом доме. Так, один урок посвящается обсуждению того, что каждый дом сохраняет старинные вещи, которые могут много рассказать о прошлом каждой семьи. На следующем уроке дети могут устроить небольшой "музей", принеся и сложив на специально сдвинутых партах старинные вещи и книги, которые принадлежали их бабушкам, дедушкам, прабабушкам и прадедушкам.

               Зарисовывая в "Книге Открытий" эти вещи и восстанавливая (на основе ранее собранного материала) родословную профессий в каждой семье, дети вместе с преподавателем приходят к выводу, что вещи каждого дома хранят историю того или другого рода.

               Затем детям можно предложить провести еще одно маленькое исследование: выяснить родословную имен в их семье и узнать, почему он (ребенок) получил такое имя и что оно означает. История имен детей класса, воссозданная самими детьми, позволит относиться к именам как к тому особому материалу, который имеет, кроме прочего, и эстетический смысл (красота имени с точки зрения его звучания).

                                             Причины человеческой радости.

               Последний цикл занятий посвящен постановке нравственных задач. Экспериментатор (учитель) ставит перед детьми проблему: что может быть причиной радости для человека? Обычно дети дают такие ответы: радость бывает у человека тогда, когда он получает подарки - игрушки, книги, новую одежду, куклу и т.д. Вторая причина радости, по мнению детей, когда вся семья вместе: "когда вместе едем отдыхать", "когда никто не болеет", "когда нет войны и все дома и папу не взяли на войну" и т.д.

              Подобные ответы позволяют экспериментатору подвести детей к выводу, что радость человека бывает и тогда, когда все здоровы и вся семья вместе. После этого вывода учитель говорит, что причиной радости человека может быть доброе и хорошее дело, которое он сделает для другого человека: поможет ему или подарит что-то. "Бывало ли так у вас?" - обращается он к детям.

             Дети начинают вспоминать и приводить свои примеры того, как они готовили и дарили кому-то подарки, как помогали тем, кому трудно было что-то сделать: "помочь убраться в доме", "помочь маме вымыть посуду и приготовить ужин", "нарисовать в подарок рисунок и вышить цветными нитками салфетку", "оставить самое вкусное маленькому брату" и т.д.

              После этого дети обсуждают вопрос: какие люди считаются героями или имеют известность в стране и во всем мире, что хорошего они сделали для других, почему их именами названы улицы, площади, а иногда их имена значатся на картах мира?

                Эти беседы о знаменитых и незнаменитых людях позволяют вместе с детьми прийти к выводу о том, что человек может испытывать очень большую радость, когда делает что-то нужное и доброе для других. В это время дети зарисовывают последнюю страницу в своей "Книге Открытий", где каждый по-своему изображает то, что может быть причиной радости для человека.

                Первая радость, которую изображают дети, - это радость получать самые разные подарки.
Вторая - когда все благополучно и вся семья в сборе.
Третья радость - когда человек делает что-то хорошее или доброе для других.

                 В конце беседы учитель обращает внимание детей на общую схему "Кем может быть человек?" и спрашивает: "А как связано то, что мы говорили только что о радости, с тем, что человек делает на земле?" Дети снова называют известные им профессии людей (повар, врач, ракетчик, строитель, учитель, геолог, журналист, продавец и т.д.) и делают общий вывод, что человек должен не разрушать, а помогать всему тому, что его окружает.
               Понятно, что для нравственного развития детей ориентации их только на постановку этических задач явно не достаточно. Здесь необходимо организовать конкретную деятельность самих детей, которая требовала бы от них реальной помощи и заботы о других. Насколько нам известно, в отдельных экспериментальных классах России, которые работают по программе "Мир, здравствуй!", система нравственного воспитания разрабатывалась специально. Так, в городе Иваново второклассники и третьеклассники экспериментальных классов постоянно помогают пожилым людям из дома престарелых. В Угличе шла работа детей экспериментальных классов с детьми из дома сирот. В Москве организована работа детей разных возрастов, предполагающая активную помощь старших младшим, и т.д.

развивающие игры для детейразвивающие игры для детей



Предварительный просмотр:

                 Игры для формирования представлений об окружающем мире у детей

1. Найди цвет.

      Игроки становятся в круг. Ведущий командует: "Коснитесь жёлтого, раз, два, три!" Игроки как можно быстрее стараются взяться за вещь (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто последний - выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом. Побеждает оставшийся последним.

2. Ищем клад.

      Учимся ориентироваться в пространстве с помощью плана.
Сначала вместе с малышом нарисуйте план комнаты. Объясните ребенку все подробно: вместо стола, стула, дивана будут похожие на них фигуры. Проверьте с ребенком, не забыли ли что-нибудь. "Окно есть? А дверь? а телевизор? Какой фигурой мы изобразим?" Обязательно разъясните, что это вид комнаты сверху. А теперь - самое интересное. Берем игрушку или какое-нибудь лакомство, малыш выходит в другую комнату или отворачивается, а вы прячете "клад" где-либо в комнате. Ставите на плане яркий крестик и предлагаете ребенку найти клад. В начале поищите клад вместе, держа на виду план и повторяя, где что находится. Когда ребенку эта игра будет даваться легко - усложните её. Нарисуйте план квартиры, двора, а летом на даче - план участка.

3. Я знаю десять названий.

       Играть можно вдвоём с ребёнком и небольшой компанией. В игре используют мяч. Садятся в круг. Игроки перекидывают друг другу мяч со словами:
- Я ...
- Знаю...
- Десять (семь, пять...)
- Названий ...деревьев! (птиц, цветов, профессий, фруктов, животных, рыб, городов...)
И далее, все по очереди должны называть названия того, что было задано:
- Липа - раз!
- Береза - два!
- Клён - три!...
Тот, кто не смог ответить в свою очередь - отдаёт фант.
Как правило в такой игре дети быстро запоминают все названия и со временем количество названий увеличивается.


4. Архитекторы и строители.

        Наверное, у всех в доме есть какой-нибудь строительный конструктор. Как правило, дети быстро теряют интерес к кубикам. Можно вновь заинтересовать ребёнка конструированием, если предложить игру "Архитекторы". Сначала объясните малышу, кто такие архитекторы.
        Затем сделайте вместе с ребёнком несколько чертежей построек. Конечно, нужно использовать те элементы конструктора, что есть у вас (можно просто обводить детали конструктора на бумаге). Когда чертежи будущих построек будут готовы, предложите ребёнку сделать постройку по чертежу.
Варианты:
1. Вы строите - ребёнок затем делает чертёж готовой постройки.
2. Ребёнок делает чертёж - вы строите.
3. Один делает несколько построек и делает чертёж одной из построек. Задача - найти постройку по чертежу.
4. Сделать чертёж и постройку по нему с ошибками. Предложить ребёнку найти ошибки.
развивающие игры для детей

Детям 3-4 лет на чертежах делаем "вид спереди" или "вид сверху".
Детям постарше можно давать чертежи в разных проекциях. Конечно, сначала нужно объяснить и показать, что это такое.

5. Чем пахнет?

       Приготовьте предметы со специфическим запахом - мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др.
      С детьми до 4 лет стоит заранее рассмотреть все предметы. Обговорить, что съедобное, вместе понюхать и попытаться определить запах - кислый, горький, сладкий, приятный - неприятный, съедобный - несъедобный.
Затем завяжите ребёнку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет.

6. Ярмарка. (3-6 лет)

       Дети стоят в кругу. Это - "продавцы". Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов - красный, оранжевый, зеленый, синий, желтый, фиолетовый и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок.. Он - покупатель. Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:

"Ваня, Ваня, покружись,
Всем ребятам покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей! Стоп!"

На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала "стрелка", спрашивает "покупателя":
- Что угодно для души? Все товары хороши!
Ведущий "делает заказ":
- Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок).

Теперь ребёнок, "принявший заказ", должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.
- На тебе грушу, - говорит продавец и протягивает жёлтый кубик.

Цель игры понятна - закрепляем знания овощей, фруктов, ягод, цветов. Развиваем мышление, внимание, быстроту реакции.

Ход игры может быть разным - смена покупателя через определённое количество покупок или начисление очков за каждый правильный ответ ( детям до 6 лет не рекомендуется). Играть можно и вдвоём с ребёнком, по очереди изображая покупателя и продавца.

7. Времена года.

         Игра требует времени на подготовку атрибутов, но она того стоит.
Подберите красочные картинки по временам года, очень хороши репродукции картин из старых журналов. Наклейте их на одну внутреннюю сторону картонной папки. На вторую сторону наклейте лист бархатной бумаги.
Ещё вам понадобится большое количество маленьких картинок, которые можно разделить по временам года. Картинки с дождем, снежинками, радугой, цветами, грибами, веточками без листьев, с почками, с листьями зелеными и желтыми; гнездо птицы с яйцами, птенцами, картинки разной одежды. В общем картинки всего, что можно четко разделить по временам года.
развивающие игры для детей

Конечно, малышу 2 лет картинки предлагаются более простые, чем пятилетнему.
Все эти картинки наклейте на бархатную бумагу (бархатом наружу).
Сначала просто раскладывайте картинки по сезонам, объясняя ребенку, почему эта или иная картинка подходит именно к этому времени года.

Со временем задания усложните - разложите картинки на бархат (бархатная бумага для того, чтобы картинки не скользили) заведомо сделав несколько ошибок. Например, к осеннему пейзажу положите картинку птичьего гнезда с яйцами и ягоды клубники. Предложите ребенку найти ошибки. Затем предложите ребенку загадать вам такую же задачу.

                                        Изучаем химию - ставим опыты вместе с детьми
              На улице идет дождь и прогулку приходится отложить...Чем же занять ребенка дома? Может быть химией? Отбросьте громоздкие формулы и взгляните на химию изнутри - вам откроется мир чудесных превращений!
развивающие методики

         Вашему малышу чуть больше трех? Покажите ему как, словно по волшебству, вода в обычной банке меняет свой цвет. В стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина (он продается в аптеке и лучше известен под названием "пурген"). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте раствор питьевой соды - раствор окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус или лимонную кислоту - раствор снова обесцветится.

                Производит впечатление на маленьких детей и такой простенький опыт: добавьте в питьевую соду уксус так, как мы это делаем для теста. Только соды должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Выложите ее в блюдечко и лейте уксус прямо из бутылки. Пойдет бурная нейтрализация, содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями (осторожно, не наклоняться!). Для большего эффекта можно вылепить из пластилина "вулкан" (конус с отверстием наверху), разместить его на блюдце с содой, а уксус лить сверху в отверстие. В какой-то момент пена начнет выплескиваться из "вулкана" - такое зрелище малыш запомнит надолго.

               А выращивать кристаллы не пробовали? Это совсем несложно, но займет несколько дней. Приготовьте перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустите в него затравку, скажем, проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на затравке появятся кристаллы.

             Наверняка понравятся ребенку и опыты с желатином. Для начала приготовьте коллоидный раствор: в четверть стакана холодной воды добавьте 10 г сухого желатина и дайте ему хорошо набухнуть. Нагрейте воду до 50 градусов на водяной бане и проследите, чтобы желатин полностью растворился. Вылейте раствор тонким слоем на полиэтиленовую пленку и дайте высохнуть на воздухе. Из получившегося тонкого листика можно вырезать силуэт рыбки. Положите рыбку на фильтровальную бумагу (можно взять промокашку, если и ее нет, подойдет и туалетная бумага) и подышите на нее. Дыхание увлажнит студень с одной стороны, он увеличится в объеме, и рыбка начнет изгибаться.

               На таком студне можно сохранить ледяные узоры. Приготовьте раствор, как описано выше, но желатина возьмите в 2-3 раза меньше. Еще теплый раствор вылейте на кусок стекла и сразу поставьте в морозилку. Вода будет кристаллизоваться, как на окнах зимой. Дня через три достаньте и дайте оттаять желатину. На нем останется четкий рисунок ледяных кристаллов.

          Будьте предельно осторожны при проведении опытов, в которых используются лекарства или химические реактивы! Не оставляйте малыша наедине с ними! Следите, чтобы результаты химических опытов не оказались в доступности для ребенка и не попали в пищу!

          Если ваш малыш постарше, он, скорее всего, захочет сам принять участие в проведении опытов. Дайте ему полоску универсальной индикаторной бумаги (продается в магазинах химических реактивов и в садоводческих магазинах) и предложите смочить ее любой жидкостью: слюной, чаем, супом, водой - чем угодно. Увлажненное место окрасится, и по шкале на коробке можно будет определить, кислотную или щелочную среду вы исследовали. Эта интересная и веселая игра может увлечь ребенка на несколько дней. А сколько времени освободится у мамы, пока чадо носится по дому, исследуя все подряд: от компота до огуречного рассола.

            Вы, наверное, играли с ребенком в пиратов или разбойников? Что в такой игре главное? Правильно, найти клад. А чтобы игра была интереснее, можно использовать секретное послание, где указано место расположения клада. Сделать такое письмо дома можно двумя способами:

1. Обмакнуть перо или кисточку в молоко и написать послание на белой бумаге. Обязательно дайте высохнуть. Прочесть такое письмо можно, подержав его над паром (не обожгитесь!) или прогладив утюгом.

2. Напишите письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Чтобы его прочесть, растворите в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочите текст.

             Ваш ребенок уже подрос, или Вы сами вошли во вкус? Тогда следующие опыты для Вас. Они несколько сложнее ранее описанных, но справиться с ними в домашних условиях вполне реально. По-прежнему будьте очень аккуратны с реактивами!

            Увлекательнейшее занятие - составление таблицы природных индикаторов. Ведь очень многие овощи, фрукты и даже цветы содержат вещества, меняющие цвет в зависимости от кислотности среды. Из подручного материала (свежего, сушеного или мороженого) приготовьте отвар и испытайте его в кислотной и щелочной среде (сам отвар - среда нейтральная, вода). В качестве кислотной среды подойдет раствор уксуса или лимонной кислоты, в качестве щелочной - раствор соды. Только готовить их надо непосредственно перед опытом, со временем они портятся. Испытания можно проводить следующим образом: в пустые ячейки из-под яиц наливаете, скажем, раствор соды и уксуса (каждый - в свой ряд, чтобы напротив каждой ячейки с кислотой была ячейка со щелочью). В каждую пару ячеек капаете (а лучше наливаете) немного свежеприготовленного отвара или сока и наблюдаете изменение окраски. Результаты заносите в таблицу. Изменение цвета можно записывать, а можно и раскрашивать красками - ими легче добиться нужного оттенка.

                Интересно и разделение красителей методом бумажной хроматографии. Разотрите 2 маленьких зеленых листочка, и для извлечения из них красящих веществ добавьте 2 мл ацетона.

Вырежьте из фильтровальной бумаги полоску шириной 1 см, при этом на одном конце сделайте ее поуже, чтобы получился вытянутый "язычок". Над тем местом, где полоска начинает сужаться, простым карандашом наметьте линию старта. На середину этой линии нанесите одну за другой несколько капель полученного красителя (вытяжка хлорофилла). Каждую следующую каплю надо наносить после полного высыхания предыдущей. Чтобы капли скорее сохли, можно поместить полоску под низко опущенную включенную лампу.

               Когда образуется пятно интенсивно-зеленого цвета, подвесьте полоску так, чтобы язычок на 1 см был погружен в бензин, налитый в небольшую банку. Под действием капиллярных сил растворитель будет подниматься по бумаге, а вместе с ним - и красители. Медленнее всех поднимается желто-зеленый хлорофилл б, быстрее - ксантофилл и еще быстрее - сине-зеленый хлорофилл а. С фронтом растворителя поднимается каротин. Опыт занимает 2-3 часа. Очень красивая хроматограмма получается, если использовать листья с красноватым или фиолетовым оттенком - такие встречаются у некоторых домашних растений.

Приложение № 2

Конспект обобщающей игры-занятия по теме “Воздух”
для детей подготовительной к школе группы.



Предварительный просмотр:

Приложение № 5

Открытый просмотр игры-занятия по теме

 “Удивительные свойства воздуха”.

       Программные задачи:

Познакомить детей с атмосферным давлением; продолжать учить детей пользоваться нестандартным оборудованием, схемами; развивать зрительное и слуховое восприятие; учить детей делать умозаключения, выводы, обобщения;

продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;  воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.

      Материалы и оборудование:

воронки с шариками по количеству детей,  трубочки для коктейля,  кружки с водой,  стаканчики,  минеральная вода,  магнитофон, карандаши простые, лист белой бумаги, фломастер, полотенца, открытка, мыльная вода в стаканчиках.

      Словарная работа: атмосферное давление, воронка.

       ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, вы хотели бы со мной пойти в лабораторию к профессору Почемучкину, чтобы он вам показал новые опыты?

Давайте с вами вспомним правила поведения в лаборатории.

(Ответы детей)

Воспитатель: Здравствуйте профессор! (Никто не отвечает)

Воспитатель: Почему его нет. Вот его халат, странно и записка какая-то. (Раздается голос Почемучкина – магнитофонная запись)

Почемучкин: Здравствуйте, ребята! Извините, что не могу с вами поиграть, очень занят, я все приготовил Вам для опытов, но меня срочно позвали в главную лабораторию. Я для вас приготовил вопросы и новые задания, а вы вместе с Аллой Борисовной позанимаетесь в лаборатории. Желаю Вам успешно ответить на все мои вопросы, а если вы правильно ответите, вас ждет сюрприз!

Воспитатель: Ребята, что же за сюрприз приготовил Почемучкин? Я надену этот халат, и мы с вами вместе будем отвечать на вопросы профессора.

(Дети садятся полукругом)

Загадка:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он не видимый и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Воспитатель: Какие свойства воздуха Вы знаете?    (Ответы детей)

Воспитатель: Кому нужен воздух?   (Ответы детей)

Воспитатель: Какую пользу приносит воздух?     (Ответы детей)

Воспитатель: Может ли воздух приносить вред?    (Ответы детей)

Воспитатель: Есть ли в человеке воздух, докажите. (Дети дуют на ладонь)

Воспитатель: Можно ли увидеть воздух? (Ответы детей)

Воспитатель: Как можно услышать воздух?

(Дети подходят к столам, где стоят стаканы с водой и коктейльной трубочкой, и дуют в трубочку)

Игра на внимание “Воздух, земля, вода”

Правила игры:

Воздух – дети стоят, руки вверх,

Вода – имитируют плавание,

Огонь – делают руками “моталочку”,

Земля – приседают.

Воспитатель своими действиями запутывает детей. Побеждает тот, кто правильно услышит и выполнит сказанное воспитателем.

Воспитатель: Сейчас у нас будет трудное задание, садитесь на стульчики. Внимание! Мы будем показывать опыты.

ОПЫТЫ:

Воспитатель: Как обнаружить воздух?  (Ответы детей)

Воспитатель: Значит, воздух есть везде? Давайте опытом докажем, что воздух есть везде, даже в воронке.

(Дети по очереди опускают воронку с шариком на горлышке в воду)

Воспитатель: Что можно сказать об этом опыте? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, профессор будет доволен. Сейчас я Вас познакомлю с новым свойством воздуха – воздушным давлением – атмосферным давлением. Воздух давит на все предметы, на все живое. Я покажу, как воздух давит на предметы.

Воспитатель накрывает стакан с водой открыткой и переворачивает, убирает руку. Вода не выливается: воздух давит на открытку. Дети узнают, что такое атмосферное давление.

Воспитатель: Что нового Вы узнали из этого опыта?     (Ответы детей)

Воспитатель: И последнее, самое трудное задание нарисуйте воздух!

Разве можно нарисовать воздух?

Воспитатель: У меня даже в горле пересохло (наливает минеральной воды в стакан – пьет) сейчас, сейчас, я не знаю.… А вы уже придумали, как нарисовать воздух? (Предположения детей)

Воспитатель: Посмотрите, что это за пузырьки в стакане?   (Ответы детей)

Воспитатель: Пожалуйста, нарисуйте схематически пузырьки воздуха в стакане с минеральной водой. (Дети делают зарисовки)

Воспитатель: Вот мы и справились с заданиями Профессора Почемучкина.

Что нового вы узнали о воздухе, его свойствах сегодня?  (Ответы детей)

Воспитатель: Благодарю Вас, дети, за смекалку, любознательность, помощь при выполнении задания.

Воспитатель: Вы не забыли о сюрпризе от Почемучкина? Давайте посмотрим, что же это?

Раздает детям мыльный раствор для пускания мыльных пузырей.

Приложение № 6

Открытый просмотр игры-занятия по теме

Тема: “Вырастим семена”

     Программные задачи: закрепить знание детей о растениях и воздухе; познакомить детей с новым свойством воздуха (расширение воздуха); учить понимать цикл развития растения: семя – росток – растение – цветок – плод – семя; продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, делать умозаключения; учить во время опытов соблюдать правила безопасности; воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, самостоятельность; учить бережному отношению к окружающей среде, природе.

     Словарная работа: углекислый газ, воздух расширился, семена, ядрышко.

     Предварительная работа: родители вместе с детьми рисуют карточки “цикл развития растения”, и приносят стаканчик с землей.

     Материал: Карточки “цикл развития растения”, стаканчики с мыльным раствором, трубочки, семена, стаканчики с землей, палочки для рыхления земли, лейки с водой – по количеству детей; спички, свеча, банка с водой, банка.

     Ход занятия

Воспитатель: Ребята, хотите ли Вы опять побывать в лаборатории профессора Почемучкина? (Ответы детей)

Воспитатель: Люди, которые работают в лабораториях, соблюдают определенные правила: Какие?

Не кричат.

Не трогают без разрешения оборудование.

Работают только на своих местах.

Воспитатель: Здравствуйте, профессор Почемучкин!

Почему нам никто не отвечает?

Здесь записка:

“Извините, дети, что я вас не дождался, меня срочно вызвали в другую лабораторию. Если хотите, можете позаниматься сами со своим воспитателем”.

Воспитатель: Ребята, здесь еще и загадки какие – то!

Из семян появляются

Весной распускаются

Летом цветут

Осенью увядают.

(Ответы детей)

Воспитатель: Есть невидимка, в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Ответы детей)

Воспитатель: Наверно профессор хотел вам, ребята, рассказать о растениях и воздухе. Вот здесь все готово для опытов. Кто мне скажет из чего, вырастает растение? (Ответы детей)

Воспитатель: Верно, из семян.

Профессор приготовил проращенные семена.

Воспитатель: Для чего нужны именно проросшие семена? (Ответы детей)

Воспитатель: Что находится внутри каждого семени? (Ответы детей)

Воспитатель: Верно! Профессор Почемучкин приготовил нам проросшие семена, а мы их с вами высадим в землю. Чтобы наблюдать за растениями, мы будем в этом журнале зарисовывать цикл развития уже наших растений.

(Дети с воспитателем высаживают семена в стаканчик с землей.)

Воспитатель: Ребята, но мы с вами знаем, как развивается семечка, давайте поиграем.

      Д/И “Вырасти семена”. (Дети выстраивают цикл развития семян: семя – росток – растение – цветок – плод – семя; это рисунки)

Воспитатель: Мы с вами что-то забыли сделать после высадки семян. (Ответы детей)

Воспитатель: Что необходимо еще растениям кроме воды? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, действительно свет и воздух необходимы, но разве только растениям? (Дети: Вывод)

Воспитатель: Как мы называем воздух? (Ответ детей)

Воспитатель: Как можно обнаружить воздух? (Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, а в банке есть воздух?

Давайте проверим, что в банке тоже есть воздух.

      Опыт №1

Горящую свечу накрываем банкой.

Воспитатель: Почему же погасла свеча? (Ответы детей)

Воспитатель: Как еще появляется углекислый газ? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, кто перерабатывает углекислый газ, выделяя кислород?

(Ответы детей)

Воспитатель: Если растения выделяют для человека кислород, перерабатывают углекислый газ, что можно сказать о пользе растении? (Ответы детей)

Воспитатель: Верно. Вы сказали, что воздух есть везде, а что умеет делать воздух? (Ответы детей)

     Физ. минутка

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас еще хочу рассказать о других свойствах воздуха:

Воздух умеет расширяться и занимать определенное место.

(Воспитатель надувает большой мыльный пузырь и маленький).

Воспитатель: Что произошло с воздухом? (Ответы детей)

Воспитатель: Воздух расширился, и занял место.

Где воздух больше расширился, когда я надула маленький пузырь или большой?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, профессор Почемучкин приготовил и вам мыльный раствор для опыта, сейчас вы будете расширять воздух.

     Опыт№2

(расширение воздуха, пускание мыльных пузырей).

Воспитатель вывод: Воздух имеет свойство расширяться.

Какой опыт вам запомнился больше?   (Ответы детей)

Воспитатель: Что нового вы узнали о воздухе?  (Ответы детей)

Воспитатель: Ну, вот, наше путешествие по лаборатории закончено, жаль, что с нами не было профессора. Спасибо вам, ребята, что вы были внимательными и любознательными.



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Обобщить, уточнить знания детей о воздухе; закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. Развивать, мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности, высказывать предположение, мнение, обосновывать его. Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой. Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.

     ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: эмблемы /воздушные шары синего, зеленого, красного цвета/ по количеству детей, схема расположения оборудования в группе "рис. 1", 6 стаканов, 3 бумажные салфетки, аквариум с водой, 3 целлофановых мешка, ком земли, кусочек кирпича, губка, мольберт, выставка рисунков на тему "Как человек использует воздух", магнитофон, грамзапись "Гроза" Вивальди, цифры 1,2,3 на подставках, пирамидки по количеству детей, чашка с водой, банка с водой, 2 рисунка: чистый город, загрязненный город, цветные карандаши, альбомные листы, медали.

     ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: проведение серии занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок-исследований, наблюдений, экскурсий, рисование на тему ''Как человек использует воздух", заучивание стихов о ветре, чтение сказов.

      Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, скажите, чего в комнате не видно?  Воздуха.

- Что вы знаете о воздухе? /Он невидим, прозрачный, бесцветный /.

- Откуда же вы тогда узнали, что в комнате находится воздух? /Если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать/.

- Молодцы! Сейчас, представьте, что вы ученые, а они работают в лабораториях. У нас тоже работает три лаборатории. Нам нужно разделиться на три группы, подумайте, как лучше это сделать. /По эмблемам/.

- Разделились? Молодцы!

Перед учеными стоит такая задача: постараться в своей лаборатории с помощью опытов обнаружить воздух, а затем - это доказать.

Прошу исследователей воздуха пройти в свои лаборатории /Дети расходятся, садятся за столы, проводят опыты с воздухом, используя приготовленное оборудование и материал/.

 Итак, начинаем заседание ученого совета. О своем открытии расскажут ученые лаборатории №1.

- Мы взяли стакан и на дно его положили бумажную салфетку, затем, повернув стакан отверстием вниз, резко его опустили в аквариум с водой, а потом быстро его вынули из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой. Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может. - Есть у кого-то другие мнения? Поздравляю вас с открытием!

Слушаем лабораторию № 2.

 - Мы взяли целлофановый мешочек и начали его скручивать со стороны отверстия. Но мере скручивания мы увидели, что он надувается, становится выпуклым. Это доказывает, что в мешочке находится воздух, который и раздувает мешочек.

 - Есть другие мнения? Что ж, поздравляем и вас с открытием!

Воспитатель: - Слушаем ученых лаборатории № 3

 - Мы взяли ком земли, кусочек кирпича, губку и все это опустили в воду. Мы заметили, что в воде появились пузырьки воздуха. Это доказывает что в земле, в кирпиче, в губке находится воздух.

- Есть другие мнения? Поздравляем вас с открытием! - Молодцы, ребята, вы доказали, что воздух всюду находится вокруг нас.

Ребята, подойдите к выставке рисунков. Посмотрите и скажите, как люди используют воздух? /Ответы детей/.

 - Сейчас закройте глаза, послушайте музыку, /звучит грамзапись "Гроза" Вивальди/ и скажите, что она вам напомнила? /Дождь, гром, ветер/.

- Откуда взялся дождь? /Это ветер пригнал тучи/.

 - Что такое ветер? /Это движение воздуха/.

 - Покажите ладонью, как можно почувствовать ветер. /Дети ладонью машут перед лицом /.

 - Что вы при этом ощущаете? /Прохладу, свежесть/

 - Ветер в сказках наделялся волшебной силой, его сравнивали с богатырем, ласково называли озорником, часто обращались за помощью именно к ветру. Как вы думаете, почему? /Потому, что ветер может быстро летать по всему свету, может заглянуть в любой уголок земли/.

 - Давайте вспомним стихи поэтов о ветре /А.С.Пушкина "Ветер по морю гуляет", "Ветер, ветер, ты могуч!" А.Орлова "Ветер-пастушок"/.

 - Ребята, а ветер для человека хорошо или плохо?

 - Чем хорошо? /Плавают парусные лодки, люди летают на дельтаплане и т.д./

 - Чем плохо? Докажите свой ответ /Проводится игра "Хорошо-плохо"/.

 - Вы очень много знаете о воздухе, давайте проведем конкурс знатоков среди ученых. Прошу ученых навести порядок в лабораториях и занять свои места за столами. / Дети наводят порядок на столах, убирают все на отдельный стол, садятся/.

 - Итак, начинаем конкурс знатоков. Напоминаю правила игры: Я буду задавать вопрос, кто знает ответ, должен поднять руку. Во время ответа нельзя перебивать товарища, можно что-то добавить, если ответ был не полным. За каждый правильный ответ участник получает по фишке-кольцу на свою пирамидку.

 - Первый вопрос. В какой сказке главная героиня прилетела и улетала с попутным ветром? /"Мери Поппинс, до свидания!" П.Л. Треверса/. - Второй вопрос. Какие сказочные герои летали по воздуху? /Змей-Горыныч, Баба Яга, Карлсон, маленькие крылья были у Эльфов, к которым прилетела Дюймовочка, она тоже получила такие крылья и т.д./

 - Третий вопрос - рассказ с ошибкой. Внимательно послушайте и найдете как можно больше неточностей, объясните свою точку зрения. Рассказ известного путешественника барона Мюнхгаузена:

"Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах плыл к далеким таинственным берегам". /Ответы детей/.

 - Четвертый вопрос-рассказ с вопросом.

"Однажды Катя с мамой гуляла по улице и любовалась плывущими облаками. И вдруг Катя закричала: "Мама, мама, смотри, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик. Кто его туда посадил?"

 - Кто действительно посадил туда одуванчик? /Ветер/

 - Как туда он мог попасть?

- Пятый вопрос. Какие еще растения с летающими семенами вы знаете? /Береза, клен, тополь, ясень, карагач, сосна, ель, липа, камыш/.

 - Шестой вопрос-рассказ с вопросом,

"Однажды туристы собрались в поход. Один из них по имени Петр Иванович любил бабочек. Он наблюдал за ними повсюду. "Скорее бы добраться до вершины! Там, наверное, столько бабочек, стрекоз и жуков, которых я никогда, в жизни не видел!" - думал он. Но чем выше и выше поднимались туристы, бабочек и стрекоз становилось все меньше и меньше. Да и те, которые были, в основном, ползали по земле, а не летали. На самой же вершине и вовсе никто не летал. Удивился Петр Иванович и задумался: "Почему же не живут здесь необыкновенные бабочки и жучки?

/Чем выше поднимаемся в горы, тем сильнее становится ветер. При сильном ветре насекомые не могут летать, ветер их сдувает и уносит/.

- Седьмой вопрос. Назовите наука, который использует воздух для строительства своего “дома”? /Паук-водолаз; паук-серебрянка/.

- Восьмой вопрос: Почему растение "перекати-поле" назвали именно так. /Потому что ветер может оторвать от земли это растение, и долго-долго катать по полю, словно колобок/.

- Ребята, мы с вами проводили опыт: набрали чистой воды в тарелку и поставили на окно около балкона. В банку тоже набрали чистой воды и поставили ее на участок около забора со стороны дороги. Давайте посмотрим, что же стало с водой за выходные дни? /Она стала грязной/.

- Почему?   - Какая вода чище?

- Верно, у нас в группе воздух сравнительно чище, чем у дороги.

Назовите еще места, где может быть грязный воздух, которым опасно дышать. /Около заводов, рядом с гаражами, рядом со стоянкой автомобилей, у дороги, где проезжает много машин, около свалок мусора, которые обычно горят, на бензозаправке и т.д./

- Ребята, посмотрите на эти рисунки и скажите: в каком городе хотели бы вы жить? Почему? Выставляются два рисунка: чистый город: все цветет, растет, зеленая природа и т.д., другой - заводская труба дымит, все заволокло дымом и т.д. “рис. 2” 

Ребенок: - Давайте будем беречь планету.

Другой такой же на свете нету.
Развеет над нею пожары и дым,
В обиду ее никому не дадим!"

- Вы маленькие и не можете сделать так, чтобы не дымили заводские трубы, не было огромных свалок, но позаботиться о своем здоровье вы можете. Как? / Не гулять возле дорог, у гаражей, стоянок автомобилей, заводов, свалок, не совершать дальних прогулок в ветреный, пыльный день и т.д./

- Молодцы! А сейчас подведем итог, посчитаем у кого на пирамидке больше колец . /Дети считают кольца, на пирамидках/.

- Давайте все поздравим победителя и порадуемся за него.

- Вот если бы ваше настроение оценивалось бы оценкой от 1 до 10, какую бы оценку вы выбрали бы себе? /Ответы детей/.

- Спасибо за игру, сегодняшней игрой вы доказали, что являетесь настоящими знатоками.

Приложение № 3

Экологический конкурс

«ЮНЫЙ  ЛЮБИТЕЛЬ  ПРИРОДЫ»

                               для детей дошкольного детского возраста

Действующие лица:  ведущий  конкурса,  Кузелина (сестра Домовенка Кузи), Сцилла (злая ведьма), ведущие  полян - «Хитрая лиса», «Длинноухий заяц», «Косолапый медведь», «Мудрая сова», водящие (птицы).

Оборудование:  костюмы  для  действующих  лиц, 4 эмблемы птиц  для  водящих (снегирь, синица, дятел, сорока), свиток с  рецептом  эликсира, ведомости (маршрутные листы), 4  пакета для  сбора даров  природы (шишки сосны  кедровой сибирской, плоды  шиповника и рябины, ягоды клюквы), котелок  для  приготовления  волшебного  эликсира,  эмблемы с номерами  детских садов, 4 эмблемы лесных  полян:  «Длинноухого зайца», «Хитрой лисы», «Косолапого медведя», «Мудрой совы»  и  атрибутика к ним:

поляна «Длинноухого зайца» - карточки с изображением грибов (подосиновик, подберезовик, лисичка, бледная поганка, белый гриб),  ягод  (земляника, клюква, малина, вороний глаз, черника),  деревьев и кустарников и их веток  (ель, сосна обыкновенная, рябина, сосна кедровая сибирская, шиповник), овощей (вершки и корешки отдельно: лук, свекла, картошка, морковь, редис); шишки сосны    кедровой  сибирской; фломастеры;  

поляна «Хитрой лисы» - карточки с изображением  рыб (щука, карась, ерш, окунь, золотая рыбка),  голов и хвостов зверей  (заяц, медведь, рысь, олень, лиса, белка, волк, барсук), животных (медведь, олень, бурундук, божья коровка, кукушка, лось, сорока, сова, стрекоза, бабочка-капустница, белка, муравей); 5 цветных квадратов; плоды  шиповника;

поляна «Косолапого медведя» - карточки с изображением  4-х времен года,   птиц (гусь, журавль, ворона, синица, сова, ласточка, утка, снегирь), солнца и снега,  объектов живой и неживой природы; конверты с  картинками с изображением признаков времен года;  фломастеры; плоды  рябины;

поляна «Мудрой совы» - карточки с изображением (коренного жителя севера, европейца, чума, избы, оленя, лося), с экологическими ситуациями, «Чего испугается птица»; фломастеры, цветные треугольники; ягоды  клюквы.  

Ход конкурса

                   (Дети  входят  в  актовый  зал  и  садятся  на  стульчики).

Ведущий: Здравствуй, здравствуй детвора!

 Поиграть пришла пора!

 Пошутить, повеселиться,

 Нам на месте не сидится.

Мы рады приветствовать вас, дорогие ребята,  на конкурсе «Юный любитель природы»  (вбегает  Кузелина).

Кузелина: Всем привет, привет, приветик! Сегодня в нашем лесу выдался такой замечательный день, и я со своими друзьями, детёнышами  лесных зверей - зверятами, весь день играла на полянке. Нам было очень весело. Правда потом лесная сплетница-сорока предупредила нас, что ведьма Сцилла вышла на прогулку из своей норы для того, чтобы набрать себе сорняков, поганок и мухоморов для волшебного зелья. Зверятам  пришлось спрятаться, а я к вам прибежала (звучит   музыка,  появляется  Сцилла).

Сцилла: Противные зверюшки! Мало того, что от их  веселого визга голова разболелась, они еще  посбивали   мои прекрасные поганки и мухоморы! А я их за это  превратила в камень!  А вас, вредная малышня, если вздумаете  мне мешать,  тоже заколдую.

Кузелина: Какой ужас, бедные зверята! Сидят сейчас в лесу заколдованные, окаменевшие. Что же нам ребята делать?  Надо моим друзьям помочь, согласны? Сцилла, мы с ребятами обещаем, что не будем  в лесу шуметь и тебе мешать. Но только расколдуй моих друзей,  пожалуйста.

Сцилла: Правда, обещаете в лесу себя хорошо вести? Ни шуметь, ни мухоморы мои любимые сбивать не будете? (Кузелина с детьми обещают…).

Сцилла: Расколдовать их теперь очень не просто. Чтобы снять каменное заклятие вам понадобится рецепт  волшебного эликсира. А вот где  я старый свиток с  рецептом  эликсира оставила,  сейчас и не вспомню. Пойду, поищу (Сцилла уходит).

Ведущий: Кузелина, смотри, что я нашла! Наверное, Сцилла обронила?

Кузелина: Ой, какой-то свиток, с непонятными знаками. Может тут написано что-то важное.

Ведущий: Это колдовские знаки. Давай   я  попытаюсь  тебе  помочь. Один мой знакомый, который  увлекается  магией, учил  меня  эти  знаки читать.

Кузелина:  И что же тут написано?

Ведущий: Мне  кажется, это  и есть  рецепт волшебного  эликсира от каменного заклятия.

Кузелина: Ура! Мы  расколдуем  детёнышей  зверей! И что же нам нужно для того,  чтобы приготовить этот волшебный  эликсир?

Ведущий: Чтобы приготовить волшебный  эликсир,   нам понадобятся шишки сосны кедровой сибирской, плоды  шиповника и рябины, ягоды клюквы. Все это нужно засыпать в котелок и перемешать.  

Кузелина: Как это все загадочно!

Ведущий: Чтобы сделать эликсир,

 Ты потратишь много сил.

 5,4,3,2, раз

 Верь всему, что видит глаз.

 Но кто ошибется,

 Сам  в камень обернется.

Кузелина: Что это значит?

Ведущий: Наверное, нам придется собрать шишки сосны кедровой сибирской, плоды  шиповника и рябины, ягоды клюквы из разных уголков леса и приготовить волшебный эликсир.

Кузелина: Я не знаю где их искать и боюсь, что  одна   с этим  не справлюсь.

Ведущий:  А ты и не одна,  посмотри, сколько хороших, добрых и смелых ребят собралось в зале.

Кузелина:  Ребята, а вы отправитесь со мной в путь, чтобы  найти дары природы  для  приготовления  волшебного  эликсира, чтобы  с  его  помощью расколдовать  моих  друзей? (дети…)

Ведущий: Теперь вам   пора  отправляться  в путь. Чтобы вы не заблудились, сопровождать вас в  этом  путешествии будут лесные птицы: дятел, сорока, снегирь, синица. И еще я   дам  вам пакеты, куда  вы  должны  будете собрать    дары  леса  для   приготовления  волшебного эликсира  (водящие, согласно  маршрутному  листу  водят  детей  по  полянкам, на  которых  дети   решают  задания, сопровождающие педагоги фиксируют ответы детей, проставляя баллы в ведомость).

Поляна «Длинноухого зайца»

(ведущий  Заяц)

Заяц: Здравствуйте, здравствуйте! Кто это ко мне в гости пожаловал? Юные спасатели! А вы знаете, кто я? (ответы детей).   Я очень рад, что вы решили помочь Кузелине расколдовать лесных зверюшек, но чтобы получить шишки сосны  кедровой сибирской  для приготовления волшебного  эликсира Сциллы нужно выполнить три ее задания.

Задание 1  

Заяц: На каждом столе лежат два конверта красный и  синий. В  красном   находятся  карточки  с  изображением  деревьев  и кустарников,  в синем   с изображением  их веток. Сейчас мы проверим, знаете ли Вы ребята деревья  и кустарники нашего края. Я  буду загадывать загадки, а вы их  попробуйте  отгадать. Для этого достаньте из красного конверта карточки деревьев и кустарников и выложите в порядке прочтения  загадок, затем из синего конверта достаньте изображение веток и плодов  этих  деревьев  и кустарников  и  подберите к  каждому  растению  его  ветку  и  плоды.   Максимальное количество баллов – 10.

Зимой и летом зелена,

          В лесу живет она,

          А на ней иголки

          И коротки, и колки.

         (Ель)

В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка?

(Рябина)

Северная роза, вся в цветах,

Красные ягоды на ней висят.

(Шиповник)

Правильный ответ:

Я родственник сосны,

Такой же величавый.

Но шишечки мои

Вкуснее и ценнее.

(Сосна кедровая  сибирская)

4.  У меня длинней  иголки,

     Чем у ели.

          Очень прямо я росту в высоту.            

(Сосна  обыкновенная)

                                     

                         

 Заяц: Молодцы, справились с этой задачей! Но не радуйтесь, Сцилла приготовила вам следующее задание.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологическое окно" в детском саду.

Нетрадиционная форма работы по экологическому воспитанию дошкольников....

Конспект игрового занятия по работе с «экологическим окном» Тема: « Приключение осеннего листочка»

Задачи.Образовательные:1. Учить детей замечать изменения в природе, знакомить с новым понятием «лесная полянка», с животными живущими в лесу.2. Учить подпевать повторяющиеся фразы.3. Формировать импро...

Сценарий семейного клуба "Экологический абордаж"

Познакомить детей и родителей с экологическими проблемами....

Конспект занятия «Экологическое окно во второй младшей группе «Может ли корова жить в лесу?».

Рассуждения с детьми второй младшей группы у экологического окна....