Конспект НОД по экологии в старшей группе"Летела капелька с небес"(открытое занятие)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Светлана Владимировна Ермакова

Занятие по экологии для воспитанников старшей группы, на котором они знакомятся со свойствами воды (проводятся опыты с водой, снегом и льдом).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл изучение свойств воды.21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологии: «Упала Капелька с небес».

Цель: организовать деятельность детей по ознакомлению с некоторыми свойствами воды.

Задачи:

  • показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, обобщить знания детей о воде, ее значении в жизни человека, растений и животных;
  • развивать любознательность, мышление и речь детей;
  • воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: стаканы с водой, льдом, снегом, горячей водой

                             полоски цветной бумаги

                             альбомные листы

                             цветные карандаши

Воспитатель:

                  Ребята! Вам рассказать сегодня хочу я о воде,

                  Вы знаете, ребята, вода у нас везде.

                  Осмотрись вокруг: озера и моря,

                  Без воды не проживет Земля твоя.

Ребенок:  Воду ценит каждый человек.

                  Дерево не выросло б вовек.

                  Птицы, звери тоже воду пьют,

                  Рыбки без водички не живут,

                  Травка без водички не растет,

                  Все живое без воды умрет.

                  Так цени и береги водичку,

                  Расскажи о ней друзьям, сестричкам.

Воспитатель: А вам хочется узнать что-то новое о воде? К нам в гости прилетела Капелька. От нее мы и узнаем много интересного. Здравствуй, Капелька!

Капелька:Здравствуйте, ребята!

                   Я очень добродушная, я мягкая, послушная.

                   Я и туча, и туман, и ручей, и океан.

                   И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу!

                   В морях и речках обитаю, часто по небу летаю.

                   А наскучит мне летать, на землю падаю опять.

А живу я в стране, которой правит Королева Вода. У меня есть много братишек и сестренок.

Воспитатель: Интересно, а все ли ребята знают твоих братьев и сестер? Попробуем отгадать загадки, которые принесла Капелька:

  1. Белые мухи на поле сели. (снег)
  2. На дворе горой, а в избе водой.(снег)
  3. Без досок, без топоров через речку мост готов.

Мост, как синее стекло –скользко, весело, светло.(лед)

  1. Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке.(снежинки)

  1. И тверд, и чист, на солнышке сверкает.

Но пригревать начнут лучи, он тут же и растает.(лед)

  Молодцы, все загадки верно отгадали. Льдинки и снежинки – родные братья и сестры нашей Капельки. Они – это тоже вода, но только в застывшем виде. Сегодня Капелька расскажет вам много нового о воде. Закрываем глазки…Мы попали в волшебную комнату, где будем проводить опыты с водой, а Капелька мне поможет.

Опыт № 1: «У воды нет формы»

Сравни  форму воды в своем стакане с водой у соседа ( если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).

-Что можно сказать о форме воды?

Вывод: вода не имеет формы.

            Опыт № 2: «Вода жидкая, может течь»

Дети получают по два стакана: 1 – пустой, 2 – с водой. Предложить им перелить воду из одного стакана в другой.

- Вода льется? Почему?

Вывод: вода жидкая, льется.

                                           Опыт № 3: «Вода прозрачная»

-Какого цвета вода?

На столе у детей лежат полоски бумаги, с их помощью определим цвет воды.

-Приложите  и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода имеет цвет одной из полосок? Какого же цвета вода? (бесцветная, прозрачная)

-Как можно проверить прозрачность воды? (посмотреть на что-нибудь через стакан с водой)

   Опыт № 4: « Наша вода без вкуса»

-Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Попробуем воду в стакане на вкус. Можно ли ее назвать соленой, горькой, сладкой, кислой?

Вывод: вода не имеет вкуса.

  Опыт № 5: «Вода не имеет запаха»

Когда мама печет пирожки, аппетитный запах разносится по всей квартире. Тонкий аромат имеют цветы, духи.

-Понюхаем воду, чем она пахнет?

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт № 6: «Лед – твердая вода»

Высоко в небе пары воды замерзают и превращаются в твердые кристаллики. Они падают на землю красивыми снежинками. Снежинки прозрачны. Из них получается снег. Он пушистый белый холодный.

-Посмотрите, в стаканчиках находятся снег и лед. Они немного постояли в теплой комнате и начали таять.

Вывод: снег и лед – тоже вода.

  Опыт « 7: «Пар – это тоже вода»

-Возьмем стакан с горячей водой. Вы видите пар, который поднимается над водой. А теперь накроем стакан зеркальцем. На зеркальце капельки воды.

Вывод: пар – тоже вода.

Общий вывод после проведения опытов: вода в природе бывает разной: твердая (лед), жидкая и в виде пара. Она прозрачная, не имеет вкуса, цвета и запаха.

Ребенок: В природе путешествует вода,

                Она не исчезает никогда:

                То в снег превратится, то в лед,

                 Растает, и снова в поход!

                 Нас окружает везде и всегда

                 Эта волшебница - вода!

Физкультминутка: (проводит Капелька)

                 Белые сугробы на земле лежат,  (1)

                 Со снежком ребята поиграть хотят. (2)

                 В теплые ладошки мы снежку возьмем, (3)

                 Полежит немножко – и катать начнем. (4)

                 Вот какие вышли чудо - колобки:

                 Из снежинок белых – белые снежки. (5)

                 А теперь, ребята, их бросать пора.

                 Вот какая вышла снежная игра! (6)

1 – руки вверх с потягиванием

2 – ноги в стороны вместе

3 – хлопки

4 – приседания

5 – лепка снежков

6 – имитация бросков

Воспитатель:

- А всем ли нужна вода? Человек ни дня не может без воды: с ее помощью он готовит пищу. Без еды он может прожить чуть больше месяца, а без воды – всего несколько дней. Вода нужна растениям, животным. Вода – добрый друг и помощник человека. Хотите в этом убедиться? Тогда послушайте сказку о стране нашей Капельки.

Экологическая сказка «Королева Вода».

  Высоко в небе есть прекрасный замок, но он так далеко, что его никто не видел. Живет в этом замке Королева Вода. В ее замке ледяной, прозрачный пол, сквозь который она смотрит на Землю.

  У Королевы много маленьких помощниц – капелек, их Королева посылает на землю помогать людям. Одни капельки возвращаются обратно к своей хозяйке, другие остаются жить на земле, их домом становятся реки, моря, ручьи, озера.

  Королева Вода наблюдает за людьми и видит, как они ждут ее помощниц, ведь без воды нельзя ни умыться, ни поесть, ни попить. Люди всегда любили воду и берегли ее. Королева тоже любила людей и посылала вовремя своих помощниц на Землю к людям.

  Так прошло много лет…

  Люди придумали машины, заводы, фабрики. Из-за дыма и копоти Королева Вода уже не могла наблюдать за Землей. Но она верила людям, верила, что они также радуются дождю и берегут каждую капельку воды.

  Однажды Королева заметила, что капельки возвращаются с Земли грустные. Тогда она решила сама посмотреть, что происходит на земле. Королева превратилась в тучку и полетела на Землю. Увидев, что там происходит, Королева воскликнула: «Ну нет, так обращаться с собой я не позволю!» И улетела в свой замок, забрав с собой всех помощниц.

  Люди сначала ничего не поняли. Они пошли на речки и озера, но там было пусто: лишь один мусор на дне. Очень тяжело пришлось людям: они часто поднимали руки к небу и ждали дождя.

  Дым постепенно рассеялся, и Королева снова увидела Землю и людей. Они просили у нее воды. И Королева сжалилась, послала капелек на Землю. Увидев воду, люди очень обрадовались. Они поняли, что были сами во всем виноваты, даже удивились, что не замечали, как обижали воду. Люди очистили водоемы. Все стало как прежде. Только теперь уже никто не мог бросить мусор в реку или оставить не закрытым кран. Люди опять стали беречь воду. А Королева Вода снова могла любоваться прекрасной зеленой планетой Земля.

Воспитатель: А теперь давайте порадуем нашу гостью и нарисуем ее.

Рисование под диктовку:

                     Летела Капелька с небес,

                     Увидела чудесный лес:

                     Деревья, травы и цветы –

                     Все, что сейчас рисуешь ты.

                     Упала Капля в ручеек,

                     Что по лесной полянке  тек,

                     Тот улыбнулся, зажурчал,

                     «Спасибо, Капелька!» - сказал.

Воспитатель: Удивила нас сегодня Капелька и многому научила. Мы знаем теперь, что не можем прожить без воды. Воду надо беречь! В дружбе должны жить все на Земле: люди, воздух, вода. Растения, животные.

 Ребенок:    Мы растем, растем, растем!

                     Все о мире узнаем.

                     Не обидим мы букашек,

                     Гнезд не разорим у пташек,

                     Не сорвем прекрасный ландыш,

                     Муравейник сохраним,

                     Ручеек не замутим.

Дети наклеивают на лист ватмана с изображением Земного шара картинки растений, животных, насекомых, птиц.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экологии в старшей группе «История одной капельки»

Цель: Учить понимать необходимость бережного отношения к воде, как к природному ресурсу. Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту.Задачи: - Закрепить знания детей о различных явлениях...

Конспект НОД по экологии в средней группе. Путешествие капельки.

Цель: Закрепить знания  детей о свойствах воды (вкус, цвет, запах и тд.)....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Ходит капелька по кругу»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе  познавательно- исследовательской деятельности «Ходит капелька по кругу»....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие капельки»

Конспект организованной образовательной деятельности  в старшей группе «Путешествие капельки»...

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Путешествие капельки»

Конспект НОД по экологии в старшей группе ДОУ "Путешествие капельки". Цель: Систематизировать и углубить знания о воде посредством познавательно-исследовательской деятельности детей. Пр...

Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие капельки»

Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие капельки»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие капельки"

Формирование у детей умений понимать простейшие взаимосвязи в природе....