Россия-матушка. Сергиев Посад.
статья по окружающему миру на тему

Путешествие по Золотому кольцу России. Воспитание патриотических чувств к своей Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya-matushka._sergiev_posad.doc206 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   -1-

                                                                     

                               

                                  1. ВВЕДЕНИЕ

Сергиев Посад занимает особое место среди городов России. Седьмое столетие стоит Сергиев Посад на Радонежской земле и нескончаемым потоком стекаются к нему паломники и туристы.  Влечет их сюда богатая событиями история, неповторимые великолепные памятники древнего зодчества, художественные сокровища уникальных музеев, живописные окрестности. Город расположен в 70-и километрах к северо-востоку от Москвы. Сергиев Посад входит в состав золотого кольца России. Его еще называют русским Ватиканом – уж очень интересная  история у города в религиозном отношении. Сергиев Посад назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь - Троицкий. Датой основания города Сергиев Посад считается 1345г.

В 1919г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. - в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991г. городу наконец было возвращено историческое название.  

                                                           -2-

                                  2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ  ГОРОДА

Примерно в XI веке на реке Паже возникло поселение Радонеж.                                 В Радонеже вместе с родителями, будучи отроком, жил инок Варфоломей.

Родители Варфоломея были ростовскими боярами, переселившимися в город Радонеж Московского великого княжества.
Первым Радонежским князем был Андрей Владимирович, сын знаменитого сподвижника Дмитрия Донского в Куликовской битве Владимира Храброго. При Андрее Владимировиче Радонеж стал столицей небольшого удельного княжества, защищавшего Москву с севера.

Примерно в 1335 году в Радонежском бору инок Варфоломей основал пустынь. Он стремился к строжайшему монашеству, поэтому и обустроил в практически необитаемом месте небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Спустя два года инок постригся в монахи под именем Сергий. Слава о смирении и трудолюбии монаха вскоре распространилась в другие земли. Сергий был известен своими прогрессивными взглядами и мудростью, он выступал за объединение всех русских земель. Слава Сергия гремела на всю Русь, притягивая к его обители как магнитом иноков и богомольцев. Некоторые из них приходили и так же уходили, а многие оставались на этой земле и обрастали корнями. Со временем начали возводить монастырский комплекс.

И в  1345 году церковь, построенная Сергием Радонежским стала Троице-Сергиевым монастырём.

Постепенно вблизи монастыря стали селиться и крестьяне, очень быстро облюбовав его окрестности, которые были весьма обширны. Так стали возникать села и слободы: Иконная, Поварская, Тележная, Конюшенная и другие.  Первыми поселениями, ставшими основой будущему городу, были села Кокуево, Панино и Клементьево.  

В 1355 г. в Троицком монастыре впервые в северо-восточной Руси был введен общежитийный устав, что вызвало перестройку всей обители. Монастырь стал походить на небольшой деревянный городок, состоящий из трех частей: общественной, жилой и оборонительной.                                             За прочной оградой - прямоугольник келий, внутри которого - церковь и трапезная. Любопытно, что эту планировку монастырь пронес через все последующие столетия и сохранил до наших дней.

Сергий Радонежский был почитаем не только простыми крестьянами и помещиками, но и митрополитом всея Руси, а также патриархами других государств. В годы его жизни некогда нуждающаяся пустынь превратилась в процветающий монастырь.

В 1392 году Сергий скончался.

В 1408 году Хан Едигей захватил и сжег монастырь, но уже в 1411 году монастырь был восстановлен. Он стал самым крупным религиозным центром Руси. В 1422 году состоялась канонизация Преподобного Сергия и закладка белокаменного Троицкого собора над его могилой.  

А в 1452 году Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

                                                 

                                                       

                                                         -3-              

                   3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Троице-Сергиев монастырь стоит на невысоком холме Маковце, при слиянии речек Кончуры и Вондюги. И вся история развития города тесно связана с историей Троице-Сергиева монастыря (Троице-Сергиевой лавры).                                   Основание Троице-Сергиева монастыря совпало по времени с эпохой освобождения русского государства от монголо-татарского ига.
В Троице-Сергиевой лавре, тогда еще монастыре, в 1380 году было благословлено войско князя Дмитрия Донского на ратный подвиг в Куликовской битве. История хранит память о местных монахах Пересвете и Ослябе, принявших участие в битве. Легенда гласит, что битва началась поединком Пересвета с Челубеем (монгольским богатырем Темир-Мурзой).
По завершении битвы Дмитрий Донской вернулся в Троице-Сергиев монастырь поминать погибших.  
В монастыре получил крещение Иван Грозный, в годы правления которого придавалось большое значение превращению монастыря в мощную крепость, имевшую важное значение на подступах к Москве. Вместо деревянной ограды в 1540-1550гг. была выстроена мощная стена с 11 башнями из кирпича и камня. Иван Грозный лично приезжал проконтролировать строительство.                                                                                       Как известно, практически все города, не имевшие каменных стен, пали при вторжении польско-литовских войск. Благодаря стенам Троице-Сергиев монастырь не только выдержал 16-месячную осаду польско-литовских войск в 1608-1610 гг, но и стал одним из оплотов ополчения Минина и Пожарского. Подвиг защитников обители приобрел широкую известность.                          Тем временем вокруг монастыря разрастались села и слободы. Особенно быстро этот процесс пошел после 1610 года, когда в монастыре обосновался воинский гарнизон.                                                                                                     В 1616 г царским указом Троицкому монастырю был пожалован Радонеж, который запустел в ходе событий «смутного времени». Троицкий монастырь переселил на территорию Радонежа крестьян из других своих вотчин. Возродилось поселение с названием Городок. ( В 1989 г. селу Городок возвращено древнее название Радонеж.)                                                                При Петре I монастырь по-прежнему сохранял значение царской крепости.           В 1689г. во время стрелецкого бунта в Москве царь Петр укрылся за стенами монастыря.
Одним из указов Петра I в обитель были приглашены мастерицы кружевного и золотошвейного дела из Голландии, которые обучали монахинь этим искусствам. Поэтому все богомольцы, шедшие в Троицу, старались приобрести кружево или искусно вышитый платок.                                            
К началу 18 века села образовали замкнутое кольцо.                                  
В 1742 году в стенах монастыря открылась духовная семинария.                                                                                В 1744г. указом императрицы Елизаветы Петровны монастырь был удостоен почетного звания Лавры, что подчеркивало главенствующую роль монастыря среди других церковных учреждений.  

                                             

                                                         -4-

Во владении Троице-Сергиева монастыря находились многочисленные земли, которые имели большие государственные льготы. Монастырь был крупнейшим землевладельцем во всей России.
Постепенно здесь стали формироваться ремесленные слободы - Иконная, Поварская, Конюшенная, Тележная, Пушкарская и Стрелецкая.                               Поселения были славны народными промыслами: резьбой по дереву                         (Богородская резьба) и изготовлением игрушек.                                           Многие жители занимались обслуживанием паломников, промышляли торговлей, опять-таки пользуясь постоянным наплывом пришлых людей.              Строительство в монастыре и в его окрестностях производилось исключительно на деньги обители.                                                                            В 1764г. в результате секуляризации монастырских земель (объявления их государственной собственностью) Лавра лишилась всех своих владений. Для содержания "штата": 100 иноков и 100 служителей, средства выделялись государством.                                                                                                           Указом Екатерины II от 22 марта 1782 г многочисленные монастырские слободы, расположенные вокруг монастыря, были объединены                              в Сергиевский Посад.  После указа был создан проект застройки посада, центром которого оставалась Троице-Сергиева лавра.                                            В 1792г. Сергиев Посад обрёл регулярный план.                                                                                                        В 1814г в Сергиевом Посаде открылась Московская духовная академия.            В 1845г было проложено шоссе, соединившее Сергиев посад с Москвой.        А в 1862г была проведена и железная дорога.                               Экономическая жизнь посада также находилась в зависимости от нужд монастыря. В связи с постройкой благоустроенного шоссе и открытием железной дороги приток богомольцев значительно возрос. Городок рос прямо как на дрожжах, население все прибывало и прибывало. Поблизости от монастыря были построены монастырские гостиницы, богадельни, лавки, доходные дома и т. д. Естественно, большим спросом у паломников всегда пользовались предметы религиозного культа. Это предопределило направление развития ремесел в посаде. Здесь было развито производство крестов, подсвечников, икон и т.д.                                                                 Монахи в XIX веке вели широкую хозяйственную деятельность: были созданы собственные предприятия - кирпичный завод, бумажные фабрики, типография. Благодаря удачному месторасположению, а Сергиев Посад находится как раз на пути всех транспортных дорог, промышленность в городке процветала.                                                                                                   В монастыре также велось и летописание, работали переписчики книг и ювелиры, резчики по камню и дереву.                                                                    В 1919 году при советской власти Сергиев Посад получил статус города,               а Лавра была закрыта. Но, после ВОВ на территории монастыря вновь появились монахи. И религиозная жизнь начала возрождаться.

В 1946 году Лавру открывают вновь.
И
 она становится крупнейшим мужским монастырём Русской Православной церкви.

                                                           

                                                            -5-

                     4. АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ГОРОДА

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Лавре захоронены представители знатных русских домов и выдающиеся служители церкви, а также хранятся уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, подношения царей монастырю, русские летописи, рукописные книги 15-17 веков, образцы раннепечатных книг и исторические документы.                                           Главным монастырским храмом и древнейшим из сохранившихся построек монастыря является Троицкий собор. Он был построен в 1422 году из белого камня. С момента его основания и началось формирование уникального архитектурного ансамбля монастыря. Внутренние стены собора украшены росписями, которые были созданы в 1635 году. Эти фрески воспроизводят древнюю иконографию первоначальной росписи церкви, над которой, по приглашению игумена Никона, трудились Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Здесь сохранился пятиярусный иконостас работы Андрея Рублёва, где когда-то стояла знаменитая икона "Святая Троица". В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия - главная святыня обители. Крупнейшая постройка Лавры и единственный шатровый её храм - Успенский собор. Его возводили по приказу Ивана Грозного в 1559-1585 годах. По архитектуре он схож с Успенским собором Московского Кремля, однако имеет большие размеры. Собор интересен фресками конца 17 века и фамильными могилами Годуновых.                                                                                Не меньший интерес вызывают и другие здания Троице-Сергиевой Лавры - Крепостная и Келарская палаты (16-17 века), надвратная церковь Иоанна Предтечи (17 век), Духовский храм (конец 15 века), монастырская трапезная с церковью Сергия Радонежского (конец 17 века), братские кельи, Михеевская церковь (1734 год), Смоленская церковь (середина 18 века), Митрополичьи покои и 88-метровая пятиярусная Лаврская колокольня           (18 век) с обелиском.
Неподалёку от Лавры находится
источник имени Сергия Радонежского с чудотворной водой, где по преданию Сергий Радонежский во время молитв поднимался в небо.
Юго-восточнее Троице-Сергиевой Лавры стоят две старинные церкви -
церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на Подоле и церковь Параскевы Пятницы на Подоле. Обе они были возведены в середине                16 века. Из религиозных построек города также стоит отметить церкви - Вознесенскую (конец 18 века), Успенскую (1769 год) и Ильинскую        (1773 год).                                                                                                                  
В 15 км от
Сергиева Посада находится усадьба Абрамцево, где в наши дни расположился музей-заповедник. Известность имение получило в                середине 19 века, когда здесь поселился писатель С.Т. Аксаков.                         С тех пор это место превратилось в крупный литературный и художественный центр.

                                                             -6-

В усадьбе часто бывали Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, М. С. Щепкин, братья Киреевские и А. С. Хомяков. Именно здесь В. М. Васнецов писал картины "Алёнушка" и "Три Богатыря"; И. Е. Репин - "Крестный ход в Курской губернии", "Не ждали",  "Запорожцы"; В. А. Серов - "Девочка с персиками"; М. В. Нестеров - "Явление отроку Варфоломею".                                                                                                  Именно в Абрамцево было создано творческое объединение художников - "Абрамцевский Художественный кружок".
В 11 км от
Сергиева Посада находится город Хотьково, где в 1308 году появился Покровский монастырь. Считается, что в этом монастыре постригся в монахи брат преподобного Сергия Радонежского - Стефан. Здесь же были погребены их родители - ростовские бояре Кирилл и Мария.                                    Покровский монастырь царской грамотой был передан под управление Троице-Сергиева монастыря и превращен в девичий.
На сегодняшний день Покровский монастырь является действующим женским монастырём. В начале 19 века на месте старой постройки был возведён новый пятиглавый кирпичный храм, а в начале 20 века здесь возвели Никольский храм в русско-византийском стиле. В ансамбле монастыря выделяются Святые ворота 18 века, которые обращены                         к Троице-Сергиевой Лавре.
Недалеко от Хотьково расположено вышеупомянутое
село Радонеж.        Здесь интересна Преображенская церковь (1840 год) с приделом преподобного Сергия Радонежского. Рядом с церковью в 1988 году был поставлен памятник Сергию Радонежскому.
Рядом с Преображенским храмом (1836-1842 гг.), построенном на средства прихожан, в 1988 г. установлен памятник Преподобному Сергию. У подножия лежит камень с надписью «Сергию Радонежскому благодарная Россия».
Вблизи Радонежа интересно
село Воздвижинское. В прошлом Воздвиженское было последней остановкой царских богомольных походов к Троице-Сергиевой Лавре. Здесь в 1848 году была возведена Крестовоздвиженская церковь редкой для того времени центрической формы в стиле московского ампира.
В окрестностях
Сергиева Посада также интересны уникальный Черниговский скит, где находится чудотворная икона Богоматери Черниговской и подземный храм, пустынь Святого Параклита                               с деревянными монашескими кельями 19-20 веков и водопад Гремячий высотой 25 м, который, согласно преданию, появился из скальной расщелины по молитве Сергия Радонежского.                                                           С 1792 г. город застраивался по регулярному плану, сочетавшему прямоугольную сеть улиц с веерной прокладкой основных магистралей, ориентированных на ансамбль Лавры. Улицы застраивались преимущественно двухэтажными домами с кирпичным нижним этажом.

                                         

                                 

                                              -7-

                    5. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Сергиев Посад - признанная столица русских игрушечников.                                           На живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дубны стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. Богородское - село старинное.                          В середине 15 века село принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву. Он завещал его своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Федору. Впоследствии в 1595 году село Богородское перешло в Троице - Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь. Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства. В Сергиевом Посаде существует предание о том, как в середине XVIII века один житель посада вырезал из липового чурака куклу размером в 9 вершков (40 см) и продал ее купцу Ерофееву, торговавшему у Лавры. Тот поставил ее как украшение в лавке. Игрушка тут же была куплена с большой выгодой для купца. После этого Ерофеев заказал целую партию таких игрушек. Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности. В основном игрушки изображали представителей разных слоев населения: мастеровых, дам и гусаров, помещиков и чиновников. Причем фигурки изображались в действии. Позднее в XIX веке кроме фигурок появились целые композиции: "Тройка", "Крестьянское хозяйство", "Чаепитие" и др.
Материалом для резьбы служила мягкая древесина: осина, ольха, липа. Для богородских изделий характерно сочетание орнаментальной тонкой резьбы с гладкой поверхностью. Резчики выполняли резьбу без предварительных эскизов — смаху, отсюда возникло название "маховая резьба". Другая особенность богородской резьбы: резьба из трехгранника — брусков древесины треугольного сечения, которые получали при раскалывании полена радиально. Работа мастера начиналась с заготовки дерева, которое сушилось под навесом несколько лет. Ствол распиливали, затем поленья разрубали на бруски треугольного сечения. Мастер делал зарубку топориком, намечая самые общие контуры фигурки. После зарубки и грубой обработки объема приступали к работе специальным коротким и острым богородским ножом со скошенным лезвием. На этом процесс не заканчивался. Богородские игрушки почти никогда не окрашивались, для отделки использовался различный инструмент (мелкие стамески), чтобы нанести на игрушку последние штрихи из бороздок для передачи мягкой шкуры, птичьего оперения и т.д. Гладкие части скульптуры обрабатывали наждачной шкуркой до бархатистости. Кроме резьбы игрушки интересны своей движущейся конструкцией.

                                                         

                                                             -8-

Некоторые из них укрепляли на движущихся плашках, например "Кузнецы" (Огюст Роден - знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре, увидевший "Кузнецов" на выставке в Париже, назвал их гениальным произведением народного искусства), другие стояли на тумбочке с пружиной внутри — "Пряха", "Пляшущий мужичок" и др.                                                                                      Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делали игрушку живой и выразительной.  Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. "Кузнецы" стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. И игрушка "Курочки" - тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В затейливой "Потехе" с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные зерна. Сами механизмы их просты, но действия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки.                                   Продукция промысла - декоративная скульптура и оригинальная игрушка с движением - всегда была популярной, привлекая внимание своеобразием и тонкостью резьбы, а также красотой белого неокрашенного дерева.
Начиная с 17 века, Сергиевские мастера делали игрушки для русских царевичей. К концу 19 века они стали изготавливать шкатулки, расписанные и позолоченные бытовые предметы, а также мебель.                                    Сергиев Посад называли «столицей потешного царства». Купить игрушку у стен Лавры - значит совершить богоугодное дело. Ведь сам Преподобный Сергий вырезал игрушки на потеху ребятишкам.                                         Монастырь не отставал от местных промышленников.                                                                                  
При Троице-Сергиевом монастыре существовали специальные мастерские,           в которой монахи занимались объемной и рельефной резьбой по дереву.                                                               Одновременно с искусством резьбы по дереву в Сергиевском посаде совершенствовалось и мастерство лепки, росписи, оформления игрушек, изготовления двигательных и звуковых механизмов.                                                      В самом конце прошлого века в России появилась матрешка. И это не было случайным. Именно в этот период времени в среде русской художественной интеллигенции не только начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, но и пытались творчески осмыслить богатейший опыт национальных художественных традиций. Помимо земских учреждений, на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались разнообразные предметы быта и игрушки в русском стиле. В качестве примера можно назвать мастерские Н.Д. Бартрама под Курском, графини Н.Д. Тенишевой в Талашкино. Появились образцы изделий, с одной стороны, отвечающие новым требованиям производства и сбыта, а с другой - эстетике русского художественного искусства.                                                           Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрёшки            всё же стал подмосковный Сергиев Посад.

                                                            -9-   

После успешного дебюта в Европе новой русской игрушки на всемирной выставке в Париже в1900 году в Сергиевом Посаде началось массовое производство матрешек. Экспорту сергиевской матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге.                                                                                   С 1909 года русская матрешка стала так же постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. А благодаря передвижной выставке, организованной “Русским обществом пароходства и торговли”, с русской матрешкой познакомились жители приморских городов Греции, Турции и стран Ближнего Востока.                                                                                              В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков - “Сказка о царе Салтане ”, “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина, “Конек - Горбунок ” П.П. Ершова, басня “Квартет” И.А. Крылова и многие другие…                                                                  В течение десяти с небольшим лет матрешечный промысел в Сергиевом Посаде развивался как один из видов оригинального авторского художественного творчества. Окончательно же “загорский” стиль росписи матрешки (как его стали называть после переименования Сергиева Посада         в г. Загорск в 1930 году) сложился в 1920-е годы, когда на смену подчеркнуто живописной “земской” манере с ее обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный. При упоминании о “загорской” матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.                                                                                                                     В 1923 году мастера объединились в артель "Богородский резчик" и была открыта профессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву. В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы. Заслуженный художник РСФСР Н.Максимов создал замечательную игрушку - летит по дороге удалая тройка, а в резных санках медведь. Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов,но и за рубежом. Далеко за пределами Московской области известны православные мастера - чудодеи Н. И. Максимов, В. В. Юров, С. Бадаев, М. А. Пронин, А. Я. Чушкин, А. А. Рыжов, И. К. Стулов и другие. Богородские мастера-художники - участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе. Игрушка "Крестьянин и курочка" находится в Историческом музее Москвы, композиция "Как мыши кота хоронили" - в музее народного искусства, игрушка "Кавалер и дама", "Царь Додон и звездочка" - в русском областном краеведческом музее. Есть игрушки и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.                                                                   Кроме традиционной игрушки мастера Богородской фабрики делают на заказ резную мебель, настенные деревянные панно с объемным изображением людей и животных, крупные скульптуры и подчасники.  

                                                  -10-

Современная Богородская резьба - многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органично входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.                                                                   В Сергиевом Посаде развивались также  живописный, золотошвейный и другие промыслы.

                         6. СЕРГИЕВ ПОСАД СЕГОДНЯ

В настоящее время Сергиев Посад - крупнейший административный, промышленный, культурный и туристический центр Подмосковья, жемчужина «Золотого Кольца». Удобное месторасположение города на транспортных путях, соединяющих регионы России с Москвой, прекрасное автомобильное и железнодорожное сообщение способствуют развитию города и района.                                                                                                             В городе есть НИИ птицеводства, НИИ игрушки; гуманитарный институт, киновидеотехнический колледж, колледж «Игрушки», аграрный колледж. Располагаются филиалы Московского государственного индустриального университета, Московского государственного университета приборостроения и информатики и Московского государственного гуманитарного университета им. Шолохова.                                                              Промышленность города на начало 1990-х годов имела следующие направления: оптико-механический завод, заводко-механический, машиностроительный, электромеханический, «Автоспецоборудование», химический, лакокрасочный, кирпичный, школьного приборостроения; трикотажная фабрика, комбинат железобетонных изделий, современное производство игрушек.                                                                                             Троице-Сергиева Лавра — действующий мужской монастырь, духовный центр. Это самый большой монастырь в России. Сейчас здесь проживает 300 служителей церкви. Он считается символом русского православия. Монастырь находится в 70 км от Москвы, это позволяло русским царям часто сюда приезжать. Именно с этого места получила распространение русская культура. Здесь же хранились древнейшие летописи, в частности, Троицкая, в которую входила "Повесть временных лет". Сейчас монастырский комплекс составляют 45 строений и памятников. И поскольку жизнь здесь никогда не замирала, то многие сооружения постоянно перестраивались. Поэтому практически ни одно здание не дошло до нас в своем первоначальном виде.                                                                                                 С 1920 года в Сергиевом Посаде работает Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. Второе название этого музея «Эрмитаж русского искусства».
Он был создан на основе найденных в Троице-Сергиевой Лавре художественных и исторических ценностей и располагался в зданиях монастыря до 2001 года.                                                                                  

                                                         

                                                           -11-

Сегодня экспозиции музея-заповедника размещаются также в архитектурно-выставочном комплексе «Конный двор» (памятник архитектуры XVIII - нач. XXв.) и в небольшом, но уютном здании современной постройки, расположенном неподалёку от основных музейных объектов. Собрания музея насчитывают более 120 000 экспонатов. Это древние иконы, средневековые рукописи, старопечатные книги, памятники лицевого и орнаментального шитья, церковная утварь, изделия из золота и серебра, произведения живописи, графики, народного и современного декоративно-прикладного искусства. За время существования музея собрана одна из крупнейших в России коллекций Русского народного творчества различных областей (резьба и роспись по дереву, костюмы, головные уборы). Здесь постоянно проходят выставки Сергиево-Посадских художников, работы которых можно увидеть в музейных собраниях и частных коллекциях.
В числе уникальнейших реликвий, представленных в экспозициях музея, самый древний покров с изображением Сергия Радонежского (XV в.), плащаница, подаренная монастырю князьями Старицкими (1561 г.), жемчужная пелена, подаренная Борисом Годуновым под икону «Троица» письма Андрея Рублёва (нач. VIIв.), ряд первоклассных ювелирных произведений - вкладов великого князя Василия Тёмного, царя Фёдора Ивановича и других известных исторических лиц. Более 700 экспонатов, датируемых VI-I тысячелетием до н.э., составили основу новой экспозиции «Древнейшее прошлое Сергиево-Посадского края», открытую музеем в 1999 году. Музей является одним из древнейших собраний художественных ценностей в
России.                                                                                                                          В 1980 году в историческом центре Сергиева Посада был открыт                    музей Игрушки. Этот уникальный музей хранит художественные традиции и славу мастеров прошлых веков. И особенно посещение музея нравится детям. Залы музея располагаются в двухэтажном столетнем особняке из красного кирпича. Около музея расположен институт игрушки. В музее огромное количество экспозиций посвящено куклам. Причем собраны тематические наборы типа Буратино и друзья, другие народные персонажи. Много старинных игрушек из дерева.
Большинство экспозиций посвящено истории русской игрушки: народной, дворянской, индустриальной. Но также есть возможность провести экскурс в область детской культуры Востока — Японии и Китая, познакомиться с отдельными образцами игрушки Германии, Франции, Англии, Швейцарии.
Второй этаж музея посвящен игрушкам для мальчиков, здесь можно увидеть детскую железную дорогу царя Николая II. В музее есть целая экспозиция, посвященная игрушкам детей последнего российского императора. Среди них настольные игры, солдатики, куклы, подписанные именами великих княжен-детей Николая II.

                                                                   
                                                                           

                                                                          1782

                                         

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сергиев Посад - город игрушечников.

Непосредственно-образовательная деятельность детей составлена с учётом их возрастных особенностей.При решении образовательных задач я использовала наглядный и словесный методы. Использованный комплекс...

Конспект логопедического занятия по развитию мелкой моторики:"Зимняя прогулка в сказочном лесу". Учитель-логопед МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №30" г.Сергиев Посад

В занятии представленны различные виды упражнений для развития пальцевой моторики у детей старшего и подготовительного к школе возраста. Все этапы занятия объединены одной сюжетной линией: прогулка по...

Конспект воспитательно-образовательного мероприятия в средней группе по познавательно-речевому развитию (экологическое воспитание) тема: «ОСЕННИЕ ПЕЙЗАЖИ СЕРГИЕВ ПОСАДА»

Конспект воспитательно-образовательного мероприятияв средней группе по познавательно-речевому развитию(экологическое воспитание) тема: «ОСЕННИЕ ПЕЙЗАЖИ СЕРГИЕВ  ПОСАДА»...

Выступление на педсовете "Проектная деятельность в воспитание у детей любви к родному городу Сергиев Посад"

Целью выступления является рассказать воспитателям  о возможностях данного проекта...

Районный музыкальный фестиваль"Наша дружная семья" Сергиев Посад Детский сад № 75 Сказка

Районный музыкальный фестиваль"Наша дружная семья" Сергиев Посад Детский сад № 75 Сказка...

Конспект ООД по духовно - нравственному воспитанию на тему: «Удивительное путешествие в Сергиев Посад» в подготовительной группе.

Конспект ООД по духовно - нравственному  воспитанию на тему: «Удивительное путешествие в Сергиев Посад» в подготовительной группе. Цель: формирование нравственно-патриотических чувств, ...

Конспект воспитательно-образовательного мероприятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром тема: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – г. Сергиев Посад»

Конспект воспитательно-образовательного мероприятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром тема: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – ;г. Сергиев Посад»...