Конспект логопедического занятия по развитию мелкой моторики:"Зимняя прогулка в сказочном лесу". Учитель-логопед МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №30" г.Сергиев Посад
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Cилаева Валентина Евгеньевна

В занятии представленны различные виды упражнений для развития пальцевой моторики у детей старшего и подготовительного к школе возраста. Все этапы занятия объединены одной сюжетной линией: прогулка по сказочному зимнему лесу, встреча со знакомыми персонажами сказок. Это итоговое занятие, поэтому подразумевает большую предварительную работу по ознакомлению с художественной литературой и достаточным умениям и знаниям упражнений по развитию мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp.zan_.motorika.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия по развитию мелкой моторики для детей с ФФНР и ОНР старшего и подготовительного к школе возраста.

Тема «Зимняя прогулка в сказочном лесу»

Оборудование: атрибуты зимнего леса, макет домика тётушки Метелицы, кусочки фольги, сундучок, пластмассовые счётные палочки, элементы избушки на курьих ножках, деревянные счётные палочки с гранями, макет зимнего дерева, мягкая игрушка Белочка, «Чудесный мешочек», грецкие орехи.

Ход занятия

  1. Оргмомент.

Беседа о времени года с использованием слов-признаков.

Логопед:  – Ребята, а какое сейчас время года?

Дети:  – Зима.

Логопед: – А какая бывает зима?

Дети:  -  Холодная, снежная, белая, морозная, студёная, ветреная,…….др.ответы.

Логопед :  – Верно, молодцы! А вы обратили внимание на то, какая у нас сегодня группа особенная? Мы будто и не в группе вовсе, а в каком-то заснеженном сказочном лесу. Я думаю, что сама Зимушка-зима задумала с вами поиграть, да вас испытать, вот и загадочный путь проложила. Готовы?

Логопед:  – Но в любое путешествие, а тем более в сказочное нужно взять с собой помощников. Вспомните, какие помощники с вами всегда на логопедических занятиях?

Дети:  – глаза - чтобы видеть, уши - чтобы слышать, голова - чтобы думать, рот – чтобы отвечать, а пальчики – чтобы помогать голове правильно думать.

Логопед: – Вспомним наш девиз,

Все:  –    Чтоб красиво говорить,

                Надо с пальцами дружить!

Логопед:  – Замечательно! Но как же мы можем идти в лес, пусть даже в  сказочный совершенно раздетыми?  Давайте назовём, то, что мы надеваем зимой. А помогут нам вспоминать наши пальчики.

  1. Упражнение с использованием самомассажа пальцев рук (или пальчики здороваются).

Дети с логопедом массируя каждый палец, называют по слогам виды зимнего гардероба: нос-ки, шта-ны, ва-лен-ки, шу-ба, шап-ка.

Сжимают пальцы в кулак, называют обобщающее понятие – зимняя одежда.

  1. Основная часть.

1-ая поляна:

2. Упражнение с бумагой. Отрывание от листа фольги куска, сминание и скатывание комочка.

Логопед:  – Как много снега. Наверно здесь недавно побывала тётушка Метелица. А вот и её домик. Ребята, а какое самое любимое занятие тётушки Метелицы? (засыпать снегом деревья, дороги, дома и т.д.)

Дети:  – ответы детей

            Логопед: - Давайте поможем тётушке Метелице, накатаем снежных комочков. Вот она порадуется таким ровным, замечательным комочкам, когда вернётся.

       

     

  3. Динамическая пауза.

Логопед : - Что-то ручки замёрзли, пока мы комочки катали. Давайте их погреем, а поможет нам игра-«согревалочка». Используется динамическая пауза «Погреем наши ручки».

Разотру ладошки сильно,                        Растирание ладоней.

Каждый пальчик покручу,                      Движение соотв. тексту.

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,                              Потереть ладошку о ладошку.

Пальчик в пальчик я вложу,                  Пальцы в «замок».

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

     

    4. Упражнение «Катание на лыжах».

Логопед:  – Вот мы и согрелись, можно и дальше идти. Ой, а как же нам дальше то пройти, совсем всё сугробами занесло? Ребята, а на чём удобнее всего идти по снегу?

 Дети: -  на лыжах.

Логопед:  – Верно! А вот и лыжи нам кто-то приготовил в сугробе.

Упражнение «Катание на лыжах».

Дети двумя пальцами встают на плоские, пластмассовые счётные палочки. Двигаются через весь стол друг за другом. Доходят до следующего домика.

(во время «движения» читать стихотворение о лыжниках).

Всё нам было мало!

Снег, снег, белый снег,

Засыпает он нас всех!

Дружно мы на лыжи встали

И по снегу побежали!

(На столе сломанная избушка на курьих ножках и строительный материал в виде деревянных счётных палочек и записка от Бабы Яги).

5. Выкладывание из счётных палочек (по памяти без опоры на образец).

Логопед:  – Баба Яга пишет, что попустит дальше только того, кто отстроит ей новое жилище, да получше прежнего. (Логопед распределяет в зависимости от индивидуальных  возможностей обязанности по выкладыванию из счётных палочек: домика, колодца, забора и дерева-ель).

Логопед:  – Молодцы, вы какие! Мы можем следовать дальше, Баба Яга пусть пока обживается.  

 Подходим к 3-ей поляне. На дереве сидит Белочка. А на столе «Чудесный мешочек» внутри мешочка грецкие орешки.

6. Упражнение на развитие тактильтной чувствительности.

Логопед:

 - Посмотрите, ель стоит, белочка на ней сидит.

   Хочет с вами поиграть, и в дорогу что-то дать,

   Пальцы внутрь запусти, что-то круглое найди!

Дети по одному запускают руку в мешочек и наощупь узнают предмет, достают из мешочка по грецкому орешку.

7. Развитие пальцевой моторики и практическое употребление предлогов и предложныз слов.

«Орешки» - движения соответствуют тексту.

За рукой и над рукой,

Из-под кисти – на покой.

Над рукою он кружит,

От неё теперь бежит.

Между пальцев подержу

И в ладошку положу.

Вот круги опять катаю,

Взад-вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

И сожму его немножко.

Каждым пальчиком прижму

И в карманчик положу.

Логопед: – Молодцы, ребята. Поиграли с лесной затейницей. И за это она вас угощает орешками. (Дети берут по два орешка с собой, благодарят Белочку).

Логопед:  – Посмотрите, ребята, да мы же вернулись обратно к нашему саду. Вот и закончилась наша с вами прогулка по сказочному зимнему лесу.

  1.  Подведение итога занятия.

Логопед: - Вы не устали, ребята? Не замёрзли? Как вы думаете, почему?

Дети: - (варианты ответов: - Потому-что было весело, много двигались, взяли с собой помощников и т.д.)

Конспект составлен учителем-логопедом 1 квалификационной категории

Силаевой Валентиной Евгеньевной

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида»№30

г. Сергиев Посад, Московская область.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-занятия по развитию мелкой моторики. 2 мл.гр.

Обобщающее комплексное занятие ( развитие мелкой моторики и ознакомление с окружающим). Проводилось в апреле 2011г....

Конспект открытого занятия по развитию мелкой моторики в разных видах деятельности

Цель: развитие мелкой моторики в разных видах деятельности. Задачи. -Обучающие: Закрепить знания детей о знакомой сказке, расширить и активизировать словарный запас, учить называть характерные приз...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОО

Моторные навыки — это основа большинства видов деятельности. Именно они позволяют выполнять нам практически все — от ходьбы до письма.Все движения делятся на две категории: крупная мо...