Конспект логопедического занятия с детьми средней группы с общим недоразвитием речи (взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя)
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Материал полезен для учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_zvuki_a_i_u.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

в средней группе с общим недоразвитием речи

«Путешествие в Звукоград»

 «Звуки [А; У]»

Автор: Ибатуллина Регина Раисовна – учитель-логопед МБДОУ № 59;

Файзуллина Лилия Раифовна – воспитатель МБДОУ № 59 г. Салавата

Доминирующая область: «Речевое развитие» 

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие» 

Интегрированные задачи: 

Коррекционно-образовательные цели. Формировать умения различать на слух и по артикуляции звуки А, У. Закреплять умение выделения гласных звуков в начале слова. Продолжать закреплять умения различать неречевые звуки. Закреплять умения проводить слухо - произносительную дифференциацию звуков [А], [У], обратив особое внимание на сравнение следующих пар [А-У], [У-А]. Учить выкладывать буквы А и У из палочек. Совершенствование навыка чтения. 

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, фонематических представлений, артикуляционной, тонкой и общей моторики, слухового внимания, зрительного восприятия. 

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Воспитание мягкой атаки голоса.  

Виды деятельности: речевая, игровая, двигательная, коммуникативная 

Материал и оборудование:  

игрушки: две куклы; настольные логопедические зеркала на каждого ребенка; раздаточные картинки с названиями предметов на ударный гласный в словах, пластмассовые объемные буквы, карточки раскладушки «Один-много», макет «Слоговые домики». Макет «Город букв» 

Предварительная работа: 

Дидактические упражнения и игры в свободной деятельности на различение звуков окружающего мира, развитие фонематического восприятия. Выкладывание из кубиков и букв на магнитной доске: Ау, Уа. Подбор слов на заданные звуки [а], [у].   

Формы работы: 

  1. Организационный момент 

Дети входят в групповую комнату.

Логопед:

Утром встали малыши,

В детский садик все пришли.

Вам мы рады как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь друзья!

Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. И пусть это пожелание будет тёплым и радостным.

Дети: "Здравствуйте!"

Логопед:  Ребята, прислушайтесь, мне кажется, что я что-то слышу!

Входит Пеппи Длинный чулок(ПДч) в руках чемодан. 

ПДч: Ой, здравствуйте! Я как знала, с утра проснулась и решила, пойду-ка я схожу к своим друзьям в детский сад. Мой папа путешественник посмотрите что он привез мне (Достает из чемодана музыкальные инструменты). Знаете что они делают? Они все звенят, издают звуки.

Логопед: Правильно. Мы слышим много различных звуков: звуки музыкальных инструментов, звуки леса: шелест листвы, пение птиц, шум дождя, шум проезжающих машин - это все неречевые звуки, а ещё есть звуки речи. Я говорю и вы меня слышите - это звуки речи.

ПДч: О, а я знаю, где живут эти звуки речи в городе Звукоград. Меня папа иногда тоже берёт в путешествия и я там была. Там живут мои друзья.

Логопед: Я предлагаю всем нам отправится в этот город.

ПДч: Я знаю на чем мы доберемся, у меня есть ковер - самолет. (На ковре стоят 3 стола, дети садятся по 2 чел.)

   Логопед: Пока мы летим предлагаю сделать зарядку для язычка.

  1. Артикуляционная гимнастика «Путешествие» 

Нас время в путешествие зовет

Этому мы очень-очень рады (улыбка)

Вот наше чудо ковер-самолет (лопаточка)

Пронесет нас через преграды (горка)

Мы полетим то вверх, то вниз (качели)

То вправо, влево повернем (часики)

А облака вокруг так похожи

На лошадок, что скачут вперед (лошадка)

И их обогнать мы сможем

У нас же есть ковер самолет.

Логопед: Вот мы и прилетели.

ПДч: Посмотрите какие интересные домики со шторками.

Логопед: Давайте подуем на шторки.

3. Дыхательная  гимнастика «Веселый ветерок» 

Подул прохладный ветерок (Ф-ф-ф...) 

ПДч: Ребята, вы так сильно дули, что у этого домика разлетелись шторки. Сейчас как мы узнаем где какая шторка висела?

4. Дидактическое упражнение книжки - раскладушки «Один – много» 

Л: А мы сейчас с ребятами всё развесим. А шторки непростые – с заданиями.  

Логопед показывает наглядно картинку, где изображен один предмет. Спрашивает, что здесь нарисовано? -  комод. Далее разворачивает картинку, где изображено много предметов – комоды. 

Кот – коты 

Кит – киты 

Банан - бананы 

Батон – батоны 

Мак – маки 

5. Дидактическая игра «Слоговые домики» 

Л: Нужно определить количество  слогов в слове  и закрепи картинку на  домике, с соответствующим количеством  слогов. 

6. Дидактическая игра «Угадай звук – назови имя куклы» 

ПДч:  Вот мои друзья куклы, а их имена вы вспомните, угадав звук, который я буду произносить шепотом. 

Как ты догадался? 

-Когда мы произносим этот  звук, то губки округляются. 

Л: А в каком положении находятся зубки? Сжаты они или не прикасаются друг к другу? 

- Зубки не прикасаются друг к другу. 

Л: Скажи, где находится язычок, когда мы произносим  звук А? 

- Он лежит на дне рта. 

(По беззвучной артикуляции дети называют звук [А] и вспоминают, что куклу зовут Аня)  

Аналогичная работа проводится со звуком [У] – кукла Уля. 

Л: Можем ли мы пропеть эти звуки? 

-Да, эти звуки поются. 

Л: Ребята, давайте для Ули и Ани споем песню.

7. Физминутка: Песенка гласных звуков

 (произносим звуки одновременно с движениями) 

А – широким жестом развести руки в стороны 

У – руки вытянули вперед, ладошками вперед 

И – руки согнуть в локтях и скрестить ладони перед собой, далее развести в стороны 

О – руки через стороны поднять вверх, над головой 

Э -  наклон головы в сторону, руки овалом  (активно работают губы) 

ПДч: Ребята, я приготовила для своих друзей подарки - это картинки, но они все перепутались у меня в чемодане. Поможете мне составить картинки и подарить моим друзьям.

8. Дидактическое упражнение «Подарим подарки» Ане, Уле» (с раздаточными картинками) 

ПДч: Ребята, у вас у каждого на столах картинки, нам нужно собрать картинку на соответствующий звук.   

Логопед: Названия предметов начинаются с такого же звука, как и имена кукол. 

 Подарите каждой кукле свой подарок.   

(Дети, собирают картинку и «дарят» кукле) 

Дети: Ане подарю «аиста» 

Уле подарю «утку» 

Вопросы: - Почему ты подарил Ане картинку с рисунком «аист» 

потому что слово «аист» начинается со звука [А], и слово Аня начинается со звука [А] 

Аналогичная работа проводится со звуком [У] 

Все гости – куклы благодарят вас за подарки. Вы хорошо умеете слушать и различать звуки [А, У] 

ПДч: Уле и Ане очень понравились наши подарки, поэтому они тоже хотят подарить подарки. Уля вам дарит раскраски с картинкой утки, а Аня угощает вас апельсинами. Скажем им спасибо.

Логопед: А нам пора возвращаться в детский сад.

С вами мы опять в полете, на ковре, на самолете. 

Он по небу быстро мчится – должен в группе очутиться. 

9. Упражнение «Собери буквы».  

ПДч: Пока мы летим, я предлагаю поиграть с палочками.

Возьмите палочки и сложите букву У и А перед собой в таком порядке, как вы хотите. По очереди прочитайте, что у вас получилось. 

Дети читают слияния гласных. 

1-й ребенок. Ау. 

2-й ребенок. Уа. 

10. Рефлексия 

Логопед: А на доске появились два смайлика. Они хотят узнать ваши впечатления о путешествии в страну Звукоград. Если вам все было понятно и интересно – прикрепите магнит к веселому смайлику, а если не все ясно, и нужно еще позаниматься – к задумчивому. 

Пеппи Длинный чулок: Ну я загостилась у вас, там наверно меня папа ждет. До свидания!

Литература: 

  1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР — СПб.,ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2017.  
  1. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019 - (электронный вариант) 
  1. Карточки - раскладушки "Один - много" – активная ссылка https://vk.com/korrrobok 
  1. Макет «Город букв» - автор: Юлия Новоселова https://vk.com/club117483552 
  1. Артикуляционная гимнастика «Гласные звуки» -   Интернет – ресурсы: https://yandex.ru/video/preview/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия с воспитанниками средней группы с общим недоразвитием речи I уровня речевого развития

Конспектподгруппового логопедического занятия с воспитанниками средней группы с общим недоразвитием речи I уровня речевого развития...

Конспект игрового логопедического занятия с детьми компенсирующей группы с общим недоразвитием речи. Тема: "Путешествие на ЛЕГО - остров".

Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий детей. Такой подход легко реализовать в образов...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми средней группы с тяжелыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми средней группы с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с применением биоэнергопластики по теме "Домашние животные"...

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи

Целью данного занятия является совершенствование лексико-грамматических категорий речи у дошкольников 5-6 лет с ОНР...

Конспект логопедического занятия с детьми средней группы с общим недоразвитием речи и стертой дизартрией с использованием элементов логоритмики

Подробный конспект логопедического занятия с детьми четырехлетнего возраста с ОНР и стертой дизартрией с элементами логоритмики....