Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Сумина Ирина Николаевна

Целью данного занятия является совершенствование лексико-грамматических категорий речи у дошкольников 5-6 лет с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_frontalnogo_zanyatiya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Письмо из леса.

Конспект фронтального логопедического занятия

с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи.

Автор: Сумина Ирина Николаевна, учитель-логопед МДОУ детский сад «Чебурашка» муниципального образования – Кораблинский муниципальный район Рязанской области.

   Цель: совершенствовать лексико-грамматические категории.

   Задачи:

коррекционно – обучающие:

- закреплять умение правильно употреблять притяжательные прилагательные в предложениях;

- закреплять умение правильно употреблять предлоги «в», «у», «от» при составлении предложений;

- расширение и активизация словаря, закрепление в речи названий диких животных наших лесов, их детёнышей, частей тела, жилищ;

коррекционно- развивающие:

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие зрительного и слухового восприятия;

коррекционно – воспитательные:

- воспитывать интерес к живой природе;

- умение взаимодействовать в коллективе.

   Оборудование:

конверт с текстом загадок и картинками – отгадками; панно «Лесная поляна» с изображением жилищ животных и изображения животных для дидактической игры «Кто где живёт»; предметные картинки с изображением диких животных и их детёнышей для дидактической игры «Помоги детёнышам найти маму»; рисунок, состоящий из частей тела разных животных; муляжи предметов для дидактической игры «Чудесный мешочек»; раскраски с изображением лесных зверей и их детёнышей на каждого ребёнка.

   Ход занятия:

  1. Мотивационный этап.

Логопед: Дети, сегодня к нам в группу почтальон принёс письмо. Адрес на конверте: «Детский сад «Чебурашка», воспитанникам старшей группы «Незабудка» от лесных обитателей. Приглашаем вас в гости на нашу лесную полянку». Предлагаю вам пройти на стульчики и отгадать, кто из животных написал это письмо.

(Логопед раскрывает конверт, в котором находятся загадки и отгадки в виде цветных изображений).

Маленький рост,

Пушистый хвост,

Орешки собирает,

На зиму запасает. (Белка).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый – краса.

Кто же это? (Лиса).

Ни в жару, ни в стужу

Не снимает шубу.

Летом по лесу гуляет,

А зимой спит, отдыхает. (Медведь).

В горку бегом, а с горки кувырком.

Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (Заяц).

Разбойник он серый,

Нет ему веры,

Всё клыками: щёлк.

Кто же это? (Волк).

Он покрыт иголками

Острыми и колкими.

Руками просто не возьмёшь,

Догадайся: кто он. (Ёж).

  1. Основной этап.

Логопед: Дети, принимаем приглашение? Прежде, чем отправиться на лесную полянку скажите, как можно назвать животных, про которых вы отгадывали загадки?

Дети: лесные, дикие.

Логопед: где они живут?

Дети: они живут в лесу.

Логопед: все они живут в лесу, но каждый в своём домике. Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто где живёт» и найти домик для каждого зверя.

(У детей предметные картинки на липучках с изображение животных. Отвечая на вопрос логопеда, ребёнок помещает картинку на панно рядом с жилищем).

Логопед: Где живёт медведь? Где живёт волк? Где живёт белка? Где живёт лиса? Где живёт ёжик? Где живёт заяц?

Дети: (составляют предложения с предлогом «в»). Медведь живёт в берлоге. Волк живёт в логове. Белка живёт в дупле. Лиса живёт в норе. Ёжик живёт в норе. Заяц живёт под кустом.

Логопед: Посмотрите, дети, в конверте рисунок. Это звери нарисовали свой портрет. Но рисовали они все вместе и вот что из этого получилось. (На рисунке скомбинированы части тела различных животных). Чьи это части тела, вы узнали?

Дети: (отвечают полным предложением, акцентируя притяжательное прилагательное). 

На рисунке туловище – медвежье.

У этого зверя хвост – лисий.

У этого зверя уши – беличьи.

У этого зверя передние лапы – волчьи.

У этого зверя задние лапы – заячьи.

Логопед: Молодцы, дети, части тела всех животных отгадали. А теперь поиграем в игру «Белочка и лиса».

(Дети выполняют физкультминутку с элементами пальчиковой гимнастики).

Скучно белочке в дупле, (кончики пальцев обеих рук соприкасаются, образуя круг)

Веселее на земле. (приседают)

Прыг-прыг, прыг-прыг, (прыжки на носочках)

По стволу сбежала вмиг (кончиками пальцев обеих рук перебирают по туловищу от плечиков до колен)

По дорожке по лесной

Побежала в лес густой. (лёгкий бег на месте)

А лиса навстречу ей, (плавные шаги на месте, кисти рук сложены у груди)

Прячься, белочка, скорей! (ладошками закрывают лицо).

Логопед: Дети, пока мы играли, животные гуляли со своими детёнышами на лужайке, малыши заигрались и растерялись. Давайте поможем детёнышам найти своих мам.

Дети: (рассматривают изображения животных и их детёнышей и составляют предложения с предлогом «у»). Лисята – у лисицы, зайчата – у зайчихи, бельчата – у белки, ежата – у ежихи, волчата – у волчицы, медвежата – у медведицы.

Логопед: Дети, мы помогли животным найти их дома, поиграли в прятки, отыскали мам для детёнышей. И лесные обитатели прислали вам посылку с подарками.

(Дидактическая игра «Чудесный мешочек» - составление предложений с предлогом «от». Детям предлагается на ощупь отгадать, что лежит в мешочке и от кого это угощение).

Дети: орехи от белочки, морковь от зайчика, бочонок с мёдом от медведя, капуста от зайчика, яблоки от ёжика, ягоды от медведя, грибок от белочки.

  1. Рефлексивный этап.

Логопед: Дети, мы побывали на лесной полянке. Кто приглашал нас в гости? В какие игры мы играли с лесными обитателями?

  1.  Перспективный этап.

Логопед: Дети, в конверте есть ещё подарки для вас. Это раскраски с изображением лесных зверей и их детёнышей.

Литература

  1. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 140 с.
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. С-Пб.: «Союз», 2001. – 219 с.
  3. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие. Под редакцией Т.В. Волосовец. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. – 287 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового логопедического занятия с детьми компенсирующей группы с общим недоразвитием речи. Тема: "Путешествие на ЛЕГО - остров".

Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий детей. Такой подход легко реализовать в образов...

Перспективный план логопедической работы с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи.

Перспективный план на основе книги  Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.»  (М.: Министерство об...

Конспект логопедического занятия с детьми средней группы с общим недоразвитием речи и стертой дизартрией с использованием элементов логоритмики

Подробный конспект логопедического занятия с детьми четырехлетнего возраста с ОНР и стертой дизартрией с элементами логоритмики....

Перспективный план групповой логопедической работы с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи.

План составлен в соответствии с программой  Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В....