Конспект занятия "Байкал-священный дар природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Данный материал можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем Прибайкальем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_baykal.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Байкал-священный дар природы

Цель: Расширять представления детей, о природе, богатствах родного края. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

1 часть

Ход занятия

В горсти к детям приходит Сибирячок и приглашает их на «выставку картин» (фотографии, картины с изображением Байкала)

Воспитатель. Что изображено на картинах и фотографиях: (озеро Байкал).Как оно выглядит? Чем окружено? (Котловина со всех сторон окружена горами) Байкал олицетворяет покой, величие, чистоту, красоту.

….Но эти царственные воды,

Но горы в сизой полумгле –

Байкал-священный дар природы,

Да будет вечен на земле.   (А.Твардовский)

Красоту эту надо использовать для отдыха, путешествий, для духовного обогащения. Кто из вас отдыхал на Байкале? Расскажите о своей поездке. (рассказы детей).

Рассмотрите карту Иркутской области, найдите на ней озеро Байкал.

Знаете сколько Байкалу лет? (25 миллионов лет). Он древнее всех озер на Земле. Поэтому его называют «стариком». Есть у него и дочь – красавица Ангара.

Ребенок:

Над тобой горят зори алые, Ангара-река-дочь Байкалова.

Ангара-река – воды чистые

Острова на ней все лесистые,

Острова на ней все в смородине,

Нет прекраснее моей Родины. (дети находят Ангару на карте).

Воспитатель: Послушайте красивую легенду о Байкале и Ангаре.

Сыновей у Байкала ни много, ни мало –

Триста тридцать три сына у батьки Байкала

С диких сумрачных гор, сквозь таежную тьму

Все несут6 и богатства, и воду – ему.

А хозяйка в дому, а хозяйка добра – Голубая, как утренний сон, Ангара.

Так беспечна на вид, так приятна с лица,

Да крута, да характером дочка в отца.

Давно это было, давно это было,

Все себе покорила могучая сила.

И деревья, и горы, и дикие звери и птицы

Приходили ему, старику поклониться.

Вот как давно это было! Только чайки-летуньи

Спешили за горы. за тучи, где течет Енисей –

Богатырь молодой и могучий

Возвращались летуньи и тихой порою ночною

О любви Енисея беседы вели с Ангарою…

…Ой, как узнал Байкал тайну тайную,

От шамана узнал, от продажного,

Как велел он горам: «Эй, высокие, вы сомкнитесь

В кольцо взявшись за руки,

Да темницей для дочери станьте-ка!»

Горы стали – плечо к плечу,

Не уйти Ангаре и не вырваться:

Только малая рыбка любимица, голомянка

Почти прозрачная.

Пробралась к Ангаре сквозь щелочку – много ль надо

Для рыбки маленькой.

Говорит Ангара тихим голосом:

«К добрым нерпам плыви и к оленям плыви,

Пусть зовут моих братьев, расскажут им

Об отцовской несправедливости!»

Вот уж нерпы-то к рекам плывут, плывут,

Вот лени то к братьям бегут, бегут:

«Эй, проснитесь, лежебоки, беда пришла,

Ангара сидит, в темнице замурованная».

Как наполнились водою братья старшие,                                                                      

Как наполнились гневом братья средние,

Как наполнились гневом братья младшие,

Разорвали они горы бесчувственные,

Разметали они камни бессердечные.

Ты лети, Ангара, быстрой ласточкой

К Енисею – богатырю Сибирскому…

…Байкал рассердился, и в грозном пылу

Он вырвал скалу, он поднял скалу

И бросил вдогонку беглянке скалу-

Настиг Ангару этот камень.

«Ничто тебе больше не может помочь

Эй, старый шаман, забери мою дочь!

Прощай, Ангара, я убил свою дочь своими руками».

Но, слыша прибоя размеренный гул,

Шаман, что стерег Ангару, уснул

Уснул на минуту, не более.

И в ту же минуту от доброй любви

Река ожила и умчалась – лови!

Ушла Ангара из неволи.

А камень подводный, что скользок и крут,

В народе и ныне Шаманским зовут.

Воспитатель: Красивая легенда? Вспомните, кто помогал красавице Ангаре? (Ответы).

В конце занятия дети рисуют на тему «Байкал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Мы - друзья природы"

Конспект занятия «Мы - друзья природы».Цель: Закрепить названия деревьев, установить зависимость их состояния от внешних условий.  Формировать заботливое отношение к природе, чувство ответственно...

Конспект Дня Здоровья:"У природы нет плохой погоды".

В этом году на День Здоровья была дана такая тема:"У природы нет плохой погоды". При создании конспекта постаралась, чтоб занятие было насыщенное, интересное. Учитывала здоровьесберегающие технологии....

Конспект родительского собрания «Мы природе не враги, ты природу береги!»

                    Родительское собрание на тему:           «Мы природе не враги...

Конспект родительского собрания «Мы природе не враги, ты природу береги!»

Форма проведения: круглый стол.Участники: родители, педагог.Цели:— повысить уровень экологической компетенции родителей, роль семьи в воспитании у детей любви к природе;— формировать ...

Конспект НОД «Окно в природу: живая и неживая природа» в средней группе

Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов....