Перспективный план по экологическому воспитанию в ср. гр.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) на тему

Семченко Юлия Геннадиевна

Перспективный план

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование "Формирование экологической культуры в средней группе"

Месяц

НОД

ТЕМА.

               ЦЕЛИ

ВНЕДРЕНИЕ В ПОВСЕДНЕВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

                                                          С  Е  Н  Т  Я  Б  Р  Ь

                                        ФЦКМ

«Во саду ли, в огороде».


Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

Рассматривание иллюстраций .

Рассматривание листьев на клёне, берёзе. Сбор опавших листьев, семян цветов.

Беседы

 "Что нам осень принесла"

(Цель: закреплять представление об Осени; определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение); знать их место произрастания.

«Как изменились деревья?»
(Цель: накапливать впечатления от деревьев; учить замечать изменение цвета листьев, называть деревья); называть отличия лиственных и хвойных деревьев.


Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты".

Дидактические игры:

«Чудесный мешочек»,

«Какое время года»,

 «Узнай по описанию»,

«Что сажают в огороде?»,

«Соедини листья с плодами».

Подвижные игры:

«Кот и мыши»,

«Найди такой листок, как на дереве»,

«У медведя во бору».


«В гостях у осени».



Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе; показать связь между живой и неживой природой.

        Художественная
         литература


«Овощи».

Ю. Тувим.


Учить называть  отличительные признаки осени; рассказывать о сезонных работах в огороде.


«Никита –охотник»
Е.Чарушин.


Расширять знания о птицах, воспитывать бережное отношение к природе.

Лепка

                                         


«Яблоки и ягоды».


Учить передавать в лепке впечатления от окружающего.

Аппликация


«Ветка рябины».


Учить  называть знакомые деревья, соотносить плоды .

  Рисование


«Огурец и помидор».


Учить различать и называть овощи; передавать в рисунке отличительные особенности овощей.

                                                                                                                                 О   К   Т    Я   Б   Р   Ь                                                                          
                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

              ФЦКМ                                                

«Люблю берёзку русскую».

Дать определение понятий «дерево», «куст»; упражнять в узнавании деревьев и кустов по листьям; учить беречь деревья и кустарники.

Рассматривание сюжетных картинок. 

Рассматривание опавших после ветра веток и листьев. Нахождение почек у деревьев и кустарников после опадания листьев.

Беседы: 

«Почему они домашние?»

(Цель: познакомить с особенностями поведения домашних животных).

 

«Как изменилась погода и природа?» 

(Цель: учить видеть отличительные признаки осенней погоды; сравнивать летний  и осенний дождь).

 «Тайны грибного царства».

Цель: познакомить детей с грибами; учить выделять съедобные и  несъедобные;

дать знания о полезных свойствах грибов.

Пальчиковая игра «Улей».

Дидактические игры:

«От какого дерева лист?»,

«Что лишнее?»,
«Кто где живёт?»,

 «Назови и опиши птичку»,

«Кто скорее соберёт?»

Подвижные игры:
«Воробушки»,

«Что происходит в природе?»,

«Солнышко и дождик».

«Коровушка и бычок».

Дать понятия о домашних животных; закреплять названия детёнышей.

      Художественна я
     литература        

«Козёл»
К. Ушинский.

Расширять знания об особенностях домашних животных.

Чтение стихов об осени.

Учить видеть красоту природы в стихотворных произведениях.

        Лепка

«Воробей».

Учить определять птиц по внешнему виду; лепить  с использованием природного материала (грецкий орех).

   Аппликация

«Ёжик».

Учить узнавать животных по внешним признакам, называть их.

                                   Рисование

«Гриб».

Учить различать и называть грибы; рисовать предметы с натуры.

«Осенние листья».

Учить различать и называть деревья, узнавать листья.

                                                                                                                                         Н  О  Я  Б  Р  Ь

                   ФЦКМ  

"Уголок природы».

Познакомить с пониманием «уголок природы». Учить вести совместную работу по уходу за растениями в уголке природы.

Рассматривание деревьев без листвы.

Рассматривание сюжетных картинок.

Беседы:
«Поздняя осень».

(Цель: дать понятие ,что осень бывает разная; формировать представление о сезонных изменениях).

«Как плавают рыбки?»

(Цель: уточнить представления детей об особенностях  внешнего вида рыб, строении их тела).

Дидактические игры:

«Так бывает или нет?»,

«Найди пару.»,

«Найди ,о чём расскажу»,

«Назови детёныша».

Подвижные игры:

«Совушка»,

«Лиса в курятнике»,

«Лошадки»,

«Хвосты».

«Кто живёт в лесу?»

Расширять представление детей о лесе- дать первоначальные реалистические знания о том, что в лесу живут разные животные; учить детей различать их по особенностям внешнего вида.

   Художественная  

     литература

«Лиса», «Заяц»,

«Волк».

Е. Чарушин.

Знакомить с образом жизни диких животных, воспитывать любовь и заботу к животным.

«Поутру вчера дождь…»
И.Никитин.

Расширять знания о природных явлениях осенью; закреплять название времени года.

Коммуникация

«Собака со щенятами»

Учить детей различать домашних животных, называть их детёнышей; воспитывать любовь к животным.

Аппликация

«Осеннее дерево».

Расширять знания детей о приметах осени; учить различать и называть части дерева.

      Лепка

«Разные рыбки».

Учить передавать отличительные особенности разных рыбок, имеющих одинаковую форму.

                 Рисование

«Рыбка».

Воспитывать интерес к наблюдению за рыбками, передавать в рисунке особенности строения тела

«Рисование по замыслу»(деревья, кусты).

Учить передавать впечатления от увиденного в рисунке; передавать строение дерева.

                                                                                       Д  Е  К  А  Б  Р  Ь

ФЦКМ

«Здравствуй, Зимушка, зима!»

Учить различать смену времён года

(выпал снежок, появился лёд на лужицах, деревья покрыты инеем).Закреплять знания свойств льда и снега.

Сравнение дуба и берёзы, ели и тополя.

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Беседы:

«Пришла настоящая зима». (Цель: расширить представления детей о сезонных представлениях, и их влиянии на жизнь растений, животных; выявить свойства снега после снегопада, закреплять
знания о свойствах льда).

«Какие птицы зимуют с нами?»

(Цель: продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами; расширять знания  детей о жизни птиц зимой; закреплять умение различать и называть птиц, прилетающих на участок).

Пальчиковая игра «Снеговик».

Дидактические игры:

«Что умеют делать звери?»,

«Что за птица?»,

«Третий лишний»(растения),

«Кто где живёт?».

Подвижные игры:

«Зайцы и волк»,

«Зимующие и перелётные птицы»,

«Гуси- лебеди»,

«Бездомный заяц».

«Подкормка птиц зимой».

Учить наблюдать за птицами;

Поддерживать интерес к событиям около кормушки;

воспитывать желание помогать им, подкармливать.

Художественная
литература

«Зима».

И. Суриков

Закреплять знания о зиме; представления о хвойных деревьях, их особенностях.

«Ёлка».

А. Барто

Коммуникация

«Вот снеговик!»

(обучение рассказыванию).


Закреплять сезонные признаки;

знакомить со свойствами снега.

Аппликация

«Белая снежинка».

Знакомить со свойствами снега, закреплять знания о признаках зимы,; учить видеть красоту природных явлений.

    Лепка

«Ёлочка зелёная».

Учить видеть красоту дерева, которая заключается в его стройности ; передавать строение ёлки в своей работе.

               Рисование

«Снежная баба».

Закреплять представления о сезонных изменениях в природе, и их влиянии на деятельность людей.

«Чудо- птица».

Видеть отличительные признаки птиц  в сказочных образах дымковских мастеров.

                                                                          Я  Н  В  А  Р  Ь

               ФЦКМ

«Ель»

Закреплять понятие  «дерево», «куст». Учить рассматривать ,что находится в шишках ели.

Сравнение следов кошки и собаки,

воробья и вороны.

Беседы:

«Откуда льдинки?»
(Цель:  знакомить детей со свойствами воды ; качествами снега и льда; сравнивать их.

«Как надо заботиться о растениях зимой?»

(Цель: уточнить представления о состоянии деревьев зимой ( отдыхают, не растут), что ни живые и их надо охранять.

Пальчиковая игра «Птичка».

Дидактические игры:

«Летает-не летает»,

«Цветочный магазин»,

«Найди кого назову».

Подвижные игры:

«Лохматый пёс»,

«Воробушки и кот»,

«Наседка и цылята»

«Птицы».

Расширять представления о птицах : внешний вид, издаваемые звуки, следы на снегу.

      Художественная
       литература

«Курочка», «Утка».
Е.Чарушин.

Воспитывать желание заботиться о домашних животных.

 

«Зимовье» р.н.с.

Знакомить с образом жизни диких животных на примере р.н.с; воспитывать желание помогать животным зимой.

Коммуникация

«Таня не боится мороза» (рассказывание по картине).

Учить детей определять время года по отличительным признакам.

     Аппликация

«Цыплёнок»

Закреплять названия домашних птиц, их птенцов .

      Лепка

«Цыплёнок».

Закрепление знаний о домашних птицах: их внешнем виде, названий детёнышей.

           Рисование

«Развесистое дерево».

Учить передавать в рисунке красоту  дерева в зимнем убранстве ; закреплять название его частей.

«Филимоновская лошадь».

Учить детей называть домашних животных; части тела;узнавать их в сказочном образе.

                                  Ф  Е  В  Р  А  Л  Ь

        ФЦКМ

«Рассада».

Учить осуществлять посев семян  цветов для клумбы; закреплять знания о выращивании растений.

Рассматривание иллюстраций.
Определение погоды по приметам
.

Беседы: 

«Какая погода бывает зимой?»

(Цель: дать представление о погоде в феврале-метели, появление сосулек в конце месяца; закреплять последовательность времён года).

«Деревья в серебре».

(Цель: учить наблюдать за деревьями в оттепель, объяснить понятие «Деревья в серебре».

 

«Кто живёт в лесу?»

(Цель: учить различать диких животных, рассказывать об их жизни зимой.)

Дидактические игры:

«Назови растение»,

«Отгадай, кто это?»,

«Парные картинки» (домашние животные),

«Придумай ласковые слова»

(дикие животные).

Подвижные игры:

«Бездомный заяц»,

«Теремок»,

«Совушка».

«Домашние животные».

Закреплять знания детей о характерных особенностей домашних животных.

Художественная
литература

«Что за зверь?»
Е. Чарушин.

«Лисята».

Н. Носов.

Дать представление о жизни диких животных (как передвигаются, чем питаются, где живут).

Коммуникация

«Зимующие птицы».

Закреплять знания  о жизни птиц зимой, учить образовывать

уменьшительно- ласкательную форму существительного.

Аппликация

«Вырежи и наклей красивый цветок».

Формировать представления детей о строении растений, учить составлять цветок из частей.

            Лепка

«Мы слепили снеговиков».

Закреплять знания о свойствах снега; подвести к пониманию  защитных свойств снега и зависимости от температуры воздуха.

              Рисование

«Красивая птичка».

Учить выделять отличительные признаки птиц, называть части тела, характерные особенности.

«Животные в лесу»(трафарет).

Закреплять знания о внешнем виде животных.

                                                                                                          М   А    Р   Т

                              ФЦКМ

«Весна, весна,
поди сюда!»

Учить замечать первые признаки весны, называть их (кругом вода, капель, солнечные блики);
различать и называть деревья, растущие на участке.

Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций. Рассматривание растений: деревьев и кустарников, травы, почек. 

Беседы:

«Наши комнатные растения».

(Цель: закрепить знания некоторых растений и правила полива).

«Грачи прилетели» .         (Цель: наблюдать за поведением грачей, находить отличительные признаки)..

«Весна пришла».

(Цель: расширять знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, деятельность людей; учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца).

Пальчиковая игра «Весна».

Дидактические игры: «Угадай что за зверь?»,

«Чьи это детки?»,

 «Что изменилось?»,

«Кто что ест?».

Подвижные игры:
«К названному дереву, беги»,

«Зайцы и волк»,

«Птицы и лиса».

«Попугайчики».

Познакомить с разновидностями попугайчиков. Учить рассматривать  внешний вид, наблюдать за поведением

(как смотрит, ухаживает за собой).

Художественная
литература

 

«Петушок и бобовое зёрнышко» р.н.с.

Закреплять знания об образе жизни домашних птиц.

«Что ни страница-то слон, то львица».
В. Маяковский.

Закрепить названия животных жарких стран и их детёнышей.

Коммуникация

«Одуванчики»

(рассказывание по картине).

Называть знакомые растения, узнавать по внешнему виду.

Аппликация

«Цветы в вазе».

Учить выражать впечатления от увиденного, воспитывать любовь к природы.

  Лепка

«Цветик-семицветик».

Учить определять растение , называть его части.

Рисование    

«Веточка мимозы».

Закреплять названия растений.

«Козлятки выбежали погулять на лужок».

Уточнить представление о домашних животных, учить выделять отличительные признаки.

                                                А П  Р  Е  Л  Ь

               ФЦКМ

« Цветы на подоконнике».

Учить детей рассматриванию комнатных растений, посаженных в уголке природы. Дать необходимую информацию об 1-2 растениях.

Рассматривание иллюстраций. Рассматривание растений: почек, деревьев, кустарников, одуванчиков, березы, подорожника, цветущего ириса. Посадка цветочных семян.

Беседы: 

«Первые цветы».

(Цель: познакомить с особенностями появления мать- и- мачехи, закреплять названия первых цветов).

«Наши скворушки».

(Цель: расширять знания о перелётных птицах, учить узнавать по внешнему виду. Воспитывать бережное отношение к природе.)

«Плодовые деревья весной».

(Цели: познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением); учить различать 2-3 дерева по цветкам.)

Пальчиковая игра «Цветок».

Дидактические игры:

«Узнай цветок по описанию»,

«Когда это бывает?»,

«Загадай, а мы отгадаем».

Подвижные игры:

«Солнышко и дождик»,

«Лягушки»,

«Пчёлки»,

«Ручейки».


«Насекомые на участке».

Наблюдать за насекомыми. Воспитывать доброжелательное отношение к насекомым.

                 Художественная

                 литература

«Подснежник»

А. Майков

Учить видеть красоту природы в художественном слове. Формировать умение бережно относиться  к растениям.

«Сказка про Комара Комаровича-Длинный нос и про Мохнатого Мишу –Короткий хвост».

А. Мамин-Сибиряк.

Познакомить  детей с новой сказкой, помочь понять, почему автор так уважительно называет комара; воспитывать бережное отношение к насекомым.

   Аппликация

«Ландыш»

Познакомить детей с внешним видом ландыша.

     Лепка

«Барашек».

Учить выделять отличительные признаки животных, передавать в работе.

               Рисование

«Дерево»

Учить детей рисовать по представлению дерево; закреплять знания о его строении; воспитывать любовь к природе.

«Божья коровка».

Учить называть отличительные признаки насекомых; воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

М  А  Й

ФЦКМ

«Все цветы разные»

Учить наблюдать за цветами на клумбе, за травой; рассматривать одуванчики; замечать отличительные признаки растений.

Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций.

Беседы:
«Такие разные букашки».
(Цель: учить различать насекомых, понимать их пользу в природе. Воспитывать любознательность к окружающему).

«Как выращивают растения».

(Цель: дать понятия о выращивании растений).

«Что ты сделал доброе для природы?»

(Цель: учить детей любить природу, общаться с ней; упражнять в практической помощи природе-уборка мусора, лечение деревьев).

Дидактические игры :

«Найди ошибку»,

«Парные картинки» (насекомые),

«Что будет, если…?»,

«Опиши, а мы отгадаем».

Подвижные игры:

«Журавль и лягушки»,

«Раз, два, три, к дереву беги!»,

«У медведя во бору».

«Насекомые на участке».

Закреплять умение называть насекомых ( жук, бабочка, муха).Дать элементарные представления о муравьях.

Художественная литература

«Божья коровка»,

«Кузнечик».

М. Пришвин.

Воспитывать любовь к природе;

Формировать желание охранять её.

Аппликация

«Бабочка»

Закреплять названия насекомых, учить видеть отличительные признаки.

  Лепка

«Лебедь на озере».

Учить передавать образ птицы в лепке с использованием природного материала.

Рисование

«Ромашки на лугу».

Развивать эстетическое восприятие; желание любоваться природой, передавать свои впечатления в рисунке.

«Нарисуй картинку про весну».

Учить детей передавать в рисунке впечатления от весны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по экологическому воспитанию для детей с ОНР в стршей группе

Перспективный план работы на учебный год по экологическому воспитанию для детей с ОНР в старшей группе...

Перспективный план по экологическому воспитанию.

Перспективный план по экологическому воспитанию....

перспективный план по экологическому воспитанию (средняя группа)

Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе  Тема занятийЦель и задачи наблюденийФормы работы СЕНТЯБРЬ1.Во саду ли, в огороде2. В хороводе деревьев3. "Зелён...

Перспективный план по экологическому воспитанию для 2 младшей группы

Перспективный план по экологическому воспитанию с использованием художественного слова....

Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей и подготовительной к школе группе

Уважаемые коллеги ДОУ! Предлагаю вашему вниманию перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому  воспитанию....