Консультация для воспитателей Тема: «Формирование у дошкольников экологических представлений через проектную деятельность».
консультация по окружающему миру на тему

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности.  Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная задача настоящего времени. Правильно организованное, систематически осуществляемое в детском саду под руководством  педагогов, обладающих экологической культурой, оно значимо и с позиций личностного развития ребенка, оказывая интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Формирование у дошкольников экологических представлений через проектную деятельность».

Подготовила:

Методист Васильева О.В.

Октябрь, 2016

Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности.  В этот период складываются основы личностной культуры. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности.  Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная задача настоящего времени. Правильно организованное, систематически осуществляемое в детском саду под руководством  педагогов, обладающих экологической культурой, оно значимо и с позиций личностного развития ребенка, оказывая интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.  

Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

Систематическая и комплексная работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста способствует:

-очевидному становлению у дошкольников начал экологической культуры;

-формированию эмоционально–доброжелательного отношения к живым существам в процессе общения с ними;

-развитию интереса и любви к родному краю, формированию представлений об экологических проблемах родного города;

-уточнению, систематизированию и углублению знаний о живой и неживой природе;

пониманию причинно–следственных связей внутри природного комплекса: знакомству с особенностями жизни животных, взаимосвязи растений и животных друг с другом и со средой обитания;

-умению создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных в неволе;

-ответственному и бережному отношению к домашним животным, к растительному богатству нашего края;

-формированию представлений о том, что человек – часть природных объектов, а их сохранность – прямая обязанность человека;

-охране и укреплению здоровья детей, их правильному взаимодействию с природой;

-формированию представлений о том, что состояние здоровья человека зависит от состояния окружающей среды и собственного поведения.

Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Природа - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красотой и динамичностью привлекает малышей, вызывает у них массу радостных переживаний. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания. Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разнообразные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.

За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе.

В настоящее время в воспитательно-образовательном процессе детского сада активно используется метод проектов.

Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность», так считал американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают  основоположником проектного метода в обучении.

Педагог представлял образовательный процесс как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт.  

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).

Поэтому в воспитательно-образовательном процессе  проектная деятельность всегда носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители.

Родители являются непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Проектная деятельность - является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.

Разработка экологических проектов

Значимую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.

 В современных условиях проектное обучение рассматривается как развивающее, базирующееся на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний.

Основы проектного обучения были разработаны и апробированы американским ученым Джоном Дьюи (1859-1952).

Высокий уровень поисковой активности – это видовое отличие человека.

Проект, который исполняют дети, отмечает Д. Дьюи, должен вызывать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Тогда будет осознаваться необходимость знаний, и они будут лучше усваиваться.

Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, т.е. развиваться интеллектуально. Поскольку метод проектов – это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование его умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др.

Таким образом, мы можем сформулировать основные теоретические позиции проектного обучения следующим образом:

В центре внимания – ребенок.

Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию.

Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.

Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Проекты можно классифицировать по следующим основаниям:

1. Доминирующая в проекте деятельность:

исследовательский проект (например, «Дерево», «Птицы нашего края» и др.);

практико-ориентированный (например, «Праздник у ворот» и др.);

творческий (например, «Цветы в вазе», «Сказки наоборот» и др.);

игровой (например, сюжетно-ролевая игра «Колобок и его друзья» и др.).

2. Предметно-содержательная область:

монопроект (в рамках одной области знаний, одного раздела программы);

межпредметный (несколько разделов программы, несколько областей знания).

3. Характер контактов:

среди детей одной группы;

среди детей нескольких групп;

среди детей дошкольного образовательного учреждения, района и т.д.

4. Количество участников проекта:

индивидуальный;

парный;

групповой;

коллективный.

5. Продолжительность проекта:

краткосрочные (1 или несколько занятий – до 1 месяца);

среднесрочный (от 1 месяца – до  2- 3 месяцев);

долгосрочный (от 3 месяцев – полугодовой и дольше).

Реализация проектного обучения на практике требует изменения позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора образовательной среды, соответствующей интересам, возможностям и потребностям детей, обеспечивающей ситуации взаимодействия с миром людей (сверстниками, воспитателем и др.), партнера, консультанта.

Планируя внедрение технологии проектного обучения в систему образовательной работы с детьми, следует соблюдать следующие требования к ее использованию:

- Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи.

- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

- Самостоятельная деятельность детей.

- Структурирование содержательной части проекта.

- Использование исследовательских методов («мозговой штурм», эксперименты, опыты, наблюдения и др.).

Безусловно, что, говоря о самостоятельной деятельности детей, следует делать поправку на их возраст. Е. Евдокимова выделяет три уровня проектной деятельности дошкольников.

1. Подражательно-исполнительский (3,5-5 лет).

Данный уровень характеризуется отсутствием у ребенка жизненного опыта, недостаточным уровнем развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Активная роль принадлежит взрослому.

Ребенок – заказчик проекта (через свои интересы и потребности). Осуществление проекта ребенком происходит на подражательно-исполнительском уровне. Его увлекает процесс совместной деятельности со взрослым. Малыша привлекают к участию в планирование деятельности, реализации намеченного плана. Затем идет совместный анализ выполнения проекта, переживание результата. Первые попытки детей самостоятельно решить проблему нужно замечать и поощрять: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!».

2. Развивающий (5-6 лет).

К концу пятого года жизни дети уже накапливают определенный социальный опыт: опыт общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности; развивается самостоятельность, произвольность; самоконтроль и самооценка, они способны достаточно адекватно оценивать собственные поступки и поступки сверстников. Дошкольники принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности, самостоятельно находят проблему, которая может стать отправной точкой для проекта. Помощь взрослого незначительна, дифференцирована.

3. Творческий (6-7 лет).

К концу шестого и на седьмом году жизни интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее, определить перспективы развития опыта.

Педагогу следует помнить, что проективные умения детей могут формироваться и развиваться лишь в их активной деятельности.

Проектная деятельность с дошкольниками предусматривает соблюдение определенной последовательности этапов:

Выбор темы проекта, его типа, количества участников.

Постановка проблемы.

Постановка цели.

Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей.

Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.

Промежуточное обсуждение полученных данных.

Защита проектов.

Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.

Тему и проблему формирует либо педагог, опираясь на интересы детей, а дети принимают ее; либо дети при помощи наводящих вопросов взрослого.

Литература:

  1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации//Народное образование, 2000. – № 9.
  2. Вестник УДО администрации МО “Город Сыктывкар”, 2005. – № 1.
  3. Данюкова А. А вы любите проекты?//Обруч, 2001. – № 4.
  4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Кагаров Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. – М.: Учпедгиз, 1926.
  6. Кильпатрик В. Метод проектов: применение целевой установки в педагогическом процессе. – М.: Учпедгиз, 1925.
  7. Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. – № 3
  8. Левчук Л. В. Проектное обучение и российская школа//Экологическое образование, 2002. – № 3.
  9. Мир природы и ребенок. Учебное пособие./под ред. Л. Н. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – С-Пб.: Акцидент, 1998.
  10. Рыжова Н. А. Экологический проект “Здравствуй, дерево”//Дошкольное образование, 2002. – № 3.
  11. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула//Директор школы, 1998. – № 3.
  12. Экологическое воспитание дошкольников/под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: Аркти, 2003.
  13. Белолуцкая Ф. К. Организация детской проектной деятельности в детском саду // Мозаика Синтез. – М., 2009.
  14. Варенцова Н.С. Опыт творческой проектной деятельности // Мозаика Синтез. – М., 2009.
  15. Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников // Учитель. – Волгоград.,2009.
  16. Киреева Л.Г. Формирование экологической культуры дошкольников // Учитель. – Волгоград, 2008.
  17. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду //Учитель. – Волгоград, 2009.
  18. Мельникова В.Е. Метод проектов в преподавании образовательной области //НРЦРО. – Великий Новгород, 1999.
  19. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
  20. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 120 с.
  21. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. – М.: ООО “Фирма “Издательство АСТ” – 1998. – 320 с.

ПРИМЕР

Экологический проект «Деревья нашего участка»

Экологический проект «Деревья нашего участка» предназначен для занятий с детьми подготовительной к школе группе. По количеству участников является коллективным, среднесрочным, так как реализуется в течение 1 месяца (середина октября-ноябрь).

Цель проекта: исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность.

Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе.

Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.

Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева.

Экологический проект «Деревья нашего участка», развивают интерес к представителям растительного мира  деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).

В ходе реализации проекта большое внимание я уделяю развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту,

формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения. Способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе родного края.

Содержание этапов проекта.

Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).

Подготовительный этап.

Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте, совместно с детьми изготовили кормушки для птиц, чтобы спасать от нашествия гусениц. Вместе с родителями создали экологический альбом «Деревья нашего участка»; спилы разных деревьев; семена деревьев. Вместе с детьми создали план участка с объектом исследования: «Экологическая тропа». На занятиях по изобразительной деятельности – организовали выставку «Лесные скульптуры», «Деревце за деревце». На музыкальном занятии – выучили хоровод «Березонька», песню «Калинка», прослушали в музыкально-поэтическом сопровождении Э.Верхарн  «Из солнечных лучей ... », Е. Кочеткова «Дерево», песни «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.

Работа с детьми.

Перед началом работы по проекту «Деревья нашего участка» мы провели с детьми беседу о деревьях. Выяснили их представления о деревьях, их отношение к ним. Предложила детям схему знакомства:

Как зовут тебя дерево?

Какого ты роста? Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?

Есть ли у тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов?

Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?

Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)?

Исследовательский этап.

Цель: выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется; выяснить, растут ли такие деревья в нашем лесу.

Дать детям задание: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать. Хорошо ли они знают свое дерево? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги, руки; дереву – листья, корни, ствол, кора?

У детей есть знакомые: друзья, соседи, а у дерева? Кто бегает рядом с ними? Растет рядом с ними? Прилетает к нему? Предложить детям понаблюдать за окружением дерева, по рассуждать: нравятся ли дереву такие соседи? Почему? 

На занятиях по изодеятельности предложить нарисовать соседей дерева.

У каждого есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка, другие родственники. А у дерева? Пусть дети внимательно рассмотрят территорию рядом с деревом и постараются отыскать его семью. Потом можно нарисовать семейный портрет дерева. Предложить детям найти место, где ствол у дерева самый широкий, самый узкий.

Пусть погладят кору, прижмутся к ней щекой. Какая она- теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Если дерево старое, обратить внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает. Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть дети представят, как они растут в земле – уходят в глубину или располагаются в стороны? В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о деревьях, о природе родного края, мы широко использовали игру.

Для нас было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий.  Проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности. Свою работу мы построили по следующей системе.

Занятие 1. Заучивание стихотворения И. Бунин «Листопад».

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Бунина «Листопад», учить детей понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям.

Занятие 2. «Деревья нашего двора».

Цель: закрепить знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу.

Занятие 3. «Осень золото роняет» – экскурсия в осенний сад.

Цель: расширить представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев.

Игровая деятельность.

Дидактические игры:

«Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.

«Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).

«Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.

«Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.

«Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины – осиновый и т.д.).

«Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.

Наблюдения и исследовательская деятельность.

Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.

Исследование дерева. Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.

Художественно-продуктивная деятельность.

Выставка: «Лесные скульпторы», «Деревце за деревце», «Портрет семьи дерева», «Соседи дерева», «Осенняя березка» – рисование, аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Дерево жизни», лепка: «Кисть рябины».

Чтение художественной литературы:

«Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.

«Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.

«Жизнь дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.

«Липкины дары» А. Лопатина. Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.

Заключительный, обобщающий этап.

В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие: «Деревья – наши друзья». Дети закрепили знания о деревьях, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Итогом проекта «Деревья нашего участка» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:

Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем.

Итоговое занятие «Деревья - наши друзья»

Программное содержание: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Словарная работа: на макушке, шершавая, хвоинки, размножается, листопад, окраска, приспособление, березовая роща, дубовая роща, осиновая роща, липовая роща.

Предварительная работа: беседа о деревьях, исследование дерева, заучивание стихов о деревьях, экскурсия в осенний сад, использование дидактических игр; наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание грамзаписи.

Ход занятия:

-Ребята! Сегодня мы с вами пойдем на наш участок в гости к друзьям.

-Наши друзья - это деревья!

-Посмотрите, на нашем участке много старых, высоких деревьев.

-Кто мне скажет: - «Какие деревья растут на нашем участке?»

(Дети: тополь, береза, ель, рябина, клен.)

Выходит первый ребенок (читает стихотворение «Строение дерева» С.А. Васильева): «Дерево могуче, дерево сильно,

Ведь в земле корнями оно закреплено. Рассмотри подробнее его, смотри не поленись:

Ствол - дереву опора, убегает ввысь.

Ты потрогай твердую древесную кору, она надежно защищает дерево.

 Создают прохладу под деревом листочки.

 Они весною ранней выросли из почки.

К листочкам на ветках тихонько прикоснись,

Но елочной иголкой, смотри, не уколись!»

-А кто сможет перечислить части дерева, о которых говорится в стихотворении? (Ребенок -у дерева есть корни, ствол, ветки, листья) - Чем покрыт ствол дерева? (Ребенок - ствол покрыт корой)

-Для чего нужны дереву корни, кора? (Ребенок - через корни дерево

получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева). - Молодцы!

Правильно назвали строение дерева.

-Посмотрите! А что это за дерево?

Второй ребенок: рябина.

«Осень в город к нам пришла,

Огоньки вокруг зажгла.

Ярко- красный шарик-Это вовсе не фонарик.

Прилетай скорее, птица,

На рябине покормиться!»

(С.А. Васильева)

-Ребята! А кому и какую пользу она приносит?

(Дети: ягоды рябины остаются на деревьях даже зимой. Синички и воробьи клюют эти ягоды, когда другого корма не остается.)

-А это что за дерево? Выходит третий ребенок:

«Листву  рассыпает  метель  золотая,  Я  в  парке

сижу и о чем-то мечтаю.

Над лавочкой старой лист клена кружится

И медленно мне на ладошку ложится.

Осенние клены - цветов хороводы,

И желтый, и красный среди непогоды.

Найду я зеленого капельку цвета

Как отблеск последний ушедшего лета».

(С.А. Васильева)

-Ребята! Обратите внимание на форму и размер кленовых листьев. Какие они? (Дети - это большие, напоминающие звезду листья, летом зеленые, а осенью ...)

-Какого цвета бывают кленовые листья осенью?(Дети -желтые, красные)

-А если лист двух цветов, то какой он может быть? (Дети - желто-красный, желто-зеленый лист)

-А теперь к какому дереву мы подошли? Выходит

четвертый ребенок:

«Под окошком вырос тополь вековой,

Летом он зеленой шелестит листвой.

По городу гуляя, встретишь его пух

Над улицей несутся сотни белых мух».

(С.А. Васильева.)

-Тополь, это дерево, которое растет в городе.

-Как мы о нем можем сказать, какое это дерево?

-(Дети: тополь- это городское дерево)

-Для чего в городе нужны деревья?

-(Дети: листья деревьев поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород. Таким образом они очищают городской воздух)

-Как называются деревья, на которых растут иголки? (Дети: хвойные деревья.)

-Какие хвойные деревья, вы знаете? (ель, сосна, пихта, кедр)

Выходит пятый ребенок:

Стоят дома высокие,

Этажи несчетные,

Шпили колючие,

Под тучами могучими.

-А что говорят в народе о сосне?

-1 ребенок: «Сосна там красна, где взросла»,

-2 ребенок « Всякая сосна своему бору шумит»

-Как выглядит сосна?

(Дети: Сосна - высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Сосна,  размножается шишками.)

-Молодцы! Очень много рассказали о сосне. - А сейчас, давайте соберем красивый букет из осенних листьев. (Дети собирают листья)

-Как много красивых листьев собрали!

-А теперь украсим осенними листьями нашу тропинку. (Орнаментом)

-Какая красивая тропинка получил ась !

-Вам нравится ребята? (ответы детей)

-Ну, а эту красавицу, вы узнаете? (воспитатель показывает на березку)

-Пятый ребенок:

В белых платьицах подружки

 Из русской выросли земли.

На лесной стоят опушке,

Листья в косы заплели.

(С.А. Васильева)

-Какого цвета листья на березе? (Дети: золотисто-желтые)

-у какого дерева раньше других меняется окраска листьев?

(Дети: у березы)

-у каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (Дети: у березы)

-Какое значение имеет - листопад?

(Дети: приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.)

-А сейчас, отгадайте загадки:

1.В тишине осенних рощ

Золотистый льется дождь. (Листопад)

2.Весной вырастают,

 А осенью опадают.        (Листья)

3.Падают с ветки

Золотые монетки.        (Листочки)

-Если в роще растут березы, как называется эта роща? (Дети: березовая роща.)

-А если в роще, растут дубы? (Дети: дубовая роща)

-Какие еще бывают рощи? (Осиновая роща, липовая роща)

Предложить детям поводить хоровод «Во поле березонька стояла». Вот и закончилось наше занятие.

-Березка говорит нам: «Не грустите, друзья! Пришла пора сна и отдыха. Скоро зима укроет нас белым снежком, и мы уснем до весны. А весной на ветвях появятся новые листочки!»

-До новых встреч! До свидания!

-Детям предлагается подойти к своему любимому дереву, обнять его, еще раз рассмотреть его.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей на тему: " Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность"

Доклад для воспитателей на тему: " Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность"...

Консультация -презентация для воспитателей «Формирование экологических представлений через проектную деятельность в ДОУ»

В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда прои...

Консультация для воспитателей и педагогов Тема: «Формирование у дошкольников экологических представлений через проектную деятельность».

Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности.  В этот период складываются основы личностной культуры. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культу...

Консультация для педагогов " Формирование экологических представлений через проектную деятельность в ДОУ"

Консультация для педагогов " Формирование экологических представлений через проектную деятельность в ДОУ"...

Статья: «Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность»

Экологическое воспитание дошкольников -  это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и...

Семинар для педагогов «Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность в ДОО»

Семинар для педагогов «Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность в ДОО»...