Исследовательская деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Персональный сайт воспитателя Самигуллиной Галии Радифовны

Расскажи - и я забуду,

          покажи – и я запомню,

          дай попробовать –

         и я пойму (китайское изречение)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эксперименты со снегом, водой и льдом ( Фотоотчет ) Цель: Формировать представления детей о свойствах воды, снега, льда путем опытов. Вызвать интерес к проведению экспериментов. Развивать умение логически рассуждать, анализировать и делать выводы. Вызвать эмоциональный настрой.

Слайд 2

«Превращение снега в воду»

Слайд 3

Эксперименты со снегом

Слайд 4

Превращение воды в лед

Слайд 5

Лед – холодный, твердый …

Слайд 6

Лед холоднее, чем вода …


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Опыты с водой

на тему:

«Свойства воды»

C:\Users\1\Desktop\на портфолио готов\запасная\SAM_0402.JPG

                                                                                                Воспитатель:

Самигуллина Г.Р.

Опыт с водой №1

Цель: Показать значение воды для всего живого. Формировать представление о некоторых свойствах воды: жидкость без вкуса, цвета, запаха и формы; текучая, может разливаться, её можно вылить, налить, перелить, разлить.

Оборудование и материалы:

У воспитателя стеклянная банка с водой, пустой стакан, банка с молоком, лист чистой белой бумаги, разнос с предметами (деревянные ложки, линейка, шар, кубик, кирпичик), банки, флаконы, пузырьки разной формы и размера.

У детей на столах: по три картинки с изображением рака, рыбы, кита; стеклянные банки, поднос с двумя-тремя предметами.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадки и предлагает отгадку найти на картинках.

  • Не кузнец, а с клещами (рак);
  • Вильнёт хвостом туда-сюда - и нет её, и нет следа (рыба);
  • Через море-океан плывёт чудо-великан;

Прячет ус во рту, растянулся на версту (кит).

 

Воспитатель спрашивает у детей, что объединяет рыбу, рака и кита? (Среда обитания - все они живут в воде). Где можно увидеть воду? Как человек использует воду? (Вода нужна для умывания, стирки, приготовления пищи, мытья посуды, мытья и т. д.)

Обобщив ответы детей, воспитатель говорит о том, что вода нужна не только человеку, но и всему живому на Земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода - это среда обитания. Все растения и животные без воды гибнут.

Воспитатель задаёт вопрос: что такое вода? (Это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Можно вылить, перелить из одного сосуда в другой). Воспитатель наливает, переливает воду из банки в стакан, дети делают то же самое, убеждаясь в том, что вода - жидкость, её можно наливать, переливать.

Далее воспитатель ставит перед детьми познавательные задачи, которые они решают в ходе проведения опытов.

  • Есть ли у воды форма?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать форму предметов на разносах (кубик, шар).

В: Если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят они свою форму? (Нет). А вода? Если мы нальём воду в кубик, что с ней произойдёт? (Она примет форму кубика). А если воду налить в банку? (Она примет форму банки).

Дети наливают воду в ёмкости различной формы и говорят, что наблюдают при этом. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

 

Вывод: вода формы не имеет.

2. Имеет ли вода цвет, вкус, запах?

Воспитатель ставит на стол стакан с водой и банку с молоком, рядом кладёт лист чистой белой бумаги. Какого цвета молоко и бумага? (Белого). А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета? (Нет). Есть цвет у воды? (Нет, вода бесцветная).

Воспитатель предлагает понюхать воду и ответить на вопрос: пахнет ли вода чем-нибудь? (Нет, вода ничем не пахнет, у неё нет запаха). А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Вода без вкуса, она безвкусная)

Вывод: вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.

В конце занятия воспитатель спрашивает: что будет с водой, если её вынести на мороз? Предлагает банку с водой вынести на улицу и на прогулке понаблюдать за тем, как вода превратится в лёд.

Опыт с водой №2

Цель : Познакомить детей с ещё одним свойством воды - прозрачностью. Сформировать представление о переходе воды из жидкого состояния в твёрдое, о свойствах и признаках льда (холодный, твёрдый, гладкий; блестит; в тепле тает, превращаясь в воду).

Оборудование и материалы:

У воспитателя: пять банок разного размера, обёрнутых фольгой (в первой банке камень среднего размера; в другой - камешки помельче; третья банка пустая; в четвёртой - песок; в пятой - вода).

Банки в одном вода чистая, прозрачная, в другом - мутная, грязная).

У детей на столах: по две банки (в одной вода чистая, в другой мутная, грязная), разносы с мелкими камешками, пуговицами, на тарелках или блюдцах кусочки льда.

Ход занятия:

Дидактическая игра на развитие слухового внимания "Что шумит?". Предлагаю детям на слух определить, что находится в банках. Поочерёдно встряхиваю каждую банку. Дети определяют её содержимое. Потом  вместе с детьми вспоминаем уже известные свойства воды, предлагаю познакомиться с новым её свойством, для чего необходимо сравнить воду в банках. Одинаковая вода в них? Чем отличается? Чтобы ответить на эти вопросы, надо провести опыт: опустить часть маленьких предметов в банку с чистой водой, а другую часть в банку с мутной, грязной водой. В какой банке они видны? (В той, где вода чистая, а в той банке, где вода грязная, их не видно.)

Необходимо подвести детей к обобщению: чистая вода - прозрачная, в ней видны предметы, а грязная, мутная вода непрозрачная.

Воспитатель предлагает детям назвать прозрачные предметы в группе (стекло, окна, стакан, баночки и др.) Подводит детей к банкам большого размера и спрашивает: одинаковая ли в них вода? (Нет, в одном чистая, прозрачная, видны рыбки, камешки, водоросли, в другом вода мутная, ничего не видно.) В какой банке рыбам хорошо? (В том, где вода чистая, в грязной воде они жить не смогут и погибнут).

Далее воспитатель спрашивает: прозрачная ли вода в кране? Что было бы. Если бы из крана текла грязная, мутная вода? Дети высказывают свои суждения. А в озере, реке, море, океане какая вода? Почему необходимо, чтобы там вода была чистая? (Погибнет всё живое, если вода будет грязной).

Обобщив высказывания детей, воспитатель спрашивает: что будет с водой на морозе? (Она превратится в лёд) А что такое лёд? Дети берут в руки кусочки льда, рассматривают, ощупывают их. Лёд - это замёрзшая вода, вода в твёрдом состоянии. Лёд твёрдый, гладкий, тяжёлый, холодный, прозрачный, в тепле он превращается в воду (тает). Лёд хрупкий: если его ударить, он расколется.

Опыт №3

Цель: Расширить знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в твердое. Дать элементарное представление о превращении воды в пар (её переходе в газообразное состояние).

Предварительная работа: ознакомление со свойствами снега в морозную погоду и в оттепель, наблюдение за падающим снегом, рассматривание снежинок (на прогулке).

Оборудование и материалы:

У воспитателя: большая и маленькая формочки со льдом, семь формочек с цветным льдом, две пробирки со снегом, две банки (одна с холодной, другая с горячей водой).

Для опыта: стакан или банка с водой, кипятильник, стекло (6*10 см), лист промокательной бумаги.

У детей на столах: блюдца или банки со снегом, по две банки (в одной холодная, в другой тёплая вода), по два пузырька со снегом.

Ход занятия: Воспитатель предлагает детям рассмотреть формочки со льдом.

В: В какой формочке вода замёрзла быстрее - в маленькой или большой? (В маленькой, потому что в ней воды меньше). Показывает формочки с цветным льдом. Уточнив названия семи цветов спектра, предлагает расставить формочки по порядку. Дети выкладывают цветик-семицветик. Можно спросить о том, как лёд получился цветным. (В воду добавили гуашь и заморозили).

Предлагает отгадать загадку:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь (Снег)

В: Что такое снег? Выслушав ответы детей, говорит, что снег - это ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок или звёздочек-снежинок. Показывает снежинки, вырезанные из салфеток и наклеенные на лист бумаги голубого цвета. Снежинки - это застывшие капельки воды.

Проводится игра "Хорошо - плохо". Дети высказывают свои суждения о том, что хорошего и что плохого, что зимой идёт снег.

В: Можно ли лепить из снега в морозную, сухую погоду? (Нет. Снег рассыпается, он сухой, не липкий). А в тёплую погоду снег какой? (Мокрый, липкий, сырой, тяжёлый. Его можно скатать в комочки, из него можно лепить снежную бабу и другие фигурки). А как падает снег в тёплую погоду? В морозную? (В тёплую хлопьями, которые состоят из множества слипшихся снежинок, а в сухую, морозную погоду отдельными снежинками, они сухие, не слипаются друг с другом.). Где быстрее растает снег? - на варежке или на ладони? Почему? Что будет со снегом в тёплом помещении?

 

Воспитатель показывает детям две пробирки со снегом и спрашивает: в какой воде снег растает быстрее: в тёплой или холодной? Опускает пробирки в банки с тёплой и холодной водой. Дети делают то же самое.

Вывод: в тёплой воде снег тает быстрее, чем в холодной.

Педагог говорит о том, что вода может быть не только в жидком и твердом состояниях, но и в газообразном, в виде пара. Кто видел пар, поднимавшийся над кастрюлей с кипящей водой или идущий из носика чайник?

Затем демонстрируется несложный опыт. Воспитатель берёт стакан с водой, опускает туда кипятильник. Когда вода закипит, убирает кипятильник. Понаблюдав вместе с детьми за появлением пара, накрывает стакан стеклом. Сначала на стекле появляется пар (оно запотевает), который потом превращается в капельки воды. Если стекло подержать над промокательной бумагой, на неё стекут капельки воды.

Вывод: Вода может находиться в жидком, твёрдом, и газообразном состоянии.



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ЭКСПЕРИМЕНТОВ.

(Неживая природа)

                                     Воспитатель: Самигуллина Г.Р.

                                                                                 

Воздух и вода.

ВОЗДУХ И ВОДА        

  Какую форму примет вода?

       Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Пусть дети нальют ее в емкость разной формы и разно го размера. Вспомните с детьми, где и как разливаются лужи.

ВОЗДУХ И ВОДА  

          Вдунь шарик в бутылку

Как вы думаете, можно ли бумажный шарик вдуть в бутылку?

Скомкайте небольшой кусочек газеты в шарик. Положите бумажный комочек в горлышко пластиковой бутылки и сильно дуньте на него. Парадокс, но шарик полетит не внутрь бутылки, а наружу.

Это происходит потому, что вдуваемый воздух обтекает шарик и в бутылке повышается давление воздуха. Этот воздух и выталкивает шарик.

ВОЗДУХ И ВОДА                     

Упадет или нет?

       Переверните маленькую воронку широкой частью вниз. Вложи те в нее шарик для настольного тенниса, и придержите его пальцем. А теперь дуйте в узкий конец воронки и перестаньте шарик поддерживать. Он не упадет, а останется в воронке.

Это объясняется тем, что давление воздуха под шариком гораздо больше, чем над ним. И чем сильнее вы дуете, тем меньше воздух оказывает давление на шарик, и тем больше подъемная сила.

ВОЗДУХ И ВОДА             

  Чем пахнет вода?

       Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть — пусть закроют глаза), например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

ВОЗДУХ И ВОДА  

  Можно ли склеить бумагу водой?

Возьмите два листа бумаги, приложите их один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону.

А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду.

Попробуйте сдвинуть листы друг относительно друга, как в предыдущем опыте.

Объясните внуку, что вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.

ВОЗДУХ И ВОДА                

 Вода и пар        

       Вскипятите воду, налейте кипяток в прозрачный стакан, накройте его крышкой, затем покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз. 

Спросите: "Зачем накрывают пищу крышкой?" Где быстрее остынет чай: в чашке или блюдце? Почему?

ВОЗДУХ И ВОДА             

Куда делись чернила?

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.

Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

  

ВОЗДУХ И ВОДА         

 Можно ли поймать воздух

  Предложите детям «поймать» воздух газовым платком. Взять платок за четыре конца (это удобно делать вдвоем), одновременно поднять его вверх и опустить концы вниз: получится купол, заполненный воздухом.

ВОЗДУХ И ВОДА             

Вода или лупа?

       Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скот чем.

ВОЗДУХ И ВОДА             

Как вытолкнуть воду? 

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. 

Материал: мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости. 

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв. 

Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду. 

Воздух.

Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды). 

Воздух.

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? 

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. 

Воздух.

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. 

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Воздух.

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? ( В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться (предлагает детям поиграть с шарами).

Воздух.

После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

Воздух.

Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет? 

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет. 

Воздух.

Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

ПЕСОК.

ПЕСОК                   

 Песочные часы

Возьмите две одинаковые пластиковые бутылки. Склейте крышки плоскими сторонами скотчем. Середину обеих пробок пробейте тонким гвоздем, чтобы получилось небольшое сквозное отверстие. Я делаю это так: беру гвоздь плоскогубцами, нагреваю его и расплавляю нужное отверстие быстро и ровно.

Затем насыпьте в бутылку сухого, лучше просеянного песка. Соедините бутылки пробками. Часы готовы. Осталось только по наручным часа определить, за какое время пересыплется песок из одной бутылки в другую. Добавьте или отсыпьте песок в таком количестве, чтобы часы показывали удобное для вас время: 5 минут или 15.

Такие часы очень могут вам помочь, когда вы «торгуетесь» со своим ребенком: сколько времени читать на ночь или сколько минуток можно еще поиграть.

ПЕСОК                               

Песчаный конус

Выпускайте песок из горстей, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок на поверхность конуса то в одном, то в другом месте, возникают «сплывы», движения песка, похожие на течение воды. А это значит, что песок может двигаться. После опыта спросите, можно ли в песках проложить постоянную дорогу.

ПЕСОК              

  Свойства насеянного песка

Разровняйте площадку с сухим песком. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Сверху положите в песок (без давления на предмет) заостренный карандаш или палочку. Далее аккуратно поместите на поверхность песка тяжелый предмет, например ключ или монету в 5 рублей. Обратите внимание детей на глубину следа, оставшегося от предмета в песке.

После этого насыпьте непросеянный песок на эту же поверхность и про-делайте аналогичные действия с карандашом и ключом.

Результаты сравнения покажут явные отличия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно в два раза глубже, чем в насеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на насеянном. Это связано с тем, что насеянный песок заметно плотнее. Данным свойством пользуются строители.

МАГНИТЫ.

Испытания силы притяжения.

Материал: линейка, магниты разной величины, булавки, гвозди.

Ход эксперимента:

Положите на  стол линейку. Булавку положите на отметку «ноль». Магнит положите  у отметки 10 см. Медленно подвигайте его к булавке. Задерживайтесь у каждой отметки на несколько секунд. Когда булавка прыгнет к магниту, посмотрите на цифру, возле которой находится магнит. Она показывает, на сколько сантиметров прыгнула булавка. Проделайте этот опыт с разными магнитами. Определите, какой из них притягивает булавку с самого большого расстояния. Результаты можно записать в таблицу.

Сила магнита.

Материал: магнит, клейкая лента, булавка, стол.

Ход эксперимента:

Установите линейку вертикально на краю стола так, чтобы отметка «ноль» находилась на уровне его поверхности. Конец линейки можно закрепить клейкой лентой. Положите булавку на этой отметки. Возьмите самый сильный магнит и медленно опускайте его вдоль линейки, пока булавка не подпрыгнет. Остановитесь и посмотрите на цифру, возле которой он находится.

Магнит не может притягивать булавку с большего расстояния, оттого что сила другого рода тянет булавку вниз. Это–сила  земного притяжения. (Магниты заставляют предметы передвигаться с помощью невидимого притяжения. Это притяжение называется магнитной силой).

Летающая бабочка.

Материал: бабочка, вырезанная из ткани, скрепка, нитка, магнит.

Ход эксперимента: 

Вырежьте из какой-нибудь ткани бабочку. Прикрепите к ней скрепку. К скрепке привяжите один конец нитки. Другой конец прикрепите к краю стола  клейкой лентой.

Попробуйте заставить бабочку «летать», не касаясь магнитом скрепки. Сила притяжения старается притянуть скрепку вниз.

Липкий металл

Материал: Крышка от банки, которая прилипает к магниту, скрепка, магнит.

Ход эксперимента:

Найдите крышку от банки, которая прилипает к магниту. Сверху положите скрепку. Проверьте, сможет  ли магнит двигать скрепку, находясь под крышкой.

Скрепка движется с трудом  или совсем не движется. Это происходит потому, что железо или сталь, из которых сделана крышка, задерживают магнитную силу.

Отправляемся в путешествие.

Материал: магниты.

Ход эксперимента:

Детям предлагается отправится в путешествие  по групповой комнате и найти то, что притягивается к магниту. С магнитами в руках они обследуют «окрестности» в течении определенного промежутка времени. Этот промежуток можно заметить по песочным часам. Вернувшись на свои места, дети рассказывают о своих находках и открытиях, все вместе обсуждают их. При этом особо поощряется, если дети называют материал, из которого эти материалы сделаны.

Вывод: к магниту притягиваются только те предметы, которые сделаны из твердого железа или стали, а все другие (пластмассовые, бумажные, деревянные, стеклянные и др.) – не притягиваются независимо от их цвета, запаха, формы, величины.

Движение скрепки через предметы.

Материалы: бумага, фанера, пластмасса, доска, сделанная из твердого железа или стали.

Ход эксперимента:

Гном Узнайка предлагает детям выяснить, как сделать так, чтобы скрепка к магниту не притягивалась? В качестве «подсказки» Узнайка обращает внимание детей на листы бумаги, фанеры, пластмассы, железа.

Он просит детей высказать свои предложения, после чего дети проверяют их. В результате экспериментирования приходят к выводу.

Вывод: ни бумага, ни пластмасса, ни фанера не влияют действие магнита на скрепку (если разделять ими скрепку и магнит). Если же между  магнитом и скрепкой поместить доску, сделанную из твёрдого железа или стали, скрепка перестаёт притягиваться к магниту.

Магнитный якорь

Материалы: магнит, скрепка, лист бумаги, железная пластина.

Ход эксперимента:

Скрепка движется по «экрану»-листу плотной бумаги, расположенному вертикально.

При этом скрепка повторяет движение магнита, которым водят по другую сторону этого листа.

Полюса магнита незаметно для детей замыкают якорем (или какой-нибудь железной пластиной)-скрепка падает. Детям предлагается объяснить, почему скрепка упала.

После их попыток Узнайка показывает магнит с якорем и объясняет, что эта небольшая железная пластина, которая называется якорем, защищает предметы от магнита, если соединить  ею ее края.

Как достать скрепку из воды, не намочив рук.

Материалы: таз с водой, скрепки, магнит.

Ход эксперимента: «Нечаянно» уронить скрепки в таз с водой и предложить детям достать их, не намочив рук. После того, как детям удается достать скрепки с помощью магнита, выясняется, что магнит действует на железные предметы и в  воде.

Вывод: вода не мешает действию магнита, магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены водой

ЗЕРКАЛО.

Нагрев лучами.

Материал: стакан с водой, спиртовой термометр, зеркало.

Ход эксперимента: 

     В тонкостенный стакан с водой опустите спиртовой термометр. С помощью большого плоского зеркала постарайтесь постоянно некоторое время направлять солнечный зайчик на воду. Внимательно рассмотрите и зарисуйте шкалу термометра до начала эксперимента и после его окончания. Если спиртовой столбик пополз вверх, значит вода нагрелась. А зеркало? Прикоснувшись к поверхности зеркала щекой, вы сможете дать правильный ответ.

Зеркальная метель.

Материал: фонарик, шарик, кусочки фольги, маленькие зеркальца, металлические кружки, прочная нить.

Ход эксперимента: Налейте маленькие зеркальца, блестящие металлические кружки, куски фольги на мячик или шар. Повесьте шар на прочной нити и раскрутите его. Заклейте переднее стекло фонарика картонкой с прорезью. Направьте луч фонарика на вращающиеся зеркальца – и снегопад на стенах вашей комнаты пойдет в заданном вами темпе. Чем больше зеркал, тем больше снежинок, чем мельче их размеры, тем гуще снег.

Параллельные зеркала.

Материал: свеча, два одинаковых зеркала.

Ход эксперимента:

Подберите два одинаковых, но не очень маленьких зеркала. Закрепите их на столе одно против другого, а между ними установите свечу. Чем больше размеры зеркал, тем более количество свечей вы видите в каждом зеркале. В первом зеркале, в которое мы смотрим, видно не только зеркальное отражение поставленной свечи, но и второе зеркало с отраженной в нем картиной. Так возникает попеременно все новые и новые зеркальные отражения.

Тайна исчезновения и появления «тайны».

Материал: зеркало, ванная комната.

Ход эксперимента:

     На поверхности зеркала большим пальцем напишите слово «Тайна». Через некоторое время после купания зеркало просохнет, а ваша надпись исчезнет. Но при следующем купании ваша «Тайна» снова проявится. Но если сделать надпись чистой от красок кисточкой, «Тайна» исчезнет.

Солнечный зайчик.

 Материал: прямоугольное зеркало.

Ход эксперимента:

Если взять большое прямоугольное зеркало и отразить световой луч на пол и далеко стоящую стену, то следы отражения у вас под ногами и на удаленном экране будут отличаться. Обратите внимание на яркость светового пятна, его размеры, на очертание зеркала. Интересно, не меняя направления солнечного зайчика, получить его след на близко и далеко расположенных плоскостях. Далекие отражения большие по площади, зато бледное, их очертания размыты и напоминают окружность.

Как узнать толщину зеркала.

Материал: зеркала, карандаш.

Ход эксперимента:

Изображение в зеркале всегда кажется находящимся на том же расстоянии позади зеркала, на каком сам предмет находится перед зеркалом.

Приложите карандаш вертикально к поверхности зеркала так, чтобы кончик графита касался стекла. Вы заметили, что между кончиком карандаша и его изображением есть некоторое расстояние? Если бы зеркало было металлическим, то карандаш в этом месте касался своего изображения. В нашем зеркале отражающий слой находится на обратной стороне стеклянной пластинки. Поэтому толщина  зеркала в точности равна половине расстояния между карандашом, прислонённым вплотную к зеркалу, и его изображением в нем.

Вывод: истинная толщина стеклянной прокладки вдвое  меньше видимого расстояния.

Как поднять единицу.

Материал: бумага, карандаш, зеркало.

Ход эксперимента:

На стол положите лист бумаги. Нарисуйте на нём большую цифру 1. Расположите зеркало так, чтобы  нарисованная на листе единица изображалась вертикально, не перевернутой, «стоящей вниз головой».

(Молодцы, если вы догадались наклонить зеркало на угол, равный половине прямого).

КОСМОС.

Почему солнце можно увидеть до того,как оно появится на горизонте.

Материал: чистая банка с крышкой, стол, линейка, книги.

Ход эксперимента: 

     Наполнять банку водой, пока она не перельется через край. Плотно закрыть крышкой. Поставить банку на стол в 30 см от края. Сложить перед банкой книги так, чтобы четверть банки оставалась видимой. Слепить из пластилина шарик величиной с орех. Положить его в 10 см от банки. Встать на колени перед столом. Посмотреть сквозь банку поверх книг. Если шарик не виден нужно немного его подвинуть. Оставаясь в этом же положении, убрать банку из поля зрения.

Вывод: Шарик можно увидеть только сквозь банку с водой: банка с водой позволяет увидеть шарик, который находится за стопкой книг. Свет отражаясь от шарика проходит сквозь банку с водой, преломляясь в ней. Свет, который идет от небесных тел, проходит сквозь земную атмосферу, прежде чем дойти до нас. Атмосфера Земли преломляет этот свет также, как и банка с водой. Именно поэтому Солнце можно видеть за несколько минут до восхода, а также некоторое время после захода.

Почему мы видим разные части Луны.

Материал: фонарик, 2 круглых предмета (мячик и апельсин).

Ход эксперимента:

     Фонарик нужно установить на столе или прикрепить к спинке стула. На столе рядом со стулом разместить апельсин (Земля) и мячик (Луну). Убедитесь, что фонарик (Солнце) светит на оба этих предмета. Начинайте передвигать Луну вокруг Земли по круговой орбите. Во время вращения Луны вокруг Земли можно убедиться, что для наблюдателя с Земли, Луна то уходит в тень, то снова возвращается на солнечный свет. Пригнитесь к столу и посмотрите поверх Земли на Луну. Если свет от фонарика падает под правильным углом, то можно увидеть, что освещенная часть мячика выглядит подобно полумесяцу, или лунному серпу. 

     Когда обернутая к нам сторона Луны полностью находится в

тени, происходит «рождение» Луны ( новолуние)

Метеориты и метеоритные кратеры.

Материал: поднос, мука.

Ход эксперимента:

     Роль поверхности планеты будет играть слой муки. Возьмите неглубокий поднос, покройте его слоем муки толщиной 2 см. Разровняйте ее обычной линейкой. Поставьте поднос на пол, рядом постелите газету. Встаньте на стул так, чтобы находиться непосредственно над подносом. Наберите ложкой немного муки, поднимите на высоту 2 м над полом и высыпьте ее на поднос. Повторить эксперимент несколько раз с различной высоты. Мука ударяется о дно подноса так, как метеорит врезается в поверхность Земли, Луны. Все кратеры имеют такие же приподнятые края и пологие склоны.

Расстояние от Земли до Луны.

Материал: 2 круга, которые условно изображают Землю (диаметр 4 и 5 см) и Луну (диаметр 1 см), веревка длиной 1 м 25 см

Ход эксперимента:

     Вырезать 2 круга и натянуть между ними веревку. Именно это и есть расстояние между Землей и Луной в определенном масштабе.

Как спутник вращается вокруг земли.

Материал: рыболовная леска, пластилин, корпус шариковой ручки, скрепки, крепкая нить.

Ход эксперимента: 

     Разломите кусочек пластилина на неровные части (примерно 10 г и 50 г). Протяните леску через корпус шариковой ручки, привяжите к концам по одной скрепке, насадите на них пластилиновые шарики. Возьмите корпус шариковой ручки, поверните вертикально к полу так, чтобы маленький шарик был сверху, и начинайте быстро вращать его по кругу. Маленький шарик устремится от корпуса ручки. Та сила, с которой маленький шарик натягивает леску стремясь оторваться и полететь, называется центробежной силой. По такому закону вращаются искусственные спутники Земли.

Как выглядит Солнце.

Материал:  бинокль, 2 листа плотного картона.

Ход эксперимента:

     Взять квадратный лист картона размером 40-40 см, вырезать дырку такого размера, чтобы в нее входила одна линза бинокля. Положите кусок картона на стол и установите бинокль таким образом, чтобы одна из линз была напротив дырки, и осторожно закрепите бинокль к картону скотчем. Бинокль не должен двигаться по картону. Прислоните его к спинке стула под прямым углом к местонахождению Солнца на небе. Установите бинокль на беспредельность и направьте его на лист картона. Спустя некоторое время на картоне появится изображение Солнца.

Где ночует Солнце.

Материал: глобус, лампа, вырезанный из бумаги человечек.

Ход эксперимента: 

     Представим, что лампа – это Солнце, а глобус – макет нашей планеты Земля. Найдем на глобусе место, где мы живем и поместим туда «человечка». Планета Земля вращается не только вокруг Солнца, она постоянно вертится и вокруг своей оси (моделируем соответствующую ситуацию). Наш «человечек» оказывается то на свету, то в темноте. На ту часть глобуса, которую освещает Солнце, приходит день, а на противоположную ночь.

     Земля движется постоянно, и вращается все что на ней находится: горы, моря, города, и даже мы с Вами тоже вращаемся. Правда мы сами этого не замечаем.




Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        В конце XX века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. В каждом образовательном учреждении необходимо создать соответствующую развивающую среду, в которой находился бы человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлениями и событиями, задавать вопросы и получать на них ответы.

        Вот почему в программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей.

        Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

Значение опытов

        Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознанания детьми причинно-следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского  сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.

Методика проведения опыта

        Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.

        В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться в занятия.

1. Волшебница-вода

Опыт 1.

"Вода прозрачная"

        Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканов они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.

        Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.

Опыт 2.

"У воды нет вкуса"

        Предложите детям попробовать через соломинку воду.

        Вопрос: есть ли у нее вкус?

        Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие говорит: "Какая вкусная вода!", хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

        А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

Опыт 3.

"У воды нет запаха"

        Предложите детям понюхать воду и сказать чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.

Опыт 4.

"Лед - твердая вода"

        Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Обращайте внимание детей на то, как постепенно уменьшаются сосульки. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.

        Важно, чтобы дети обратили внимание, что разные по величине куски льда растают за разные промежутки времени.

        Вывод: лед, снег - это тоже вода.

Опыт 5.

"Пар - это тоже вода"

        Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети  увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.

Опыт 6.

"В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются"

        Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыпем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

        В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?

        Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

Опыт 7.

"Вода бывает теплой, холодной и горячей"

        Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они определят, в каком стаканчике вода самая холодная, самая теплая.

        В реках, озерах, морях вода разной температуры. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие - только в холодной. В природе есть такие места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой тоже идет пар.

        В водоемах вода бывает разной температуры, а значит в них живут разные растения и животные.

Опыт 8.

"Вода не имеет формы"

        Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку. Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода?

        Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета,  в котором находится. А на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Опыт 9.

"Радуга"

        Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие. В конце занятия спросите детей на что похоже слово "ра-дуга"? Что такое дуга? Какая она? Покажите радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом. И если бы люди сначала увидели радугу сверху, то они, может быть, назвали ее "ра-круг".

Опыт 10.

"Животворное свойство воды"

        Заранее срежьте веточки быстрораспускающихся деревьев. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку "живая вода". Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды - давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время, и они оживут.

2. Воздух-невидимка

Опыт 1.

"Воздух"

        Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Стакан нужно держать очень прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2.

"Пузырьки воздуха"

        Опустить стакан в банку с водой, но держать его, немного наклонив. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

Опыт 3.

"Ветер - это движение воздуха"

        В холодную погоду приоткройте дверь на улицу. Зажгите две свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Определить: куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней направлено внутрь комнаты, верхней наружу). В комнате теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он - тяжелый, неповоротливый, поэтому предпочитает оставаться у земли. Получается, что теплый воздух движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползет холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер - это движение воздуха.

 

                              

Опыт 4.

"Ветер"

        Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги. Открыть форточку. Теплый воздух от батареи стремится вверх, холодный воздух из форточки будет опускаться вниз. Значит они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги.

Опыт 5.

"Воздух при нагревании расширяется"

        Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

Опыт 6.

"Воздух имеет вес"

        Положите на чаши весов надутый и не надутый шарики. Чаша с надутым шариком перевесит.

Опыт 7.

"Летающие семена"

        Возьмите семена клена, ясеня, сосны и отпустите их. Наблюдайте за полетом семян, чтобы легче было представить, как с помощью ветерка расселяются деревья по новым местам.

Опыт 8.

"Гром и молния"

        Предложите детям познакомиться с молнией, вернее с ее родственницей. Опыт проводить в темной комнате. Понадобятся два надутых продолговатых воздушных шарика. Шарики натрите чем-нибудь шерстяным, например, варежкой или шарфиком. Постепенно приближайте один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры - как молния в небе, вспышки, слышится несильное потрескивание, как гром.

Опыт 9.

"Кораблик надувает паруса"

        Сделайте маленький кораблик с парусом, поместите его в ванночку и подуйте на парус, чтобы дети понаблюдали, как кораблик плывет по воде. Вы можете вместе с детьми моделировать разные ветры: мягкий, нежный, буйный.

 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

            «Эксперименты в детском саду»

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект»,- его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.

Большой интерес представляет для детей экспериментирование. Экспериментирование - это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

Поставив перед собой  цель - развивать исследовательскую активность детей, мы, естественно, обратим свое внимание на использование в работе с детьми проектно-исследовательских методов. Будем использовать разнообразные методы и приемы, организовывать экспериментирование, создавать проекты по исследовательской деятельности.

Использование моделей и схем позволяет осмыслить и систематизировать полученные знания.

В процессе использования моделей, схем дети овладевают символической деятельностью: учатся замещать, кодировать, моделировать. Дети с удовольствием кодируют сказки, играют в игру «Найди клад», где используют нарисованную карту - схему, рисуют план группы, детского сада, нашего района и задают друг другу разные вопросы. Например, как быстрее добраться от нашего детского сада до соседней школы? Скажи словами, как дойти из книжного уголка к центру экспериментирования и т.д. Мальчики часто моделируют, зарисовывают придуманные модели машин, самолетов и т. д.

Работа в уголке  «Наша лаборатория» помогает детям расширить свои знания о свойствах твердых, жидких, газообразных веществ, о свойствах дерева, металла и т. д. Практика работы доказала эффективность проектного метода в обучении и воспитании дошкольников.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 4»

городского округа город Агидель Республики Башкортостан

Исследовательская работа

на тему:

«Радуга»

подготовительная группа №16

 «Лучики»

                                                             

                                                           Выполнила: Галиуллина Камилла

                                                        Руководитель: Самигуллина Г.Р.

Проблема:

Тема моей исследовательской работы – «Радуга». Эта тема меня заинтересовала тогда, когда я увидела на небе разноцветную дугу-радугу. Я заметила, что она появилась в солнечный день после дождя. Появившись на небосводе, она приковывает внимание. Затем у меня возник вопрос: «Откуда берется радуга?» Таким образом, я решила провести свое исследование.

Цель исследования:

  • узнать причину появления радуги;
  • получить радугу в домашних условиях.

Задачи исследования:

  • узнать, что такое радуга;
  • выяснить условия появления радуги в природе;
  • попробовать получить радугу в домашних условиях разными способами.

 Гипотезы исследования:

  • радуга появляется в природе в солнечный и дождливый день;
  • радугу можно получить в домашних условиях, используя солнечный свет и даже заменив солнечный свет искусственным источником освещения.

Приемы и методы исследования: Наблюдения, изучение литературы, беседы, интернет ресурсы, опыты.

Объект исследования: Природное явление радуга.

Предмет исследования: Происхождение радуги.

Ожидаемые результаты: Радугу можно получить дома в любое время при         помощи искусственного источника света.

Оборудование: Компакт – диск, источник света – фонарик или лампа, таз, наполненный водой, зеркальце, мыльные пузыри.

Вводная часть.

 Значение слова «радуга».

Среди ярчайших явлений природы радуга одно из самых красивых и ярких. Люди уже давно задумывались над её природой. Даже Аристотель, древнегреческий философ, пытался объяснить причину радуги. Пройдет гроза, и на небе вспыхивает радуга.

 В древнегреческой мифологии, например, радуга – это дорога между небом и землей, по которой ходила посланница между миром богов и миром людей Ирида.

В Китае считали, радуга – это небесный дракон, союз неба и Земли. В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака, и оттуда она падает живительным дождем.

Есть несколько версий, откуда произошло слово радуга, самое распространенное, что слово «радуга» произошло от «радуга», что в переводе с украинского означает «пестрая дуга».  

      Славянские народы придумывали для радуги разные названия: дуга, веселка, веселуха, божий лук, пояс, краса, красуля и много других.

         По радуге люди могли определить погоду на ближайшие дни:

  • В радуге больше красного цвета — к ветру.
  • Если радуга после дождя быстро пропадает — к ясной погоде, а если долго стоит — к ненастью.
  • Радуга утром — к дождю.

 Откуда берется удивительный красочный свет, исходящий от дуг радуги?

       Радуга – это просто солнечные лучи, преломляющиеся в каплях дождя. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька выполняет роль крохотной призмы, а поскольку их очень много, то и радуга получается в полнеба. Вот кто, оказывается, строит разноцветные ворота в небе быстро и красиво! Это луч солнца и дождевые капли. Наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. В радуге различают семь цветов. Чтобы лучше запомнить их последовательность люди придумали такую фразу: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». В этих фразах начальная буква каждого слова соответствует начальной букве названия определённого цвета. Цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

       Вид радуги, яркость цветов, ширина полос зависят от размеров и количества капель в воздухе. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Практическая часть.

Для проверки своих предположений я провела несколько опытов.

Опыт первый.

Я взяла компьютерный диск направила на него свет, повернула его к стене. Получилась вот такая радуга. А еще можно увидеть радугу в луже, в которую пролили бензин.

Опыт второй.

Берем приспособление, окунаем в баночку с мыльной пеной и выдуваем пузыри. На пузырях можно увидеть радужные полосы.  

Опыт третий.

В таз налила воду, поставила туда зеркало под углом. Поставила таз под источник света. В результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на потолке возникла радуга.

Вывод: Радугу можно получить в домашних условиях даже с помощью искусственного источника света.

Моя гипотеза подтвердились. Теперь я знаю, когда появляется радуга и как она образуется.

Заключение:

Радуга – удивительное явление природы, можно сказать чудо природы, которое никогда не перестанет нас восхищать. Теперь мы знаем, что радугу можно получить и дома, в любое время. «Домашняя радуга» ничуть не хуже природной и от нее тоже становится радостнее на душе.

Используемая литература:

1. Большая энциклопедия дошкольника, М. : Махаон, 2004г.

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование, М. : Педагогическое общество России, 2005г.

3. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду Самара: учебная литература, 2004г.

4.Хочу все знать. Большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта, Москва 2008г.
5. Новая детская энциклопедия, Москва РОСМЕН, 2011г

6. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности Е.Е.Салмина



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в старшей группе «Свойства воды, льда и пара»

Цель: расширение и уточнение представлений детей о природном явлении — вода

Программные задачи:

Образовательные:

• совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твердая, жидкая, газообразная - пар); познакомить с круговоротом воды в природе.

Развивающие:

•развивать умение обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности

•развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами

•развивать воображение и логическое мышление, умение входить в образ состояния воды

Воспитательные:

• воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).

Материалы и оборудование: чайник с горячей водой, зеркало.

Раздаточный материал на каждого ребенка: 3 пластиковых стакана, тарелочка со льдом, бусинка, ложечка, вода, молоко, сахар, салфетки.

Методические приёмы: Опыты воспитателя, детей, релаксация.

Предварительная работа: Беседы о свойствах воды, разгадывание загадок, чтение стихов о воде, работа с календарем природы.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей). А сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковер.

Воспитатель: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Она и в озере, она и в лужице,

Она снежинкою над нами кружится,

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит? (вода)

- Кому нужна вода? (людям, животным, растениям).

- Для чего нужна вода? (готовить пищу, стирать, умываться, мыться, пить, тушить пожар).

- Для чего нужна вода животным? (пить, умываться, для жизни)

- Для чего нужна вода растениям? (для роста).

- Где можно увидеть воду? (реке, в море, в океане, в озере, в ручье, в луже, в водопроводном кране).

Воспитатель: На Земле существует целое водное царство - океаны и моря, реки и озера, полярные ледники и снежные шапки горных вершин. Даже обыкновенные ручейки и лужицы - это тоже маленькие частицы большого царства воды.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воде как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Лаборатория).

Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы (дети садятся).

Итак, начнем наши опыты:

ОПЫТ №1. Текучесть

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и медленно перелейте воду в пустой стакан. Что происходит с водой?

Дети: она льется, течет.

Воспитатель: правильно, если бы это было не так, она не смогла бы течь в реках, озерах и кранах.

Вывод: вода-это жидкость, она течет.

ОПЫТ №2 . Вода не имеет запаха

Воспитатель: Имеет ли вода запах? Как мы можем узнать об этом?

Дети: Понюхать (берут стакан и нюхают)

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт №3. Вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (нет).

Дети: Вода безвкусная

Воспитатель: А теперь в воду положите кусочек сахара, помешайте ложечкой. Попробуйте, какая стала вода?

Дети: Сладкая

Воспитатель: А если мы в воду насыпем соль, как вы думаете, какая станет вода?

Дети: Соленая.

Вывод: вода безвкусная, она приобретает вкус того вещества, которое мы в ней растворим

Опыт№4. Вода не имеет цвета

Воспитатель: У вас на столе стоит стакан с молоком, положите в него бусинку. Вы ее видите? (нет) Почему? (молоко белого цвета)

Воспитатель: Положите в стакан с водой бусинку посмотрите, что вы видите там?

Дети: Отвечают, что видят бусинку

Воспитатель: О чем это говорит?

Дети: Вода бесцветная и прозрачная

Вывод: вода бесцветная и прозрачная

Общий вывод: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.

Опыт №5 «Вода имеет твёрдое свойство»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит у вас на тарелочках? (лед) Возьмите его в руку, какой он?

Дети: Лёд холодный.

Воспитатель: А теперь попробуйте согнуть кусочек льда, постучать по нему.

Что еще можно сказать про лёд? Какой он?

Дети: Лёд твердый.

Воспитатель: Что с вами будет, если вы пойдете или побежите по ледяной дорожке? (Можно поскользнуться и упасть). Почему?

Дети: Лёд скользкий.

Воспитатель: Проведите пальчиком, скользит.

Воспитатель: Почему наши ладошки стали мокрыми? (Лёд растаял в тепле). Лед мы нагреваем и водичку получаем. А как из воды сделать лед? (Поставить в холодильник) Значит, что такое лёд?

Дети: Это застывшая вода.

Вывод: Вода может быть в твердом состоянии.

Воспитатель: Кладем лед на тарелочки, вытираем руки салфеткой.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.

Физкультминутка

Чтобы голова не болела,

Ей вращаем вправо – влево. (Вращение головой)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперед и назад)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим. (Потягивания руки вверх и в стороны)

Повороты вправо – влево,

Плавно производим. (Повороты туловища влево – вправо)

Наклоняемся легко, Достаем руками пол. (Наклоны вперед)

Потянули плечи, спинки. А теперь конец разминке. (Дети садяться)

Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.

Опыт №6 «Парообразная вода - пар»

Воспитатель: Ребята, вода может быть не только твердым веществом и жидкостью, а может быть газом и паром.

Воспитатель: Возьмем чайник с горячей водой, откроем его и посмотрим, что происходит?

Дети: Выходит пар.

Воспитатель: Чтобы лучше было видно, поставим зеркальце. Что вы видите?

Дети: Пар превращается в капельки воды.

Вывод: Пар-это тоже вода. Такое состояние воды называется парообразным.

Воспитатель: И так, напомните мне, чем может быть вода?

Дети: Паром, льдом, просто водой.

Игра «Лед-пар-вода»

Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду рассказывать о состоянии воды, а вы должны назвать его и показать.

Лед растает, и тогда будет из него. (вода)- дети «плавают»

Если сильный-сильный жар, из водички будет. (пар) - дети изображают

пар движением рук, поднимают руки вверх и вращают кистями, произносят ь (ф-ф-ф)

- Если пар вдруг охладится, превратится пар в ….(водицу)- дети «плавают»

- Если холод вдруг придет из водицы будет. (лед) - дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? А как вы думаете, вода путешествует?

-Я прочитаю волшебное заклинание, полью на вас из волшебной лейки, и вы превратитесь в капельки. Закройте глазки и представьте, что вы капелька.

Ну-ка, лейка, лей, лей!

Для ребяток не жалей!

В капельки пусть превратятся,

От души повеселятся!

Повертелись, покружились, В капелек все превратились.

Рассаживайтесь, капельки, кто куда: на землю, на травку, на листочки, лепестки цветка. Дождь кончился, а капельки лежат и не высыхают, ведь уже наступила ночь, солнышка нет. Капельки так устали, что закрыли глазки и заснули. Спят капельки, и снится им весёлый ручеёк, бурлящая река, большое тёплое море и огромный океан. Все они там собрались, им весело вместе. Но вот появился первый лучик солнца. Капельки открыли глазки и проснулись. Утром холодно: "Брр-р" Капельки потянулись, зевнули, замёрзли и задрожали от холода. Подул ветер, и капельки стали спрыгивать с листочка на листочек, с листочка на веточку, с цветка на травку. Но вот наконец-то земля! Выглянуло долгожданное солнышко. Капельки протянули к нему свои ручки, погрелись. Подставили один бочок, потом второй, потом личико. Солнце греет всё сильнее, совсем стало жарко! Капельки стали понемногу испаряться и собрались в небе в большое, белое, пушистое облако. Как интересно смотреть сверху вниз. Но вот подул сильный ветер, набежали тучи, пошёл сильный дождик. Давайте побегаем под дождём, подразним его:

Дождик, дождик, пуще…

Дождик, дождик, гуще…

Закончился дождик. Ой, что это осталось на земле после дождя?

Лужи. Из луж капельки собрались в весёлый, озорной ручеёк. Побежали, побежали… "Буль, буль… " - поёт ручеёк. Бежит между камешками, деревьями. Руки не расцепляйте, а то ручеёк оборвётся. Прибежал ручеёк в детский сад и капельки снова в детей превратились. Садитесь на свои стульчики.

Воспитатель: Понравилось вам путешествие капельки. Так происходит круговорот воды в природе и вода в водоёмах никогда не кончается, вода переходит из одного состояния.

Итог НОД.

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях (каких): жидком, твёрдом, парообразном. Она обладает многими свойствами: (какими) прозрачная, нет запаха, нет вкуса. Вода находится в постоянном движении.

Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Рефлексия

Юные ученые посмотрите, у меня на столе лежат капельки: веселые и грустные. Если вы считаете, что вам на занятии сегодня было легко, и вы справились с заданиями, выберите себе веселую капельку. А кто затруднялся в чем-то – выберите грустную капельку.

Мне понравилось с вами работать. Вы были молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.

Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...