План-проект «Уголок экспериментирования».
проект по окружающему миру на тему

Ионова Анна Владимировна

 

Цель: практическое внедрение детского экспериментирования, как средства развития познавательной активности.

Задачи, решаемые в уголке экспериментирования:

1.Формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта.

2.Развивать поисково-познавательную, интеллектуальную активность детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-proekt.docx979.85 КБ

Предварительный просмотр:

План-проект «Уголок экспериментирования».

Цель: практическое внедрение детского экспериментирования, как средства развития познавательной активности.

Задачи, решаемые в уголке экспериментирования: 

1.Формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта.

2.Развивать поисково-познавательную, интеллектуальную активность детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

Наш уголок опытно-экпериментальной деятельности состоит из 6 зон.

1 зона - «Уголок природы».

Цель: успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей со строением растений, с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются, со значением растений.

Для каждого растения оформлены памятки-алгоритмы. Опыт показывает, что это очень удобно для работы в «Уголке природы». Дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями.

Вместе с детьми мы создали искусственный аквариум, в котором можно познакомиться с его обитателями, поиграть с ними.

Живая природа – объект исследования. В «Уголке природы» есть всё необходимое для проведения экспериментов и для дежурства:

  • фартуки;
  • лейки;
  • опрыскиватели;
  • кисточки;
  • лопаточки;
  • тряпочки;
  • рыхлители.

2 зона – мини-лаборатория «Узнайка». 

Вас здесь встречает наш Узнайка,

Он помогает знания добыть.

И на все вопросы ответы получить.

Сказочный герой Узнайка  - постоянный гость игровых занятий. Он превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.

В мини-лаборатории хранятся оборудование и материалы,  необходимые для проведения опытов, для познания тайн живой и неживой природы.

  • Специальные ёмкости: стаканчики, мерные ложки, воронки, трубочки, ситечки.
  • Природный материал: камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох, кора деревьев, палочки.
  • Утилизированный материал: нитки, пробки, пенопласт, фантики, проволока.
  • Приборы: микроскопы, лупы, компас, весы, зеркала.
  • Медицинский материал: ватные палочки, диски, шприцы без иголок, пипетки, груши, колбочки.
  • Предметы из разных материалов: металлические, деревянные,  пластмассовые, магниты, различные виды бумаги, ткани.
  • Технический материал: болты, шурупы, отвёртки, деревянные, пластмассовые, металлические пластины с отверстиями.

Некоторые материалы располагаются по блокам:

  1. «Воздух-невидимка»: веры, воздушные шары, трубочки, мыльные пузыри, вертушки – материалы для изучения свойств воздуха.
  2. «Вода-волшебница»: контейнеры для льда, ёмкости для воды различной формы, пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука – материалы для изучения свойств воды.
  3. «Звук»: непрозрачные контейнеры с различными наполнителями (пшено, горох, манка, гречка),колокольчики, дудочки, трещётки, наушники – материалы для изучения звука.
  4. «Запах»: контейнеры с различными наполнителями(кофе, ваниль, корочки апельсина, травы), пробники духов, ароматические масла, свечи, тестеры – материалы для изучения свойств и различных запахов.
  5. «Свет и цвет»: различные фонарики, цветные стёклышки из пластиковых бутылок, зеркала – материалы для изучения света и цвета.
  6. «Волшебный магнит»: различные магниты, металлические и неметаллические предметы – материалы для изучения свойств магнита.

                                                                                           

В мини-лаборатории есть:

1.Наборы: семян, тканей, ниток, ракушек, камней, листьев;

2.Календари: природы (времена года), дней недели, погоды(для наблюдений за сезонными изменениями в природе);

3.Макеты (выставляются по темам недели): животные наших лесов, животные жарких стран, насекомые, птицы, в царстве снегов и другие.

Методический центр нашей мини-лаборатории содержит:

  • Методические рекомендации по проведению опытов ( схемы-алгоритмы);
  • Картотеку опытов, экспериментов и дидактических игр;
  • Алгоритмы последовательности трудовых процессов в уголке природы и в цветнике;
  • Алгоритмы воспроизведения познавательной деятельности;
  • Правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми;
  • Разрешающие и запрещающие знаки;
  • Дневники наблюдений и опытов по экспериментальной деятельности, которые ведут и заполняют сами дети.

3 зона – «Почитай-ка» центр.

Цель: заинтересовать детей познавательной литературой.

В этот центр входят книги, энциклопедии, атласы, альбомы, созданные вместе с детьми и родителями на темы :

-времена года,

-наша семья,

-деревья,

-грибы ядовитые и съедобные,

-природные явления,

-птицы,

-насекомые,

-животные нашей родины,

-животные жарких стран,

-домашние животные и птицы,

-животные севера.

Своевременная смена наглядного материала по темам недели помогает научиться детям самостоятельно работать с книгой, добывать нужную информацию.

4 зона – мини-музей поделок «Сундучок».

Цель: организовать уголок самостоятельной деятельности, в котором находятся работы детей, родителей и воспитателей, где периодически оформляются мини-выставки.

Домовёнок является хранителем музейных экспонатов. Он и гид, который устраивает экскурсии для  детей. Это ещё одна возможность для формирования целостного восприятия окружающей действительности, позитивного отношения к миру на основе эмоционально-чувственного опыта.

5 зона – «Игротека».

Цель: закрепить знания, полученные опытным путём.

Игротека включает в себя:

  • Экологические игры,
  • Лото,
  • Домино,
  • Пазлы.

Создана картотека игр:

-«Круглый год»,

-«Кто где живёт»,

-«Зоолото»,

-«Цветы»,

-«Животные»,

-«На море, на суше»,

-«Большие и маленькие»,

-«Что из чего», и другие.

6 зона – «Огород на окне».

Цель: организовать длительное наблюдение за процессом роста растений.

На окне весной обустраивается огород. Вместе с детьми мы сажаем: фасоль, лук, овёс, перец, помидор, огурцы, кабачок, рассаду цветов для цветника(циннии, петунья, бархатцы и другие).

Огород охраняет весёлое Пугало. Вместе с детьми строим заборчик, прудик с водой и камешками, на стекле рисуем солнышко, облака, сажаем бабочек, божьих коровок и других насекомых.

Вывод. Грамотное сочетание оборудования и материалов в уголке экспериментирования способствует овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования. Если ребёнок-исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из  него вырастет умный, любознательный, умеющий логически мыслить и самостоятельно делать выводы и взрослый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о смотре-конкурсе "Лучший центр исследовательской деятельности(уголок экспериментирования)"

Смотр конкурс проводился в ДОУ в рамках перехода на ФГТ.Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность эксп...

Буклет: "Уголок экспериментирования в детском саду"

То должно быть в уголке экспериментирования по всем возрастным группам детского сада...

Уголок экспериментирования в детском саду

Представленная презентация на мой взгляд весьма акктуально на сегодняшний день. Наши дети очень любознательны и мы должны помочь им познавать и открывать для себя новый мир....

Консультация для педагогов о создании уголка экспериментирования в детском саду «Уголок экспериментирования в детском саду»

laquo;Уголок экспериментирования в детском саду».На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социали...

Смотр – конкурс «Уголок экспериментально-исследовательской деятельности (уголок экспериментирования) в группе».

В нашем детском саду был проведен смотр – конкурс «Уголок экспериментально-исследовательской деятельности (уголок экспериментирования) в группе». В ходе конкурса выявлено, во всех гр...

План проекта по самообразованию "Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей в подготовительной группе"

Ребенок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира.Мир открывается ему через опыты его личных ощущений,действий и переживаний .Эксперементальная деятельность позволяет в яркоий и ...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды группы «Радуга» (уголок природы и уголок экспериментирования)

Анализ развивающей предметно-пространственной среды группы «Радуга» (уголок природы и уголок экспериментирования)...