Картотека игр по познавательному развитию
картотека по окружающему миру (старшая группа) на тему

Чебыкина Светлана Александровна

Закреплять и уточнять знания детей о природе, правилах поведения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon di_po_poznavatelnomu_razvitiyu.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. «Вершки и корешки»

Цель: закрепить знания о строении и употреблении в пищу овощных растений. Закрепить правила игры, расширять знания детей.

Материал: медальоны с изображением одной части овощных растений: корешки, вершки.

Ход игры:

Дети делятся на две равные команды у одних медальоны с изображением корешков,  у других с изображением вершков. Участники игры произвольно становятся в большой круг, образуя «корзину», двигаются по кругу со словами:

Волшебная корзина полным - полна,

Да в ней все перепуталось до самого дна.

Дети останавливаются, и говорят «корешки»:

Здесь чудо - корешки!

И для пищи мы важны.

Затем слова произносят «вершки»:

Куда чудеснее вершки,

Все блюда с нами так вкусны.

Следующие слова  говорит воспитатель:

Опрокинулась корзина, разбежались корешки,

А за ними и вершки.

После этих слов дети разбегаются и бегают по игровой площадке, стараясь не наталкиваться  друг на друга пока они бегают, воспитатель говорит:

Тише, тише, не спешите

И друг друга находите:

Корешок найдет вершок,

А вершок - свой корешок.

После этих слов дети образуют пары. По указанию воспитателя кот-то из детей называет съедобную часть овоща и блюдо, которое можно из него приготовить.

2.  «Деревья, травы, цветы»

Цель: развивать внимание, быстроту реакции.

Ход игры:

Воспитатель  предлагает послушать названия цветов, кустов, деревьев, одновременно выполняя движения. Если куст - похлопать, дерево - поднять руки вверх, цветок травы положить руки на пояс.

3. «Цветы»

Цель: научить детей любоваться растущим цветами, видеть и воспринимать их красоту, воспитывать у детей бережное отношение к прекрасным творениям природы; закрепить названия садовых растений.

Ход игры.

Воспитатель читает стихотворение Т. Собакина:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если ВСЕ: и я, и ты –

Если МЫ сорвем цветы,

То окажутся пусты,

И деревья, и кусты….

И не будет красоты.

Воспитатель подводит детей к выводу, что цветы нельзя рвать на газонах, клумбах и скверах, их сажают для того, чтобы вокруг было красиво, и все любовались ими. Для букетов цветы специально выращивают.

После этого начинается игра. Дети делятся на две команды. В одной команде каждый придумывает себе имя - название цветка, которое сообщает воспитателю так, чтобы никто не слышал. Команды становятся друг против друга. Игра начинается с приветствия. Команда детей говорит:

-Здравствуйте, цветы!

-Здравствуйте, дети! Угадайте наши имена,- отвечают им «цветы».

Дети начинают перечислять названия цветов. Угаданные «цветы» убегают в сторону. В конце игры дети хором с воспитателем читают стихотворение.

После игры весной дети могут посадить или посеять цветы; а весенние и летние дни - полить цветы; осенью собрать семена растений.

4. «Узнай свою шишку»

Цель: закрепить названия деревьев, расширить  словарный запас слов, развивать сенсорные способности.

Материал: корзинки, шишки: еловые, лиственные, кедровые, ольховые.

Ход игры:

Дети в коробку складывают сосновые (или еловые, лиственные, кедровые) шишки различной формы и размера. Детям предлагается выбрать одну шишку, подержать ее в руке, понюхать, поднести к уху, слушая ее скрип, внимательно рассмотреть запомнить. Затем все шишки складываются, и теперь каждому нужно отыскать уже «свою» шишку.

5. «Кто, где живет»

Цель: закрепить знания детей о лесе как о природном сообществе; сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и места животных в них. Расширить знания детей о природе; воспитывать бережное отношение к природе

Материал: плоские модели с изображением четырех ярусов смешанного леса: травянистый покров,  кустарники, лиственные деревья, хвойные деревья. Картинки с изображением различных животных: насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Ход игры:

На прогулке дети сначала закрепляют знания о ярусах леса. После этого предлагается игра. Силуэты животных раскладывают на скамейке обратной стороной. Дети поочередно берут по одному силуэту, называют животное и определяют его место в лесу. При этом ребенок должен объяснить свой выбор. За правильный ответ присуждается фишка. Если задание выполнено неверно, то фигурку-силуэт животного обратно выкладывают на стол, и действие повторяется с другим играющим.

Игру можно усложнить, на площадку размещают четыре яруса леса так, чтобы они следовали друг за другом с небольшим промежутком. Потом всем играющим раздают картинки с изображением животных. Воспитатель говорит,  что животные потерялись и не могут найти свой дом. По сигналу воспитателя дети бегут каждый в свой ярус, выигрывает тот, кто быстрее заселится.

6. «Лесник»

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять детей в распознавании предупреждающих экологических знаках; воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: набор предупреждающих экологических знаков

Ход игры:

Выбирается водящий считалкой, он будет «лесником». «Лесник» выбирает один из перевернутых экологических знаков и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляет; рассказывает, как вести в лесу. Находясь рядом с данными объектами. Потом роль «лесника» играет следующий ребенок и т. д. В конце дети подводят итог - кто был лучшим «лесником».

7.  «Как растет растение»

Цель: закрепить этапы роста и развития  растений, упражнять детей в легком беге, закрепить правила игры, действовать только по сигналу, бегать, не наталкиваясь, друг на друга.

Материал: медальоны с нарисованными этапами роста растения (семя, проросток, первый лист, стебель с листьями, стебель с листьями и цветами, плодами и семенами).

Ход игры:

По сигналу «разбежались» дети бегают по всей площадке. По сигналу «овощ растет» каждый игрок занимает место в шеренге, соответствующее этапу роста и развития растения. Если ребенок ошибается, он становится лицом к шеренге и последовательно сравнивает этапы развития. Обнаружив несоответствие двух рядом стоящих игроков, называет, что между ними пропущено,  сравнивает с изображением на своем медальоне и, если оно соответствует пропущенному, занимает место в шеренге. После нескольких проигрышей дети меняются медальонами.

8. «Цапли и лягушки»

Цель: закрепить знания детей о приспособленности животных к среде обитания. Упражнять детей в соблюдении правил игры «лягушки» не прыгают в пруд раньше сигнала; «цапли» передвигаются, высоко поднимая ноги; «лягушки» - прыжками.

Материал: шапочки «цапли».

Ход игры:

Посреди игровой площадки чертят большой пруд. С помощью считалки дети выбирают двух «цапель»:

Ква – ква - ква,

Начинается игра

Кве – кве - кве,

Прилетели цапли две,

Прилетели цапли две.

«Цапли» занимают место на противоположных сторонах «пруда». Остальные дети-«лягушки». Они прыгают на двух ногах по всей площадке и говорят:

Мы зеленые лягушки

Веселимся на опушке,

Здесь у нас рядом пруд-

Цапли в нем нас не найдут.

После слов не найдут «лягушки» прыгают в пруд, а «цапли» стараются их запятнать. В пруду «цапли» пятнают тех «лягушек», которые не спрятались, т. е. не присели. Пойманные «лягушки» выходят на берег. «Цапли» считают, сколько «лягушек они поймали».

9. «Угадай погоду»

Цель: закрепить знания о погодных условиях, развивать наблюдательность, речь детей. Развивать наглядно – схематическое мышление

Материал: картинки схематическим  изображением явлений природы (снег, тучи, дождь и т. д.)

Ход игры:

У каждого ребенка имеется полный набор картинок. Воспитатель раскладывает схемы перед играющими и спрашивает, какие погодные явления каждая из них обозначает. Первый этап. Воспитатель предлагает описать погоду сегодняшнего дня. За правильный ответ ребенок получает фишку. Второй этап. Воспитатель предлагает проверить друг друга, ребенок описывает погоду,  а остальные дети показывают нужную картинку. Фишку получает тот, кто раньше всех поднял правильную картинку.

10.  «Деревья и червяки»

Цель: показать детям круговорот веществ в природе; воспитывать бережное отношение к природе; закрепить правила игры, умение играть в команде.

Материал: листья по количеству детей, пластмассовые стаканчики с землей, две шапочки с изображением дерева и червяка.

Ход игры:

Дети делятся на две команды. В каждой команде должен быть свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце площадки чертятся два круга на расстоянии друг от друга. Это «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червяка. Он находится в середине круга. Здесь же, в кругу находятся и стаканчики с землей. В противоположном конце аналогично создаются два круга для детей, которые будут исполнять роль «деревьев». Дети деревья также становятся в середину кругов. Они держат в руках листья. Таким образом, «червяк» каждой команды  находится напротив своего «дерева». По команде «Осень!» ребята, изображающие деревья, бросают один листок на землю. Стоящий ближе всех к «дереву» участник должен как можно быстрее  поднять этот лист и отнести его к своему «червяку». Получив листок, «червяк» поднимает с земли стаканчик с землей и отдает его участнику игры, который, в свою очередь, быстро (не рассыпав при этом землю) возвращается к своему «дереву», вручает ему стаканчик с землей и становится позади других членов команды. «Дерево» получив землю, ставит стаканчик и роняет следующий лист. Его подхватывает второй член команды и т. д. Команды повторяют действия до тех пор, пока последний участник не принесет своему «дереву» стаканчик с почвой. Как только «дерево» получает последний стаканчик с землей, оно «вырастает» -изображающий его ребенок, а вместе с ним и все члены его команды поднимают руки-ветки верх. Выигрывает команда, чье «дерево» выросло первым.

11.  «Поезд»

Цель: закрепить названия растений, умение двигаться в разных направлениях. Соблюдение правил игры.

Материал: листья  разных растений, шапочка «паровозика».

Ход игры:

Дети берут в руки листья разных растений и движутся в разных направлениях «паровозиком», держа в руках листья растений: тополя, осины, березы, и т. д.. Воспитатель называет остановку, например, «березовая». Дети с листьями березы выходят из «поезда». Все остальные движутся дальше, до следующей остановки.

12.  «Что растет в родном краю»

Цель: закрепить названия растений родного края, развивать внимание, быстроту реакции.

Ход игры:

Воспитатель  называет деревья, кустарники. Дети должны отметить хлопком те растения, которые растут в нашей местности.

Яблоня, груша, шиповник, мимоза,

Ель, саксаул, облепиха, береза,

Вишня, черешня, сосна, апельсин,

Пихта, осина, кедр, мандарин.

А теперь быстро:

Липа, осина, каштан,

Черемуха, тополь, платан,

Дуб. Кипарисы и слива,

Багульник, смородина, ива.

13. «Земля, вода, огонь, воздух»

Цель: закрепить названия разных стихий и место обитания животных. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Играющие становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому- нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «Земля», «Вода», «Воздух», «Огонь». Если водящий сказал «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «Вода!» играющий отвечает названием рыб; на слово «Воздух!» - названием птиц. При слове «огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему. Ошибающийся  выбывает из игры.

14. «Ястреб и утки»

Цель: дать представление о водных птицах, развивать двигательную активность, умение играть сообща. Умение соблюдать правила игры.

Ход игры:

На площадке рисуют два круга - два «озера». Между ними расстояние в 5-10 шагов. По считалке вбирают «Ястреба», остальные – «дикие утки»- чирки, нырки и шилохвостки. Чирки и нырки плавают в одном озере, шилохвостки- в другом. Затем утки меняются местами: чирки перелетают в озеро к шилохвосткам, шилохвостки - к ныркам, а те, в свою очередь, прилетают к чиркам. В это время ястреб, который находится «на суше» (между двумя озерами), ловит уток. Пойманные утки бывают из игры. В озере уток ловить нельзя.

15. «Солнце или месяц»

Цель: учить детей играть в командах, умение соблюдать правила игры. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, силу, ловкость.

Ход игры:

Дети выбирают вожаков. Те втайне от других  договариваются, кто из их будет «солнцем», а кто – «месяцем». «Ты чей? » - спрашивают вожаки у играющих. Ответить надо тихо, чтобы никто, кроме вожаков, не слышал. Так составляются две команды. После этого по земле проводится черта. Вожаки становятся  друг перед другом по обе ее стороны и берутся за руки. За ними, в затылок, положив руки на пояс впереди стоящего, выстраиваются ребята из их команды. Они помогают своим вожакам, которые стараются перетянуть друг друга через черту.

16. «Сокол и лиса»

Цель: дать представление о жизни птиц. Закрепить правила игры, развивать внимание.

Ход игры:

 Выбираются «сокол» и «лиса». Остальные дети - «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные упражнения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.

Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.

17. «Птичка»

Цель:  закрепить с детьми разные породы деревьев, развивать внимание.

Ход игры:

Перед игрой все подбирают для себя фант - любую мелку вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа). Каждый должен запомнить свое название.

Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на елку» елка называет другое дерево и т. д. Кто прозевает - отдаст фант. В конце игры фанты выкупаются.

18. «Цветы»

Цель: закрепить названия цветов, развивать двигательную активность, внимание, ловкость.

Ход игры:

Каждый играющий выбирает себе название, какого-нибудь цветка. Одно и то же название не может быть у нескольких детей  по жребию выбранный цветок, например роза, начинает игру. Она называет какой-нибудь цветок, например мак. Мак бежит, а роза догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок. Пойманный меняет свое название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

Играющие могут называться цветами, зверями, рыбами, птицами. Каждый раз педагог перед началом игры рассказывает детям о различных цветах, рыбах, зверях, птицах.

19. «Журавль»

Цель: закрепить правила игры, расширить кругозор детей о жизни диких животных и птиц.

Дети выбирают водящего и «волка». Остальные - «журавли» - становятся в колонку по одному. Каждый кладет руки на пояс впереди стоящего. Водящий становится впереди колонны и старается все время быть лицом к волку. Журавли, не разрывая колонны, прячутся за ним. Волк может схватить любого журавля, кроме водящего. Играют до тех пор, пока волк не схватит журавля. После этого выбирают нового водящего и волка.

20. «Ловля рыб»

Цель: закрепить с детьми названия речных и морских рыб, расширять кругозор детей, развивать внимание, ловкость.

Ход игры:

Игроки делятся на две группы. Они становятся друг против друга на расстоянии в несколько шагов. Одна группа - «рыболовы» (их меньше), другая – «рыбы». Вначале между ними происходит разговор:

- Что вы вяжите? - спрашивают рыбы.

- Невод, - отвечают рыболовы, выполняя имитирующие движения.

- Что вы будете ловить?

- Рыбу.

--Какую?

- Щуку.

- Ловите!

Рыбы поворачиваются и бегут до установленной черты. Каждый рыболов старается поймать хоть одну рыбу. Игра повторяется, но называется другая рыба.

Ловить рыб можно только в границах моря. Рыба считается пойманной, когда рыболов касается ее рукой.

Перед началом игры педагог знакомит детей  с разными видами рыб.

21. «Птицелов»

Цель: учить детей звукоподражанию птиц, закрепить названия птиц и место их обитания, воспитывать любовь к ним.

Ход игры:

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре - птицелов с завязанными глазами. Птицы кружатся вокруг птицелова и нараспев произносят:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке

Птички весело поют.

Ай! Птицелов идет!

Но в неволю нас возьмет,

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются, и водящий начинает искать птиц. Тот кого он нашел, подражает крику птицы, которую выбрал. Птицелов угадывает название птицы и  имя игрока. Тот, кого он угадал, становится птицеловом.

Играющие не должны прятаться и обязаны остановиться на месте сразу по сигналу.

До начала игры педагог разучивает голоса птиц.

22. «Эхо»

Цель: продолжать знакомить детей с таким явлением в природе как эхо, развивать связную речь, звукоподражание . Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход игры:

Перед игрой педагог объясняет детям, что такое эхо: «Вы слышали когда-нибудь про эхо? Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел его можно только услышать. Эхо любит подражать голосу людей, птиц, зверей. Если вы попадете в горное ущелье и скажите «Здравствуй эхо!»- то  оно ответит вам так же «Здравствуй эхо!», потому что эхо всегда в точности повторяет то, что слышит». После этого детям предлагают поиграть в игру, в которой они по очереди будут исполнять роль эха, то есть они должны будут в точности повторить то, что услышат.

В качестве материала для воспроизведения предлагаются отдельные звуки, звукосочетания, слова и целые фразы (подражание голосам животных, человека, звукам природы; ласковое обращение к природным объектам:  например: «Здравствуй, лес!», «Я люблю вас, птицы!», «Спасибо природа, цветы, подснежники и т. п.).

23. «Лягушки в кадушке»

Цель: развивать внимание, быстроту реакции.

Ход игры: на полу раскладываются обручи, можно использовать кольца от игры «Серсо» по количеству участников игры. Каждый играющий - рядом с обручем. Ведущий произносит текст стихотворения.

На старой кадушке

Плясали лягушки,

Зеленые ушки,

Глаза на макушке.

Я к ним подошла-

Они в воду бултых!

И нечего больше

Сказать мне про них

Дети – лягушки прыжками двигаются вокруг своего обруча. Текст могут произносить дети, не участвующие в игре со словом «бултых!», дети-лягушки прыгают внутрь обруча. Ведущий старается занять обруч зазевавшегося лягушонка.

Педагог со словами «Эй! Зеленые лягушки, вылезайте из кадушки» дает сигнал для новой игры.

Оставшийся без обруча  ребенок пропускает ход или встает на место ведущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для познавательного развития ребенка раннего возраста

Картотека игр для познавательного развития ребенка раннего возраста...

Картотека Игр по познавательному развитию

Дидактические игры которые помогут расширить кругозор ребенка...

"Картотека игр по познавательному развитию"

Данный материал можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста при составлении планирования по формированию элементарных математических представлений....

картотека игр по познавательному развитию детей в средней группе

картотека  игр по познавательному развитию детей в средней группе...

Картотека игр по познавательному развитию

Игры по познавательному развитию...