Экологический проект "Зимующие птицы Белгородской области"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Миляева Елена Валерьевна

Экологический проект направлен на формирование знаний детей о зимующих птицах родного края, воспитание бережного отношения к пернатым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_proekt.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Зимующие птицы Белгородской области»

Вид проекта: информационно-творческий.

Продолжительность: краткосрочный (декабрь 2015г – февраль 2016г)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.

Автор: Миляева Елена Валерьевна, воспитатель.

Актуальность:

В настоящее время в рамках процветания технического прогресса проблема экологического образования и воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.                 

Зима – это не только шумные веселые развлечения и праздники, это сложный этап в жизни животных, а для зимующих птиц – это целое испытание. В холодное время года перед птицами встает главный жизненно важный вопрос: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Проведя индивидуальные беседы с детьми, удалось установить, что дошкольники старшей группы имеют недостаточный уровень знаний о зимующих птицах, у большинства опрошенных не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в  нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Предполагаемый результат:

Целевые ориентиры:

- у детей сформирована база знаний и представлений о зимующих птицах родного края, их внешнем виде, повадках;

- у детей формированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы;

- у детей развит интерес к наблюдениям за объектами и явлениями природы;

- дети проявляют заботливое отношение к живой природе.

Цель: Создать условия для формирования и систематизации экологических знаний детей о зимующих птицах Белгородской области, развития интереса к живой природе, воспитания ответственного, бережного отношения ко всему живому.

Задачи проекта:

- расширить представления детей о внешнем виде, повадках зимующих птиц родного края;

- закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в их жизни;

- пополнить развивающую предметно-пространственную среду наглядным и дидактическим материалом по теме проекта;

- расширить творческий, познавательный и интеллектуальный потенциал воспитанников; 

- привлечь дошкольников и родителей к активному участию в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях для сохранения их особей;

- развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания детей.

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный

2 этап – основной (практический)

3 этап – заключительный

Подготовительный этап работы:

1) определение темы проекта, цели и задач, стратегий и механизмов;

2) первичная диагностика знаний детей о зимующих птицах;

3) создание необходимых условий для реализации проекта:

- подбор необходимой литературы по данной теме;

- рассматривание рисунков, фотографий о зимующих птицах Белгородской области;

- просмотр видео материала;                                                                              - знакомство с литературными произведениями детских поэтов и писателей о птицах;

- изготовление дидактических игр.

4) составление плана работы с детьми по теме проекта.

  Основной  этап работы:

        Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах родного края. 

Содержание работы по реализации проекта

Работа с детьми

Вид деятельности

Содержание

1. Беседа

- «Что ты знаешь о птицах?»;

- «Трудно птицам зимовать»;

- «Кто заботится о птицах?»;

- «Как живут наши пернатые друзья зимой?»;

- «Пользу или вред приносят птицы?»;

- «Птичья столовая».

2. Наблюдения

- наблюдение за синицей: продолжать вызывать интерес к пернатым познакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

- наблюдение за зимующими птицами: закреплять знания о зимующих птицах; 
формировать представление о добывании пищи зимующими птицами; воспитывать желание заботиться о них и охранять.

- наблюдение за вороной: расширять представления о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду; воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

- наблюдение за воробьем: формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них; познакомить с характерными особенностями воробья.

- наблюдение за голубями: 
закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними). 

- ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).

3. Трудовая деятельность

- изготовление кормушек;

- чистка кормушек;

- кормление птиц.

4. ООД

1. Ознакомление с миром природы:

«Пернатые друзья»; «Покормим птиц».

2. Изобразительная (рисование)

«Как мы кормили птиц»; «Снегири на ветке рябины»; «Печать от руки» (нетрадиционная техника печати от руки).

3. Изобразительная (лепка):

«Чудо - птица»; «Снегири».

4. Изобразительная (аппликация)

«Сорока-белобока»

5. Конструирование «Голуби».

5. Чтение художественной литературы

«Птичьи кормушки» Л.Воронкова; В.Сухомлинский «Как синичка меня будит»; О.Григорьева «Синица»; А.Яшин «Покормите птиц зимой»; В.Бианки «Птичий год: зима»; М.Н. Богданова «Домашний воробей»; Б.Брехт «Зимний разговор через форточку», пословицы, поговорки и загадки о птицах.

6. Пальчиковая гимнастика

«Считалка для ворон»; «Кормушка»

7. Дыхательная гимнастика

«Согреем птичку дыханием»; «Птички полетели»

8. Организация книжной выставки

«Птички-невелички»

9. Составление рассказа по картинке

«На нашей кормушке», «Опиши птицу».

10. Дидактическая игра

«Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы», «Отгадай птицу по силуэту», «Кто лишний?» (зимующие и перелетные птицы), «Кто улетел?», «Угадай по описанию», «Один - много», «Третий лишний», «Соедини по точкам».

11. Сюжетно-ролевая игра

«Выставка птиц», «Птичий двор».

12. Подвижная игра

«Воробышки и автомобили», «Птичьи стайки» «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Вороны», «Совушка-сова».

13. Просмотр презентаций, демонстрационного материала

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, картинах, просмотр презентации «Зимующие птицы».

14. Просмотр мультфильма

«Воробей» и «Ворона» Н. Рубцова

15. Прослушивание музыкальных произведений

Музыкальная пьеса «Птички» Т.Ломовой, «Воробей» А.Ветлина, аудиозапись «Голоса птиц».

 16. Проблемная ситуация

- «Нужна ли птицам зимой вода?»;

- «Из чего можно сделать кормушку?»;

- «Что нужнее птице, тепло или пища?»;

- «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

Работа с родителями

 1. Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.

 2. Приобщение родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы.

 3. Оформление папки-передвижки «Зимующие птицы нашего края».

 4. Организация совместной исследовательской работы родителей и детей «Мои наблюдения в лесу за птицами».

 5. Оформление стенда для родителей «Птицы наши друзья».

 6. Консультация для родителей  «Кормушки для птиц своими руками», «Зимующие птицы», «Познание окружающего мира путём взаимодействия с природой»

 7. Выставка совместного с родителями творчества «Птицы – наши друзья!»

 8. Выпуск листовок «Берегите птиц», «Спасите зимующих птиц!», буклетов «Помоги птицам».

Заключительный этап работы:

  1. Анализ результатов проектной деятельности (оформление презентации проекта)
  2. Выставка совместного творчества родителей и детей «Птицы – наши друзья!»
  3. Итоговое мероприятие «Праздник пернатых»

        Таким образом, в результате реализации проекта были получены следующие результаты:

-  повышение эффективности работы с дошкольниками по изучению живой природы;

        У воспитанников сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы, в частности помощь птицам в холодное время года, они не только имеют знания в данном направлении, но и применяют эти знания на практике. Дети стали чаще интересоваться жизнью зимующих птиц на прогулке, с удовольствием участвуют в совместной деятельности по уходу за птицами: кормлении, чистке кормушек.

- увеличение уровня экологической воспитанности их родителей;

        Родители стали чаще проводить с детьми наблюдения в природе, организовывают прогулки в зимний лес, парк в выходные дни, пресекают попытки жестокого обращения с объектами окружающего мира, привлекают детей к совместному труду в природе, заботе о птицах.

- пополнение дидактического материала предметно-пространственной среды в центре активности по познавательному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с культурно - историческим наследием Белгородской области"

Отдел образования администрации Чернянского района        Формирование  патриотических чувств у  детей   дошкольного  возраста по...

Охраняемые первоцветы Белгородской области

В презентации представлен материал об первых весенних цветах и о первоцветах, занесенных в Красную книгу Белгородской области...

Животный мир Белгородской области

Белгородская область, средняя полоса, животные, лиса, заяц, лось, волк...

Развлечение «День флага Белгородской области» «Покрова Пресвятой Богородицы(14 октября)»

Развлечение«День флага Белгородской области»«Покрова Пресвятой Богородицы(14 октября)» Программное содержание.Углублять и расширять представления детей о своей малой Родине-Белгородчине.Зак...

Экологический проект «Злаковые культура Белгородской области»

Приоритетным направлением ФГОС является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей. Становление личности, формир...

"Перелетные птицы Белгородской области"

Животный мир Белгородской области, чрезвычайно разнообразен. По существующим оценкам, фауна Белгородской области включает в себя   до 250 видов птиц....