Занятие "Страна чувст"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мурко Елена Викторовна
занятия по ознакомлению с различными чувствами и их значение в жизни каждого человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_strana_chuvst.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

                               Занятие «Страна чувств »

Образовательная область: социально – коммуникативное развитие

Возрастная группа: старшая младшая

Цели: Формирование адекватных эмоциональных состояний и их проявлений в контактах с окружающим миром.

Задачи:

Обучать детей анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей.

Развивать эмпатию, желание и готовность помогать другим людям.

Воспитывать у детей навыки сотрудничества и культурного общения.

Формировать умения и навыки произвольных движений посредством психогимнастики.

Предварительная работа:

занятия по ознакомлению с различными чувствами и их значение в жизни каждого человека (путешествие в Страну Чувств);

рассматривание ситуаций, связанных с выражением различных чувств;

игры и упражнения на эмоционально-личностное развитие;

выполнялись элементы китайской гимнастики твист – терапии, как метода профилактики возникновения заболеваний с помощью скручивания (твиста) частей тела.

Методические приёмы:

Педагогические:

словесный;

наглядный;

элементы поисковой деятельности;

игровой;

проблемно-поисковый;

практический;

сюрпризный момент.

Психотерапевтические: 

психогимнастика;

визуальный и тактильный контакт;

арттерапия;

игротерапия;

медитация.

Специальные методы и приемы: этюды и упражнения «Клубочек настроения», «Стена чувств», «Капельки», «Салют», «Сосуд любви».

Материалы: клубок ниток, «письмо короля», карта-схема Страны Чувств, макет ворот, изображения различных персонажей, столик, цветные тарелки разного размера, зубная паста, салфетки, сундучок, ключи, «стена», портреты детей, выражающие различные чувства, макеты следов чувств, листы цветной бумаги, «сосуд любви», аудиозапись.

Занятие направлено на формирование возрастного психического новообразования – персонального самосознания, включающего осознание собственных личностных качеств, способностей.

Ход занятия

Воспитатель: «Ребята, я предлагаю вам сесть в круг. И как всегда мы начинаем наше занятие с помощью «клубочка настроения». Мы с его помощью поздороваемся и обязательно скажем какое у нас сегодня настроение». «А почему у тебя такое настроение?»

(Дети перекидывают клубочек по кругу – получается узор).

Воспитатель: «Молодцы! Ребята, сегодня мне что-то принесли. Как вы думаете, что это такое?

Дети: «Карта, посылка, письмо».

Воспитатель: «Откроем посылку или не будем открывать?»

Дети: «Давайте откроем»

Воспитатель: «Ой, это же письмо от короля Страны Чувств! Помните, мы с вами уже были в этой стране? Вспомните, какие чувства там живут?

Дети: «Радость, Удовольствие, Удивление, Грусть, Обида, Гнев, Страх».

Воспитатель: «Молодцы, всех вспомнили. А вот что пишет нам король».

(Воспитатель с ребятами читает письмо):

Здравствуйте, ребята!

Пишет вам король Страны Чувств. Правил я страной уже много лет и помогали мне верные слуги: радость, удовольствие, удивление, а так же обида, гнев, страх.

И вот однажды Обида, Гнев и Страх захватили власть в моей стране. Меня бросили в темницу, а слуг: Радость, Удовольствие, Удивление выгнали из государства. Ребята, помочь мне можете только вы. Ведь вы так много знаете о чувствах! Если вы покажете свои знания о разных чувствах, живущих в моей стране, то сможете найти 3 ключа от замка и вызволить меня из темницы. К письму я прилагаю карту, которая вам укажет путь к моему замку. С надеждой Король.

Воспитатель: «Ребята, что же мы будем делать? Как нам поступить в этой ситуации?»

Дети: «Мы должны выручить короля из темницы, надо ему помочь!»

Воспитатель: «А что нам надо найти, чтобы вызволить короля из темницы?»

Дети: «Нам надо найти 3 ключа».

Воспитатель: «А как мы узнаем куда идти?»

Дети: «Нам поможет карта»

Воспитатель: «Хорошо. Вы такие отзывчивые! С помощью карты и выполняя различные задания на знания чувств, мы сможем добыть ключи. Вы готовы? Тогда нам надо торопиться на помощь королю. А как нам попасть в Страну Чувств?»

Дети: «Надо, накинуть волшебные плащи, одеть башмачки и сказать волшебные слова»

Воспитатель: «Правильно! Накидываем плащи, одеваем башмачки, (Воспитатель с детьми имитируют движениями, что накидывают плащи, одевают башмачки).

Воспитатель: «Повторяем за мной: «Повернись, повернись и на месте покружись»». (Дети повторяют за Воспитателем слова)

Воспитатель: «Вот, мы и в Стране Чувств. Что нам поможет найти путь?»

Дети: «У нас есть карта»

Воспитатель: «Посмотрим где мы сейчас и найдем это место на карте». (Воспитатель и дети смотрят в карту и движутся по дороге).

Воспитатель: «А кто это?»

Дети: «Это стражник».

Воспитатель: «Да, это стражник. Он охраняет ворота. Ребята, а пройти через ворота мы сможем, выполнив первое задание. Садитесь за стол. Вам предстоит нарисовать с помощью зубной пасты маски чувств. Подумайте, кто какое чувство нарисует, чтобы у всех были разные и приступайте к выполнению. Для этого выберите тарелочку такого цвета и такой формы, которая вам нравится. Я вам выдавлю зубную пасту, а вы рисуйте».

Цель: Развитие творческого воображения, тактильных ощущений, умение дифференцировать выражения лиц у окружающих.

Воспитатель: «Вам понравилось, как получилось? Молодцы! Изобразите то чувство, что вы нарисовали».

(Дети мимикой показывают разные эмоции. Цель упражнения: самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения чувств).

Воспитатель: «Отлично! Теперь возьмите салфетки из шкатулки, чтобы вытереть руки».

Дети: «Ой, смотрите, в шкатулке ключ!»

Воспитатель: «Да, мы нашли первый ключ! Теперь мы можем пройти через ворота! Но нас ждет неизведанное. Я думаю, что наши храбрые мальчики пройдут первыми, а девочки потом. Согласны?»

(Дети проходят через ворота и идут дальше по дороге.)

Воспитатель: «Дети, что ждет нас впереди? Как мы узнаем?».

Дети: «Мы узнаем по карте. Сейчас посмотрим. Ой, что-то непонятное. Дым или туман».

Воспитатель: «Это туман! Туман состоит из капелек. И я предлагаю вам на время превратится в капельки этого тумана. Поиграем в игру «Капельки». Чем быстрее мы соединим капельки между собой, тем быстрее туман исчезнет! Помните правила? (Воспитатель напоминает правила игры.)

(Дети играют в игру «Капельки». Цель: тренировка внимания, контроль двигательной активности. Дети хаотично двигаются между собой. По хлопку ведущего они быстро стараются найти себе пару и прикоснуться друг к другу плечами или спинками, по хлопку они опять начинают хаотичное движение, чтобы по новому сигналу найти себе другого партнера. Затем игра усложняется – по количеству хлопков дети соединяются в группы по два - три человека). [3]

Воспитатель: «Молодцы! Куда нам теперь идти? (Воспитатель и дети сверяются по карте.)

Дети: «Впереди стоит стена»

(Дети и Воспитатель идут в заданном направлении и сталкиваются со стеной, где висят портреты детей с определенным выражением лица.)

Воспитатель: «Да, это стена, но стена необычная. Лица этих детей заколдовали. А расколдовать их, вернуть спокойное выражение лица и найти второй ключ мы сможем, только угадав, какие чувства они испытывают».

(Дети угадывают по выражению лица, что испытывают люди и в какой ситуации. Цель упражнения: развитие понимания мимических выражений).

Воспитатель: «Хорошо! А теперь скажите, когда вы испытываете эти чувства?»

(Дети соотносят свои ощущения с конкретными ситуациями.)

Цель: развитие адекватного реагирования на определенные жизненные ситуации.

Воспитатель: «Ребята, как вы считаете, кто более подробно рассказал нам о чувстве?»

Воспитатель: «Мы их расколдовали! Молодцы! Смотрите, а вот и второй ключ найден, но нам еще нужен третий. Значит, двигаемся дальше. Посмотрим на карте, где это мы очутились? В роще. Давайте ощутим красоту природы, потрогаем ладошками листья деревьев, травку, солнышко. Подарим рощице радость, доброту, бережное отношение – сделаем гимнастику».

(Дети выполняют отдельные элементы из комплекса китайской гимнастики «Твист». Цель: способствовать осознанию ребенком своего тела, снятию мышечного напряжения).

«Давайте погладим травку, какая она мягкая, нежная».

Поворот верхней части корпуса слева направо и обратно. Одновременно с корпусом двигаются руки: та которая идет первой – ладонью вверх, вторая – ладонью вниз.

«Давайте коснемся верхушек деревьев, они так высоко находятся»
Поворот верхней части корпуса слева направо и обратно. Одновременно с корпусом двигаются руки: та, которая идет первой – делает круг вниз-вверх-вниз в другую сторону, где вторая рука перенимает инициативу и повторяет те же движения только с другой стороны.

«А теперь нарисуем солнышко».

Корпус прямо. Руки, согнутые полукругом, рисуют в воздухе круг 3 раза. Корпус поворачивается вправо, руки повторяют тоже движение, корпус поворачивается влево, руки повторяют тоже движение.

Воспитатель: «Молодцы! Вновь продолжаем искать. Сколько ключей мы нашли? Правильно, два ключа. Нам нужен третий. Посмотрим куда нам дальше?

Дети: «Впереди какие-то следы?!»

Воспитатель: «Ребята, давайте побудем следопытами, исследуем следы, потрогаем и подумаем: какое чувство здесь оставило свой след? А почему вы решили, что это…(страх, гнев и обида)?»

(Дети трогают рукой следы и угадывают какое чувство прошло. Цель: развитие сенситивности и соотнесения тактильных ощущений).

Воспитатель: «Мои хорошие, а под каким-то следом спрятан ключ, ищите. И вот все три ключа у нас в сборе. Смотрите, что это перед нами?».

(Дети с Воспитателем подходят к дверям замка)

Воспитатель: «Эти двери не простые, а тройные. Давайте решим, какой ключ, к какой двери подходит. Только будем аккуратны, вежливы друг с другом».

(Дети подбирают ключи к дверям, замок открывается и перед глазами детей появляется изображение темницы, где сидит бедный, грустный король.)

Воспитатель: «А вот и король. Что это с ним? Что он чувствует?

Дети: «Он грустный, печальный. Ему тяжело».

Воспитатель: «Что же нам сделать, чтобы его развеселить?»

(Дети предлагают разные варианты спасения короля.)

Воспитатель: «Что если мы подарим ему наши улыбки, как он будет себя чувствовать?»

Дети: «Ему будет хорошо, весело».

(Дети с Воспитателем дарят свои улыбки королю.)

Воспитатель: «Мне кажется королю стало уже легче. А вы знаете королю мы можем подарить новое чувство – любовь. К кому мы испытываем любовь? Кого мы любим? А за что?

Дети: «Родителей. Дедушку и бабушку, близких…»

Воспитатель: «А где живет любовь? Как вы думаете?»

Дети: «Любовь живет у нас в сердце!»

Воспитатель: «Да, верно! Она позволяет заботиться о себе и близких людях, помогает создавать хорошее настроение, дает силы на свершение добрых дел, учит прощать тех, кто нас обидел. [1] Чувствуете тепло ваших сердец? Так поделитесь частью своего тепла, подарите любовь королю» (Дети жестами показывают, как они отдают любовь из сердца королю. Цель: развитие эмпатии).

Воспитатель: «Спасибо! Смотрите, какой стал у нас король. Вы рады за него?»

Дети: «Да, очень рады!»

Воспитатель: « Тогда устроим салют в честь нашей победы и в честь короля!» [2]

Дети: «Хорошо!» (Дети быстро рвут листочки цветной бумаги на мелкие кусочки и подбрасывают в воздух на счет три. Цель: развитие быстроты реакции и формирование здорового эмоционального подъема).

Воспитатель: «Итак, король освобожден. Как теперь поступит король с Обидой, Гневом и Страхом? Их надо выгнать или они нам нужны?»

Дети: «Конечно, их надо простить. Эти чувства нужны и важны для людей».

Воспитатель: «Я рада, что наши мнения совпадают. Скажите, а зачем нам Страх, Обида и Гнев?

Дети: «Страх – самый чуткий, осторожный, он далеко чувствует опасность и сможет вовремя предупредить об опасности. Злость – придает силы для борьбы с врагом, помогает справляться с препятствиями. Обида – чуток к дурным мыслям и разговорам, он охраняет наше достоинство и предотвращает недостойные разговоры и действия». [1]

Воспитатель: «Правильно. Свою задачу мы выполнили, короля освободили, пора возвращаться из Страны Чувств. Давайте скажем наши волшебные слова: «Повернись, повернись и на месте покружись». (Дети повторяют за Воспитательом эти слова.)

Воспитатель: «Вот мы и дома. Снимаем плащи и башмачки» (Дети жестами показывают, что снимают башмачки и плащи.)

Воспитатель рассаживает детей в круг на ковер и предлагает сказать, понравилось ли детям путешествие? О каких чувствах мы сегодня говорили? Про какое новое чувство мы узнали?

Воспитатель предлагает детям поместить капельку своей любви в специальный сосуд.

«Вы возьмете этот сосуд, наполненный любовью, и будете дарить свою любовь тем, кто будет в ней нуждаться. Только не забудьте, кому вы ее подарили. А при нашей следующей встрече вы мне расскажете о том, кому вы помогли, и что тот человек почувствовал. Спасибо большое за занятие, мне было очень приятно с вами общаться. Почувствуйте, какой тяжелый сосуд. Он наполнен вашей любовью. Я вам помогу отнести сосуд в группу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ВАЛЕОЛОГИИ в средней группе «ОРГАНЫ ЧУВСТ»

Тематическое занятие направлено на формирование здорового образа жизни и знакомство детей с органами чувств человека.В ходе занятия решаются следующие задачи:закреплять знания детей об органах чувств ...

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям....

"Творчество Натальи Абрамцевой в воспитании нравственных чувст у дошкольников"

Статья направлена на привлечение внимания педагогов и родителей к теме о воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через сказки Натальи Абрамцевой....

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Этническая культура, в которой воспитывается ребёнок, оказывает определённое влияние на становление и развитие личности....

Картотека чувст собственной безопасности

«Я имею право...»Цель.·        Расширить область правовых знаний детей.Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с...