Список дидактических игр и упражнений,направленных на развитие интеллектуальных способностей детей с 4 до 7 лет /По программе «Радуга»,автор Т.Н.Доронова/
картотека по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Колупаева Галина Николаевна

Игра наиболее доступный  для детей вид деятельности. В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается  способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их.С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твёрдых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spisok_didakticheskih_igr_i_uprazhneniy.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Список дидактических игр и упражнений,направленных на развитие интеллектуальных способностей детей с 4 до 7 лет /По программе «Радуга»,автор Т.Н.Доронова/

Мыслительные операции-компоненты мышления

Игры и задания,способствующие интеллектуальному развитию детей.

Средняя группа

Старшая группа

Подготовит. гр.

Анализ -

мыслительное разчленение предмета или явления.

Синтез –

мыслительное соединение отдельных элементов,частей и признаков в единое целое.

Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции,находятся в единстве друг с другом,например,рассматривая какое-либо растение,ребенок мысленно выделяет и рассматривает его отдельные части: корень,стебель,листья,цветы-/анализирует/, а потом представляет растение в целом-/синтезирует/.

База для развития

интеллекта детей

-формирование

представлений о

различных признаках и свойствах объекта.

«Какая сегодня погода?», «Какой песок?»/свойства песка/, «Найди по описанию», «Составь по описанию», «Какие пуговицы?», «Какая ткань?», «Когда это бывает?», «Тонет- не тонет»,и т. п.

«Назови и опиши», «Узнай по описанию», «Отгадайка», «Что за птица», «Не ошибись», «Найди,что опишу», «Похож – не похож».

«Назови и опиши», «Узнай по описанию», «Похож – не похож», «Найди.что опишу» и т. п.

Сравнение –

мыслительное установление сходства,тождества

или различия предметов по существующему или не существующему признаку.

«Сравнительное

наблюдение за комнатными растениями», «Сравнительное

 наблюдение песка и глины», «Чем отличается город от села?»,

 «Чем похожи и чем отличаются?», «Найди такой же», «Подбери пары одинаковых

 предметов», «Домино»,    «Парные картинки», «Больше – меньше», «Похож – не похож».

«Чем похожи и чем отличаются»/опыты с плодами и семенами, «Найди отличия», «Сравнение шишек

ели и сосны», «Сравнение живого

 и искусственного

цветка», «Сравни

сегодняшний и вчерашний день»,

«Сравнение комнатных растений», «Осенний день,летний день»и т. п.

«Чем похожи,

чем отличают

ся»?», «Коман

да чемпионов», «Игры на сравнение погоды,одежды и др.», «Сравнение времен года»,

Игры закрепляются и усложняются.

Абстракция:

мыслительное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных

признаков и свойств.

«Что это и почему»,

Например,

автобус ездит

на бензине,

трамвай,

троллейбус,

электричка

движутся от

электричества.

Все это вместе

транспорт,

например,

воздух,стекло,

вода-

общий признак

-прозрачность.

Обобщение:

мыслительное

объединение

предметов и

явлений  в группы

по тем общим и

существенным

признакам,которые выделяются в

процессе

абстракции.

«Что лишнее» «Назови группу

одним словом»,

 «Охотник и пастух».

«Четвертый лишний»/фрукты,

овощи,ягоды/,

«Назови группу одним словом»,

«Четвертый лишний»,

/животные,

Растения/,и т. п.

«Четвертый

лишний»,

«Назови

группу одним

словом».

Классификация:

распределение

предметов по

группам,разрядам,

классам.

Классифицируем

по одному

признаку. Из

набора открыток

выделяем те,

на которых

изображены

грибы,цветы,

птицы,рыбы,

звери,насекомые, «что сажают

в огороде?»,

«Пуговицы»/

выбрать только

круглые, по

цвету,по

величине/.

«Сложи в одну

коробку шишки,

в другую-

ракушки/ и т. п.

Классифицируем

по двум

признакам.

«Собери под

зонтик», «С

моторчиком и без

моторчика»/с

мячом/.

«Кому,что нужно»,

«Вершки,корешки», «Кто больше

назовет

предметов»,

«Магазин»,

«Овощи,фрукты».

Классифицируем по двум

признакам.

«Собери под

зонтик»/

одежда,

мебель,обувь,

цветы,овощи,

фрукты и т. д./

«Живое-не живое»,

«Съедобное-

не съедобное»,

«С колёсами и

без»/с мячом/.

Сериация:

построение

упорядоченных

 и убывающих

рядов.Серии

можно

составлять по

размеру, по

форме,по цвету,

по количеству.

Игры с матрешками,

пирамидками.

На прогулке

раскладывать

палочки по

возраст.длине,

камушки по

величине. «Разложи ёлочки

от самой тёмной

до самой светл.

Игры на сериацию

 по высоте,по

длине,по ширине.

«Разложи ёлочки

по высоте»,

«Зайчики

строятся» т. д.

«Какой палочки

не стало»,

«Чья неделька

быстрее

соберётся»,

«Игры

по размеру»/

высота/.

Логическое

мышление:

логика изучает

построение правильных умозаключений,

правильного

рассуждения.

Все игры на развитие операций обобщения и

классификации,/см.выше/.

«Что было раньше?»/развитие представлений

о временных

отношениях/,

«Отгадай загадку», «Что

лишнее?», «Кто

где живет?, «Собери букет».

«Логическое лото», «Четвертый

лишний», «Угадай,

что я загадал?,

«Собери цветок»,

«Универсальное

лото»,»Где спрятано растение?», «Где я

живу?», «Плутовские истории»,игры на сериацию/закрепление/, «Разложи картинки по порядку», «Разрезные картинки».

Развивающие

игры со схемами,

лабиринтами,

головоломками. «Почему так

получилось?»

/развитие умения устанавливать

причинно-следственные

связи/,

«Танграм»,

«Что будет,

если…?,

«Разложи

картинки по

порядку»,

«Чётвертый

лишний»,

«Найди ошибку»,

«Разрезные

Картинки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.           ...

Программа дополнительного образования развития интеллектуальных способностей детей 5 – 7 лет «Математическая мозаика»

Программа кружка «Математический ка» способствует всестороннему развитию  ребёнка: развитию его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности....

Программа дополнительного образования по развитию интеллектуальных способностей детей 5 – 7 лет «АБВГДЕйка»

Особенностью программы дополнительного образования "АБВГДЕйка "  является использование  принципа включения детей в целостную мотивированную деятельность, в процессе которой дети в игровой ф...

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста» Гениальность может сказаться лишьмимолетным шансом. Только работа и волямогут дать ей жизнь и обратит...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество игр, способных развить ...

Развитие интеллектуальных способностей детей 6-7 лет посредством развивающей программы «Ступеньки логики» в соответствии ФГОС

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования, разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе образования отвечает новы...

ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»

Программа «Развитие интеллектуальных способностей  детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития  способностей (СИРС...