Конспект НОД в подготовительной группе по познавательно – исследовательской деятельности. Тема: «Воздух – волшебник»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Карасева Валентина Викторовна

Цель: Формировать у детей желание принимать познавательные задачи  и решать их через поисковую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _1.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательно – исследовательской деятельности.

Тема: «Воздух – волшебник»

Цель: Формировать у детей желание принимать познавательные задачи  и решать их через поисковую деятельность.

Приоритетная область: познание

Задачи: Способствовать обогащению знаний детей о  свойствах воздуха. Развивать у детей способность устанавливать причинно – следственные связи на основе элементарных экспериментов и делать выводы.

В интеграции: речевое развитие.

Задачи: активизировать и обогатить словарь детей существительными , прилагательными , глаголами по теме, развивать умение составлять предложения.

Художественно – эстетическое развитие.

Задачи: Формировать интерес к нетрадиционной технике рисования; способствовать эмоциональному восприятию музыки.

 Физическое развитие: 

Задачи: Способствовать  развитию основных  видов  движения; развивать  дыхательную систему, по средствам игровых упражнений.  

Социально – коммуникативное развитие.

Задачи: Развивать умение участвовать в коллективном  разговоре; аргументировать свой ответ понятно для собеседников. Воспитывать у детей  интерес к окружающему миру, любознательность.

Материал: пакеты, надувные игрушки, одноразовые стаканы наполненные водой, трубочки, стеклянная ёмкость наполненная водой, кусочки пластилина, стаканы  в них подкрашенная красками мыльная вода, альбомный лист бумаги, воздушные шары, пёрышки, бутылочки наполненные ароматными предметами: лимон, чеснок, шоколад, надувные игрушки.

                                                Ход

- Здравствуйте, ребята. Давайте с вами познакомимся. Я фея и зовут меня  Радужка.  Живу я на радуге. А как зовут тебя? Посмотрите, какие у меня красивые шары! Мне их подарил самый главный волшебник. А вы знаете, как зовут самого главного волшебника? Это волшебник такой фокусник,  когда подул сильный ветер, я оказалась здесь. Давайте отгадаем, кто же это:

«Через нос проходит в грудь

 И обратно держит путь.

Он не видимый, но всё же,

Без него мы жить не можем.

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета.

Отгадай, кто же это?»

- Конечно, это волшебник воздух. Воздух такой шутник и фокусник, что приготовил столько фокусов!  Вы поможете мне их разгадать? Если мы разгадаем все фокусы волшебника, то я смогу снова вернуться домой на радугу.

- Ребята, чтобы мы с вами не забыли, какие фокусы воздуха мы разгадаем, мы будем обозначать их символами. Согласны? Тогда вставайте в полукруг, как показывает моя волшебная палочка. (Показать палочкой полукруг и дети становятся полукругом).

1 опыт: «Воздух невидимка»

-Дети, помните, в загадке было сказано, что воздух невидимый? Давайте мы это проверим. Посмотрите направо, налево, вверх, вниз. Кто   увидел воздух?

- Вот это первый фокус воздуха. Раз мы его не видим, значит, он какой? (Невидимый) А если он невидимый, значит, мы ему можем дать имя? Какое? (Невидимка)

- Посмотрите, каким символом будем обозначать -  воздух – невидимку.

2 опыт: «Воздух вокруг нас»

- Ребята, если воздух – невидимка, значит он где – то прячется? Давайте попробуем его поймать. Для этого я раздам  вам  пакеты. Давайте я вам покажу, как надо ловить воздух.  А теперь вы, попробуйте поймать его.

- Что у тебя в пакете? А у тебя?

- А где мы его взяли?   (Вокруг нас)

- Давайте выпустим воздух из пакета, ещё раз повернёмся вокруг себя и поймаем его. Мы снова поймали воздух.

- Что мы можем теперь сказать про воздух? Где мы его взяли? (Воздух есть вокруг нас). Катя, где есть воздух?

- Вот, дети, это второй фокус воздуха. Обозначается он вот таким символом.

- А теперь присаживайтесь на стулья .

3 опыт: «Воздух не имеет форму»

- Дети, что мы сейчас делали с воздухом?  (Ловили в пакеты).

- А можно сказать, мы его поместили в пакеты. Давайте все вместе скажем это сложное слово «поместили».

- Когда мы воздух  поместили в пакеты, какую он форму принял? Форму чего?  (Форму пакета).

- А если я помещу воздух  в шарик, форму чего примет  воздух?  Скажи, Максим, целиком (воздух  примет форму шарика).

- Давайте проверим.  (Надуваю шар).  Форму чего  принял  воздух?

- А сейчас, я вам раздам надувные  игрушки. Попробуйте их надуть.

- Скажи, Даша, форму чего принял  у тебя воздух? А у тебя?

- Ребята, как, вы думаете,  воздух имеет форму? Нет, не имеет. Воздух может принимать форму того предмета, в который его поместили. Давайте повторим этот сложный вывод.

«Воздух не имеет форму, а принимает  форму того предмета, в которую его поместили»

- Это третий фокус воздуха. И мы его обозначим вот таким символом.

Игра: «Шарики».

- Дети, я сейчас при помощи своей палочки помещу воздух в мыльные пузыри. А вы его от туда будите выпускать. Когда появятся пузыри, вы можете их ладошками по ним хлопать. Согласны? Но будьте осторожны, что бы мыльные пузыри не попали вам в глаза.

4 опыт: «Воздух в нутрии  нас »

- Ребята, скажите, когда мы надували игрушки, а я шарик, откуда мы брали воздух? (Из нутрии себя).

- Вот, ребята, оказывается, воздух есть не только вокруг нас, но и в нутрии нас. Когда мы вдыхаем, наши лёгкие наполняются воздухом. При вдохе грудная клетка (грудь) поднимается.  При выдохе , воздух выходит наружу и грудная клетка опускается. Давайте мы это проверим. Положите руку на грудь  и сделайте глубокий вдох, чувствуете,  как поднялась  грудная клетка? А теперь выдох, грудная клетка опустилась.

- Вот сейчас, мы с вами поиграли, какой сделаем вывод? (Воздух есть вокруг нас, и воздух есть внутри нас).

- Я, ещё,  знаю,  как можно узнать, есть ли внутри нас воздух. Подходите к столу, смотрите, здесь стоят стаканы с водой, а  в них трубочки. Как вы думаете, при помощи этих предметов, как можно узнать, есть ли в нутрии нас воздух?   (Надо подуть  в воду через трубочку).

- Давайте попробуем подуть и посмотрим, что получится?

- Что вы увидели когда, дули в воду?  ( Мы увидели пузырьки).

- А как вы думаете, что это за пузыри? Это  пузыри воздуха. Откуда, они там взялись?

 - Какой мы можем сделать вывод? (Воздух есть внутри нас).

- Вот, ребята, это четвёртый фокус воздуха. И обозначается он вот таким символом.

5 опыт: «Воздух есть в воде».

- Скажите, а зачем нужен воздух? А кому нужен воздух? Правильно, воздух нужен всем живым существам,  живущим не только на земле, но и в воде. В воде  кто  живёт? Значит они тоже дышат воздухам, значит  воздух есть в воде. Давайте мы это проверим. Подойдите все к столу, возьмите каждый себе по одной рыбке  и опустите её воду, но только не намочите руки.  Давайте посмотрим на рыбки. Чем они покрылись? Да, это на них появились пузырьки. Как вы думаете, что это за пузырьки? Правильно, это  пузырьки воздуха. Что мы можем сказать про эти пузырьки?   ( В воде есть воздух).

- Какой можно сделать вывод? (Воздух есть в воде).

- Ребята, это пятый фокус воздуха. Обозначим мы его вот таким символом.

Игра: «Пёрышки»  

- А ещё хотите поиграть с воздухом? Я приготовила для вас игру.

(Раздаются пёрышки)

-  Эти пёрышки такие лёгкие, что могут летать в воздухе. Давайте поиграем с этими пёрышками. Вы на них дуйте, а они будут летать. Старайтесь, что бы  ваше пёрышко не упала на пол, а летала .

- Вот какие вы молодцы, красиво летают ваши пёрышки.  Теперь давайте снова  положим их в коробочку.  Присаживайтесь на стулья.

6 опыт: «Воздух не имеет запаха»

- Ребята, а помните, в загадке говорилось, что воздух не имеет запаха. Хотите проверить. Давайте сделаем вдох, выдох, вы что ни будь почувствовали? (Ответы детей) 

-  Я предлагаю вам провести следующий опыт. Вот  бутылочки, я в них что – что   положила. Сейчас вы понюхаете и  постарайтесь отгадать, что там лежит. Чем пахнет? (Проводится опыт. Ответы детей)

- А теперь скажите, воздух имеет запах?  (Ответы детей)  Нет, воздух не имеет запаха, он  приобретает запах того предмета, от которого он распространяется. Что можно сказать про воздух?  Какой можно сделать вывод? (Он не имеет запаха).

- Давайте вместе скажем это правило. «Воздух не имеет запаха, а приобретает запах того предмета, от которого распространяется».

- Посмотрите, каким символом мы его обозначим, то, что воздух не имеет запаха.

- Мы сегодня разгадывали фокусы воздуха. А вы умеете делать фокусы? Хотите, научу? Тогда, садитесь за столы. (Показ рисования мыльными пузырями).

- А теперь попробуйте вы.

- Какие красивые шары у вас получились фокусы!  А ваши родители, знают, что вы умеете делать фокусы? Тогда вы можете взять эти фокусы   домой и расскажите как вы это делали.

Рефлексия:

- Дети вы такие молодцы, разгадали все фокусы воздуха, и сами были фокусниками.

- А сейчас возьмите себе фишки и какой фокус вам больше всего понравился, положите эту фишку к символу, который обозначает  этот фокус.

                               (Звучит фонограмма «дует ветер»)

- Что вы, слышите?  (Ответы детей)

Это дует ветер. Ветер, это потоки воздуха. Это говорит о том , что мне пора возвращаться к себе домой на радугу. Ветер поможет мне добраться  до дома. На память о себе я хочу подарить вам воздушные шарики.  До свидание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Воздух-невидимка?»

Уважаемые коллеги, буду рада, если этот конспект поможет вам в изучении с детьми свойств воздуха (на основе опытов и игр)....

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности "В Королевстве красок"

Представлен конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности. Занятие было проведено с детьми подготовительной группы. Цель: Формировать у детей эмоционально-чувственного базиса. Ра...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательно - исследовательскому деятельности "Свойства воздуха".

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательно - исследовательской деятельности "Свойства воздуха"...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: Свойства соли.

Тема: Свойства соли.Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.Программное содержание:- Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической де...

План конспект занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности с элементами творчества на тему: «Загадочный мир космоса. Космический коллаж»

План конспект занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности с элементами творчества на тему: «Загадочный мир космоса. Космический коллаж»...