Непосредственно- образовательная деятельность для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: Воздух - невидимка.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Метелева Людмила Викторовна

Цель деятельности: развитие познавательных интересов детей и любознательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_vozduh-nevidimka.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно- образовательная деятельность для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности.

Автор Метелева Л.В.

Тема: Воздух - невидимка.

Цель: Способствовать развитию познавательной активности детей через экспериментирование.

Задачи:

Создать условия для развития познавательной активности, расширять представления о свойствах воздуха.

Развивать мыслительные способности, коммуникативные качества.

Обогащать словарь детей: невидимый, упругий, лёгкий.

Предварительная работа: чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», Д/Игра «Что плавает, что летает», игры с мыльными пузырями, наблюдение за ветром на прогулке.

Методические приёмы:

 Игровой (мы исследователи), художественное слово (загадка о воздухе), вопросы поискового характера (Как вы думаете? Как мы можем узнать? Что необходимо сделать?), серия опытов, динамическая пауза «Снежинки и ветер», сюрпризный момент (воздушные шары), рефлексия.

Материалы и оборудование:

Воздушные шары, вода, стаканы пластиковые, банка, листочки бумаги, трубочки для коктейля, сахар, горох. Запись музыки «Вальс снежинок»

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам стать исследователями. Приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям.  Отгадайте загадку: «Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и всё же, без него мы жить не можем.» (воздух)

«Есть невидимка: в дом не просится, а вперед людей бежит, торопится» (воздух)

Уважаемые исследователи! Вам предстоит показать свои знания о свойствах воздуха, провести опыты и сделать выводы. Предлагаю пройти в нашу лабораторию.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нам нужен воздух?

Дети: Чтобы дышать и жить.

Воспитатель: Правильно, без воздуха никто не может жить, он нужен и людям, и растениям, всему живому на Земле.

Сейчас мы проведём первый опыт.

Опыт №1 «Без воздуха не прожить»

Зажмите нос и рот. Как вы себя чувствовали?

Дети: плохо, задыхались, хотелось открыть быстрее рот.

Воспитатель: Значит, для чего нужен воздух в первую очередь?

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель: Как вы думаете, где находится воздух?

Дети: везде, вокруг нас.

Воспитатель: как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? Он же невидимый.

Дети: ответы детей (Мы должны его почувствовать.)

Опыт №2 «Почувствуй воздух»

Воспитатель: Подуем на ладошку, что мы чувствуем?

Дети: ответы детей (холод, ветер.)

Воспитатель: Возьмите листок бумаги и подуйте на него, что с ним происходит?

Дети: Он колышется, двигается, шевелится.

Воспитатель: Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же, происходит в природе, когда двигается воздух?

Дети: ответы детей (Ветер.)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас?

Опыт №3 «Воздух внутри нас»

Предлагаю провести исследование. Подойдите к столам, возьмите трубочку и подуйте в стакан с водой. Что происходит?

Дети: ответы детей (выходят пузырьки, выходит воздух из нас)

Воспитатель: Вот мы и доказали, что воздух есть внутри нас, только, чтобы подуть ещё раз в трубочку, надо вдохнуть новый воздух. Подуйте ещё раз.

А как вы думаете есть ли воздух в других предметах?

Дети: ответы детей (да наверное.)

Воспитатель: Это мы узнаем из нового опыта.

Опыт №4 «Воздух есть в любых предметах»

Воспитатель: Возьмите сахар и положите его в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Появились пузырьки.

Воспитатель: Сделайте вывод, есть ли воздух сахаре?

Дети: ответы детей (Да, в сахаре есть воздух, мы это увидели.)

Воспитатель: возьмите горошины и опустите их в воду. Подумайте, как можно передвинуть горошины в стакане? Что нам поможет? Правильно, воздух. Что нужно сделать? Подуйте в трубочки, что происходит с горошинами?

Дети: ответы детей (они двигаются, воздух их двигает.)

Воспитатель: молодцы исследователи, вы нашли воздух и увидели его. Предлагаю отдохнуть.

Динамическая пауза: П/Игра «Снежинки и ветер»

Дети стоят в кругу, в руках снежинки. Под музыку разбегаются, кружатся, покачиваются. Музыка прекращается, дети собираются в круг.

Воспитатель: Продолжим наши исследования, как вы думаете, воздух можно поймать?

Дети: ответы детей (Да.)

Опыт №5 «Поймай воздух»

Возьмите пакеты, какие они?

Дети: ответы детей (пустые, мятые, прозрачные.)

Воспитатель: Наберите воздух, через нос и медленно выдохните в пакет, потом заверните его. Чтобы не сдулся. Какой стал пакет?

Дети: надутый, толстый.

Воспитатель: Почему он стал таким? Что в пакете?

Мы с вами поймали воздух, и увидели, что он может заполнять ёмкости.

Хотите еще раз увидеть воздух?

Дети: ответы детей (Да.)

Опыт № 6 «Увидеть воздух»

Воспитатель: Подойдите к столу. Посмотрите, у меня пустая банка, как вы думаете, в ней есть воздух?

Дети: ответы детей (Да.)

Воспитатель: Можно это доказать, кто догадался, как?

Посмотрите, держим банку ровно над водой, опускаем на воду. Вода не попадает в банку, что же её не пускает? (воздух . А теперь слегка наклоняем банку, что появилось? (пузырьки воздуха). Вода вытеснила воздух из банки и заняла его место.

Рефлексия: Ребята, кем мы сегодня были? Что делали? О чём говорили?  Что вам понравилось больше всего? Покажите эти фокусы дома и своим друзьям.

Я приготовила вам сюрприз: воздушные шарики надуйте их и поиграйте.

Литература:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.Г.

Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Издательство: Сфера 2002, 192с.

  1. Куликовская И.Г., Совгир П.Н.

Детское экспериментирование. Старший возраст. –М.: Педагогическое сообщество России, 2008.

  1. Одинцова Л.И.

Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. Изд. Сфера, 2013.

  1. Тугушева Г.Н., Чистякова А.Е.

Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста.

Методическое пособие. - СПб.: Детства-Пресс, 2007 128с.

  1. Иванова А.А.

Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ №4 2004, с 89-92.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Воздух-невидимка?»

Уважаемые коллеги, буду рада, если этот конспект поможет вам в изучении с детьми свойств воздуха (на основе опытов и игр)....

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Разноцветная страна»

Цель: расширять знания детей о цветах и оттенках в изобразительном искусстве, обогащать представление о предметах и явлениях действительности.Задачи:Образовательные: закрепить знания детей о цвет...

Конспект занятия Непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы по познавательно – исследовательской деятельности на тему «Зимние забавы»

Развить у ребят творческий  потенциал  самостоятельность, умение на практике применять имеющиеся знания и умения....

конспект комплексной непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы с элементами театрализованной деятельности и с использованием ЭОР Тема: « Увлекательное путешествие»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель:  формировать представление о предназначении транспорта, расширять знания ...

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» Познавательная исследовательская деятельность для детей старшей группы (5-6 лет) на тему: «Земля на глобусе»

Конспект НОДпо ОО «Познавательное развитие»Познавательная исследовательская деятельность  для детей старшей группы (5-6 лет)на тему: «Земля на глобусе»...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....