Конспект для старшей группы "Лесные жители"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Поспелова Мария Федоровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_lesnye_zhiteli.docx80.12 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Маленькая страна» – детский сад № 25

Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД на тему «Лесные жители»

в старшей группе.

Программное содержание:

  1. Расширение и уточнение представлений об окружающем мире;
  2. Закрепление знаний у детей о зиме и ее особенностях;
  3. Расширение активного словаря по теме «Зима»;
  4. Совершенствование грамматического строя речи (подобрать прилагательное + существительное, глагол + существительное; уметь составлять предложения; составлять описательные рассказы по схеме);
  5. Воспитание интереса к живой природе (воспитание эстетических чувств).

Оборудование:

Игра «Сдуй снежинку» - сделать пособия к игре (варежка из бумаги и снежинка на веревочке); иллюстрационный материал: картинки с изображением зимних сюжетов, зимней одежды, обуви, зимних забав и т.д. Конверты с заданиями, кружочки (красные, синие, зеленые) для обозначения звуков.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в зимний сказочный лес. Какие животные живут в лесу? Ходили ли вы в лес со своими родителями, бабушками или дедушками? Назовите первый звук в названии лесных животных (заяц, лиса, волк и т.д.)

  1. Основная часть.

Развитие мелкой моторики

Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения.

 

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибать пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.

(Имитировать лепку комов.)

Птичек крошками кормили,

(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались.

(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.

(Класть ладошки на стол то одной то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли,

(Отряхивать ладошки.)

Съели суп и спать легли.

(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.)  

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами отправляемся в зимний лес, а чтобы туда добраться мы притворимся лесными жителями. На один хлопок мы будем прыгать, как зайчики, на два хлопка мы пойдем, как косолапые мишки. На три хлопка мы превратимся в хитрых лисичек. Слушайте внимательно, сколько раз я буду хлопать.

- Молодцы, ребята! Вот мы и попали в зимний сказочный лес. Можно и отправиться на прогулку по нашему лесу. Ребята, а вы знаете, что в лесу иногда водятся змеи и чтобы они нас не увидели, мы превратимся в змей и поиграем в игру «Змейка». Мы друг за другом, произнося звук «с» проберемся в самую глубь леса (называется чаща) и направимся к лесной полянке.

- Дети, вот мы и очутились на лесной полянке нашего зимнего леса. Мы будем вести себя тихо, чтобы не распугать лесных жителей. Ребятки, посмотрите направо. Кто же из лесных жителей нас встречает первым (это заяц). А теперь посмотрите налево, кто же это? (к нам вышла лиса). Дети, а Вы знаете кто из животных, уходит в зимнюю спячку? (медведь).

Воспитатель: Ну-ка ребятки, а теперь отгадайте мои вы загадки.

«Кто в лесу глухом живёт, 
Неуклюжий, косолапый? 
Летом ест малину, мёд, 
А зимой сосёт он лапу. 
(Медведь) 

-А сытым или голодным ложиться спать медведь? 
(Уходит медведь в спячку с богатым запасом жира. А в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная, тонкая нуждается в согревании. Облизывая лапы, горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и говорят, что он лапу сосет. На самом деле, он согревает её губами и языком). 
 
«Хожу в пушистой шубе, 
Живу в густом лесу, 
В дупле на старом дубе 
Орешки я грызу» (Белка) 

-А как зимует белка? (К зиме белка утепляет своё гнездо, строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев; делает запасы; может съесть побеги кустарников и почки деревьев). 

 -Кто же придёт следующий? 
«Что за зверь зимой холодной 
Ходит по лесу голодный? 
На собаку он похож, 
Что ни зуб – то острый нож! 
Он бежит, оскалив пасть, 
На овцу готов напасть». 
(Волк) 

-Чем же занимается волк? 
(Зимой из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот. Существует даже поговорка: «Волка ноги кормят»? 

-Что означает она? 
-А вот другой - зверь лесной: 
«Повыше кошки рост, 
Живёт в норе, в лесу, 
Пушистый рыжий хвост – 
Все знаем мы…»(Лису) 

-Как вы думаете, лиса запасает корм на зиму? Чем же она питается? (ответы детей) 
-Подумайте, за кем отправилась лиса? 
«Мчится без оглядки, 
Лишь сверкают пятки. 
Мчится что есть духу, 
Хвост короче уха. 
Всех зверёк пугается, 
Под кустом спасается, 
на зуб волку попадается». (Заяц) 


-Какие изменения произошли в жизни зайца? 
(Зимой заяц надевает белую шубку и становится не заметным на снегу. Поэтому легко и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег) 
-Что ест заяц?(Питается корой деревьев, замёрзшей ягодой и под снегом найдёт пищу) 

-Этого лесного красавца вы узнаете, если отгадаете: 
«Тяжелы рога по весу, 
Ходит важно он по лесу: 
Он хозяин, а не гость – 
Хмурый и сердитый» (лось)

-Как вы думаете, чем питается лось? 
(К числу основных зимних кормов лосей относятся ива, сосна, осина, рябина, берёза, малина; в оттепели они гложут кору) 

-Добавлю только одно, за сутки зимой взрослый лось съедает - 12—15 кг. 
И последний чудо – гость: 
«Этот зверь с двумя клыками, 
С очень мощными ногами 
И с лепешкой на носу. 
Роет землю он в лесу. (кабан) 

-Чем же питается это животное? (Зимой кабаны живут в еловых, смешанных лесах; питаются жёлудями, корнями. Но могут переходить в брусничники; черничники; сосновые боры, где отыскивают подземный корм). 
-А теперь мы отдохнём и физкультминутку проведём. 

Физкультминутка

 
«Топай, мишка, (топаем ногами) 
Хлопай, мишка (хлопаем в ладоши) 
Приседай со мной, братишка, (приседаем) 
Лапы вверх, вперёд и вниз, (движения руками) 
Улыбайся и садись. 
А рядом заинька сидит. 
Зайка серенький сидит (сидя на корточках, шевелим руками, изображая уши заики) 
И ушами шевелит 
Зайке холодно сидеть, 
Надо лапочки погреть, (дрожим стоя) 
Зайке холодно стоять, 
Надо зайке поскакать, (прыжки на месте) 
Кто - то зайку напугал, 
Зайка - прыг и убежал. 
Это был свирепый волк. 
Ходит-бродит серый волк (идут по кругу) 
И зубами щёлк да щёлк (стучат зубками) 
Шёрстка как щетинка, (опустились на пол, изогнули спинки) 
Вздыбилась на спинке. 
Повстречалась мне лиса (скрестить руки) 
Любопытные глаза, (прищурить глаза) 
Притаилась за пеньком (присесть) 
Ярко-рыжим огоньком, 
И спокойно наблюдает: (ладонь к бровям) 
Кто в её лесу гуляет?! 

Игра «Кто мог оставить следы?» 

- Попробуйте, определить, чьи это следы? 
- Ребята, подумайте и ответьте: могут ли выжить лесные животные без кормов зимой? ( Животным приходится очень трудно зимой, без помощи людей не обойтись). 

Упражнение на развитие дыхания. Ребята, прислушайтесь, к нам приближается вьюга, вы слышите? (музыкальное сопровождение – звук вьюги). Мы с вами сейчас будем прогонять вьюгу, чтобы она не заморозила нас и лесных жителей. Для этого делаем вдох, на выдохе длительно произносим звук «у» тихим голосом, затем вдыхаем и на выдохе произносим звук «у» громким голосом.

- Молодцы ребята, у нас все получилось мы прогнали проказницу вьюгу!

Ой, ребята, посмотрите, к нам вышли животные со своими семьями, но вдруг дети перепутались. Дети, давайте поможем малышам найти своих родителей. (Образовать названия детенышей). Хорошо! Молодцы, ребята! А теперь давайте подберем к слову «зима» родственные слова.

Игра речь с движением «МЕДВЕЖАТА»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так!

Медвежата мед искали,

Дружно кустик раскачали,

Вот так!

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

Вот так!

А потом они плясали,

Лапы выше поднимали.

Дети переступают с ноги на ногу, вертят головой.

Имитируют раскачивание кустика.

Двигаются вперевалочку, неуклюже, делают вид,

что зачерпывают ладонями воду и пьют.

Танцуют, высоко поднимая ноги.

Описание по картине «Белки»

Воспитатель: Дети, а вы знаете о том, что белки зимой из дупла выходят лишь на 2-3 часа в середине дня, чтобы подвигаться и поесть, а всё остальное время они сидят в дупле?

Белки

Рассмотрите с ребёнком картинку и предложите ему рассказать, где находится каждая белка. Это задание на развитие внимания, навыков ориентировки на плоскости, грамматического строя речи (употребление предлогов).

Воспитатель: Ребятки, пришло время нам возвращаться в детский сад. Скажите, вам понравилось гулять в сказочном зимнем лесу? Что вы узнали нового о зиме? О лесных жителях? Что вам больше всего запомнилось?

- Итак, чтобы нам попасть обратно в детский сад надо закрыть глазки и обернуться вокруг себя 3 раза (звучит волшебная музыка).

Открываем глаза, вот мы и вернулись в детский сад. А теперь давайте нарисуем, что вам запомнилось в нашем волшебном путешествии. Молодцы! А теперь, ребята (каждый из детей), расскажите, что же вы нарисовали и почему? (составление описательного рассказа, выслушиваются 2-3 рассказа).

Итог занятия:

- Ребята, вы все сегодня очень хорошо потрудились! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по ПДД в старшей группе «Жители дорожных знаков».

Цели: Формирование основ безопасного поведения в социуме. Становление самостоятельности, целеноправленности и саморегуляции собственных действий. Задачи: 1 Продолжать знакомство с обозначением до...

Совместная-образовательная деятельность в старшей группе «Жители аквариума»

Совместная образовательная деятельность в старшей группе " Жители аквариума"Воспитатель: Пудофеева О.С МБДОУ "Детский сад № 14" г Казань...

Познавательное развитие: Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Жители севера"

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Жители севера"....

Занятие по экологии в старшей группе «Жители Черного моря»

Тема: Разнообразие подводного мираЦели: Познакомить детей с флорой и фауной моря, учить детей любить и защищать природу.Оборудование: Мультимедийная установка, картинки с морскими и речными обитателям...

Конспект НОД по лепке в старшей группе «Жители морских глубин»

Конспект НОД по лепке в старшей группе «Жители морских глубин»...

Рисование в старшей группе «Житель пустыни — верблюд»

Программное содержание: Углублять и расширять представления детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, познакомить детей с жителем пустыни - верблюдом, рассказать как...

Конспект НОД « Как лесные жители готовятся к зиме» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: Расширить первоначальные представление детей о зимнем лесе и его обитателях. Развивать и поощрять в детях познавательную активность, развивать логическое мышление, умение строить высказывание ти...