Проект "Деревья нашего парка"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Терехова Елена Владимировна

Цель проекта: организовать исследовательскую деятельность детей по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с экосистемой, а также природоохранную деятельность. Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx506.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Левороссошанская средняя общеобразовательная школа»

            структурное подразделение «Детский сад»

        Экологический проект в средней группе

         на тему: «Деревья нашего парка»

        Подготовила: воспитатель

                                                                            Терехова Елена Владимировна

        Село Левая Россошь

              2016 год

Экологический проект «Деревья нашего парка» предназначен для занятий с детьми средней группы. По количеству участников является коллективным,   долгосрочным, так как реализуется в течение 2 месяцев.

Цель проекта: организовать исследовательскую деятельность детей по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с экосистемой, а также природоохранную деятельность.

Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе.

Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед.

Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.

Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева.

Развивать лексическую сторону речи по теме проекта.

Экологический проект «Деревья нашего парка», развивает интерес к представителям растительного мира – деревьям, усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).

В ходе реализации проекта большое внимание я уделяла развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения, что способствовало развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе родного края.

Содержание этапов проекта.

Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).

Подготовительный этап.

Проводились беседы, привлекались родители к участию в проекте, совместно с детьми изготовили кормушки для птиц. Была организована выставка детских работ на тему «Золотая осень». Знакомились с произведениями художественной литературы, музыки, наблюдения во время прогулки, исследовательская деятельность, рисование, аппликация, игра. Пополнили активный словарь на тему «Деревья».

Работа с детьми.

Перед началом работы по проекту «Деревья нашего парка» я провела беседу с детьми о деревьях. Выяснила их представления о деревьях, их отношение к ним. Предложить детям схему знакомства:

- Как зовут тебя дерево?

- Какого ты роста? Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?

- Есть ли у тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов?

- Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?

- Какая у тебя кора? (цвет, гладкая или морщинистая)

Исследовательский этап.

Цель:  выбрать дерево, которое нравится тебе больше всего. Узнать, как оно называется; выяснить, растут ли такие деревья в нашем парке.

 В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о деревьях, о природе родного края, я широко использовала игру.

Особое внимание уделялось  формированию лексической стороне  речи на данном этапа  - слова, которые характеризуют корни, крону, листья – расширение словарного запаса происходит за счет использования прилагательных, образования новых слов.

Для меня было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий.

Мой проект, строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности. Свою работу я построила по следующей системе.

Занятия.

Занятие  1. Заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад»

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Бунина «Листопад», учить детей понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, воспитывать любовь к природе, деревьям.

Занятие 2. «Деревья нашего парка».

Цель: закрепить знания детей о деревьях как представителях флоры и фауны Земли, их красоте и пользе, воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу.

Занятие 3. «Осень золото роняет – экскурсия в осенний парк».

Цель: расширить представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев.

Игровая деятельность.

Дидактические игры:

  1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим деревом.
  2. «Что лишнее?». Цель:  дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).
  3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого дерева.
  4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети должны по листочку назвать дерево.
  5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена – кленовый, осины – осиновый и т.д.).
  6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.

Наблюдение и исследовательская деятельность.

  1. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
  2. Исследование дерева. Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.

 

Художественно-продуктивная деятельность.

Выставка:  «Золотая осень», «Осенняя березка» - рисование; « Декоративное панно из осенних листьев» - аппликация;  «Кисть рябины» - лепка.

Чтение художественной литературы:

  1. «Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
  2. «Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
  3. «Жизнь дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
  4. «Липкины дары» А. Лопатина. Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.

Заключительный, обобщающий этап.

В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие: «Деревья – наши друзья». Дети закрепили знания о деревьях, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Итогом проекта «Деревья нашего парка» стало обобщение результатов моей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев, расширил словарный запас детей.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:

  1. Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем.
  2. Знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья. Любить свой край, любить природу!

Занятие «Деревья наши друзья»

Программное содержание: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Словарная работа: на макушке, шершавая, хвоинки, размножается, листопад, окраска, приспособление, березовая роща, дубовая роща, осиновая роща, липовая роща.

Предварительная работа: беседа о деревьях, исследование дерева, заучивание стихов о деревьях, экскурсия в осенний парк, использование дидактических игр, наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание грамзаписи.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пойдем в наш парк в гости к нашим друзьям. А наши друзья – это деревья! Посмотрите, сколько в нашем парке много старых, высоких деревьев. Кто мне скажет, какие деревья растут в нашем парке? (береза, тополь, рябина, ясень).

Воспитатель: Ребята, я сейчас прочту вам стихотворение «Строение дерева», а внимательно слушайте, а потом ответите мне на вопросы.

«Дерево могучее, дерево сильное,

Ведь в земле корнями оно закреплено.

Рассмотри подробнее его, смотри не поленись:

Ствол – дереву опора, убегает ввысь.

Ты потрогай твердую древесную кору, надежно защищает оно дерево в бору.

Создают прохладу под деревом листочки,

Они весною ранней выросли из почки.

К листочкам на ветках тихонько прикоснись,

Но елочной иголкой, смотри, не уколись!»

Воспитатель: Кто сможет перечислить части дерева, о которых говорится в стихотворение? (у дерева есть корни, ствол, ветки, листья). Чем покрыт ствол дерева? (ствол покрыт корой). Молодцы! Внимательно слушали и все правильно назвали.

Воспитатель: Давайте подойдем вот к этому дереву. Скажите, а вы знаете, что это за дерево? Правильно, это рябина.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кому и какую пользу приносят ягоды рябины? (ягоды рябины остаются на деревьях даже зимой. Синички и воробьи клюют эти ягоды, когда другого корма не остается).

Воспитатель: А вы знаете, как называется это дерево? Тогда послушайте стихотворение:

«Под окошком вырос тополь вековой,

Летом он зеленой шелестит листвой.

По городу гуляя, встретишь его пух

Над улицей несется сотня белых мух».

Воспитатель: Правильно, ребята, это тополь.  Тополь, это дерево, которое растет в городе. Еще про него говорят, что тополь – городское дерево. Ребята, скажите, а вы знаете, для чего нам нужны деревья?

Воспитатель: Листья деревьев поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород. Таким, образом, они очищают воздух, которым мы с вами дышим. Скажите, а вы знаете, как называются деревья, на которых растут иголки? (хвойные деревья).

Воспитатель: Какие хвойные деревья вы знаете? (ель, сосна). Давайте посмотрим вот на это дерево. Вы знаете, как оно называется? Правильно, ель – это хвойное дерево. Ель имеет треугольную крону с острой верхушкой. Хвоинки  темно-зеленые и блестящие, острые и колючие.  А теперь, давайте мы с вами немного поиграем в игру, которая называется «Листопад». Молодцы! Хорошо, поиграли. А теперь давайте посмотрим вот на это дерево. Кто знает,  как называется это дерево? Правильно, это березка.

Воспитатель: Какого цвета листья на березке? (золотисто-желтые).

А у какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (у березы).

А у каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (у березы).

Воспитатель: Давайте посмотрим вот на это дерево. Кто знает, как оно называется? Правильно, это ясень. Высокое листопадное дерево, крона широкая, округлая, светлая, высоко поднята, ветви направлены вверх. Плод у ясеня называется – крылатка, сначала он зеленый, а затем коричневый.  Держатся плоды на дереве в течении всего зимнего периода.

Воспитатель: Какое значение имеет листопад? (приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями).

Воспитатель: А сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.

В тишине осенних рощ,

Золотистый льется дождь. (Листопад)

Весной вырастают,

А осенью опадают. (Листья)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листочки).

Воспитатель: Если в роще растут одни березы, как называется эта роща? (березовая).

- А если в роще, растут дубы? (дубовая роща).

- А если растут, одни осины? (осиновая роща).

- А если растут, одни липы? (липовая роща).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот и закончилось наше занятие. Давайте послушаем, что говорит нам березка:

«Не грустите, друзья! Пришла пора сна и отдыха. Скоро зима укроет нас белым снежком, и мы уснем до весны.  А весной на ветвях появятся новые листочки! До свидания! До новых встреч!»

Предложить детям подойти к своему любимому дереву, обнять его, еще раз рассмотреть его.

H:\Презентация\SAM_2052.JPG

H:\Презентация\SAM_2055.JPG

H:\Презентация\SAM_2075.JPG

H:\Презентация\SAM_2081.JPG

H:\Презентация\SAM_2060.JPG

H:\Презентация\SAM_2064.JPG

H:\Презентация\SAM_2046.JPG

H:\Презентация\SAM_2039.JPG

H:\Презентация\SAM_2048.JPG

H:\Презентация\SAM_2084.JPG

H:\Презентация\SAM_2086.JPG

H:\Презентация\SAM_2120.JPG

H:\Презентация\SAM_1987.JPG

H:\Презентация\SAM_1995.JPG

H:\Презентация\SAM_2018.JPG

H:\Презентация\SAM_2129.JPG

I:\DCIM\100OLYMP\PC120079.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осень в нашем парке

Цель. Формировать у детей интерес к изобразительной деятельности. Познакомить детей с разными изобразительными техниками; развивать эстетическое восприятие.Задачи. Развивать у детей умение замечать из...

Аппликация силуэтная "Прогулка в нашем парке"

«Ребята! У нас с вами сегодня аппликация на тему  «Прогулка в нашем перке» , а что именно мы будем делать вы должны будете отгадать».Воспитатель загадывает детям загадки.Стоят в поле сестри...

«В нашем парке» - пешеходная экскурсия к озеру и пленэр для детей старшего дошкольного возраста

Целый комплекс педагогических задач позволяет решить такая форма образовательной деятельности как экскурсия. Она способна удовлетворить познавательные потребности ребёнка, позволяет соотнести  мо...

Презентация заучивание стихотворения «Ходит осень в нашем парке»

Заучивание стихотворения с использованием мнемотехники в презентации...

НОД в средней группе в области "Художественно-эстетическое развитие" «Ходит Осень в нашем парке»

НОД в средней группе в области художественно-эстетическое развитие. Лепка с элементами нетрадиционного рисования «Ходит Осень в нашем парке»...

Творческая мастерская: «Деревья в нашем парке»

Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие».Тема: «Рисование по пред...