Проект "Вырастим фасоль сами?"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Белозерова Елена Александровна

Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в выращивании фасоли в естественных условиях (огороде детского сада).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fasol.docx437.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3» г. Калачинска Омской области

Творческий проект

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема: «Вырастим фасоль сами?»

Воспитатель: Белозерова Е.А.

thM1MWDQR9

Калачинск 2015г.

Проект

«Вырастим фасоль сами?»

«Самое лучшее открытие то,

которое ребёнок делает сам!»

Ральф У. Эмерсон

Вид проекта: творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный (02 июня - 05 сентября 2014 г).

Участники проекта: дети средней группы, педагог, родители.

Актуальность исследовательской деятельности:

          У детей недостаточен объём знаний в области естественно – научных представлений, они затрудняются в установлении взаимосвязи  живой и неживой природы. Данная работа направлена на развитие поисково–познавательной  деятельности детей, которая даёт ребёнку возможность экспериментировать, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение работать в коллективе.

          Поэтому при разработке данного проекта использовала метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей.

          Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путём самостоятельного исследования мира.

Цель проекта: развитие познавательного опыта и практических навыков детей в выращивании фасоли в естественных условиях (огороде  детского сада).

Задачи проекта:

  1. Развивать способности у детей среднего дошкольного возраста к исследовательской и  творческой деятельности.
  2. Поддерживать желание сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
  3. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе и сознательное отношение к труду.
  4. Систематизировать,  закреплять имеющиеся знания, продолжать знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших исследовательских работ и наблюдений.

Предполагаемый результат:

- формирование практических умений в выращивании фасоли;

- развитие умений наблюдать, сравнивать, делать элементарные выводы,   проявлять творчество в процессе трудовой деятельности;

- воспитание  бережного отношения к окружающей природе.

К концу исследования должны овладеть умениями:

- применять алгоритм выращивания фасоли;

- следить за ростом и развитием фасоли и свои наблюдения отражать в дневнике (высоту растения, окраску листьев, их размер и количество);

- анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.

Продукт исследовательской деятельности:

- создание дневника наблюдения;

- итоговое мероприятие – развлечение «Волшебный сундучок тётушки Фасолины».

l этап – организационно- подготовительный:

- подборка программно методического обеспечения для реализации проекта;

- пополнение предметно – развивающей среды (беседы, игры, подбор литературы, музыкальное сопровождение);

- подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей (по программе «Детство», составление  алгоритма  выращивания растения из семени фасоли по аналогии игры «Что, за чем следует?»).

ll этап – исследовательский:

- работа воспитателя с детьми (беседы, чтение художественной литературы и фольклора, рассматривание картинок и семян фасоли, игры);

- самостоятельная исследовательская деятельность детей;

- работа с родителями.

lll этап – практический:

- определение содержания работы как компонента темы по самообразованию деятельности педагога;

- реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями (второй воспитатель, медсестра, повар, родители);

- обобщение и распространение опыта работы;

- участие в городском конкурсе педагогических проектов.

lV этап – заключительный:

- анализ достижения целей и полученных результатов;

- определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно – образовательном процессе ДОУ.

Выводы детей по результатам исследовательской деятельности:

- фасоль можно вырастить в естественных условиях (на огороде);

- семена растению нужны для дальнейшего размножения;

- для роста фасоли необходимы: свет, вода, тепло, уход (правильная посадка, полив, рыхление);

- фасоль является ценным и необходимым продуктом питания, содержащим в себе много витаминов;

- существуют  разные  сорта  фасоли, которые отличаются внешним видом, вкусовыми качествами, сроками созревания.

Библиография:

  1. Полная энциклопедия «Растения» Юлия Школьник, Москва 2003
  2. «Методика исследовательского обучения дошкольников», А.И. Савенков. ООО «Издательство учебная литература». 2011
  3. «Маленький исследователь» А.И.Савенков,  рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. ЗАО «Издательский дом «Фёдоров», 2011
  4.  Интернет – ресурсы
  5. Книжка – лото «Мир вокруг тебя».  «Стрекоза-Пресс», 2005
  6. Популярное пособие для родителей и педагогов «1000 загадок»  Ярославль. Академия развития, 2002

Приложение.

thSY2O73WPth4CSJQKG6

th47O8N4L2thH3BZFN00

thM1MWDQR9thA030EMGR

thQ6ECLGEMthW04JDCSW

thJJVE2O40

Модель-схема «Что необходимо для роста растений»

CATHC065

CATHC061

C:\Documents and Settings\Пользователь\Мои документы\Мои рисунки\img294.jpg

Игра «Что, за чем следует?»

Цель: развивать у детей умение составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

 Материал: два комплекта  схем произрастания фасоли.

                                               

 Ход игры:

Педагог показывает детям 1 фасоль и задает вопрос: «Как она появилась?» Затем предлагает детям разделиться на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как  появилась фасоль. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.

Психогимнастика «Я растение»

(Дети закрывают глаза).

- Представь,  что ты маленькое растение. Тебя посадили в теплую, тёмную землю. Ты ещё маленький росток, совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Но вот чьи- то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Твои листики подросли, стебель становится крепким, ты тянешься к свету. Тебе так хорошо жить  рядом с другими растениями.

- Откройте глаза. Вам понравилось быть растениями? А почему? (за ними ухаживали, рыхлили, поливали и т. д.). То же самое чувствуют наши растения. Мы каждый день будем ухаживать за ними, и им будет приятно жить в нашем огороде.  И можно будет спрашивать: «Хорошо ли вы себя чувствуете?».

Песня «Зайка – огородник» (Ирма Финк)

1

Зайка – огородник от забот устал

Землю в огороде целый день копал.

Разделил на грядки, бросил семена,

А как дождь пролился, ахнула семья.

Молодец, Зайчонок! Молодец весна!

Кочаном  капусты стали семена.

А на этой грядке, что тут за трава?

Тут фасоль без спроса, выросла сама!

Припев:

Фа – соль, фа – фа – соль

фа – фа - фа – фа- фа – фа – соль

выросла без спроса

хитрая фасоль.

2

Заинька доволен, он теперь богат,

Кочаном капусты и морковке рад.

Ведь теперь у зайки полны закрома,

Да фасоль без спроса выросла сама.

Приходите, гости,  я вас угощу

Сладкую морковку я вам предложу.

Приходите, свинки, есть для вас фасоль,

А для коз и лося – каменная соль.

Припев:

Загадки про фасоль.

Ноты две: «Фа» и «Соль»,

Были спрятаны в… ( фасоль).

В огороде хоть росла,

Знает ноты «Соль» и «Фа».

Первое – нота, второе – тоже,

А целое – на боб похоже.

Вьётся длинная лиана

По забору вверх и вдоль.

Как созреет – для гурмана

На тарелочке - … (фасоль).

Удивительный стручок,

Вдруг лопнув, развалился.

Не круглый, странный горох

На землю повалился.

В огороде хоть растёт,

Всё ж бобовая поёт.

Знает ноты «Фа» и «Соль»,

И зовут её…( фасоль).

Стихи про фасоль.

Е. Голубенко

Фасоль.

А в стручке живёт фасоль

Доказать? Ну, что ж изволь.

Расщепи две половинки ,

Что внутри?

Фасолек  спинки!

                      ** *

Много видов есть фасоли

И растёт она на поле,

Или  по верху плетётся

Где придётся, как придётся.

Хорошо когда на грядке

Она будет вкусной, сладкой,

В винегретах и салатах

Витаминами богатых.

А огромные бобы

Любят люди как грибы.

В золотой семье бобовых

Фасоль – не последний овощ.

                      ***

В стручках всегда она растёт,

На грядке садовод её найдёт.

Фасоль мы любим, уважаем,

Все вместе дружно собираем.

И вкус прекрасный точно знаем,

И смело в суп её мы добавляем.

А можно варёной её нам поесть,

И это правда, а не лесть.

                  ***

Вкус фасоли знаем мы,

Витамины её нам точно нужны.

На грядках всегда прорастает,

Её любой найдёт и узнает.

Можно в суп, в салат добавить,

Ингредиентов других нам прибавить.

Чудо – блюдо смастерим,

И друзей всех удивим.

            ***  

Любят детки все фасольку

Молодую, прямо с поля,thM1MWDQR9

Режут малыми кусками,

Варят прямо со стручками.

Ах, какой прекрасный супчик,

Ах, какой чудесный борщик

Получается, Голубчик,

Уплетай как можно больше.

Ведь все знают, что зимой

У фасоли вкус другой.

Но по своему вкусна,

Как и летняя она.                                      

                                       

Сценарий итогового мероприятия к проекту

«Волшебный сундучок тётушки Фасолины»

Цель: вызвать у детей положительные эмоции от праздника, закрепить знания детей об овоще.

Атрибуты: сундучок, игрушка зайка, зонтик, ободки – фасольки, урожай фасоли.

Ведущая: Будто рыжая лисица

Осень бродит по лесам,

Где махнёт хвостом пушистым,

Золотыми стали листья.

Стали жёлтые сады,

Всюду осени следы.

Ребёнок: листья, листья листопад

Засыпают лес и сад.

Будто золото кружится

И ковром ложится.

Песня «Осень»

Ведущая: Смотрите – ка, а под листьями что – то лежит, да это сундучок. Видно Осень здесь гуляла, сундучок свой потеряла! Крепко сундучок закрыт…

Что ж такое в нём лежит? (предлагает детям ответить).

Звучит музыка (входит тётушка Фасолина)

Фасолина: Здравствуйте, ребята! Вы не знаете кто сейчас пел песенку об осени? Неужели вы? Какие молодцы! Давайте знакомится я  тётушка Фасолина, а вон там (показывает на окно) мой дом, мой огород (замечает сундучок). Что я вижу! Это мой сундучок! Как он к вам попал?

(ответы детей)

Нашли под листьями? Спасибо, вам!

Ведущая: Мы не смогли его открыть и не знаем, что внутри.

Фасолина: Сундучок, сундучок,

Разукрашенный бочок

Свою крышку открывай,

Нас скорее удивляй!

(звучит нежная музыка. Ведущая открывает сундучок)

Ведущая: Да, тут немало полезных вещей и все они могут сегодня пригодиться.

Фасолина: А, самое интересное, что тут сидит наш знакомый – Зайка, который помог нам посадить огород. Давайте вспомним как это было.

Массажная зарядка «Зайкин огород»

Фасолина: А вот и зонтик потому, что без дождика в огороде ничего не вырастет, тем более фасоль.

Закличка «Дождик»

Под. игра «Солнышко и дождик»

Фасолина: Ещё в моём сундучке есть волшебные ободки. Кто их наденет,  тот превратится, а во что узнаете из загадки.

Ребёнок: В огороде хоть растёт,

  Всё ж бобовая поёт.

  Знает ноты «Фа» и «Соль»,

  И зовут её… (фасоль).

Фасолина: Правильно в белую и красную фасоль.

Игра «Чей кружок быстрее соберётся»

Фасолина: Давайте посидим тихо, тихо и послушаем о чём эта песенка?

Песня «Фасоль»

Фасолина: А чтобы фасоль стала полезной и вкусной, как вы думаете, что с ней надо сделать?

(Ответы детей)

Фасолина: Правильно сварить. А для этого мы позовём нашего повара Людмилу Михайловну!

Повар: Я повар, повар, повар

Известный кулинар!

А чтоб уметь готовить,

Особый нужен дар.

Из вашей вот фасоли

Сварю я вкусный суп.

И к вам сегодня в группу

К обеду принесу.

Фасолина: А мы тоже будем варить суп только в танце. Танец «Фасолька»

Этот проект возник вследствие разговора с детьми о фасоли (её свойствах, пользе). Ангелина Р. сказала, что видела, как  мама  садила фасоль на даче, это совсем не трудно! Она же и предложила вырастить фасоль в огороде детского сада. На что Максим П. ответил: « А мы сможем вырастить фасоль сами?». Так появилось название проекта. Но сначала решили составить план - карту, т.е. интеллектуальную карту. Она получилась из 4 частей: участники проекта,  инструменты,  условия, результат.  Для этого использовали и свои рисунки, и картинки. Вот такая она у нас получилась.

Исследовательская деятельность за ростом и развитием фасоли проводилась с 02 июня по 05 сентября 2014 года.

Дети с удовольствием приступили к трудовой деятельности, копируя труд взрослых. Ежедневно (без напоминаний) дети с интересом наблюдали за всходами,  изменениями в процессе их развития. Даже поступило предложение от Лизы М. измерять высоту всходов каждый день с помощью палочек. Мы пользовались этим методом, но еженедельно. С удовольствием вели дневник наблюдений по выращиванию фасоли. С помощью модели-схемы «Что необходимо для роста растений» изучили необходимые условия для роста и развития растения: свет, тепло, вода, уход, плодородная почва.

За этот период смогли из семян фасоли вырастить новый урожай.  Детям удалось доказать, что они сами могут вырастить фасоль в естественных условиях (огороде детского сада).

В  этот проект вовлекли родителей, которые оказали помощь в приобретении семян, инструментария. Привлекли их к участию в акции «Фасолевый рецепт». Организовали встречу с интересными людьми – медицинской сестрой и поваром  детского сада. Где дети узнали о витаминных свойствах фасоли и  пользе для человека. А повар рассказал о блюдах с фасолью, которые готовят в детском саду. Ей дети вручили «фасолевые рецепты», собранные родителями.

        Проект завершили развлечением «Волшебный сундучок тётушки Фасолины». Праздник доставил много радости участникам и гостям. Прозвучали стихи, загадки, песня о фасоли. Дети-фасолинки исполнили танец и игру.  В волшебном сундучке нашли урожай фасоли. Дети решили передать его повару Людмиле Николаевне, чтобы она приготовила блюдо из неё и угостить всех детей детского сада.

Всё так и произошло! Фасолевый суп был как никогда вкусным, без добавок не обошлось ни в одной группе!

Вот такая фасоль выращена нашими детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как вырастить фасоль

Знакомство детей с технологией выращивания фасоли....

Конспект коллективного труда на огороде в старшей группе "Посев семян гороха и фасоли"

Конспект коллективного труда на огороде в старшей группе "Посев семян гороха и фасоли"....

Фасоль, горох... и мелкая моторика

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Родители должны понять, чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему овладеть новой информацией...

Конспект мероприятия совместной деятельности с детьми средней группы на тему "Посев семян гороха, фасоли и бобов"

Конспект мероприятия совместной деятельности с детьми по образовательной области «Труд» на тему: «Посев семян гороха, фасоли и бобов»Цель. Формирование знаний детей об овощах и процессе посадки.Задачи...

Конспект по экологии "Сажаем фасоль"

Цель:-  Продолжать знакомить детей с трудовыми операциями по подготовке огорода к посадке овощей.Задачи:               -  учить выполнять соответствую...

Исследовательский проект «Выращиваем фасоль» (старший дошкольный возраст)

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творче...

Горох и фасоль в работе с дошкольниками.

Выполнила воспитатель 1 категории МБДОУ  детского сада № 6«Тополёк» г. Балаково Саратовской области:Щербакова Татьяна Валерьевна...