Главные вкладки

    Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Прончатовой Людмилы Викторовны по проблеме «Ознакомление с природой родного края как средство экологического воспитания».
    опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Носкова Людмила Викторовна

    Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой родного края. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом правильно формируется отношения к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи работы детского сада.

    Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

    Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

    Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Представление педагогического опыта

    воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад

    комбинированного вида»

     Прончатовой Людмилы Викторовны

    по проблеме «Ознакомление с природой родного края как средство экологического воспитания».

    Всё хорошее в людях – из детства!

                                                Как истоки добра пробудить?

                                          Прикоснуться к природе всем сердцем:

                                               Удивиться, узнать, полюбить!

                                              Я хочу, чтоб земля расцветала,

                                                И росли, как цветы, малыши,

                                                   Чтоб для них экология стала -

                                                      Не наукой, а частью души!

    Н.Луконин

    - Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

    Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой родного края. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом правильно формируется отношения к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи работы детского сада.

    Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

    Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

    Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

    -Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновении, становления опыта.

    Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.

    Без приближения детей к родной природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе ДОУ, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся любить природу, видеть её красоту. Именно на этой основе формируется любовь к родному краю, Родине.

    Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины.

    - Теоретическая база опыта.

    Умение видеть и понимать состояние живого существа - тонкое движение души, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств с этого начинается ответственность за все живое.

    Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития. Природа окружает ребенка с ранних лет.

    И.Г. Песталоцци отмечал, что это источник, благодаря которому ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям. Он писал: «С самых ранних этапов развития надо вести ребенка во все многообразие окружающей его природы».

    К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка.

    Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, « чтобы каждый шаг был путешествием к истокам - к чудесной красоте природы». (В.А. Сухомлинский).

    В.А. Сухомлинский писал о том, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой природы.

    Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

     В связи с этим перед собой я поставила задачу: ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т.е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями. 

     Я изучила познавательную и методическую литературу.   Практические советы, как знакомить дошкольников с природой, организовывать наблюдения на прогулках содержатся в книге «Детям о природе», автора М.В. Лучич.

     Ценный материал, интереснейшие занятия, игры содержатся в новых, современных книгах, направленных на экологическое воспитание. В своей работе опираюсь на программу и методические рекомендации  Дыбиной О.В. «Ребенок и окружающий мир».

    Необходимыми в работе можно назвать книги:  «Экологические занятия с детьми» Т.М.Бондаренко и «Добро пожаловать в экологию!» О.А.Воронкевич. Они построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом.                                                  Использую в своей работе рекомендации из пособий  Шорыгина Т.А. («Беседы о воде в природе», «Беседы о природных явлениях и объектах»); Сигимовой М.Н. « Познание мира растений: занятия с детьми 4-7 лет».

    Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

    За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

    В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.

    Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.

    Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

    В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.

    Из интернет-источников я  беру сведения о растениях и животных Мордовии, её климатических особенностях, экологических проблемах и охраняемых природных памятниках, и в доступной форме использую их на занятиях с детьми и вне занятий. У каждого из нас есть своя Родина, место, где мы родились и живем, знакомство с которой начинается с детства. Она ближе всего к ребенку. Все увиденное и услышанное впервые интересно и загадочно: как растут цветы и деревья? Откуда берутся листочки? Почему шмель такой пушистый и что он делает на цветке? Вопросам нет конца. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. С годами наших знаний о родном крае становится больше, но те радостные переживания от общения с природой запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы и бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития

    - Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

    Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Моя задача как  воспитателя - развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.

    Постоянное наблюдение за явлениями живой и неживой природы невозможно без организации в ДОУ развивающей природной среды, которая выступает фактором экологического воспитания дошкольников.

    Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.

    Формы  ознакомлению дошкольников с природой.

    Формами организации деятельности детей при ознакомлении их  с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы.

    Занятия - проводятся в определенные часы, по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях я не только сообщаю детям новые знания, но и уточняю, и закрепляю их. Главное в занятии -  это усвоение детьми программного материала. Для этого мной используются разнообразные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественной литературы, рассказы, беседы.

    Прогулки – ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей группы с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых проводятся осмотры участка, организуется наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учётом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда появляются те или иные явления природы. На прогулках я организую игры с использованием естественного материала – песка, снега, воды, листьев. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах:  сгребают опавшие листья, очищают дорожки  от снега, поливают растения.

    Работа в уголке природы – работа в уголке природы проводится в часы, отведённые для труда. Дети наблюдают за растениями, привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.

    Методы ознакомления дошкольников с природой, используемые в своей работе:

    • Наглядные методы

    Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Организуя наблюдения в природе, я решаю в комплексе ряд задач: формирую у детей знания о природе, учу наблюдать, развиваю наблюдательность. В зависимости от познавательных задач использую различные виды наблюдений. Наблюдение организуется при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях, на прогулках и в уголке природы. В процессе руководства наблюдением использую разнообразные приёмы – вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия.

    Рассматривание картин – картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений.

    При  ознакомлении детей с природой в детском саду используются презентации, видеофильмы. С их помощью у детей формируются представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.

    • Практические методы

    Дидактические игры -  в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.

    Подвижные игры природоведческого характера - связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик».

    Труд в природе – организую в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.

    Элементарные опыты -  это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт использую как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует  специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.

    • Словесные методы

    Рассказ воспитателя – рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождаю иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, презентациями.

    Беседа – использую два вида: итоговую и предварительную. Предварительная - используется перед наблюдением, прогулкой. Цель – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Беседа - это итог проведенной работы с детьми. Поэтому перед собой ставлю задачу накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение, рассказы.

    Беседа как метод ознакомления детей с природой используется с детьми среднего и старшего возраста.

    Чтение художественной литературы – детская природоведческая книга используется  мною прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.

                         

    Реализация принципов и методов  ознакомления дошкольников с природой.                                                          

    Мне хотелось бы поделиться опытом работы  по ознакомлению детей с природой, включающего в себя и экологическое воспитание, и воздействие человека на природу, т.е. как правильно использовать природные ресурсы, не нанося вреда экологии нашей республики, и что человек является частью самой природы.                       

    Мои воспитанники имеют возможность наблюдать за растениями и животными не только на специально организованных занятиях, но и в процессе повседневной жизни.

    Я старалась создать в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течении дня ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование ит.д.) У нас имеется специальный уголок, где дети имеют возможность закреплять свои знания, полученные на занятиях. Здесь настольно-печатные и дидактические игры, пособия для индивидуальной работы, альбомы для рассматривания.

    Особое значение по ознакомлению детей с природой я уделяю наблюдениям на прогулке. Например, осенью я просила  обращать внимание на цвет неба через ветки: в это время разнообразная  раскраска листьев особенно подчеркивает цвет неба. Дети  любят собирать опавшие разноцветные  листья  разной формы. Для того чтобы развить наблюдательность и расширить  кругозор детей  мы используем листья в игре.  Позднее, когда под деревьями  оставались только  сухие листья, слушали  как они шуршат под ногами.

     Особое значение мы с детьми придали организации зимней подкормки птиц. Кормушки у нас самой различной конструкции, все их сделали воспитанники вместе со своими родителями. Кормушки развешиваются на участке. С детьми заготавливаем корм из семян растений и деревьев, крошки и т.д. Зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию того, что человек подкармливая птиц зимой, спасает их от гибели.

    Много внимания, я уделяю знакомству детей с неживой природой: землёй, водой, воздухом и .т.д. Дети знакомятся с таким понятием как ветер, причинами и условиями его возникновения. На участке при помощи нехитрого приспособления они учатся определять его направление и силу. На опытах дети получили возможность познакомиться с воздухом, учились превращать воду в твердое и жидкое состояние.

    Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

    В.А.Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра  - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости».

    В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. 

    Дидактические игры: «Большой–маленький»; «Где чей домик?»; «Назови, кто я?»; «Времена года»; «С какого дерева листик»; «Оденем куклу на прогулку» мне очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы. В своей работе я использую, например,  такие игры:

    «Чьи семена?»

    Цель:  Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность.

    Дидактический материал: карточки овощей, фруктов, плодовых деревьев; тарелочка с разными семенами.

    Методика проведения:  Дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща.

     «Детки с какой ветки?»

    Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев.

    Дидактический материал: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев.

    Методика проведения: Ставятся стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.

     «Какое насекомое, назови?»

    Цель: Формировать у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела, жучок, кузнечик…

    Дидактический материал: Разрезанные картинки насекомых.

    Методика проведения: Дети должны на скорость собрать картинку, назвать насекомое. Если кто-то затрудняется, можно использовать загадки:

    Всех жучков она милей

    Спинка красная у ней.

    А на ней кружочки

    Черненькие точки.

    (Божья коровка)

    У нее 4 крыла,

    Тело тонкое, словно стрела,

    И большие, большие глаза,

    Называют ее … (Стрекоза)

    Сок цветов душистых пьет.

    Дарит нам и воск и мед.

    Людям всем она мила,

    А зовут ее …

    (Пчела)

    Не жужжу, когда сижу,

    Не жужжу, когда хожу.

    Если в воздухе кружусь,

    Тут уж вдоволь нажужжусь.

     (Жук)

    Мы крылышки расправим-

    Красив на них узор.

    Мы кружимся пархаем-

    Какой кругом простор!

    (Бабочка)

    Словесные  игры: «Узнайте по описанию»;  «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

    С помощью игрушек и картинок знакомлю детей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам.

    В работе с дошкольниками я каждодневно убеждаюсь, что они очень любят сказки, рассказы, стихи, поэтому я  большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются  дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей. Чтение  сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают,  запоминают.

    Часто на занятиях  я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, Н.Некрасова, К.Ушинского, Л.Толстого, М.Пришвина, В.Бианки, Н.Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота  и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения.

    Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное и нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая своё детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику.

    Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать её богатства.

    Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье.

    Я советовала  родителям обратить внимание детей на красоту окружающей природы. Объясняла, что во время наблюдений расширяется кругозор, любознательность, внимание, мышление. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг по пути в детский сад или домой.

    Привлечь внимание родителей к экологическому воспитанию детей помогает и наглядная информация для родителей. Были  предложены консультации, предложен  список детской литературы, которая поможет в экологическом воспитании детей. Надеюсь, что наша совместная работа даст хорошие результаты.

    Ознакомление дошкольников с природой является важным средством  воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Очень важно использовать разнообразные формы, методы и приёмы в работе с детьми,  проводить её в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, больше использовать практических занятий. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты земля.

    Воспитание экологической культуры – это сложный и длительный процесс, который нужно осуществлять целенаправленно, планомерно, систематично, во взаимосвязи с семьёй и педагогами ДОУ. Работа в этом направлении  позволяет углубить знания детей и родителей о природе родного края, пробуждает у них основы патриотического воспитания, любви и бережного отношения к природе. У детей формируется определённая система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от её состояния.

    - Анализ результативности.

    Диагностика экологических знаний детей

    Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе.

    Из цели вытекает ряд задач, из которых главная – это научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и использовать полученные знания в повседневной жизни. Основные направления экологического воспитания – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми.

    Для  проверки уровня развития детей в области экологического воспитания в детском саду была проведена диагностика. Диагностический материал подбирался с учётом возрастных особенностей детей, охватывая следующие разделы: растительный мир, животный мир и времена года.

    Диагностика экологических знаний детей второй младшей группы

    1. Назови и покажи животных на картинке (по 2-3 вида домашних и диких)

    2. Скажи, как называется детёныш у коровы, овцы, лисицы и др.

    3. Назови и покажи птиц на картине (2 вида)

    4. Покажи, где у птички клюв, крылья и т.д.

    5. Чем подкармливают птичек зимой?

    6. Назови и покажи дерево, куст, цветок, траву

    7. Покажи у дерева ствол, ветки и листья

    8. Узнай, с какого дерева этот лист? (2-3 вида)

    9. Узнай, назови растение по цветку (2 вида садовых цветов)

    10. Покажи стебель, лист, цветок.

    11. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 2-3 вида)

    12. Назови и покажи комнатное растение, которое в вашем уголке природы (2-3 вида)

    13. Назови (покажи на картинке), какое сейчас время года

    14. Одень куклу соответственно погоде и сезону

    Оценка знаний:

    1 балл – ребёнок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;

    2 балла – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;

    3 балла – ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;

    4ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;

    5ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

    Подсчёт результатов:

    Более 3,8 баллов - высокий уровень (достаточный);

    От 2,3 до 3,7 баллов – средний уровень ( близкий к достаточному);

    Менее 2,2 балла – низкий уровень (недостаточный).

    Вторая младшая группа

    № п\п

    Номер вопроса

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    итог

    Ф.И. ребёнка

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

     1

    Афанасьев Д

     3

     4

     2

     3

     2

     3

     4

     2

     3

     2

     3

     3

     2

     3

     3

     2

     3

     3

     4

     2

     3

     2,3

     3,3

    2

    Вечканова С

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    3

     Гапонова У

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    4

    Горяева С.

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    5

    Глинко А.

    3

    4

    3

    4

    2

    3

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    2

    3

    3

    4

    2

    3

    3

    4

    2

    3

    3

    4

    3

    4

    2,9

    3,7

    6

    Захаров Г

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    1

    2

    1,8

    2,9

    7

    Ивойлова А

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    2

    3

    1

    2

    2

    3

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2,1

    8

    Исаева А.

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    2

    3

    1

    2

    2

    3

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2,1

    9

    Коляденкова А.

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    10

    Косолапов А

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    1

    2

    2

    3

    1

    2

    2

    3

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1,6

    2,4

    11

    Куклина П.

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    3

    4

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    1,6

    3

    12

    Лукова Д

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    13

    Маврин М

    2

    3

    3

    4

    2

    3

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    2

    3

    3

    4

    2

    3

    3

    4

    2

    3

    2

    3

    1

    2

    2,4

    3,4

    14

    Маштаева У

    2

    3

    3

    4

    2

    3

    3

    4

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    3

    4

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2,2

    3,2

    15

    Малофеевская н

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    16

    Носков М

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    17

    Саидова А

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    2

    3

    3

    4

    2

    3

    3

    4

    3

    4

    2,8

    3,8

     18

    Тюгаева П

     2

     3

     2

     3

     2

     3

     2

     3

     2

     3

     2

     3

     2

     3

     2

     3

     2

     3

     1

     2

     1

     2

     1

     2

     1

     2

     1

     2

     1,6

     2,6

    19

    Устинова О

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    3

    4

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    20

    Фадеева С

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    2

    3

    3

    4

    2

    3

    3

    4

    3

    4

    2,8

    3,8

    21

    Шуванев Н

    3

    4

    3

    4

    2

    3

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    3

    4

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2,5

    3,5

    22

    Яушева О

    3

    4

    3

    4

    2

    3

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    2

    3

    3

    4

    2

    3

    3

    4

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2,5

    3,5

    23

    Климова А

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    24

    Михайлова А

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    25

    Елисеев Р

    2

    2

    2

    2

    1

    2

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    1

    2

    2

    3

    1

    2

    2

    3

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1,5

    2,4

    26

    Ермак Д

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    Диагностика экологических знаний детей средней группы

    1. Назови и покажи животных на картинке (по 3-4 вида диких и домашних)

    2. Какие животные домашние, какие дикие, назови

    3. Зачем человек держит корову, овцу, лошадь? Как он ухаживает за ними?

    4. Назови и покажи птиц на картинках (3-4 вида)

    5. Чем птица ест, чем покрыто тело птицы? Что общего у всех птиц?

    6. Назови и покажи домашних птиц

    7. Расскажи и покажи, какие деревья ты знаешь? (2-3 вида)

    8. Назови и покажи хвойные и лиственные деревья

    9. Узнай, с какого дерева лист (3 вида)

    10. Назови, узнай растение по цветку (3-4 вида)

    11. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (4-5 вида)

    12. Назови и покажи комнатное растение, которое растёт в вашем уголке природы (2-3)

    13. Определи, какие растения надо полить?

    14. Что нужно, чтобы растение росло?

    15. Что произойдёт, если растение не поливать?

    16. Назови, какое сейчас время года, какое время года было? (найди и покажи на картинке)

    Критерии оценки ответов:

    1 балл – ребёнок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;

    2 балла – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;

    3 балла – ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;

    4ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;

    5ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

    Подсчёт результатов:

    Более 3,8 баллов - высокий уровень (достаточный);

    От 2,3 до 3,7 баллов – средний уровень ( близкий к достаточному);

    Менее 2,2 балла – низкий уровень (недостаточный).

    Средняя группа

    № п\п

    Номер вопроса

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    итог

    Ф.И. ребёнка

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    с

     1

     Андронова  С

     2

     2

     2

     2

     2

     1

     2

     2

     1

     1

     1

     1

     2

     2

     2

     2

     1,6

     1,6

    2

    Афанасьев Д

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    3

    3

    4

    3

    4

    3

    3

    2

    3

    2

    3

    3

    3

    4

    4

    3

    3

    3

    4

    4

    4

    3

    4

    2

    3

    2,9

    3,5

    3

    Вечканова С

    3

    4

    3

    4

    3

    3

    2

    3

    3

    3

    3

    3

    2

    3

    2

    2

    2

    2

    3

    3

    3

    4

    2

    2

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    2

    2

    2,5

    2,9

     4

     Гапонова У

     3

     4

     3

     4

     3

     3

     2

     3

     3

     3

     3

     3

     2

     2

     2

     2

     2

     3

     3

     3

     3

     2

     2

     3

     3

     3

     3

     3

     3

     2

     2

     2,6

     2,8

    5

    Горяева С.

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    2

    2

    3

    3

    3

    3

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    3

    3

    3

    3

    2

    2

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    2

    2

    2,6

    2,6

    6

    Глинко А.

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    4

    4

    3

    4

    3

    3

    3

    3

    3

    4

    4

    4

    3

    3

    3

    4

    4

    4

    4

    4

    3

    3

    3,5

    3,7

    7

    Захаров Г

    3

    3

    3

    3

    3

    4

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    2

    3

    3

    3

    3

    3

    2

    2

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    2

    3

    2,8

    2,9

    8

    Ивойлова А

    2

    3

    2

    2

    2

    3

    1

    1

    2

    2

    2

    2

    1

    2

    1

    1

    1

    1

    2

    3

    2

    3

    1

    1

    2

    3

    2

    2

    2

    3

    1

    2

    1,6

    2,1

    9

    Исаева А.

    2

    3

    2

    2

    2

    3

    1

    1

    2

    2

    2

    3

    1

    2

    1

    1

    1

    1

    2

    2

    2

    3

    2

    2

    2

    3

    2

    2

    2

    3

    1

    2

    1,7

    2,2

    10

    Коляденкова

    2

    2

    2

    2

    1

    2

    1

    1

    2

    2

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    2

    2

    2

    1

    1

    1

    2

    2

    2

    2

    2

    1

    1

    1,4

    1,5

    11

    Косолапов А

    2

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    2

    2

    3

    2

    3

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    2

    3

    2

    3

    1

    1

    2

    3

    2

    2

    2

    3

    2

    2

    1,8

    2,5

    12

    Куклина П.

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    3

    3

    4

    3

    3

    3

    3

    2

    2

    2

    3

    3

    4

    3

    4

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    4

    3

    3

    2,8

    3,4

    13

    Лукова Д

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    2

    3

    3

    4

    3

    3

    2

    3

    2

    2

    2

    2

    3

    3

    3

    4

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    2

    3

    2,7

    3,2

    14

    Маврин М

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    3

    3

    3

    4

    4

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    4

    2

    2

    3

    3,5

    15

    Маштаева У

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    3

    3

    4

    3

    4

    3

    3

    3

    3

    2

    2

    3

    3

    4

    4

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3,3

    16

    Малофеевская

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    2

    2

    3

    3

    3

    3

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    2

    2

    2,6

    2,6

    17

    Митин Е

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    2

    2

    3

    3

    3

    3

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    3

    3

    2

    2

    2

    2

    3

    3

    3

    3

    2

    2

    2,6

    2,6

    18

    Названова А

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    1

    1

    2

    2

    2

    2

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    2

    2

    2

    2

    1

    1

    1

    2

    2

    2

    2

    2

    1

    1

    1,5

    1,5

    19

    Носков М

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    20

    Саидова А

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    4

    4

    3

    4

    3

    3

    3

    3

    3

    4

    4

    4

    3

    3

    4

    4

    4

    4

    3

    4

    3

    4

    3,2

    3,8

    21

    Тюгаева П

    3

    3

    3

    3

    2

    3

    2

    2

    2

    3

    3

    3

    2

    3

    2

    2

    2

    2

    3

    3

    3

    3

    2

    2

    2

    3

    3

    3

    3

    3

    2

    2

    2,3

    2,7

    22

    Устинова О

    3

    4

    3

    4

    3

    3

    2

    3

    3

    3

    3

    4

    2

    3

    2

    2

    2

    2

    3

    3

    3

    4

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    2,8

    3,1

    23

    Фадеева С

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    4

    4

    3

    4

    3

    3

    3

    4

    3

    4

    4

    4

    3

    3

    3

    4

    4

    4

    4

    4

    3

    4

    3,2

    3,8

    24

    Шуванев Н

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    3

    3

    4

    4

    4

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    4

    4

    3

    3

    3

    3

    4

    4

    4

    4

    3

    3

    3,2

    3,5

    25

    Яушева О

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    3

    3

    4

    4

    4

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    4

    4

    4

    3

    3

    3

    3

    4

    4

    4

    4

    3

    3

    3,2

    3,5

    26

    Бучок Я

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    1

    1

    1

    1

    2

    2

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    2

    2

    2

    1

    1

    1

    2

    2

    2

    2

    2

    1

    1

    1,4

    1,5

    Анализ результатов диагностики экологической воспитанности детей показывает:

    1. Уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился.

    2.  Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты.

    3. Кроме того, заметно изменилось отношение детей группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы. О том, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообуславливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

    4. В процессе НОД по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Знания, полученные на занятиях,  дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

    5. Во время прогулок дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

     

    В ходе работы по данной проблеме мною приобретен новый опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства. Повысилась моя экологическая культура, появилось понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников. Пополнилась развивающая среда в группе. Повысилось мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

    Произошло обогащение уровня экологических знаний родителей. Повысилась их экологическая культура, появилось понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

    - Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

    При использовании данного опыта,  я столкнулась с большим    объемом информации, которую необходимо было систематизировать, осмыслить, структурировать, обобщить и представить как совокупность знаний о проблеме ознакомления дошкольников с природой родного края как средства экологического воспитания.

    Особых трудностей и проблем по использованию опыта не возникало, но стоит заметить, что любая программа нуждается в корректировке и должна учитывать индивидуальные особенности и возможности детей именно данной группы, поэтому запланированная мной работа постоянно корректировалась для лучшей результативности.

    - Адресные рекомендации по использованию опыта

    Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, заинтересованным и внимательным родителям.

    Сайт воспитателя:

    http://nsportal.ru/lyudmila-viktorovna-noskova

    -Наглядное приложение:

    Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе «Да здравствует мыло душистое!»

    Видео НОД  во второй младшей группе «Да здравствует мыло душистое!»

    Презентация «Природа родного края»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема моего педогагического опыта "Экологическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с природой родного края"

    Задачи экологического образования -это приоритетное направления совершенствования системы  образования в Российской федерации  на значимость организации системного подхода к экологическому о...

    Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края как средство экологического воспитания

    Начиная работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой родного края, по воспитанию любви к нему, педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно ...

    Статья "Познание природы родного края- как средство патриотического воспитания"

    Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении жизни человека определяет очень многое, если не сказать – все!...

    «Знакомство дошкольников с природой родного края – как элемент экологического воспитания»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 34 «Сказка»         ...

    2018 г. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ "АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 "ТЕРЕМОК" РЯБОВОЙ О,А,

    Представление педагогического опыта воспитателя МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» Рябовой Ольги Александровны «Экологическое воспитание детей дошкольного воз...