Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Ичалковского муниципального района Рябовой Татьяны Александровны 2023 год
методическая разработка (старшая группа)

Рябова Т.А

Представление педагогического опыта воспитателя

МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида»

Ичалковского муниципального района

Рябовой Татьяны Александровны

 

Введение

Тема опыта: Экологическое воспитание дошкольников с использованием инновационных технологий.

Актуальность

     Все мы - дети природы. Все люди должны с раннего возраста учиться познавать природу, любить ее, охранять и разумно использовать. На протяжении многих веков человек был потребителем в своих отношениях с природой. Мы жили и пользовались дарами природы, не задумываясь о последствиях. В последнее время участились случаи аллергических и нервно-психических заболеваний, возросло число детей с врожденными аномалиями, с планеты стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заселяются вредными и опасными организмами, в том числе патогенными.

      Сегодня, как никогда ранее, экологическое образование является одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом. Если каждый человек осознает свою ответственность за судьбу нашего общего дома - Земли, человечество сможет спасти окружающую среду. Развитие экологической культуры, экологического сознания и экологического мышления - единственный путь выхода человечества из сложившейся ситуации. Изменить мировоззрение взрослых практически невозможно. Только молодое поколение может сформировать экологическое сознание. Тогда люди начнут воспринимать себя как часть природы. Наша задача - сформировать экологическое сознание и культуру отношения к природе у детей дошкольного возраста.

     Дошкольное образование является первым звеном в формировании экологической культуры, так как именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения и отношения человека к окружающему миру. Высокая осведомленность, любознательность и заинтересованность ребенка в общении с природой - бесценный дар, который необходимо умело использовать для развития его мышления, расширения природоведческой и экологической культуры. В общении с природой дети осознают необходимость бережного отношения к ней как к среде обитания и источнику здоровья. Они собирают ягоды, грибы и лекарственные растения, осваивают правила поведения на природе, учатся быть хозяевами земли, которая является их домом. И это новое поколение экологически грамотно и здорово не только физически, но и личностно, интеллектуально и духовно.

 

Основная идея

 

      В своей работе вопрос о развитии познавательных способностей детей я рассматриваю через решение следующих задач:

- формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира); - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений и расширение кругозора детей;

- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

    Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования экологического сознания детей через общение с окружающим миром посредством внедрения инновационных технологий.  Данный опыт может быть реализован в дошкольных образовательных   учреждениях всеми педагогами. Опыт обобщается на педагогических советах, семинарах-практикумах, консультациях.

 

 Теоретическая база:                                               

      Все выдающие мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

    Ушинский был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Разработано много программ по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Юный эколог» С. Николаевой, «Мы» Н. Кондратьевой, «Мир природы и ребёнок» Л. Маневцовой, технология О. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Их анализ показал, что они объединены такими идеями:

Единства живого и неживого.

Единства человека и природы.

Развития и многообразия природы.

Приспособления всего живого к среде обитания и к сезону.

 

Новизна опыта: инновационные педагогические технологии позволяют сформировать у детей дошкольного возраста основы экологической культуры, научить их бережно относится к природе, любить свою родину.

 

 Технология опыта

    Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в своей             педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы)  применяю и инновационные формы и методы.

    Одной из часто используемых мной  технологий в экологическом воспитании дошкольников является проектная деятельность.

Использование экологических проектов в работе с дошкольниками нацелено на:

- формирование системы основ природоведческих и экологических знаний дошкольников на основе знакомства с природой;

- формирование осознанно-бережного отношения в суждениях и поступках ко всему, что окружает детей;

- формирование у детей потребности видеть и понимать прекрасное в природе, в самовыражении в природоохранной деятельности;

-  привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.

      Так в апреле 2022 года с детьми старшей группы был подготовлен и реализован экологический проект «Огород на подоконнике». У детей появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Дети стали понимать простейшие взаимосвязи в природе. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений. У детей расширились знания о растениях, они стали называть овощи по названию, какой они формы, цвета. Дети были привлечены к самостоятельной деятельности по выращиванию растений, они очень активно участвовали в посадке семян, поливке, рыхлению и удобрению растений овощных культур. У дошкольников сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого. В ходе реализации проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах. Ребята получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний.

       Еще один проект  был реализован в  октябре  2022 года совместно с социальными партнерами детской  библиотекой имени И. П. Кривошеева, проект называется « Живая книга леса». Во время работы над проектом дети получили  знания  о природе  родного края - о лесах   Мордовии;  узнали о том, какие   животные  обитают на территории Мордовских заповедников и о растениях  родного края. Также работники библиотеки познакомили детей с  авторами, писавшими о природе, рассказали о книгах «Красная книга Мордовии» и.т.д.. Итогом проекта стала презентация « Живой книги леса», каждый участник проекта  презентовал свою  страницу  книги и рассказывал о  своем животном и растении родного края.

     В 2023  году в подготовительной группе был реализован долгосрочный проект « Планета «Земля  в руках наших детей».   В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

- дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

   Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей деятельности и мероприятий экологической направленности.

 

     Одним из интересных методов, используемых мной  в работе с дошкольниками по экологическому воспитанию, является кейс-технологии. Кейс-технология  это разбор ситуации или конкретного случая. Главное предназначение кейс-технологии в экологическом воспитании - развивать способность исследовать различные экологические проблемы, ситуации, связанные с нравственной стороной отношения человека к природе и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.

   В старшей группе была проведена Кейс-игра «Эковолонтер», в которой ребята познакомились сразу с несколькими видами кейс-игры (кейс – иллюстрация; фото-кейс).

   Для того, чтобы разнообразить образовательную деятельность использую  средства ИКТ: телевизор, магнитофон,  фотоаппарат, ноутбук, принтер, сканер. Так же в своей работе использую:

-   звуковые материалы на флешнакопителе - это записи голосов птиц, животных, шум дождя, моря, ветра  и т. д.;

 - кранные материалы - серия отдельных кадров или слайдов, посвященных отдельной теме («Домашние животные», «Кто живёт в лесу», «Картины родной природы», т.д.). По статичности они напоминают дидактические картинки.

 - мультимедийные презентации - это обучающие материалы, помогающие мне рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно помогает привлечь внимание дошкольников, улучшить восприятие информации. В моей копилке есть презентации такой тематики: «Виртуальная экскурсия в зоопарк», «Времена года», «Перелетные птицы», и др.

 - мультимедийные экологические игры включаю как в содержание занятий, так и в свободную деятельность: игры - путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины и др. Отдаю предпочтение небольшим по объему играм либо играм, предполагающим выполнение задания: «Загадки», «Кто прячется  в траве», «Что растет у нас в саду», «Назови одним словом».

  - виртуальные экскурсии или путешествия - это возможность детям посетить недоступные места, совершить увлекательное  путешествие. Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии. Например, я могу предложить детям такие темы: «Экскурсия в Африку», «Путешествие на Северный полюс», «Идем в зоопарк», «Кто в море живет» и т.д.  Дети принимают такие «экскурсии» с огромным удовольствием.

- подборка мультипликационных и детских видеофайлов на экологическую тему: «Морские жители», «Купание с дельфинами», «Морские обитатели», «Под грибом», «Зачем беречь природу», «Экологические сказки».

        Я не только использую готовый материал сети интернет, но и сама разрабатываю занятия с использованием информационно коммуникативных технологий. В моей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций, таких как: «Вода», « Микробы», «Овощи», «Мое село», «Природа Мордовии», «Животный мир национального парка «Смольный».

 - лэпбук - это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной экологической теме. Основная цель педагога при работе с лэпбуком заключается в формировании представлений и первоначальных знаний у детей по заявленной экологической теме. В лэпбуке использованы различные дидактические, настольные, настольно-печатные и речевые игры, а также познавательная информация, творческие, раскраски, кроссворды, объединенные одной экологической тематикой. Лэпбук на экологическую тематику использую, как во время образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе. В работе по экологическому воспитанию дошкольников мной были созданы и использованы лэпбуки на темы: « Экология», « Путешествия капельки», «Времена года»,       « Морские обитатели».

       Еще одна инновационная технология это i-стоппер. АЙ-СТОППЕР – это модное широко применяемое слово, звучит сложно, а на самом деле все просто. Ай-стоппер (от англ. Eye stopper - ловушка для глаза) - яркий, неординарный, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание. Стоппер не имеет четко ограниченных правил оформления. Это может быть изображение, или надпись, или игрушка. Особенность стопперов состоит в том, что они редко содержат текстовое описание. Задачей стоппера не является уведомить детей о самом содержании, а лишь вызвать любопытство, привлечь внимание к нему в целях решения вопроса, обеспечить тем самым интерес и запоминаемость.На лестничных пролетах у нас размещены различные герои сказок, которые приглашают детей и родителей в детский сад. Такие яркие картины создают положительный настрой и вовлекают окружающих в сказочный мир чудес и волшебства. Игровые зоны в группе так же красочно оформлены и привлекают внимание детей. В своей группе разместила такие ай-стопперы, как Незнайка, Совушка, микроскоп - в познавательно-исследовательском уголке; Солнце, планета Земля, дерево, животное - в природном уголке. На одном из семинаров я провела мастер-класс для педагогов МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» по теме «Экологический ай-стоппер», на котором воспитатели познакомились с образовательной технологией «экологические i-стопперы», узнали значимость использования i-стоппера для экологического образования детей. Инновационных технологий очень много  и в дальнейшим я хочу продолжить изучать эти технологи. Знакомить с ними детей и коллег.

Результативность опыта.

По результатам своей работы я определила некоторые преимущества использования инновационных технологий  в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию. Для того чтобы увидеть результаты своей работы, я провожу диагностику развития детей в начале и в конце учебного года. Сравнивая полученные результаты, я могу с уверенностью сказать, что экологическое образование с использованием инновационных технологий  способствует развитию детей по всем направлениям.

  Подача информации по экологическому воспитанию через инновационные технологии вызывает у детей большой интерес. Инновационные технологии учитывают наглядно-образное и метафорическое мышление детей дошкольного возраста и передают образную информацию, которая легко воспринимается дошкольниками.

Визуальный материал, используемый в презентациях и слайд-шоу, дает возможность педагогам строить логические и научные объяснения занятий. Мои наблюдения показывают, что дети более активны во взаимодействии со взрослыми и другими детьми, проявляют больший интерес к участию в совместной деятельности. У детей повышается познавательный интерес, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении проблем. Дети умело используют полученные знания в повседневной жизни. Они сажают овощи и цветы, поливают их, наблюдают за их ростом и ждут первых ростков и плодов. Дети задатся вопросами: «Как из гусениц появляются бабочки? Почему картофель растет в почве, а помидоры - на кустах? Как спасти птенца, выпавшего из гнезда? Что делает воздух чистым? Развивается любознательность, познавательная мотивация, воображение и творческая активность. В результате у детей формируется представление о мире в целом, о взаимосвязях между живой и неживой природой, о процессах взаимовлияния природы и человека.

Исследования в этом направлении я веду уже несколько лет, и у меня накопился большой материал. Своими находками по этой проблеме делюсь на педагогических советах и на семинарах-практикумах с коллегами. Кроме того, регулярно размещаю свои наработками на различных сайтах.

   В группе оформлен экологический уголок для детей, в котором имеются лэпбуки, дидактические игры и разнообразные дидактические материалы, собранные и подготовленные с помощью компьютерных технологий.

В  2022  году с использованием инновационных технологий  было проведено итоговое открытое занятие на экологическую тему «Профессия Эколог». В ходе занятия дети с удовольствием справлялись со всеми заданиями и с большим интересом усваивали новую информацию.

В 2022- 2023 учебном году, в рамках сотрудничества с детской библиотекой Ичалковского района им. И.П. Кривошеева и реализации целевой программы «Дошкольник. Книга. Библиотека.», мои воспитанники приняли участие в медиа-проекте «Читаем на природе», сетевом поэтическом попурри «Ты можешь не быть поэтом,,,», в различных конкурсах и выставках экологической тематики. Мои воспитанники регулярно участвуют в конкурсах, проводимых ФГБУ "Заповедная Мордовия".

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Инновационные  технологии могут сделать процесс обучения и развития детей очень простым и эффективным, открыть новые возможности для дошкольного образования. Существуют возможности обогащения и качественного обновления процесса дошкольного образования, повышения его эффективности.

В любом случае использование инновационные технологии  нашли свою нишу в моей образовательной практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников/З.Ф. Аксенова. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
  2. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, группа) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с.
  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
  4. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! /Л.В. Ковинько. - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.
  5. Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.//Управление ДОУ. - 2012.- №5.
  6. Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений, специалистов методических и ресурсных центров, работников органов управления образованием / Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2013 г.
  7. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
  8. Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.
  9. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. /С.Н.Николаеква. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
  10. Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.
  11. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ./Е.А. Сыпченко. – Детство-Пресс, 2012 .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта воспитателя

МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида»

Ичалковского муниципального района

Рябовой Татьяны Александровны

Введение

Тема опыта: Экологическое воспитание дошкольников с использованием инновационных технологий.

Актуальность

     Все мы - дети природы. Все люди должны с раннего возраста учиться познавать природу, любить ее, охранять и разумно использовать. На протяжении многих веков человек был потребителем в своих отношениях с природой. Мы жили и пользовались дарами природы, не задумываясь о последствиях. В последнее время участились случаи аллергических и нервно-психических заболеваний, возросло число детей с врожденными аномалиями, с планеты стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заселяются вредными и опасными организмами, в том числе патогенными.

      Сегодня, как никогда ранее, экологическое образование является одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом. Если каждый человек осознает свою ответственность за судьбу нашего общего дома - Земли, человечество сможет спасти окружающую среду. Развитие экологической культуры, экологического сознания и экологического мышления - единственный путь выхода человечества из сложившейся ситуации. Изменить мировоззрение взрослых практически невозможно. Только молодое поколение может сформировать экологическое сознание. Тогда люди начнут воспринимать себя как часть природы. Наша задача - сформировать экологическое сознание и культуру отношения к природе у детей дошкольного возраста.

     Дошкольное образование является первым звеном в формировании экологической культуры, так как именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения и отношения человека к окружающему миру. Высокая осведомленность, любознательность и заинтересованность ребенка в общении с природой - бесценный дар, который необходимо умело использовать для развития его мышления, расширения природоведческой и экологической культуры. В общении с природой дети осознают необходимость бережного отношения к ней как к среде обитания и источнику здоровья. Они собирают ягоды, грибы и лекарственные растения, осваивают правила поведения на природе, учатся быть хозяевами земли, которая является их домом. И это новое поколение экологически грамотно и здорово не только физически, но и личностно, интеллектуально и духовно.

Основная идея

      В своей работе вопрос о развитии познавательных способностей детей я рассматриваю через решение следующих задач:

- формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира); - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений и расширение кругозора детей;

- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

    Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования экологического сознания детей через общение с окружающим миром посредством внедрения инновационных технологий.  Данный опыт может быть реализован в дошкольных образовательных   учреждениях всеми педагогами. Опыт обобщается на педагогических советах, семинарах-практикумах, консультациях.

 Теоретическая база:                                                

      Все выдающие мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

    Ушинский был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Разработано много программ по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Юный эколог» С. Николаевой, «Мы» Н. Кондратьевой, «Мир природы и ребёнок» Л. Маневцовой, технология О. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Их анализ показал, что они объединены такими идеями:

Единства живого и неживого.

Единства человека и природы.

Развития и многообразия природы.

Приспособления всего живого к среде обитания и к сезону.

Новизна опыта: инновационные педагогические технологии позволяют сформировать у детей дошкольного возраста основы экологической культуры, научить их бережно относится к природе, любить свою родину.

 Технология опыта

    Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в своей             педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы)  применяю и инновационные формы и методы.

    Одной из часто используемых мной  технологий в экологическом воспитании дошкольников является проектная деятельность.

Использование экологических проектов в работе с дошкольниками нацелено на:

- формирование системы основ природоведческих и экологических знаний дошкольников на основе знакомства с природой;

- формирование осознанно-бережного отношения в суждениях и поступках ко всему, что окружает детей;

- формирование у детей потребности видеть и понимать прекрасное в природе, в самовыражении в природоохранной деятельности;

-  привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.

      Так в апреле 2022 года с детьми старшей группы был подготовлен и реализован экологический проект «Огород на подоконнике». У детей появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Дети стали понимать простейшие взаимосвязи в природе. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений. У детей расширились знания о растениях, они стали называть овощи по названию, какой они формы, цвета. Дети были привлечены к самостоятельной деятельности по выращиванию растений, они очень активно участвовали в посадке семян, поливке, рыхлению и удобрению растений овощных культур. У дошкольников сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого. В ходе реализации проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах. Ребята получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний.

       Еще один проект  был реализован в  октябре  2022 года совместно с социальными партнерами детской  библиотекой имени И. П. Кривошеева, проект называется « Живая книга леса». Во время работы над проектом дети получили  знания  о природе  родного края - о лесах   Мордовии;  узнали о том, какие   животные  обитают на территории Мордовских заповедников и о растениях  родного края. Также работники библиотеки познакомили детей с  авторами, писавшими о природе, рассказали о книгах «Красная книга Мордовии» и.т.д.. Итогом проекта стала презентация « Живой книги леса», каждый участник проекта  презентовал свою  страницу  книги и рассказывал о  своем животном и растении родного края.

     В 2023  году в подготовительной группе был реализован долгосрочный проект « Планета «Земля  в руках наших детей».   В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

- дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

   Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей деятельности и мероприятий экологической направленности.

     Одним из интересных методов, используемых мной  в работе с дошкольниками по экологическому воспитанию, является кейс-технологии. Кейс-технология  это разбор ситуации или конкретного случая. Главное предназначение кейс-технологии в экологическом воспитании - развивать способность исследовать различные экологические проблемы, ситуации, связанные с нравственной стороной отношения человека к природе и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.

   В старшей группе была проведена Кейс-игра «Эковолонтер», в которой ребята познакомились сразу с несколькими видами кейс-игры (кейс – иллюстрация; фото-кейс).

   Для того, чтобы разнообразить образовательную деятельность использую  средства ИКТ: телевизор, магнитофон,  фотоаппарат, ноутбук, принтер, сканер. Так же в своей работе использую:

-   звуковые материалы на флешнакопителе - это записи голосов птиц, животных, шум дождя, моря, ветра  и т. д.;

 - кранные материалы - серия отдельных кадров или слайдов, посвященных отдельной теме («Домашние животные», «Кто живёт в лесу», «Картины родной природы», т.д.). По статичности они напоминают дидактические картинки.

 - мультимедийные презентации - это обучающие материалы, помогающие мне рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно помогает привлечь внимание дошкольников, улучшить восприятие информации. В моей копилке есть презентации такой тематики: «Виртуальная экскурсия в зоопарк», «Времена года», «Перелетные птицы», и др.

 - мультимедийные экологические игры включаю как в содержание занятий, так и в свободную деятельность: игры - путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины и др. Отдаю предпочтение небольшим по объему играм либо играм, предполагающим выполнение задания: «Загадки», «Кто прячется  в траве», «Что растет у нас в саду», «Назови одним словом».

  - виртуальные экскурсии или путешествия - это возможность детям посетить недоступные места, совершить увлекательное  путешествие. Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии. Например, я могу предложить детям такие темы: «Экскурсия в Африку», «Путешествие на Северный полюс», «Идем в зоопарк», «Кто в море живет» и т.д.  Дети принимают такие «экскурсии» с огромным удовольствием.

- подборка мультипликационных и детских видеофайлов на экологическую тему: «Морские жители», «Купание с дельфинами», «Морские обитатели», «Под грибом», «Зачем беречь природу», «Экологические сказки».

        Я не только использую готовый материал сети интернет, но и сама разрабатываю занятия с использованием информационно коммуникативных технологий. В моей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций, таких как: «Вода», « Микробы», «Овощи», «Мое село», «Природа Мордовии», «Животный мир национального парка «Смольный».

 - лэпбук - это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной экологической теме. Основная цель педагога при работе с лэпбуком заключается в формировании представлений и первоначальных знаний у детей по заявленной экологической теме. В лэпбуке использованы различные дидактические, настольные, настольно-печатные и речевые игры, а также познавательная информация, творческие, раскраски, кроссворды, объединенные одной экологической тематикой. Лэпбук на экологическую тематику использую, как во время образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе. В работе по экологическому воспитанию дошкольников мной были созданы и использованы лэпбуки на темы: « Экология», « Путешествия капельки», «Времена года»,       « Морские обитатели».

       Еще одна инновационная технология это i-стоппер. АЙ-СТОППЕР – это модное широко применяемое слово, звучит сложно, а на самом деле все просто. Ай-стоппер (от англ. Eye stopper - ловушка для глаза) - яркий, неординарный, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание. Стоппер не имеет четко ограниченных правил оформления. Это может быть изображение, или надпись, или игрушка. Особенность стопперов состоит в том, что они редко содержат текстовое описание. Задачей стоппера не является уведомить детей о самом содержании, а лишь вызвать любопытство, привлечь внимание к нему в целях решения вопроса, обеспечить тем самым интерес и запоминаемость.На лестничных пролетах у нас размещены различные герои сказок, которые приглашают детей и родителей в детский сад. Такие яркие картины создают положительный настрой и вовлекают окружающих в сказочный мир чудес и волшебства. Игровые зоны в группе так же красочно оформлены и привлекают внимание детей. В своей группе разместила такие ай-стопперы, как Незнайка, Совушка, микроскоп - в познавательно-исследовательском уголке; Солнце, планета Земля, дерево, животное - в природном уголке. На одном из семинаров я провела мастер-класс для педагогов МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» по теме «Экологический ай-стоппер», на котором воспитатели познакомились с образовательной технологией «экологические i-стопперы», узнали значимость использования i-стоппера для экологического образования детей. Инновационных технологий очень много  и в дальнейшим я хочу продолжить изучать эти технологи. Знакомить с ними детей и коллег.

Результативность опыта.

По результатам своей работы я определила некоторые преимущества использования инновационных технологий  в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию. Для того чтобы увидеть результаты своей работы, я провожу диагностику развития детей в начале и в конце учебного года. Сравнивая полученные результаты, я могу с уверенностью сказать, что экологическое образование с использованием инновационных технологий  способствует развитию детей по всем направлениям.

  Подача информации по экологическому воспитанию через инновационные технологии вызывает у детей большой интерес. Инновационные технологии учитывают наглядно-образное и метафорическое мышление детей дошкольного возраста и передают образную информацию, которая легко воспринимается дошкольниками.

Визуальный материал, используемый в презентациях и слайд-шоу, дает возможность педагогам строить логические и научные объяснения занятий. Мои наблюдения показывают, что дети более активны во взаимодействии со взрослыми и другими детьми, проявляют больший интерес к участию в совместной деятельности. У детей повышается познавательный интерес, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении проблем. Дети умело используют полученные знания в повседневной жизни. Они сажают овощи и цветы, поливают их, наблюдают за их ростом и ждут первых ростков и плодов. Дети задатся вопросами: «Как из гусениц появляются бабочки? Почему картофель растет в почве, а помидоры - на кустах? Как спасти птенца, выпавшего из гнезда? Что делает воздух чистым? Развивается любознательность, познавательная мотивация, воображение и творческая активность. В результате у детей формируется представление о мире в целом, о взаимосвязях между живой и неживой природой, о процессах взаимовлияния природы и человека.

Исследования в этом направлении я веду уже несколько лет, и у меня накопился большой материал. Своими находками по этой проблеме делюсь на педагогических советах и на семинарах-практикумах с коллегами. Кроме того, регулярно размещаю свои наработками на различных сайтах.

   В группе оформлен экологический уголок для детей, в котором имеются лэпбуки, дидактические игры и разнообразные дидактические материалы, собранные и подготовленные с помощью компьютерных технологий.

В  2022  году с использованием инновационных технологий  было проведено итоговое открытое занятие на экологическую тему «Профессия Эколог». В ходе занятия дети с удовольствием справлялись со всеми заданиями и с большим интересом усваивали новую информацию.

В 2022- 2023 учебном году, в рамках сотрудничества с детской библиотекой Ичалковского района им. И.П. Кривошеева и реализации целевой программы «Дошкольник. Книга. Библиотека.», мои воспитанники приняли участие в медиа-проекте «Читаем на природе», сетевом поэтическом попурри «Ты можешь не быть поэтом,,,», в различных конкурсах и выставках экологической тематики. Мои воспитанники регулярно участвуют в конкурсах, проводимых ФГБУ "Заповедная Мордовия".

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Инновационные  технологии могут сделать процесс обучения и развития детей очень простым и эффективным, открыть новые возможности для дошкольного образования. Существуют возможности обогащения и качественного обновления процесса дошкольного образования, повышения его эффективности.

В любом случае использование инновационные технологии  нашли свою нишу в моей образовательной практике.

Список литературы

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников/З.Ф. Аксенова. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
  2. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, группа) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с.
  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
  4. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! /Л.В. Ковинько. - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.
  5. Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.//Управление ДОУ. - 2012.- №5.
  6. Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений, специалистов методических и ресурсных центров, работников органов управления образованием / Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2013 г.
  7. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
  8. Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.
  9. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. /С.Н.Николаеква. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
  10. Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.
  11. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ./Е.А. Сыпченко. – Детство-Пресс, 2012 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Карабановой Наили Ахмедулловны

Тема инновационного опыта «ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОУ И СЕМЬИ» выбрана не случайно, так как  проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время п...

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Инновационный педагогический опытвоспитателя МБДОУ  «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия    Ибрагимовой Гюз...

Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Прончатовой Людмилы Викторовны по проблеме «Ознакомление с природой родного края как средство экологического воспитания».

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой родного края. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнооб...

2018 г. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ "АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 "ТЕРЕМОК" РЯБОВОЙ О,А,

Представление педагогического опыта воспитателя МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» Рябовой Ольги Александровны «Экологическое воспитание детей дошкольного воз...

Собственный инновационный педагогический опыт Чудаевой Галины Александровны, воспитателя МДОУ «Старошайговский детский сад №2 комбинированного вида» Старошайговского муниципального района.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебного ...