Педагогический проект по созданию мини-музея в детском саду «Русская изба»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Педагогический проект

 по созданию мини-музея в детском саду

 

 

 

 

 

«Русская изба»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkaya_izbat_word.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №2 «Калинка» г. Нижневартовск.

Педагогический проект

 по созданию мини-музея в детском саду

«Русская изба»

г. Нижневартовск 2017 год.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – благодатная почва для приобщения детей  к национальной культуре. 

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремления понять и познать историю, культуру своего народа, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Все, что окружает нас с детства, вызывает глубокую привязанность, повзрослев, человек вспоминает с глубокой теплотой и нежностью о родном доме, родном городе, родных и близких людях, о том, что мы зовем своей малой Родиной. 

Существуют множество форм работы по приобщению дошкольников к национальной культуре. Одна из наиболее новых и, на наш взгляд, эффективных – это музейная педагогика. Она ориентирована на воспитание у  ребенка уважения и интереса к народной культуре

Анализ работы группы подтвердил потребность воспитывать детей гражданами своего города, понимающими и любящими свой родной край.

         Мини – музей «Русская изба» решает задачи социально – личностного и нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения. Размещённые в мини-музее экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению ребят с бытом и укладом жизни, с традициями русского народа. Через живое прикосновение к культуре наших предков, прививается любовь к России, к нашей Родине, к народному творчеству.

 Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа в музее формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, развивает у детей наглядно - действенное мышление.

.

Актуальность:

Отмечено, что современные дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране. Необходимо отметить, что семьи воспитанников недостаточно информированы по данной теме и в связи с этим возникает необходимость формирования единого образовательного пространства, включающего семью и ДОУ. В процессе работы  систематизируется опыт педагогов по патриотическому воспитанию, а также реализуются творческие способности как коллектива ДОУ, так и родителей и детей.

Цель проекта: Содействовать гармоничному развитию детей. Знакомить детей с историей, с основами национальной культуры, с бытом и историей своих предков. Формирование у дошкольников патриотических чувств.

Задачи проекта:

  • Создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа.
  • Прививать интерес к духовной культуре русского  народа, через обычаи, обряды, праздники народное творчество, искусство;
  • Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея;
  • Формировать представление о Родине как месте, где человек родился, городе и стране, маленьким гражданином которой он является.
  • Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.
  • Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки. 

Вид: познавательный, творческий.

Проект рассчитан: на 2 учебных года

Проект ориентирован на две возрастные ступени:

Средний дошкольный возраст – 4-5 лет;

Старший дошкольный возраст – 6-7 лет

.

       Участниками проекта являются: педагоги, дети дошкольных групп,                       родители и гости из других учебных заведений, спонсоры, заинтересованные представители общественности.

Формы реализации проекта:

  •  познавательно-игровые занятия;
  •  занятия-экскурсии;
  •  беседы,

 продуктивная деятельность

Проект построен на основе  методических принципов:

- интеграции  культур

- учет возрастных особенностей детей,

- доступность материала,

- постепенность его усложнения.

Создание и размещение мини-музея:

Музей в ДОУ функционирует с 2000 года. В создании данного музея принимали участия не только коллектив ДОУ, но и  родители, которые помогали в создании экспозиций музея, пополняя их материалами.

Отличительной особенностью нашего  музея является: то, что если в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее детского сада не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, пополнять экспозиции, переставлять экспонаты и рассматривать их, обыгрывать.

Родители оказывают помощь:

  • В пополнении мини-музея новыми экспонатами
  • Участвуют в мероприятиях МБДОУ: праздниках, посиделках,  выставках, создании фотоальбомов
  • Помогают в приобретении и пошиве костюмов для посиделок, театрализованных представлений и праздников.

Структура проекта:

I. Подготовительный этап. Он включал в себя:

- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

- Изучение литературы по музейной педагогике.

- Посещение городских музеев с детьми .

- Разработка модели мини-музея.

- Разработка «Паспорта  музея старинного  быта» в МБДОУ

II. Практический этап (этап реализации проекта).

1. Создание экспозиций в мини-музее.

В 2015 году, когда мы организовывали данный мини-музей, он «задумывался» как «Русская изба» (история русского быта).

В процессе работы мини-музей пополнялся новыми экспозициями.

       Главная идея музея - дети должны хорошо знать и уважать свое прошлое.
Экспонатами музея являются предметы крестьянского быта 19- 20 в:  домашняя утварь, орудия труда, одежда, самотканые скатерти и много другое. В музее дети являются не просто пассивными созерцателями, а становятся любопытными «почемучками».

2. Разработка плана работы мини-музея, назначение ответственных лиц за работу мини-музеем.

В мини-музее организуются:

- Тематические выставки, выставки экспонатов, предметов декоративно – прикладного творчества, русского быта, народных промыслов, фотографий, предметов быта, и т. д. ;

- Игры - занятия проводятся 1 раз в неделю в соответствии с планом и расписанием работы, с учетом интересов и желание детей и их родителей. В группах занимаются дети 4-7 лет, продолжительность игр-занятий определяется действующими нормативами;

- Экскурсии в мини-музей, развлечения, посиделки, в соответствии с планом работы;

- Свободное посещение мини-музея детьми вместе с родителями;

3. Разработка содержания экскурсий в мини-музее.

- Оформлены материалы по описанию экспозиций (для педагогов) ;

- Оформлена подборка конспектов игр-занятий с детьми в мини-музее.

III. Заключительный этап (презентация результатов проекта)

1. Для родителей организуются открытые игры-занятия с детьми в мини-музее.

2. В течении учебного года приглашаются родители на организуемые развлечения, посиделки.

3. По итогам года (май) в мини-музее организуются выставки детских работ по экспозициям музея.

4.Проводиться диагностика усвоения детьми пройденного материала

 Интеграция образовательных областей.

В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:

- «Формирование целостной картины мира» – дать представление о родном крае; его достопримечательностях, об истории родного народа.

- «Художественное творчество» (рисование, аппликация) – организуются выставки детских работ в мини-музее;

-  «Познание» – организуются   игры-занятия    по    ознакомлению    с окружающим;

- «Социализация» - организуются экскурсии по введению детей в мир исторического наследия;

-  «Музыка» - организуются музыкальные развлечения, посиделки;

Результат проектной деятельности

  1. Формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, уважение к его истории и людям, которые в ней живут.
  2. Развивает инициативу, сообразительность, потребность общаться, эстетический вкус.
  3. Заинтересованность родителей к проекту, истории родного края.
  4. Повышение профессионального мастерства педагогов.
  5. Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм.

ПЛАН

реализации проекта

Старшая - подготовительная  группа

N

Месяц.

Тема.

Форма организации

Часы

1.

Сентябрь.

Мир старинных вещей.

Экскурсия в мини-музей

1 ч.

2.

Октябрь.

В гостях у Хозяюшки.

Занятие

1 ч.

3.

Ноябрь.

Так мы раньше одевались.

Беседа

1 ч.

4.

Декабрь.

Во дворе у бабушки

Интегрированное занятие

1 ч.

5.

Январь.

Святочный вечерок

Развлечение

1 ч.

6.

Февраль.

От лучинки до электрической лампы

Занятие

1 ч.

7.

Март.

Праздник

1 ч.

8.

Апрель.

«Народные игры»

Развлечение

1 ч.

9.

Май.

Люби свой край и воспевай.

Занятие

1 ч.

10.

Итого.

9 ч.

Перспективный план работы с родителями

 

N

Месяц

Тема

Форма организации

1.

Сентябрь.

«Семейный альбом»

Выставка фотографий детей всей группы «Какие мы»

2.

Октябрь.

Народные традиции, их роль в

семейном воспитании.

День пожилого человека

Консультация

Организация праздника

3.

Ноябрь.

Самый лучший русский  костюм

Конкурс  рисунков 

4.

Декабрь.

Колыбельная песня в жизни ребенка

Консультация 

5.

Январь.

Самый лучший русский национальный костюм

Конкурс  рисунков

6.

Февраль.

Проведение праздников, развлечений, досугов- одно из условий воспитания интереса, любви и уважения русской культуре

«Семейный досуг»

Консультация

 Организация смотра конкурса

7.

Март.

Масленица

Праздник

8.

Апрель.

Пасха

Занятие в старше - подготовительной группе

Праздник

9.

Май.

Праздник

 

Ожидаемые результаты:

 

В средней группе к концу года дети должны знать: названия домашней утвари (миска, чугунок, самовар, горшок, ухват и т. д.) уметь их называть, отличать  русские национальные костюмы, знать потешки, словесные игры.

В старшей - подготовительной группе к концу года  дети должны знать: устройство старинной избы, убранство, домашнюю утварь, устройство и предназначение печи, орудия труда для сельскохозяйственных работ прошлого века, уметь их называть, русские национальные праздники,  различать русские орнаменты.  Уметь использовать в речи пословицы, поговорки, загадки, играть словесные игры.

Должны владеть информацией по истории, культуре и быту человека прошлого века в соответствии со своим возрастом.

Использованная литература :

  1. Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004.
  2.  Дмитриева Л. П. Создание экспозиции школьного музея. Методическое пособие, - Казань, 2000.
  3. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста.- Пермь, 2002.
  4.  Писарева А. Е. Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ.- М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с родителям по созданию мини-музея в группах детского сада

                                        (из опыта работы) воспитатель высшей квалификаци...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Калинка» г. Нижневартовск. Проект по созданию мини-музея в детском саду «Русская изба» г. Нижневартовск 2017 год.

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №2 «Калинка» г. Нижневартовск.     Проект по созданию мини-музея в детском саду...

Проекты по созданию мини-музеев в группах детского сада

ПРОЕКТЫПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЕВ В ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДАВ 2015-2016 учебном году коллективы каждой возрастной группы (воспитатели, дети и их родители) работали над проектом по созданию в группе тематиче...

Создание мини-музея в группе детского сада как условие обогащения представлений о Великой Отечественной войне.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования. Именно дошкольный возраст один из самых благоприятных периодов воспитания л...

Проект по созданию мини-музея в детском саду «Русская изба»

Существуют множество форм работы по приобщению дошкольников к национальной культуре. Одна из наиболее новых и эффективных – это музейная педагогика. Она ориентирована на воспитание у  ребен...

Презентация: "Создание мини-музея в группе детского сада"

Расскрыты основные аспекты последовательности построения и оснащения мини-музея в группе детского сада. Представны фотографии, сделанные на группе (мини-музей, его оснащение. предварительная работа и ...

Консультация "Создание мини -музея в детском саду "Русская изба"

В этой публикации говорится о создании мини - музея в детском саду. О приобщении детей к истокам русского быта....