Статья «Воспитание творца – потребность времени»
статья по окружающему миру по теме

 «Воспитание творца – потребность времени»   Технология развития связной речи дошкольников   (ТРИЗ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Бондаренко Ольга Ивановна,

Баталова Жанна Михайловна,

воспитатели, 

МБ ДОУ №22, г. Набережные Челны.

«Воспитание творца – потребность времени»

Технология развития связной речи дошкольников

(ТРИЗ)

Мы все хотим, чтобы наши дети были умными, всесторонне развитыми и здоровыми. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Решением этих задач занимается ТРИЗ-педагогика.

Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и ТРТЛ (теория развития творческой личности), создана Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика» (то есть: система знаний о закономерностях развития).

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

ТРИЗ предлагает разработанные технологии, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.

Технология развития связной речи дошкольников предполагает:

  • Обучение детей созданию образных характеристик объектов. А это:

     - Технология обучения детей составления сравнений;

- Технология обучения детей составлению загадок;

- Технология обучения детей составлению метафор;

     - Игры и творческие задания для развития выразительности речи.

  • Составление дошкольниками рифмованных текстов. Это:

- Последовательность игровых заданий и упражнений по обучению детей составлению рифмованных текстов.

- Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов.

  • Обучение детей составлению творческих рассказов по картине. Эта работа производится поэтапно:

- 1 этап «Определение состава картины»

- 2 этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»

- 3 этап «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств»

- 4 этап «Составление загадок и метафор по картине»

- 5 этап «Преобразование объектов во времени»

- 6 этап «Описание местонахождения объектов на картине»

- 7 этап «Составление рассказов от лица разных объектов»

- 8 этап «Смысловая характеристика картины»

- 9 этап «Составление рассказов – фантазий»

- 10 этап «Составление сказок нравственно – эстетического характера»

- 11 этап «Составление рифмованных текстов по картине»

- Анализ картины как целостной системы.

- Игры и творческие задание для освоения алгоритмов работы с картиной.

  • Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания. А это:

- Общая характеристика текстов сказочного типа.

- Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания.

- Составление сказок с помощью метода «Каталога».

- Составление сказок динамического типа.

- Составление сказок описательного типа.

- Составление сказок нравственно - эстетического типа.

- Составление сказок конфликтного типа.

    Более подробнее мы хотим познакомить вас с технологией обучения детей составлению загадок.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта (внезапного понимания чего – либо), или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ активного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей просто вспоминает ответ.

Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Работа по составлению загадок на первых порах тесно связана с работой по описанию предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не называя его, остальные узнают его по описанию. В начале работы для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята. Наиболее удачными формами такой работы являются игровые. Например: в виде игры в магазин, когда “покупатель” описывает предмет, а “продавец” должен отгадать его. Или в виде игры “отгадай по описанию” и т. п. В этих играх предметы, которые описываются, наглядно представлены для всех. Более сложной будет игра “Почтальон принес посылку”, в которой каждый ребенок получает свой предмет и описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.

В практике ТРИЗа используется три основных модели составления загадок.

Модель 1.

Какой?

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбирается объект (н-р самовар). Даются образные характеристики по заданным признакам.

- Какой самовар по цвету? – Блестящий (записывается это слово в первой строчке левой части таблицы).

- Какой самовар по действию? – Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

- Какой он по форме? – Круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Далее дети дают образные характеристики объекту в правой части таблицы.

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Монета

Шипящий

Вулкан

Круглый

Арбуз

Для яркости можно добавить определений и таблица может выглядеть следующим образом:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

После заполнения таблички читаем загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «КАК» или «НО НЕ».

Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».

Модель 2.

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Протокол составления загадки - ежик.

- Что делает ежик? – Пыхтит, собирает, семенит.

- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на «завышение»).

  Пыхтит как старый чайник (сравнение на «занижение»).

- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на «завышение»)

   Собирает как жадина (сравнение на «занижение»).

- Семенит как ребенок, который учится ходить (сравнение на «завышение»).

  Семенить как старый дедушка (сравнение на «занижение»).

Что делает?

Что(кто) делает так же?

Пыхтит

Как новенький паровозик (на «завышение»).

Как старый чайник (на «занижение»).

Собирает

Как хорошая хозяйка (на «завышение»)

Как жадина (на «занижение»)

Семенит

Как ребёнок, который учится ходить (на «завышение»).

Как старый дедушка (на «занижение»)

Составляем загадку в целом, используя связки «КАК», «НО НЕ».

Прием «завышения» - «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить».

Прием «занижения» - «Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном».

Модель 3.

Особенности освоения этой модели является то, что дети, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже?

Чем отличается?

Протокол составления загадки про гриб:

-На что похож гриб? – На мужичка.

-А чем отличается от мужичка? – У гриба нет бороды.

-Еще на что похож? – На дом, но без окон.

-А еще? – На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Полученная загадка: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на тонкой ножке».

На что похоже?

Чем отличается?

На мужичка

У гриба нет бороды

На дом

Но без окон

На зонтик

Но у зонтика тоненькая ручка

Мы рекомендуем использовать данную технологию, так как она способствует развитию таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а так же поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Дети умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца.

Список   литературы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста."

Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться, самим ориентироваться во времени: определять, измерять время правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планир...

Статья «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста»

Совершенствование временных ориентировок у ребенка должно строиться на прочной сенсорной основе и содержать доступные для каждого возрастного периода временные категории. Высокое качество учебно-воспи...

Консультация для родителей на тему: «Воспитание разумных потребностей и чувство долга»

Подготовила Савкина Н.А.  воспитатель старшей группы  МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ягодка» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия...

Статья на тему "Развитие временных представлений у дошкольников"

Статья на тему "Развитие временных представлений у дошкольников"...

НОД по экономическому воспитанию "Пирамида потребностей"

Цель: Познакомить детей со следующими понятиями: «потребности», «товары», «услуги». Учить определять, от чего зависят потребности. Закрепля...

статья "От героев былых времен"

Последний ветеран в Савинском районе  Вознесенье...