Статья на тему "Развитие временных представлений у дошкольников"
статья по математике по теме

Статья на тему "Развитие временных представлений у дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.69 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема развития временных представлений у дошкольников всегда привлекала внимание педагогов и психологов.

Время есть отражение вечного, природы, общества, человека. Оно является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.

 Актуальность проблемы можно объяснить тем, что детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

 Не следует забывать о том, что дошкольник - это ребёнок, который в скором будущем станет школьником. И время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с первого класса. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых не развиты временные  представления.

Актуальность темы бесспорна, поскольку сформированность временных представлений у детей  дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребёнка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность, умение планировать свою деятельность и т.д. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе. На это указывают многие педагоги-исследователи. (Т.Д. Рихтерман, А. А. Столяр, Р. Л. Непомнящая и др.)

Но вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его».

И в педагогической практике встаёт вопрос, как ребёнку показать время. Время воспринимается ребёнком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения, которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность  разнообразных видов деятельности.

 Исследования представлений ребёнка о времени проводились как за рубежом (Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и др.), так и в отечественной педагогике (Т.Д. Рихтерман, Рубинштейн, Р.Л. Непомнящая и др.), однако их сравнительно немного, а различия в подходах исследователей делают затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребёнка данных представлений.

Кроме того в практике работы нередко происходит формальное усвоение детьми временных категорий, ориентация на их заучивание. Использование методики многократного повторения материала (чаще словесного) без осознания смысла и понимания взаимосвязи негативно сказывается на процессе дальнейшего развития временных представлений у детей в школе.

 Таким образом, мы можем говорить о том, что  проблема развития временных представлений у детей 3-4 лет и поиск эффективных форм организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении  является сегодня актуальной.

 В группах младшего дошкольного возраста, несомненно, должны преобладать игровые образовательные ситуации  в процессе организации математической деятельности. Тем самым реализуется положение федерального государственного образовательного стандарта  о ведущей роли игровой деятельности в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении. И это соответствует возрастным особенностям детей 3-4 лет. Игровой сюжет, активизация каждого ребенка, возможность самостоятельного активного действия способствует заинтересованности детей. Они гораздо успешнее воспринимают и осваивают математическое содержание в ходе игровых ситуаций.

 Анализируя методическую литературу по проблеме нашего исследования, мы пришли к выводу, что в настоящее время недостаточно методических разработок и рекомендаций по использованию игровых образовательных ситуаций  для развития временных представлений у детей 3-4 лет.

 В связи с этим наблюдается противоречие между стремлением педагогов работать в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, реализовывать новые формы образовательного процесса и неумением педагогов максимально использовать возможности игровых образовательных ситуаций  для развития временных представлений у детей младшего дошкольного возраста.

 Таким образом, недостаточная разработка данной проблемы послужила основанием для выбора темы нашего исследования « Игровые образовательные ситуации как форма организации педагогического процесса по развитию временных представлений у детей младшего дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Значение игр по развитию пространственно-временных представлений для дошкольников при подготовке детей в школу.

В данной статье коротко описаны причины нарушения пространственного гнозиса и к чему эти нарушения приводят. Указаны этапы формирования пространственно-временных отношений, приведены некоторые игры и ...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени».

Актуальность проекта обусловлена трудностями, возникающими у обучающихся в процессе ознакомления со временем. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ...

Программные задачи и методика работы по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной группы. Развитие чувства времени у дошкольников.

Ознакомление с временными интервалами в 1, 3, 5, 10 минут с помощью песочных часов, секундомера.Обеспечение переживания длительности этих интервалов в разных видах деятельности.Обучение умению выполня...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной логопедической группы "Путешествие в страну времени"

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрен...

Статья о развитии временных представлений у дошкольников

Мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события, изменения явлений протекают во времени.Интерес детей к временным отношениям возникает очень рано.Освоение временных понятий детьми протекае...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"

    С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детс...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников старшей группы "Путешествие в страну времени".

Воспитатель: Родионова Наталия АлександровнаГБДОУ Детский сад №100 Невского района Санкт-Петербурга Характеристика проектаТип проекта: учебныйВид проекта: групповойРеализация проекта: проект расс...