Проект по развитию временных представлений у дошкольников старшей группы "Путешествие в страну времени".
проект (старшая группа)

Родионова Наталия Александровна

Воспитатель: Родионова Наталия Александровна

ГБДОУ Детский сад №100 Невского района Санкт-Петербурга

 

Характеристика проекта

Тип проекта: учебный

Вид проекта: групповой

Реализация проекта: проект рассчитан на 1 месяц.

Этапы проекта:

Подготовительный этап.

Основной этап.

Заключительный этап.

Исполнители:

- дети;

- воспитатели;

Актуальность

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.

Детям уже в старшем дошкольном возрасте жизненно необходимо, научиться самим, ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.

Цель: Развитие временных представлений у старших дошкольников. Задачи:

Развивающие:

- Развивать представление о времени. - Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории. - Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.

Обучающие:

- Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года». - Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа). - Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях, в различных видах деятельности (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).

Воспитывающие:

Воспитывать желание «беречь» время.

Результативность:

У воспитанников сформируется представление о времени. Разовьется навык использования в речи слов, обозначающих временные категории. Сформируются предпосылки поисковой деятельности, творческой активности. Даны представления об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года». Систематизируются и обобщатся знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).

 Дети научатся отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности, в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности). Воспитывается желание «беречь» время.

Основной этап. 1 неделя

Знакомство с уголком времени.

Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».

Чтение «Сказка о четырех сестричках – временах года»

Игра «Лови, бросай времена года называй»

Знакомство детей с приборами для определения времени: различными видами часов и календарей. Обогащение уголка времени.

Викторина «Наш веселый календарь»

Заучивание стихотворения С. Баруздина «Часы».

Сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня»

Рисование «День и ночь»

Повторение и получение новых знаний о величинах времени.

  

2 неделя

Учить сопоставлять части суток и времен года с их отличительными особенностями.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории

Закрепить понятия о временах года.

Учить пользоваться приборами для определения времени.

Учить определять число, месяц и день недели

Учить распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.

Закрепить понятия о частях суток.

Беседа «Немного истории о часах»

Чтение Й. Змай «Часы»

Рисование «Мир часов»

Игра «Заяц, заяц сколько время»

Инд. работа с детьми (ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, пол часа и за 1 минуту)

 

3 неделя

Занятие «Учимся определять время с помощью часов»

Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с часами»

Чтение Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу»

Занятие: Отгадывание загадок о временных понятиях.

Конкурс «Сделай часы своими руками»

Познакомить детей с истории создания первых часов и дальнейшем их развитии.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.

  

4 неделя

Научить определять время с помощью часов.

Закрепить понятие времени.

Ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, полчаса и за 1 минуту

Научить определять время с помощью часов

Учить распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории

Развивать интерес к математике, представление о времени.

 

Заключительный этап

Подведение итогов конкурса «Сделай часы своими руками»

Проведение итогового занятия «Корзинка времен года» Беседа: «Что такое время?»

Итоговое занятие по изучению времени.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Характеристика проекта Тип проекта: учебный Вид проекта: групповой Реализация проекта: проект долгосрочный Этапы проекта: Подготовительный этап. Основной этап. Заключительный этап. Участники : - дети; воспитатели; родители Проект по развитию временных представлений у дошкольников старшей группы "Путешествие в страну времени" Подготовила: воспитатель ГБДОУ Детский сад 100 Невского района Санкт-Петербурга Автор: Родионова Наталия Александровна

Слайд 2

Этапы реализации проекта Подготовительный -диагностика ориентации во времени детей; -составление календарного плана; -подбор подходящих дидактических игр; физминуток , считалочек, утренней зарядки по данной тематике; -разработка конспектов занятий по данной теме; - п одбор методической литературы, загадок о временных понятиях, художественной литературы Основной Непосредственная реализация календарного плана Заключительный -выставка художественной и методической литературы по изучению временных понятий; -фото - коллаж; -викторина по пройденному материалу с целью определения результативности усвоения детьми полученных знаний

Слайд 3

Цель: Развитие временных представлений у старших дошкольников. Задачи: Развивающие: Развивать представление о времени. Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории. Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность. Обучающие: - Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года». - Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа). - Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях, в различных видах деятельности. Воспитывающие: Воспитывать желание «беречь» время.

Слайд 4

Наша задача состояла в том, чтобы дети в результате реализации проекта: - различали времена года и их признаки, могли назвать очередность времен года. - различали части суток; - могли назвать месяцы каждого времени года и их характерные особенности Для выполнения этой задачи мы провели следующие мероприятия: - Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года». - Чтение «Сказка о четырех сестричках – временах года» - Игра «Лови, бросай времена года называй» - Викторина «Наш веселый календарь» - Сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня» Рисование «День и ночь» Просмотр обучающего фильма «Времена года»

Слайд 5

Задача : научить детей ориентироваться в днях недели, правильно называть их последовательность; познакомить с понятием «рабочие дни» и «выходные дни». Проводимые мероприятия: Заучивание стихотворения- физминутки «Дни недели»; Дидактическая игра «Дни недели»; «Соотнеси картинки»; Настенный календарь «Путешествие Антошки»; Занятие «Путешествие по дням недели»

Слайд 6

Задача: -научить детей ориентироваться в пространстве, различать понятия «справа», «слева» Проводимые мероприятия: -утренние зарядки с заданиями «Мы пойдем налево, мы пойдем направо», «Муха справа, муха слева»; -вечерние занятия по написанию графических диктантов; -дидактическая игра «Куда пойдешь и что найдешь»

Слайд 7

Задача: -познакомить детей с часами, их историей, видами; -научить определять время по положению стрелок Проводимые мероприятия: - занятие «История часов» - занятие «Что нам стрелочки покажут» - презентация «Виды часов» аппликация «Сделай свои часы» рисование «Часы бывают разные» экспериментирование на прогулке «Мастерим солнечные часы» - фото-выставка «История часов» выставка «Мои любимые часы» Д/игра «Заяц-заяц, сколько время» Чтение сказки «О часах, у которых было сердце»

Слайд 11

Результативность проекта - У воспитанников сформировано представление о времени. - Активизирован навык использования в речи слов, обозначающих временные категории. - Сформированы предпосылки поисковой деятельности, творческой активности. - Даны представления об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года». - Систематизированы и обобщены знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа). - Дети научились отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности. - Мы старались воспитывать желание «беречь» время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени».

Актуальность проекта обусловлена трудностями, возникающими у обучающихся в процессе ознакомления со временем. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной логопедической группы "Путешествие в страну времени"

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрен...

Развитие пространственных представлений у дошкольников старшего возраста

Доклад на тему "Развитие пространственных представлений у дошкольников старшего возраста"...

Организация взаимодействия воспитателей ДОУ с родителями по развитию математических представлений у дошкольников старшей группы.

Дошкольный возраст – уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника &nda...

Организация взаимодействия воспитателей ДОУ с родителями по развитию математических представлений у дошкольников старшей группы.

Дошкольный возраст – уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника &nda...

Методическая разработка «ТИКО МАСТЕРА. Развитие пространственных представлений у дошкольников старшего возраста через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования» Для детей с 5 до 6 лет

   Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собо...