Методическая разработка «ТИКО МАСТЕРА. Развитие пространственных представлений у дошкольников старшего возраста через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования» Для детей с 5 до 6 лет
методическая разработка (старшая группа)
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате работы с этим конструктором для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.
Программа знакомства с конструктором ТИКО обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию, основанную на практической работе. Методика работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_programma_tiko.doc_novaya.doc | 223.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА Педагогическим советом ГБДОУ детского сада № 143 Невского района Санкт-Петербурга Протокол № | УТВЕРЖДЕНА Заведующим ГБДОУ детским садом № 143 Невского района Санкт-Петербурга _______________С.В.Каганец Приказ от |
Дополнительная общеразвивающая программа
«ТИКО МАСТЕРА. Развитие пространственных представлений у дошкольников старшего возраста через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования»
Для детей с 5 до 6 лет
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 143 Невского района Санкт-Петербурга
(срок реализации 1 год)
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Михеева И.Н.
Санкт-Петербург
Содержание
- Пояснительная записка ……………………………………………… стр.3
- Календарный учебный график ………………………………………. стр.8
- Учебный план по программе…………………………………………. стр.8
4. Система педагогического наблюдения (мониторинга) достижения детьми панируемых результатов освоения программы………………...стр. 9
5. Рабочая программа ……………………………………………………стр. 12
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа "ТИКО МАСТЕРА. Развитие пространственных представлений у дошкольников старшего возраста через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования" для детей с 5 до 6 лет (далее – Программа) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга (далее - Образовательное учреждение) разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Актуальность программы
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает интеллектуальное развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям дошкольника.
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате работы с этим конструктором для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.
Программа знакомства с конструктором ТИКО обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию, основанную на практической работе. Методика работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.
Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. При этом дети через развивающие практические занятия учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели. И в этом несомненная актуальность программы.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке). Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали. Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.
Адресат программы
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми. Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра.
С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе.
Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. В логических играх ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.
В играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача здесь выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.
Цель данной программы - формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством геометрического моделирования.
Задачи:
- Развитие регулятивной структуры самостоятельной деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).
- Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
- Расширение кругозора, обогащение эмоциональной сферы, развитие художественно-эстетического вкуса.
- Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение).
- Активизация работы левого и правого полушарий головного мозга ребенка за счет управления работой кистей рук и задействования пространственного мышления при сборе объемных фигур. Укрепление пальцев и кистей рук, развитие мелкой моторики рук.
- Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и пр.).
- Создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
- Развитие у дошкольников мотивационной сферы, интереса к исследовательской деятельности и моделированию.
- Воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, умения сотрудничать с другими людьми (сверстниками и взрослым).
Срок реализации рабочей программы
2022-2023 учебный год (сентябрь 2022 – май 2023 года).
Условия реализации программы:
- наличие конструктора «ТИКО» разных моделей.
- занятия лучше проводить в помещении, где можно быстро организовать учебное пространство - переставить столы и стулья, освободить место для упражнений, связанных с двигательной активностью детей;
- наличие демонстрационного материала;
- наличие индивидуальных карточек и схем;
- количество обучаемых в группе из 10 человек.
Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:
Наглядные | Словесные | Практические |
Показ презентаций; показ образцов деталей и способа действия; рассматривание таблиц, схем, иллюстраций, эскизов построек; рассматривание детских работ, анализ образцов
| Беседы, рассказ, обсуждение способа выполнения работы; обращение к опыту детей; художественное слово; дискуссии, загадывание загадки; моделирование ситуации; проблемные вопросы; инструкции, объяснения помощь, напоминание, совет, поощрение, анализ образцов | Создание совместных построек, разнообразные игры, изготовление предметов для игр, познавательно исследовательской деятельности; Создание макетов, проектная деятельность; познавательно исследовательская деятельность; экспериментирование; оформление выставок; продуктивная деятельность; игровые ситуации; поисковая деятельность; проведение опыта; физминутки; обыгрывание постройки. |
Игровые приемы - Дидактические игры на развитие внимания, мышления, памяти - Сюрпризные моменты - Игровой сюжет | ||
Игры и задания; ситуации, которые можно обсудить; придумывание истории о предметах Перечисленные формы помогают ребенку познакомиться с функциями и видами различных продуктов и материалов человеческой деятельности. Практическим подспорьем воспитателю может оказаться такой прием: предложить детям продолжить придаточные предложения, образованные при помощи союзных слов чтобы; так как; когда; зачем; потому что; из-за того что; всякий раз, когда; может быть, из-за того, что и т.п. | ||
Методы - Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.); - Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.); - Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск еѐ решения детьми; - Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу); - Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога; - Поисковый – самостоятельное решение проблем; - Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребѐнка при решении. - Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребѐнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей. Таким образом, проектно-ориентированное обучение – это систематический учебный метод, вовлекающий ребѐнка в процесс приобретения знаний и умений с помощью широкой исследовательской деятельности, базирующейся на комплексных, реальных вопросах и тщательно проработанных заданиях. | ||
Вопросы и беседы Эффективный методический прием - создание стимулирующей вопросы детей вопросно-ответной ситуации. Причем вопросы должны задавать, прежде всего, дети, а взрослые должны не игнорировать прозвучавший вопрос, но заметить, поддержать и обсудить его. Прежде чем дать ответ, нужно задуматься над проблемой вместе с детьми: действительно, почему что-то происходит так, а не иначе. Важно дать детям возможность высказать свои версии происходящего, почувствовать себя компетентными. Поощрять вопросы взрослый может также, сам задавая вопросы детям, рассуждая вслух, высказывая гипотезы, объясняющие некоторое явление в полемическом плане, а также пытаясь интересно, компетентно, честно отвечать на прямые вопросы детей. |
Материально-техническое оснащение
№ п/п | Содержание |
1 | Печатные материалы - индивидуальные задания, карточки-схемы |
2 | Аудиозаписи |
3 | Ноутбук, проектор |
4 | Цветные и простые карандаши, фломастеры |
5 | Доска магнитно-маркерная |
6 | Наглядно-дидактический материал |
7 | Раздаточный материал |
8 | Атрибуты для обыгрывания построек |
Планируемые результаты освоения программы
В ходе освоения дошкольниками каждого модуля программы возможно достижение предметных результатов в области математических знаний и знаний предметов окружающего мира.
Ожидаемый результат:
По окончании
По окончании дети должны знать и уметь:
• называть и конструировать плоские и объемные геометрические фигуры;
• иметь представление о различных видах многоугольников;
• ориентироваться в понятиях «вперед», «назад», «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между»;
• сравнивать и классифицировать фигуры по 1 - 2 свойствам;
• конструировать различные виды многоугольников;
• ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»;
• считать и сравнивать числа от 1 до 10;
• конструировать плоские и объемные фигуры по образцу, по схеме и по собственному замыслу.
2. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года – 36 недель
Начало занятий – 5 сентября 2022 года
Окончание занятий – 31 мая 2023 года
Объём учебных часов дополнительной общеразвивающей программы
«ТИКО МАСТЕРА»
Год обучения | Общее количество в неделю | Продолжительность занятий | Всего занятий в год | Количество часов в год |
Один год (5-6 лет) | 1 | 30 минут | 36 | 18 часов |
3. Учебный план по программе
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Знакомство с конструктором Тико | 4 | 2 | 2 | Педагогическое наблюдение за выполнением практических заданий. |
2 | Путешествие по ТИКО стране | 4 | 2 | 2 | Педагогическое наблюдение за выполнением практических заданий. |
3 | Как звери к зиме готовятся | 4 | 2 | 2 | Педагогическое наблюдение за выполнением практических заданий. |
4 | Зимние забавы | 4 | 2 | 2 | Педагогическое наблюдение за выполнением практических заданий. |
5 | Домашние животные | 4 | 2 | 2 | Педагогическое наблюдение за выполнением практических заданий. |
6 | Защитники отечества. Военная техника | 4 | 2 | 2 | Педагогическое наблюдение за выполнением практических заданий. |
7 | Цветы для мамы | 4 | 2 | 2 | Педагогическое наблюдение за выполнением практических заданий. |
8 | Космос | 4 | 2 | 2 | Педагогическое наблюдение за выполнением практических заданий. |
9 | Страна Вообразилия | 4 | 2 | 2 | Педагогическое наблюдение за выполнением практических заданий. |
Итого | 36 | 18 | 18 |
- Система педагогического наблюдения (мониторинга) достижения детьми панируемых результатов освоения программы
Содержание мониторинга включает в себя два модуля «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование». Для сбора диагностических данных используется метод наблюдения.
Цель – изучение качественных показателей достижений детей в конструктивно-модельной деятельности.
Задачи:
- Изучить продвижение ребенка в освоении материала.
- Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого ребенка в конструктивно-модельной деятельности.
- Обеспечить контроль за решением образовательных задач, что дает возможность более полно и целенаправленно использовать методические ресурсы.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
- обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;
- изучение и конструирование различных видов многоугольников;
- обучение планированию процесса создания собственной модели
- совместного проекта;
- обучение различным видам конструирования;
- знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов;
- развитие комбинаторных способностей;
- совершенствование навыков классификации;
- развитие умения мысленно разделить предмет на составные части
- собрать из частей целое;
- воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
- выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
- изучение и конструирование предметов окружающего мира, на основе различных видов многогранников;
- исследование «объема» многогранников;
- формирование целостного восприятия предмета;
- развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме;
- развитие умения сотрудничать, договариваться друг с другом в процессе организации и проведения совместных конструкторских проектов.
Дополняются наблюдения свободным общением педагога с детьми, играми, рассматриванием картинок, схем, выполнением специально подобранных заданий, выставками детских работ.
Объект педагогического наблюдения (мониторинга) | Формы и методы педагогического наблюдения | Периодичность проведения педагогического наблюдения | Длительность проведения педагогического наблюдения | Сроки проведения педагогического наблюдения |
Индивидуальные достижения детей в процессе обучения по Программе | Наблюдение. Анализ продуктов детской деятельности | 2 раза в год | 2 недели | декабрь, май |
Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся
Месяц | Темы | Формы работы |
Сентябрь | "Конструктор Тико: обучаемся, играя» | Памятки для родителей |
Октябрь | "Возможности конструктора Тико" | Консультация |
Ноябрь | «Все о Тико» | Тематические консультации (ответы на интересующие вопросы родителей) |
Декабрь | Диагностика | Диагностические карты. |
Январь | «Мы на занятии» | Фотовыставка |
Февраль | "Индивидуальные достижения обучающихся" | Индивидуальные консультации |
Март | «Играем дома: дидактические игры с Тико» | Брошюры для родителей |
Апрель | «Выявление уровня удовлетворенности родителей» | Анкетирование, опросы, беседы, |
Май | "Наши достижения» Диагностика | Выставка поделок из Тико. Диагностические карты. |
Программа предполагает проведение ряда занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры.
5. Рабочая программа
Месяц | Проблематика занятия | Основные задачи работы с детьми | Методическое обеспечение | Результат работы по теме |
Сентябрь 2022 Знакомство с конструктором ТИКО | Необычные детали | Теория: понятия «треугольник», «разные», «одинаковые», «вверх», «вниз», «посередине», знакомство с конструктором ТИКО Практика: поиск треугольников и прямоугольников в «геометрическом лесу» для конструирования «заборчика». Логическое задание «Отгадай фигуру». Конструирование по схеме: заборчик. | Аудио запись телефонного звонка, Конструктор Тико, Индивидуальные карты-схемы «Заборчик». | Способны соединять детали, используя шарнирные способ крепления, проявляют инициативу, целеустремленность в достижении результата работы. |
Знакомство с зайчиком ТИКО | Теория: способы соединения деталей, различие треугольников в наборе, Практика: конструирование по схеме «Зайчик». | Игрушка Зайчонок, конструктор Тико, Индивидуальные карты-схемы «Заяц». | Умеют обобщать предметы по признаку, способны конструировать простые Тико-фигуры по заданной педагогом схеме. | |
Маска зайчонка | Теория: фигуры: «ромб», «шестиугольник», «квадрат», «треугольник», Практика: задание на тематической карточке, конструирование по схеме «Маска». | Игрушка «Зайчонок», индивидуальные карты-схемы «Маска». | Способны создать плоскостную фигуру, соединяя детали конструктора без затруднений. Знают геометрические фигуры: квадрат, ромб, шестиугольник, треугольник. | |
Друзья зайчонка Тико | Теория: сравнение геометрических фигур по цвету. Практика: поиск фигур заданного цвета для конструирования лисички. Сопоставление фигур с предметами окружающего мира аналогичного цвета, конструирование по схеме «Белка». | Музыкальный центр, микрофон, конструктор Тико, индивидуальные карты-схемы «Белка». | Могут определить какие детали конструктора ТИКО больше всего подходят для создания образа, как их целесообразно скомбинировать. Проявляют интерес и радость в процессе конструкторской деятельности. | |
Месяц | Проблематика занятия | Основные задачи работы с детьми | Методическое обеспечение | Результат работы по теме |
Октябрь 2022 Путешествие по ТИКО стране | Паровоз и вагон | Теория: Сравнительный анализ и классификации различных видов многоугольников. Практика: конструирование по схеме «паровоз», «вагончики». | Аудио запись «Звук паровоза», конструктор Тико, индивидуальные карты-схемы «Паровоз». | Дети следуют инструкциям педагога, сначала работая на карточке, затем конструируя заданную фигуру. Проявляют интерес к работе, доводят начатое до конца. |
Автомобиль | Теория: Понятия: «геометрия», «многоугольник», «пятиугольник», «шестиугольник», «семиугольник», «восьмиугольник». Практика: определение названия геометрических фигур на ощупь. Задание: найди несколько вариантов конструирования 7-ми и 8-миугольников из геометрических фигур, конструирование по контурной схеме «Автомобиль». | Доска, маркер, конструктор Тико, образец фигуры «Автомобиль», контурная схема «Автомобиль» | Умение сравнивать, группировать и классифицировать предметы. Способны сооружать фигуры из конструктора «ТИКО» по замыслу. Применяют в конструировании полученные ранее знания. | |
Приборы для Фиксиков | Теория» умение сравнивать, группировать детали и классифицировать детали, Практика: конструирование по замыслу (молоток, пила, телефон и др.) | Аудиозапись «Фиксики», предметные картинки «Инструменты», конструктор Тико. | Способны согласовывать числительные с существительными. Помогают друг другу, стараются договариваться, уступать, вести диалог со сверстниками. | |
Водный транспорт | Теория: Классификация геометрических фигур по одному свойству. Транспорт: водный транспорт. Практика: Поиск фигур заданного цвета – игра «Угощение друзей». Слуховой диктант «Дом с трубой». Конструирование по образцу: лодка. | Предметные картинки «Водный транспорт», конструктор Тико. | Умеют выделять основные части и характерные детали конструкций; действовать по алгоритму с опорой на схему. Понимают словесную инструкцию педагога. При выполнении работы стараются сотрудничать со сверстниками. |
Месяц | Проблематика недели | Основные задачи работы с детьми | Методическое обеспечение | Результат работы по теме |
Ноябрь 2022 Как звери к зиме готовятся | Зимовье зверей | Теория: фигура «квадрат с дыркой» (окно), один этаж – один квадрат, два этажа – два квадрата и т.д., Практика: - работа с карточкой №1, - конструирование по схеме «Домик». | Карточка-схема «Домик» на каждого ребенка, конструктор Тико. | Дети с интересом работают по карточке-заготовке, самостоятельно выбирают цвета для закрашивания домика. Доводят начатое до конца. |
Как лесные звери к зиме готовятся? | Теория: закреплять умение создавать конструкцию по схеме, подбор фигур нужного цвета по представлению, Практика конструирование по схеме «Медведь». | Волшебная палочка, картинки с изображением животных леса, конструктор Тико, карточки на каждого ребенка «Медведь». | Дети самостоятельно подбирают детали для конструирования, объясняют, почему именно эти детали они выбрали. | |
Зимующие птицы | Теория: действие по словесной инструкции, действие по алгоритму с опорой на схему; Практика: отгадывание загадок о зимующих птицах, конструирование по схеме «Ворона». | Конструктор Тико, индивидуальные карточки-схемы плоскостных фигур «Птицы» | Дети действуют по словесной инструкции педагога, по алгоритму с опорой на схему. Выделяют основные части и характерные детали конструкции. | |
Что едят ежи? | Теория: Чередование геометрических фигур по форме и по размеру. Практика: конструирование лесной дорожки для ежика с чередованием фигур разного размера и формы. Конструирование по схеме «Гриб», конструирование по памяти «Гриб». | Конструктор «Тико», Индивидуальные схемы «Гриб». | Дети научились на слух выкладывать детали, получая заданную конструкцию. |
Месяц | Проблематика недели | Основные задачи работы с детьми | Методическое обеспечение | Результат работы по теме |
Декабрь 2022 Зимние забавы | Зимние забавы | Теория: 1 часть (логика) – чередование геометрических фигур по цвету. 2 часть (окружающий мир) – зимние забавы Практика: Выделение множеств – (квадраты: красные, синий, белый). Конструирование дорожки из квадратов 4 цветов путем чередования. Конструирование по схеме «Снеговик» | Картинки с зимними играми и забавами, карточки-схемы по выбору детей.. | Умеют выделять особые признаки геометрических фигур. Способны планировать свою деятельность и в соответствии с заданием подбирать нужные детали для конструирования. |
Елка | Теория: различие фигур треугольников. Практика: разгадывание загадок, конструирование по карточке-схеме «Елочка». | Загадка про елку, карточки-схемы «Елочка» на каждого ребенка. | Дети правильно называют разные треугольные детали. Проявляют интерес к работе, помогают друг другу. Испытывают радость в конце проделанной работы. | |
Волшебные снежинки | Теория: продолжать формировать умение выделять особые признаки геометрических фигур. Практика: Раскрашивание карточки «Моя волшебная снежинка», конструирование по замыслу «Снежинка». | Индивидуальные карточки-схемы «Снежинка», конструктор Тико. | Дети самостоятельно подбирают детали ТИКО по своему замыслу, выбирая фигуры нужной формы и цвета. | |
Помощники Деда Мороза | Теория: Сравнение различных треугольников (равносторонний, остроугольный, прямоугольный) Практика: конструирование «Снегурочка» по образцу и словесной инструкции.
| Загадки по теме, конструктор Тико, индивидуальные карточки-схемы на выбор детей. | Способны соединять детали конструктора ТИКО без затруднений. Понимают словесную инструкцию педагога. При выполнении работы стараются сотрудничать со сверстниками. |
Месяц | Проблематика занятия | Основные задачи работы с детьми | Методическое обеспечение | Результат работы по теме |
Январь 2023 Домашние животные | Кошка и собака | Теория: Понятия: «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали». Практика: -слуховой диктант «Собака», - конструирование по схеме «Кошка».
| Игрушки кошка и собака, конструктор Тико, индивидуальные схемы «Кошка», «Собака». | Способны действовать по алгоритму с опорой на схему. Слышат педагога и действуют по словесной инструкции. Добросовестно и ответственно относятся к выполняемой работе. |
Поездка на ферму | Теория: Закрепление названия геометрических фигур: шестиугольник, большой квадрат, маленький квадрат, маленький треугольник, прямоугольник. Практика: дидактическая игра «Сельскохозяйственные профессии», конструирование по образцу «Дом». | Картинки «Домашние животные», конструктор Тико, образец готовой работы «Дом» | Применяют в конструировании полученные ранее знания. Способны самостоятельно выбрать детали ТИКО при разработке модели и осуществлении конструкторского замысла. | |
Фермерское хозяйство | Теория: учить самостоятельно определять, какие детали нужны для создания образа. Практика: конструирование по выбору детей «Домашние животные». | Аудиозапись А.Пахмутова «Далеко, далеко на лугу пасутся ко..», конструктор Тико, схемы «Домашние животные» по выбору детей. | Умеют совмещать силуэтное и контурное изображение путем зрительно-осязательного соотнесения. Проявляют интерес в процессе конструирования. | |
Месяц | Проблематика занятия | Основные задачи работы с детьми | Методическое обеспечение | Результат работы по теме |
Февраль 2023 Защитники отечества. Военная техника. | Путешествие по Цифрограду | Теория: закрепление числового ряда от 0-10, учить сравнивать геометрические фигуры по форме, размеру и цвету, находить сходства и отличия. Практика: конструирование цифры 8. | Игрушка Фея математики, доска, маркер, конструктор Тико, Схемы цифр. | Способны назвать цифры, сконструировать их из ТИКО с опорой на карточку. Мотивированы на взаимопонимание со сверстниками, проявляют настойчивость в достижении цели. |
Машина | Теория: развивать навык пространственного ориентирования «влево-вправо», развивать умение анализировать фигуру, выбранную для конструирования и собирать конструкцию по образцу. Практика: игра «Летит, едет, плывет», конструирование по схеме «Машина». | Игрушка машинка, конструктор Тико, схема «Машина». | Умеют сравнивать, группировать и классифицировать предметы. Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками. Способны анализировать фигуру, выбранную для конструирования. | |
Военная техника | Теория: Выделение частей из целого. Понятия – «целое», «часть». Военная техника: подводная. Практика: Конструирование большого квадрата (целого) из четырех маленьких квадратов (из частей). Конструирование по схеме: танк. | Картинки: военная техника и кто ей управляет», конструктор Тико, схема на каждого ребенка «Танк». | Умеют сооружать постройки из ТИКО самостоятельно с небольшой помощью педагога, делать выбор в подборе необходимого материала. Могут конструировать по образцу военную технику. | |
Путешествие на самолете | Теория: Викторина «Военная техника различных родов войск». Практика: Конструирование по схеме «Самолет», конструирование по образцу «Ракетная установка». | Сюжетные картинки «Военная техника», конструктор Тико, схема «Самолет», образец поделки «Ракетная установка». | Способны используя имеющиеся навыки ТИКО-моделирования действовать по алгоритму с опорой на схему. Способны ориентироваться в пространстве: вправо - влево. | |
Месяц | Проблематика занятия | Основные задачи работы с детьми | Методическое обеспечение | Результат работы по теме |
Март 2023 Цветы для мамы | Цветочек для мамы | Теория: поиск и сравнение предметов пирамидальной формы в окружающем мире – «высокий», «низкий», «тонкий», «толстый». Практика: конструирование по схеме цветка. | Конструктор Тико, индивидуальные карточки-схемы «Цветок». | Ориентируются в деталях конструктора ТИКО, в их форме. Свободно общаются с педагогом и со сверстниками. С интересом изучают новые схемы конструирования. |
«Откуда появляются бабочки?» | Теория: учить определять форму геометрических фигур с помощью осязания. Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево. Практика: игра «Полет бабочки», конструирование «Бабочка», «Мотылек». | Конструктор Тико, схемы «Бабочка», «Мотылек» на каждого ребенка. | Способны определять форму геометрических фигур с помощью осязания. Понимают взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе. | |
Тико-мяч | Теория: понятие и алгоритм объемного конструирования. Практика: конструирование «Тико-мяча» по словесной инструкции и по индивидуальной схеме. | Конструктор Тико, образец готовой работы, индивидуальные схемы «Тико-мяч». | Способны внимательно слушать инструкцию педагога и действовать в соответствии с ней. Способны создавать объемные конструкции. Могут самостоятельно подобрать необходимые детали для конструирования. | |
Посуда для куклы: чашка и блюдце | Теория: закрепление умения делать объемные конструкции, правильно соединять детали. Практика: работа на индивидуальной карточке, конструирование по схеме «Чашка и блюдце». | Коробка с куклой, детская посуда, конструктор Тико, индивидуальные карточки-схемы «Чашка и блюдце». | Способны создавать объемные конструкции, соединять детали ТИКО конструктора без затруднения; называть все геометрические формы деталей конструктора. |
Месяц | Проблематика занятия | Основные задачи работы с детьми | Методическое обеспечение | Результат работы по теме |
Апрель 2023 Космос | Звезды и кометы | Теория: понятия: «многогранник», «грань», «ребро», «вершина», «основание». Практика: конструирование по образцу «Звезда», «Солнце».
| Игрушка собачка Стрелка, конструктор Тико, схемы «Звезда и солнце». | Умеют различать и называть геометрические фигуры: большой и маленький пятиугольники, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, конус. Способны видеть конструкцию предмета и анализировать её основные части. |
Зачем нужны ракеты и звездолеты? | Теория: Призмы: шестиугольная призма. Виды транспорта: воздушный транспорт. Практика: конструирование по образцу и по собственному замыслу «Ракета», «Звездолет», «Спутник». | Тико-поделки: плоскостные «Спутник», «Ракета» и объемная «Звездолет». | Применяют в конструировании полученные ранее знания. Способны самостоятельно выбрать детали ТИКО при разработке модели и осуществлении конструкторского замысла. | |
Космические туристы | Теория: Понятия: «многогранник», «грань», «ребро», «вершина», «основание». Практика: конструирование по схеме «Лунатик». | Картинки «Космос», «Планеты», конструктор Тико, схема «Лунатик». | Способны составить простую конструкцию по памяти, по инструкции на слух. Моделируют из ТИКО конструктора на плоскости. | |
Птицы | Теория: Ориентирование на плоскости. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз» Практика: Игра «Расположите фигуры в пространстве». Конструирование по схеме плоскостная и объемная «Птицы». | Загадки о птицах, конструктор Тико, индивидуальные схемы «Птица», поделка объемной птицы. | Могут сравнить плоскостную и объемную конструкцию, называют их сходства и различия. |
Месяц | Проблематика занятия | Основные задачи работы с детьми | Методическое обеспечение | Результат работы по теме |
Май 2023 Страна Вообразилия | Птичье кафе | Теория: закрепление умения видеть конструкцию объекта и определять, какие детали необходимы для создания постройки. Правильно называть геометрические фигуры конструктора. Практика: конструирование по образцу и по замыслу «Птичье кафе». | Образцы построек, конструктор Тико. | Способны рассказать об этапах своей работы, самостоятельно выбрать детали «ТИКО» - конструкции, разработать и осуществить свой собственный конструкторский замысел. |
Путешествие по Африке | Теория: Сравнение и классификация геометрических фигур по трем – четырем свойствам. Практическое задание: 1 часть – поиск фигур по словесному описанию. 2 часть – конструирование по контурной схеме по выбору детей «Животные Африки». | Картинки «Животные Африки», конструктор Тико, индивидуальные схемы. | Способны назвать животных жарких стран, дать их писание. Владеют навыками объемного моделирования по схеме. Самостоятельно подбирают детали конструктора, помогают друг другу в работе. | |
Наши зеленые друзья | Теория: закрепление понятия «объемная» поделка. Практика: работа на индивидуальной карточке, конструирование по схеме «Дерево». | Индивидуальные карточки-схемы «Дерево», конструктор Тико. | Самостоятельно создают объемные конструкции, называют сходства и различия с плоскостными постройками, развиваются трудовые умения детей. | |
Цирк | Теория: учить работать всей группой вместе, придумать конструкцию цирка и распределить действия каждого. Практика: коллективное конструирование по замыслу «Цирк». | Пластмассовый набор животных, мини куклы, человечки, машинки, конструктор Тико. | Умеют видеть конструкцию объекта и анализировать ее части. Проявляют бережное отношение к материалам работы, аккуратно работают с деталями конструктора. Дружно работают в коллективе. | |
ИТОГО: 36 занятий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования дошкольников 3-4 лет по развитию пространственных представлений через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования «Фантазер»
Программа реализуется как научно-познавательное направление. Её педагогическая целесообразность обусловлена важностью для ребенка развития общего интеллекта и таких навыков, как пространственное...
Развитие пространственных представлений у дошкольников старшего возраста
Доклад на тему "Развитие пространственных представлений у дошкольников старшего возраста"...
КОНЦЕПЦИЯ «Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО – конструктором»
В соответствии с ФГОС ДОодним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, обще...
ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА ПОЛИДРОН ПРОЕКТИРОВАНИЕ
В исследовательской работе раскрывается технология формирования инженерного мышления у детей старшего возраста в дошкольной образовательной организации через разработку занимательных занятий с использ...
Методическая разработка по развитию мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.
Методическая разработка по развитию мелкой моторики рук младших дошкольников через различные виды деятельности....
«Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО-Конструктором для объемного моделирования».
laquo;Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО-Конструктором для объемного моделирования»....
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ.
В статье рассматривается актуальность развития у детей дошкольного возраста пространственных представлений, важности научения способам наглядного моделирования формировании ориентировки в пространстве...