КОНЦЕПЦИЯ «Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО – конструктором»
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Левская Татьяна Олеговна

В соответствии с ФГОС ДОодним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. Это определило направление моей работы – созданию психолого-педагогических условий, обеспечивающих поддержку инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников в конструировании. В процессе конструирования развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). Данный вид детской деятельности предоставляет широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми. В старшем дошкольном возрасте конструирование способствует становлению предпосылок учебной деятельности таких, как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов. Поэтому, важно как можно раньше начинать развивать конструктивные умения и навыки. Современным инструментом развития ребенка в процессе конструирования является конструктор ТИКО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_tiko.docx98.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6»

КОНЦЕПЦИЯ

«Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО – конструктором»

Воспитатель:

Левская Татьяна Олеговна

г. Волосово, 2018 г

Я, Татьяна Олеговна Левская, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 6».

Образование среднее – специальное. Стаж педагогической работы 4 года.

В соответствии с ФГОС ДОодним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. Это определило направление моей работы – созданию психолого-педагогических условий, обеспечивающих поддержку инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников в конструировании. В процессе конструирования развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). Данный вид детской деятельности предоставляет широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми. В старшем дошкольном возрасте конструирование способствует становлению предпосылок учебной деятельности таких, как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов. Поэтому, важно как можно раньше начинать развивать конструктивные умения и навыки. Современным инструментом развития ребенка в процессе конструирования является конструктор ТИКО.

ТИКО – трансформируемый игровой конструктор, представляющий собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.

Технология ТИКО-моделирования значима в свете внедрения ФГОС, так как, является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей:

- познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО-конструктора;

 - речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис)

- художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО-конструктора;

- физическое развитие: координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук;

 - социально-коммуникативная: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Цель работы: развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста через применение технологии ТИКО-моделирования

Задачи:

Обучающие

- совершенствовать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах

 - совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;

Развивающие

- расширять представления об окружающем мире

- развивать психические процессы - формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

- развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через деятельностный подход;

- создать условия для творческой самореализации, мотивации на успех и достижения на основе предметно-преобразующей деятельности.

 Воспитывающие

 - поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;

- способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки;

В отечественной педагогике и психологии исследованиям детского конструирования посвящены работы З. В. Лиштван, В. Г. Нечаевой, А. Н. Давидчук, А. Р. Лурии, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной и др. Термин «конструирование» (от латинского слова «constructio» — построение) обозначает построение вообще, приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Конструктивное творчество, по мнению А. Н. Давидчук, представляет сложный комплекс умственных и практических действий. Она выделяет два основных этапа, таких как: этап замысла и этап его практической реализации. На этапе замысла у ребёнка формируется представление о конечном результате предмета деятельности и способах его достижения. Конструктивный замысел рождается в процессе умственной деятельности ребёнка. Сравнение, анализ, синтез уже известных конструкций лежат в основе замысла. На этапе практической реализации непосредственно происходит создание предмета замысла. Также А. Н. Давидчук, используя в своих исследованиях идею Н. Н. Поддьякова, а ещё ранее З. В. Лиштван, выделяет два основных вида конструирования. Это конструирование по образцу и «по условиям».  В старшем дошкольном возрасте необходимо формировать умение у детей создавать собственные конструктивные замыслы в представлении. Конструирование по модели, разработанное А. Н. Миреновой и использованное в исследовании А. Р. Лурии, заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. И, как показало исследование А. Р. Лурии, постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством активизации их мышления. В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы, для того чтобы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и использовав те или другие детали.

Моя работа включала в себя три  направления:

1.Создание условий для использования технологии ТИКО

В группе создан уголок-конструктивно-модельной деятельности, в котором находятся разнообразные конструкторы, в том числе и ТИКО.

Имеются такие наборы: ТИКО – школьник, ТИКО –геометрия, ТИКО – арифметика, ТИКО-грамматика. Для работы с ТИКО имеется методический материал,  альбомы, схемы, атрибуты для обыгрывания построек. В уголке дети делают выставку своих работ, меняя тематику каждую неделю.

2.Работа с детьми

Отличительной чертой интегрированного с конструированием занятия является свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого дети делают модели по собственным проектам, тем самым превращая процесс рутинного получения знаний в увлекательную игру.

При подготовке к занятиям я продумываю, какой результат может и должен быть у детей, учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы и возможности.

Так мы используем конструктор – ТИКО в группе:

  • В театральном уголке конструируем из ТИКО-деталей декорации и персонажи для сказок;
  • В физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований  используем различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;
  • Кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью сконструирован из ТИКО;
  • В уголках с сюжетно-ролевыми играми «Больница», «Парикмахерская», «Путешествие», «Почта» много игровых атрибутов из ТИКО-деталей;
  • В уголкеизодеятельности дети с эстетическим удовольствием конструируют красочные узоры и орнаменты из ТИКО;
  • В  уголке конструктивно-модельной деятельности дети строят из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.

В рамках сетевого взаимодействия провожу на своей группе кружок по ТИКО – конструированию, который помогает формировать у дошкольников элементарные знаний и представления из области геометрии.

Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования у дошкольников пространственного и логического мышления. Методика работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.

3.Взаимодействие с родителями.

В своей работе использую разнообразные формы работы с семьёй: консультации: «Что такое конструктор ТИКО?», «Как поиграть с ребёнком дома?», мастер классы: «Город ТИКО», «Чудо ТИКО дома». Активно привлекаю родителей к участию в проектной деятельности, на итоговых мероприятиях родители с интересом играют и конструируют вместе с детьми, узнают о талантах своих детей, раскрывают их интересы и хобби.

4. Разработка мониторинга.

Мною была разработана система мониторинга навыков самостоятельногоконструирования по методике ТИКО-моделирования по двум возрастнымкатегориям. Содержание мониторинга в каждой возрастной категории включает в себя два модуля «Плоскостное моделирование» и «Объемноемоделирование». Для сбора диагностических данных использовала  методнаблюдения.

Цель диагностической работы – изучение качественных показателейдостижений детей в конструктивно-модельной деятельности.

Задачи:

1. Изучить продвижение ребенка в освоении Программного материала.

2.Составить объективное и информативное представление обиндивидуальной траектории развития каждого ребенка в конструктивно-модельной деятельности.

3.Собрать фактические данные для обеспечения мониторинговойпроцедуры, которые отражают освоение ребенком данного раздела ивыражаются в параметрах его развития.

Модуль «Плоскостное моделирование»

Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный

анализ их свойств.

Задачи:

• обучение анализу логических закономерностей и умению делать

правильные умозаключения на основе проведённого анализа;

• изучение и конструирование различных видов многоугольников;

• обучение планированию процесса создания собственной модели и

совместного проекта;

• обучение различным видам конструирования;

• знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов;

• развитие комбинаторных способностей;

• совершенствование навыков классификации;

• развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и

собрать из частей целое;

• воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения

к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения

сотрудничать с другими людьми.

Модуль «Объемное моделирование»

Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный

анализ их свойств.

Задачи:

• выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;

•изучение и конструирование предметов окружающего мира, на основеразличных видов многогранников;

• исследование «объема» многогранников;

• формирование целостного восприятия предмета;

•развитие конструктивного воображения при создании постройки пособственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме;

• развитие умения сотрудничать, договариваться друг с другом впроцессе организации и проведения совместных конструкторских проектов.

Для сбора конкретных диагностических данных использовала методестественно-педагогического наблюдения. Данные наблюдения важны дляопределения уровня освоения детьми в практической деятельности развитиянавыков самостоятельной конструктивно-модельной деятельности на основеисследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей. Дополняются наблюдения свободным общением педагога с детьми, играми, рассматриванием картинок, схем, выполнением специально подобранных заданий, выставками детских работ, участием в конкурсах «ТИКО-изобретений».

Оценка уровня развития детей по каждому показателю осуществляется по3-бальной системе:

высокий уровень (оптимальный) – ребенок самостоятельно отвечает на вопросы, выполняет задания, если допускает ошибку (не более одной) сам замечает ее и сразу исправляет;

средний (достаточный) – ребенок отвечает на вопросы, выполняет задания с одной-двумя ошибками или дает неполные ответы. При допущении незначительной ошибки, сам ее не замечает, но при указании на ошибку взрослым, сам исправляет ее;

низкий (критический)– ребенок справляется только с частью заданий, ответы неполные, неточные, односложные, неуверенные. Допускает ошибки, сам их не замечает и исправляет их только с помощью взрослого.

Ожидаемый результат:  (4–5 лет)

По окончании дети должны знать:

• плоские геометрические фигуры (квадрат, треугольник,

прямоугольник, ромб, трапеция);

• различные виды многоугольников;

• числа от 1 до 5.

По окончании дети должны уметь:

• сравнивать и классифицировать многоугольники по 1–2 свойствам;

10

• ориентироваться в понятиях «вперед», «назад», «далеко», «близко»,

«около», «выше», «ниже», «между»;

• считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до

5);

• конструировать плоские и объёмные конструкции по образцу, по

схеме.

Ожидаемый результат: (5–6 лет)

По окончании дети должны знать:

• различные виды призм и пирамид;

• числа от 1 до 10.

По окончании дети должны уметь:

• сравнивать и классифицировать многоугольники по 2–3 свойствам;

• ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»;

• считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до

10);

• конструировать фигуры по образцу, по контурной схеме, по словесной

инструкции и по собственному замыслу.

В мониторинге 2016 -2017года приняло участие 22 ребенка. В мониторинге 2017 года приняло участие 22 ребёнка.

Начало 2016 года.

Модуль «Плоскостное моделирование».

Высокий уровень – 2 ч.

Средний уровень – 15 ч.

Низкий уровень – 5 ч.

Модуль «Объёмное моделирование».

Высокий уровень – 1 ч.

Средний уровень – 15 ч.

Низкий уровень – 6 ч.

Конец 2017 года.

Модуль «Плоскостное моделирование».

Высокий уровень – 5 ч.

Средний уровень – 16 ч.

Низкий уровень – 1 ч.

Модуль «Объёмное моделирование».

Высокий уровень – 7 ч.

Средний уровень – 14 ч.

Низкий уровень – 1 ч.

Начало 2017 года.

Модуль «Плоскостное моделирование».

Высокий уровень – 4 ч.

Средний уровень – 15 ч.

Низкий уровень – 3 ч.

Модуль «Объёмное моделирование».

Высокий уровень – 6 ч.

Средний уровень – 15 ч.

Низкий уровень – 1 ч.

По результатам диагностики на конец 2017 учебного года были зафиксированы положительные изменения в показателях по всем диагностируемым критериям конструктивной деятельности.

        Большинство детей стали контактными, общительными, развилось воображение, как и где можно использовать детали конструктора ТИКО, развилось умение сосредотачиваться на игре, дети стали видеть и понимать, как устроена каждая фигура, какими свойствами и особенностями обладают их постройки.

        Вывод:

        Наблюдения показали, что дети с удовольствием пользуются конструктором ТИКО как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. В создании фигур или построек дети показывают свою индивидуальность. Мои воспитанники успешно осваивают ТИКО – конструктор в разных направлениях (в познавательном развитии, в театрализации, в математике, в сенсорном развитии ).

Мой кружок по ТИКО – конструированию не только обучает детей, но и даёт возможность проявлять свои желания и фантазию, т.к. конструктор используется во всех развивающих уголках.

Мне доставляет радость создавать что – то новое и интересное вместе с детьми, наблюдать как они рады от того что у них получилось что то самостоятельно, именно то что они хотели сделать. Мои дети всё чаще и чаще говорят слова «А я сам теперь умею, хотите, покажу?» и это мне даёт заряд бодрости и вдохновения. Конструктор ТИКО это ещё одна ступенька для освоения младшим школьником универсальных учебных действий, необходимых для успешного обучения ребенка в школе.ТИКО – хорошая основа для занимательного педагогически ценного путешествия в страну геометрических фигур и тел.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность нам в будущем продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатовобученностидетей.

Литература

1.Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. – М.: Дрофа, 2006.

2. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006.

3. Ермакова Е.С. Развитие гибкости мышления детей [Текст]/ Е.С.Ермакова, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева.- СПб.: Речь, 2007

4. Карпова Н.М. ТИКО – конструирование [Текст] метод. Рекомендации/ Н. М. Карпова, И.В. Логинова, Т.Н.Николаева, М.Н. Кириллова, С.А.Андреева, В.С. Тармышова, С.В. Горцева, С.Г.Петрова; вступ. ст. Е.В.Михайловой.- Великий Новгород: МАОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», 2011

5. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.

6. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

 7.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие пространственных представлений у дошкольников с ОНР

Статья посвещена коррекционной работе с детьми дошкольноговозраста по профилактике оптической дисграфии...

Программа дополнительного образования дошкольников 3-4 лет по развитию пространственных представлений через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования «Фантазер»

Программа реализуется как научно-познавательное направление. Её педагогическая целесообразность обусловлена важностью для ребенка развития общего интеллекта и таких навыков, как  пространственное...

Практикум «Формирование пространственных представлений у дошкольников через игры и упражнения» (РМО 2018г.)

Конспект практикума для педагогов "Формирование пространственных представлений у дошкольников через игры и упражнения", презентация для выступления...

Конспект занятия, в программное содержание которого включена задача развития пространственных представлений у дошкольников

Конспект занятия, в программное содержание котороговключена задача развития пространственных представленийу дошкольников...

«Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО-Конструктором для объемного моделирования».

laquo;Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО-Конструктором для объемного моделирования»....

Методическая разработка «ТИКО МАСТЕРА. Развитие пространственных представлений у дошкольников старшего возраста через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования» Для детей с 5 до 6 лет

   Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собо...

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ.

В статье рассматривается актуальность развития у детей дошкольного возраста пространственных представлений, важности научения способам наглядного моделирования формировании ориентировки в пространстве...