Развитие пространственных представлений у дошкольников с ОНР
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Шешнева Оксана Александровна

Статья посвещена коррекционной работе с детьми дошкольноговозраста по профилактике оптической дисграфии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_prostranstvennyh_predstavleniy.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие пространственных представлений дошкольников в системе коррекционно–развивающей работы детского сада

Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно-временных и предложно-падежных конструкций. Сформированность этих представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. Понятие готовности к овладению чтением и письмом не исчерпывается развитием всех сторон устной речи ребенка, а включает также созревание некоторых неречевых функций (в частности, зрительно-пространственных представлений). От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Нарушение развития оптико- пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений и несформированность пространственных представлений считается характерным для детей с ОНР, которые составляют основной контингент детей-логопатов.  Важно было найти такие формы организации помощи ребенку, которые позволят более эффективно компенсировать нарушение в его развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения; подготовить детей к последующему обучению в школе, т.е. сформировать у детей необходимые для обучения в школе знания, умения и навыки. Поэтому все содержание познавательного материала, который предстоит усвоить ребенку, необходимо представить в виде системы переходящих друг в друга игр и игровых заданий при комплексном подходе в непрерывной системе коррекции ОНР; интеграции во все блоки учебно-воспитательного процесса.

Комплексный подход в работе по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОНР

способствует формированию ориентации в схеме собственного тела и вербализации пространственных отношений;

формирует умение ориентироваться на листе бумаги, плоскости, окружающем пространстве;

позволяет обогатить и активизировать словарный запас;

сформирует определенные грамматические категории языка, способствует развитию связной речи;

позволит преодолеть стойкие аграмматизмы в речи;

разовьет общую и мелкую моторику;

позволит оптимизировать развитие артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса;

совершенствует темпо-ритмическую, ритмико-мелодическую сторону речи;

создаст основу для успешного овладения учебной деятельностью: счетом, чтением, письмом, уменьшит вероятность нарушений чтения и письма;

позволит преодолеть нарушение развития оптико- пространственного гнозиса;  

Комплексный подход реализуется в процессе логопедического воздействия, которое направлено на коррекцию как непосредственно нарушенной речевой функции, так и неречевых функций, тесно связанных с ней. Сформированная  система работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи исходит из того, что в дошкольном детстве преобладают наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В работе используются: игры и упражнения на развитие пространственно-аналитической деятельности, координации движения руки и глаз, графические диктанты, дидактические игры для работы над вербальным обозначение местоположения предмета в пространстве и на плоскости. Для того чтобы процесс коррекционно-воспитательной работы был успешным, необходимо создание определенных благоприятных условий, а также продуктивное сотрудничество различных специалистов, это реализуется при комплексном подходе в формировании пространственных представлений в образовательном процессе детского сада. Все участники процесса коррекционно-воспитательной работы: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, объединяют свои действия. Профессиональное взаимодействие, взаимная осведомленность в вопросах педагогики, психологии необходимы на всех стадиях работы. С целью оптимизации коррекционного процесса на 1 этапе работы идет взаимообмен данными диагностик. Участие в процессе обследования психолога помогает выявить характер и степень выраженности влияния нарушений речевого развития на развитие личности ребенка, его познавательную деятельность, поведение. Привлечение к обследованию детей с речевой патологией врачей реализует медицинский аспект диагностики речевых расстройств, что позволяет использовать адекватные механизму нарушения коррекционные методики. После углубленного обследования, на основе выявления уровня развития компонентов речевого развития и, сформированности пространственных представлений, строится индивидуальная программа развития ребенка, разрабатываемая специалистами службы сопровождения,

На следующих этапах, в соответствии с программой, учитель-логопед работает над формированием пространственных представлений в процессе работы над развитием понимания речи, слухового восприятия (удерживание 3–х и более элементов), над слоговой структурой слова, звуковым анализом (порядок гласных), лексическим строем, грамматическим структурированием, связной речью.

Педагог-психолог развивает пространственное мышление в ходе специально организованного обучения в форме занятий, в совместной деятельности с ребенком, консультирует воспитателей и родителей.

Инструктор по физкультуре развивает общую моторику, координацию, отрабатывает, закрепляет схему тела в упражнениях гимнастики, пространственную лексику в построениях, перестроениях, пространственное ориентирование в народных подвижных играх.

Воспитатель – формирует мелкую моторику, графические навыки, зрительно–двигательную координацию, ориентацию на листе бумаги, на занятиях, в кружковой работе в играх с пространственной ориентировкой. Такие игры часто включают в себя различные графические задания (закрашивание или обведение клетки, зарисовка геометрических фигур и т.д.), требующие умения не только следовать заданному пространственному расположению, но и точно подсчитать клетки, расстояния между фигурами.  Активизируют и закрепляют умения и навыки пространственного ориентирования, пространственные представления во время режимных моментов, на занятиях конструированием, по математике, аппликации в сюжетно-ролевых играх, играх со строительным материалом, мозаиками, конструкторами, играх-драматизациях.

Музыкальный руководитель работает над темпо-ритмическими структурами в музыкальных подвижных играх, хороводах, музыкально – ритмических композициях, над развитием звуко-высотного восприятия, слуха, звукоизвлечением, интонированием, над певческим и инструментальным исполнительством. Работа каждого специалиста спланирована на учебный год, согласно годовому тематическому плану. Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий направленно на освоение единой темы в различных видах детской деятельности. Такая организация работы позволяет снизить учебную нагрузку на ребенка, а также глубже освоить изучаемый материал.

Успех логопедических занятий во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи. Поэтому важным направлением коррекционно-воспитательной работы является психолого-педагогическая помощь учителя-логопеда в формировании у родителей навыков продуктивного сотрудничества со своим ребенком, при этом основным условием выступает установление возможно полного взаимопонимания между самими взрослыми, воспитывающими ребенка. Родители должны знать возрастные закономерности формирования речи ребенка, структуру и характер возможных отклонений в процессе этого развития, приемы и методы коррекции и компенсации нарушенных функций. Родителей конкретно ориентируют в состоянии речи ребенка и в той коррекционно-развивающей работе, которая проводится с ребенком и которую они должны проводить параллельно со специалистом и под его руководством. Мы используем индивидуальные, коллективные и наглядные формы работы с родителями: сбор анамнеза, анкетирование, индивидуальные консультации, индивидуальные разъяснительные беседы, показательные индивидуальные занятия, групповые и общие родительские собрания, сообщения об особенностях речевого развития детей, клуб «Молодая семья», вечера вопросов и ответов, коллективные консультации, практикум для родителей, который проводится ежемесячно с целью обучения элементарным методическим приемам работы, дни открытых дверей, игротека для родителей и детей, информационные стенды ("уголки для родителей"), папки-передвижки, содержащие советы родителям, не носящие категоричного характера.

Интеграция работы особенно важна в связи с тем, что все виды детской деятельности тесно связаны с ориентацией в пространстве, с восприятием пространственных свойств и отношений предметов.  Именно в процессе обучения рисованию, музыке, конструированию, ознакомлению с окружающим миром, в трудовой деятельности наиболее эффективно развиваются образные формы мышления, оказывающие принципиальное влияние на успешность последующего обучения. Развитие пространственных представлений играет большую роль в процессе социальной адаптации ребенка, а также создает основу для успешного овладения учебной деятельностью: счетом, чтением, письмом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры-средство развития пространственных представлений у дошкольников

О развитии пространственных представлений у дошкольников...

Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В материале представлена системав работы по развитию прострвнственных представлений у дошкольников с ОНР с целью профилактики дисграфии....

Игры на развитие пространственных представлений у дошкольников

Развитие оптико пространственных представлений у детей дошкольного возраста оказывает огромное влияние на речевую и познавательную деятельность, а также на процесс обучения ребёнка, особенно овладение...

Методика развития пространственных представлений у дошкольников

Презентация предназначена для работников ДОУ и родителей. В ней раскрываются особенности развития пространственных представлений у дошкольников.  Формирование пространственных представлений у дош...

Стендовая информация "Развитие пространственных представлений у дошкольников"

Материал для родительского уголка по вопросам развития у детей пространственных представлений...

Памятка для родителей "Развитие пространственных представлений у дошкольников".

Этапы развития пространственных представлений у дошкольников....

Технология развития пространственных представлений старших дошкольников

Технологии развития пространственных представлений старших дошкольников....