Технология развития пространственных представлений старших дошкольников
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Глебова Светлана Павловна

Технологии развития пространственных представлений старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_razvitiya_prostranstvennyh_predstavleniy.docx35.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии развития пространственных представлений у старших дошкольников

Содержание

-Цель. Задачи. Принципы.

                    -Теоретические основы развития пространственной ориентировки у дошкольников.

                     -Организация работы по развитию пространственной ориентировки у дошкольников.

                     -Современные технологии в формировании пространственных представлений.

                     -Включение родителей в процесс развития у детей элементарных навыков ориентирования в пространстве.

                     -Список литературы

   Впервые в истории российского образования на уровне нормативных документов федерального уровня одним из приоритетных целевых ориентиров программы дошкольного образования выделены универсальные предпосылки учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность дошкольников, их адаптацию при переходе к школьному обучению.

Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» является значимым в развитии дошкольника и является показателем его психологической готовности к обучению.

В качестве предпосылок овладения учебной деятельностью и нормальной адаптации к школе в отечественной психологии выделяются следующие: 

- наличие познавательных и социальных мотивов учения,

- умение ребенка фантазировать и воображать,

- умение ребенка работать по образцу,

- умение ребенка работать по правилу,

- умение ребенка обобщать,

- умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкции.

  Одним из значимых моментов формирования полноценной учебной деятельности, как показывают специальные психологические исследования является произвольность (произвольность поведения, внимания, общения). Чтобы помочь детям в подготовке к полноценной и продуктивной деятельности, необходимо начинать формирование произвольности в старшем дошкольном возрасте. Формирование произвольности важно сочетать с развитием пространственной ориентации, зрительной и моторной.  Несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. В свете этих данных актуальным представляется развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе.

  Ориентировка в пространстве, представляющем собой лист тетради, умение видеть расположение знаков на листе бумаги, восприятие страницы, выделение на ней клетки, её сторон, углов – специфические требования, предъявляемые первокласснику в процессе учебной деятельности. Без умения ориентироваться в окружающем пространстве, без понимания пространственных направлений, отношений и расстояний невозможно усвоение детьми программы первого класса. Развитие у детей пространственных ориентировок крайне необходимо начинать в дошкольном возрасте, что является эффективным средством формирования предпосылок учебной деятельности.

 Цель: - Сформировать у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности через развитие навыков пространственного ориентирования в большом и малом пространстве относительно своего тела и других предметов.

 Задачи: - Рассмотреть теоретические основы формирования навыков пространственного ориентирования. Внедрить педагогические технологии в систему работы.   Повысить компетентность родителей.

 Принципы: - Принцип научности и доступности – содержание учебного материала должно быть доступно, нельзя «забегать вперед» и форсировать процесс усвоения тех знаний и умений, которые будут формироваться в школе. Принцип учета самооценки дошкольного периода детства – приоритет игровой деятельности при организации образовательного процесса. Принцип интегрированности и комплексности - решение задач интеллектуального развития дошкольников в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности. Принцип индивидуализации – проектирование индивидуального пространства развития ребенка, где проходит его рефлексия.

Теоретические основы развития пространственной ориентировки у дошкольников.

Познание окружающего мира сложный процесс, и начинается он с непосредственного или опосредованного чувственного познания. Пространственные отношения позволяют ребенку овладеть определенными частями речи, многими наречиями.

Основным условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем.  Форма, объем, протяжённость объектов в длину, ширину и высоту, их местоположение в пространстве, пространственные отношения и расстояния между предметами, направления в пространстве представляют собой различные пространственные категории.

Ориентировка в пространстве означает ориентировку на местности. Понятие «пространственная ориентация» используется для характеристики умения человека ориентироваться не только на местности, но и на себе, на другом человеке (левая рука, правая рука), на различных предметах, в условиях ограниченного пространства, например на листе бумаги.

    Ориентировка на плоскости включает: умение фиксировать местоположение точки на листе; понимание пространственных отношений между различными предметами на листе; умение выполнять разнообразные практические задания при ориентировке на плоскости; умение самостоятельно характеризировать пространственное размещение объектов на листе, пользуясь соответствующей терминологией; умение ориентироваться на листе в клетку.

В формировании элементарных ориентировочных представлений ведущим методом является практический метод. Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определённых способов действий:

-Выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственной деятельности.

-Широкое использование дидактического материала.

         -Возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом.

         -Выработка навыков ориентировки в пространстве и во времени в самой элементарной форме.

        -Широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в игре, быту, труде.

 Данный метод предполагает организацию специальных упражнений, которые могут предлагаться в форме задания или игры, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с образцом.

Этапы работы по формированию пространственных представлений.

     Обучение детей ориентировке в пространстве осуществляется по специально разработанным методикам. Они включают в себя несколько этапов:

-создать у детей чёткие представления о своём теле, его симметричности, пространственном расположении его частей;

- дать детям представления о том, что собственное тело является точкой отсчёта, прививаются навыки сенсорного восприятия предметов, умение анализировать информацию с помощью зрения и анализаторов;

-решается задача обучения детей ориентировке между предметами;

-обучение детей моделированию предметно-пространственных отношений;

-обучение ориентировке в пространстве с помощью схем и планов.

В качестве основных методических приёмов рекомендуются наблюдения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры.

Благодаря игровой деятельности ребенок практически осваивает пространство и предметную деятельность. Так как ведущей деятельностью у дошкольников является игровая, то непосредственно организованная деятельность с детьми является системой дидактических игр и упражнений, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются. В ходе этих игр осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой, их общение в парах и группах.

 Наиболее благоприятные условия создаются в специально организованных дидактических играх и упражнениях. Роль игры в жизни ребёнка неоценима Её включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребёнком. Для формирования пространственной ориентировки у дошкольников, необходимо выстраивать свою методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей на каждом возрастном этапе. Кроме этого, процесс обучения должен способствовать самостоятельному выявлению детьми основных свойств и отношений, развитию познавательных способностей детей.

Дидактические игры не только способствуют обобщению и закреплению знаний на занятиях и в повседневной жизни, но и являются средством ознакомления с новым материалом, в частности, с новыми способами восприятия и формирования полноценных представлений об окружающем мире.

Организация работы по развитию пространственной ориентировки у дошкольников.

Развивающая среда  включает комплексное воздействие и интеграцию в различные виды детской деятельности:

– в специально-организованной деятельности (свободное ориентирование в пространстве группы, работа с печатным материалом, в школьных тетрадях, динамические упражнения, упражнения с использованием игровых моментов, специальные игры;

– вне занятий (игра, прогулка, режимные моменты: умывание, одевание, зарядка);

– в других видах деятельности (конструирование, аппликация, изобразительная деятельность, физкультурные и музыкальные занятия);

– в совместной с родителями деятельности (консультации, беседы, собрания, создание семейной игротеки, «групповой час» для родителей, привлечение родителей к обогащению предметно-развивающей среды в группе).

  Особенно важно стимулировать перенос ребёнком знаний из специально организованной дидактической среды в жизненную обстановку.

         Современные технологии развития пространственных представлений у дошкольников.

Игровые технологии. 

При формировании пространственных представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения, хотя ее можно отнести и к практическим методам. Наиболее широко используются дидактические игры и упражнения. Благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму, ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования пространственных и временных отношений у детей дошкольного возраста.

Технология развития пространственных отношений при помощи занимательного математического материала.

В раздел занимательных математических игр входят игры на развитие пространственных ориентировок – пространственное преобразование. Это такие игры, как «Танграм», «Игры с блоками, кубиками на нахождение», вертикальная сетчатая плоскость, «Шашки», «Лабиринты», математические планшеты, «Кубики Никитина», игры с осью координат.

Элементы дидактической игры:  

-дидактическая задача;    

-правила;

            -игровое действие.

Основное значение этих дидактических игр – обеспечить условия для практики детей в различении, выделении направлений. Дидактические игры непосредственно включаются в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий определяется возрастом детей, целью, назначением и содержанием занятий. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности и роли педагога. Назначение игровых упражнений – упражнять детей с целью выработки умений и навыков. Упражнение вводит воспитатель, дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре, а элементы самообучения отсутствуют.

В процессе формирования пространственных отношений у старших дошкольников систематизировала дидактические игры и упражнения с использованием различных технологий, способствующие развитию у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений и отношений.

Усложнение в играх подчиняю дидактическому принципу «от простого - к сложному». В подвижных играх и в играх с предметами - при определении местонахождения того или иного предмета, от ориентировки «от себя», к ориентировке «от предмета», в ускорении темпа игры. В словесных играх - переход от простых пространственных характеристик к сложным. В настольно-печатных играх по ориентировке в пространстве - к более точному определению пространственного местонахождения, к чтению схем и самостоятельному их составлению.

  При решении задач каждого этапа необходимо уделять внимание закреплению умения различать левую и правую руки. Упражняя в различении противоположных направлений, постепенно усложняются задания: увеличивается количество предметов, местоположение которых предлагается определить, расстояние между ребёнком и предметами. Детей необходимо учить не только определять в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации. Совершенствуя умения передвигаться в указанном направлении, необходимо изменять направление движения не только во время ходьбы, но и бег. Обращается внимание на освоение детьми значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.

  Опыт проведения подобных игр показал, что приобретать знания можно не только, сидя за столом, но и через игру, которая помогает детям познать окружающую действительность, познать себя и приобрести навыки ориентирования в пространстве. Игры и упражнения способствуют расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что позволит детям овладеть пространственной ориентировкой не только на игровом материале, но и при дальнейшем обучении в школе, в реальной окружающей жизненной обстановке.

           

Включение родителей в процесс развития у детей элементарных навыков ориентирования в пространстве и развитию у них предпосылок учебной деятельности.

Первоочередная задача, стоящая перед каждым педагогом дошкольного учреждения, состоит в том, чтобы, не используя элементов назидания, вовлечь родителей в процесс воспитания их детей, уметь предложить свой способ оценки их потребностей и оказать помощь родителям в приобретении умений наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, способствовать ему.

Необходимо знакомить родителей с особенностями пространственного ориентирования детей, как мы будем заниматься в детском саду. Ориентировать родителей на то, что к моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения, в пространственном отношении между предметами.

Формы и методы работы с родителями:

- ежедневный непосредственный контакт, когда родители приводят и забирают детей;

- неформальные беседы о детях («Можно ли говорить о …») или запланированные встречи с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи;

- анкетирование родителей для изучения их представлений по вопросам воспитания;

- проведение тематических консультаций для родителей;

- проведение кружка «Час для родителей» с целью распространения семейного опыта;

- проведение праздников, досугов с привлечением родителей; их совместное выступление с детьми;

- проведение практикумов для родителей – знакомство с различными играми и упражнениями на развитие пространственной ориентировки;

- организация выставок, детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.

               Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации, ребёнок овладевает предпосылками учебной деятельности.

           Развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания. Технологии освоения пространственных отношений позволяют детям лучше запомнить материал, включая все виды памяти , пользоваться логикой  и, конечно, осуществлять познание согласно ведущему виду деятельности – игре . Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, необходимо учитывать поэтапное решение задач в развитии пространственных представлений. Список литературы

-Леушина Л.А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Л.А. Леушина. - М.: Просвещение, 2002.

-Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста: Методическое пособие для педагогов ДОУ. / З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина. - СПб., 2002.

-Репина Г. Математическое моделирование на плоскости со старшими дошкольниками / Г. Репина. - М.: Детство-Пресс,2011.

-Запорожец А.В., Зинченко В.П. Восприятие, движение, действие // Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. М., 1982.

-Давидчук А.Н. Обучение и игра / А.Н.Давидчук. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

-Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник / под ред. Т.И.Бабаевой (и др.). – СПб.: Детство-Пресс, 2000.

                                                                                                         

Васильева С.А. Мнемотехника для детей \ практическое пособие для педагогов и родителей\ Образовательный центр «Гармония», 1999г.

  -Непомнящая Р.Л., Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. С-Пб., Изд. «Детство – пресс», 2000г.

 -Использование опорных схем в работе с детьми» Т.Г.Давыдова, В.М.Возная статья «Справочник старшего воспитателя» № 1 – 2008г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие пространственных представлений у дошкольников старшего возраста

Доклад на тему "Развитие пространственных представлений у дошкольников старшего возраста"...

Развитие пространственных представлений у дошкольников с ОНР, посредством игровых технологий

Учитель-логопед: Курганова Марина Юрьевна.Особенности  формирования  пространственных  представлений  у  детей дошкольного возраста:Вопрос  ориентировки  в...

Методическая разработка «ТИКО МАСТЕРА. Развитие пространственных представлений у дошкольников старшего возраста через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования» Для детей с 5 до 6 лет

   Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собо...

Педагогический проект: «Использование нейроприемов для развития пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ 5-6 лет (старшая группа)»

Педагогический проект: «Использование нейроприемов для развития пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ 5-6 лет (старшая группа)»...

План работы по самообразованию «Использование нейропсихологических приемов развития пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ 5-6 лет (старшая группа)

План работы по самообразованию «Использование нейропсихологических приемов развития пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ 5-6 лет (старшая группа)...

Педагогическая технология «Развитие пространственных представлений через нейропсихологические упражнения » (Сунцова А.В. , Курдюкова С.В.)

Технология формирования пространственных представлений через нейропсихологические упражнения с поммощью игры.Восприятие и переработка пространственных характеристик и пространственных соотношений явля...