Сценарии занятий и прогулок "Пернатые друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Степанова Наталья Геннадьевна

Разработка включает ряд занятий по теме "Пернатые друзья": "Синица у нашего дома", "Сорока-белобока", "Сравнение воробья и вороны", которые направлены на знакомство дошкольников с птицами родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_zanyatiy_i_progulok_pernatye_druzya.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарии занятий и прогулок «Пернатые друзья»

«Синица у нашего дома»

Цель: познакомить с синичкой – её внешним видом, потребностями в пище, показать связь между прилетом к жилью человека и сезонными изменениями.

Оборудование: кормушка. Синицы, корм - семечки, сало, пшено, пластинка.

Ход занятия

Воспитатель:

1. – Здравствуйте, ребята, вот и подошло время открыть нашу зимнюю «столовую» для птиц.

Что за дом среди ветвей

Под открытым небом?

Угощает птичек он

И зерном и хлебом.

- что это? (кормушка)

(вывешиваю иллюстрацию кормушки)

- А вот и первая гостья!

Непоседа, невеличка,

А зовут её… .синичка.

- Кто её узнал? Этих птиц с первыми морозами в городе стало очень много.

Тинь-тинь, синица,

Добрый день!

Не бойся,

Я тебя не трону,

И, коль угодно,

На плетень

Садись по птичьему закону. (С. Есенин)

- Давайте, ребята, внимательно рассмотрим синичку.

Внешний вид:

1. какая она по размеру – большая или маленькая?

2. Чем покрыто её тело? (перышками)

3. Какого цвета её перышки? (желто-зеленая грудка, черный галстучек, белые щечки, черная шапочка)

4. Какой у неё клювик? (маленький, пряменький, остренький)

5. Какие у неё глазки? (маленькие, круглые, черненькие, находятся по бокам головки)

6. Есть ли у неё ушки? (внешних нет, только дырочки на головке под перышками)

7. Сколько у неё крылышек? (два)

8. Есть ли у неё лапки? (две сильные, с тоненькими пальчиками с загнутыми коготками)

Физминутка: (повторяется 3 раза)

Прилетели птички

Птички – невелички.

Весело скакали,

Зерна собирали.

2. Жизненные проявления: движения, звуки, питание.

- Что умеет делать наша гостья?

Быстро летать, прыгать с ветки на ветку, прыгать по земле, оставляя вот такие крестики-следы (рисую на доске) + + + +
+ + + +

Синичка легко лазает, как акробатка по дереву, одним словом, непоседа.

- Как же говорит синичка?

- Давайте послушаем, как она поет (включаю запись с её голосом)

- Вы теперь, наверное, догадались почему её так зовут? (синькает)

- Как вы думаете, что ест синица? (летом – жучков, гусениц, червяков; зимой – семенами сорных трав)

– Где сейчас гусеницы и червяки? (спрятались)

- а мы чем её можем угостить? (семенами подсолнуха, несоленым салом, мясом, семенами арбуза, пшеном) (ставлю блюдце с едой)

3. Место обитания и сезонная жизнь:

- Сейчас синиц в городе в городе много, а летом было гораздо меньше.

- Где летом были синицы? (в лесу)

- Почему сейчас к нам прилетели? (Ищут у нас помощи)

Я загадаю вам загадку, хотите?

Непоседа невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку,

Кто узнал её…. синичка.

4. Итог.

- Посмотрите, к вам прилетели птички, но без клювиков, лапок, глаз. Давайте нарисуем им все это и еще раскрасим, чтобы получилась синичка.

На прогулке угощение оставляем на кормушке

«Сорока-белобока»

Цель: продолжить знакомство с птицами нашего округа, показать красивую экзотическую красоту сороки, её образ жизни.

Оборудование: кормушка, иллюстрации синицы, сороки, блюдце с кормом, перья сороки.

Ход занятия.

1. Загадка: На зелененькую рубашку

Галстук черненький одели,

Ну, а маленькую головку

В берет черненький одели.

Что за птичка-невеличка?

Ну, конечно же…. синичка.

- Чем угостим синичку?

- Летала синичка по городу, синькала, что появилась в нашем санатории зимняя «столовая» для птиц. Захотелось на неё посмотреть самой любопытной птице.

Попробуйте узнать, что это за птица, рассмотрев вот эти перышки. (раздаю перышки каждому ребенку)

- Может быть, это перышки синички?

- Нет, они от большой птицы. От такой, у которой есть на теле и белые, и черные перья.

(рассматривая перышки, отмечаем их легкость, прочность – служат защитой от мороза)

- Перья сороки с красивым фиолетовым, зеленым отливом.

Загадка:

Верещюнья, белобока,

А зовут её… .сорока.

Вот она наша красавица! (ставлю иллюстрацию)

- Сравним её с синицей.

а) Больше, чем синица

б) Чем покрыто тело? (перышками)

в) Какого цвета перышки? (голова, шея, верх груди, под хвостиком, хвост и крылья – черные; грудь, брюшко, широкие полосы на плечах и крыльях – белые)

г) Какой у неё клюв? (треугольником, но не острый как у синицы)

д) Какие глазки? Где?

е) Какой хвост (очень длинный)

ж) Сколько лапок, и какие? (Коготки меньше загнутые, лапки больше)

Физминутка: (дети выполняют движения по тексту)

Прилетели птички

Птички – невелички.

Весело скакали,

Зернышки клевали.

2. Жизненные проявления (движения, звуки, пища)

1) Что умеет делать сорока? (летать, прыгать, важно ходить, оставляя следы-цепочку + + + + +)

2) Сороку можно узнать издалека по её длинному хвосту и разговору стрекотанию: СТР, СТР, СТР.

3) Но эта птица такая смышленая, что может подражать многим звукам.

4) Чем же угостим нашу гостью? Она всеядная, хотя летом предпочитает жуков, червяков, гусениц и яйца других птиц.

3. Местообитание и сезонная жизнь.

– Селится наша сорока на опушках леса, делает шаровидное гнездо из прутьев на ветках деревьев. Поэтому, наверное, и встречает нас в лесу первая и предупреждает об этом всех остальных птиц.

Загадка:

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (сорока)

Итог. – Какая птица имеет черно- белый окрас перьев, как у березы?

- Какая птица в сказках и легендах приносит новости на хвосте.

«Сравнение воробья и вороны»

Цель: сравнить этих двух птиц по внешнему виду, поведению, местообитанию: найти различные и общие черты для всех птиц; продолжить воспитание чувства сострадания к зимующим птицам.

Оборудование: кормушка; иллюстрации синички, воробья, вороны.

Ход занятия.

1. Ребята, посмотрите, кто сидит на нашей кормушке? Синичка!

- А почему её так называют?

- Какую загадку про неё знаете?

«На зелененькую рубашку

Галстук черненький надели,

А на маленькую головку

Берет черненький одели»

- А вот ещё одна птица прилетела. – воробей

(Прилепляю на кормушку)

- А вот ещё прилетела важная черно серая птица, никого не боится.
(прилепляю на кормушку)

- Воробей такой же маленький как синичка, а ворона большая.
(синичка улетает)

- Рассмотрим воробья. Какая рубашечка у воробья? (спереди грудка серенькая, спинка коричневая, шапочка коричневая)

- Воробей очень подвижная птица – на месте не сидит, то прыгает по земле и по снегу, оставляя следы + + + + +
+ + + + + и при этом весело чирикает – ищет крошки, зернышки, семечки трав, с удовольствием клюёт семена березы.

- Ворона, птица крупная, важная. Одета в серую жилетку, а крылья, хвост и голова у неё черные. Летает ворона высоко в небе, расправив крылья и хвост, а если опускается на землю, то ходит важно переставляя лапки цепочкой + +

Ест ворона все подряд: и крошки, и семечки, и мясо, и сало, и червяков, а весной ворует из чужих гнезд яйца – она всеядна.

Игровое задание: «Продолжи»

Синькает… (синичка)

Стрекочет (сорока)

Чирикает… (воробей)

Каркает (ворона)

Физминутка – игра

На слова «воробьи летают» - дети имитируют птиц – машут «крыльями», бегают, «чирикают». «Прилетели вороны» - дети «каркают», руки за спину важно ходят, ставя ноги цепочкой. «Синички летают» - дети «синькают, машут «крыльями». «Прилетели сороки – дети имитируют сороку - «стрекочут». (повторяется несколько раз)

2. – Дети, а почему так назвали воробья?

Произнесем медленно во-ра-бей – вора-бей.

Загадки:

1. Черная птица меня не боится

моргает удивленно

и каркает…. (Ворона)

2. Маленький мальчишка

В коричневом пальтишке,

По двору шныряет,

Крошки собирает. (воробей)

2. Итог. Прослушивание пластинки «Воробей» - И. Тургенева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский сценарий "Лунтик и его друзья на Новогодней Ёлке".

Сценарий Новогоднего праздника для детей 3 - 5 лет. В гости к детям приходят любимые герои из мультфильма "Лунтик"...

Сценарий спортивного развлечения "Лучшие друзья на свете взрослые и дети"

Сценарий развлечения  для детей старшего дошкольного возраста будет способствовать развитию быстроты, силу, ловкости, выносливости.,совершенствованию  двигательных  умений и навыков дет...

Сценарий спортивного праздника «Неразлучные друзья: Взрослые и дети». Для детей средней группы совместно с родителями. (С использованием здоровьесберегающих технологий: Ритмических танцев «Игра с мячом», «кошки-мышки» с родителями, Пальчиковая игра «Мышки

Под музыку дети с родителями входят в зал парами. Идут по кругу обычной ходьбой, на пятках, на внешней стопе. Взрослый встаёт позади ребёнка и держит его за вытянутые руки – идут на носках.Перестроени...

«Незнайкины друзья » Сценарий занятия по развитию высших психических функций детей старшего дошкольного возраста.

Сценарий занятия по развитию высших психических функций детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий занятия по лепке:Друзья Ежика

Способствовать формирования умения самостоятельно изображать ежика, пользуясь знакомыми способами лепки...

Сценарий занятия в старшей группе: «Приключения кузнечика и его друзей на лесной полянке»

Сценарий занятия в старшей группе:«Приключения кузнечика и его друзей на лесной полянке»...

Сценарий занятия по робототехнике "Помощь друзьям роботам"

Сценарий  занятия по робототехнике в подготовительной группе«Помощь друзьям роботам»Задачи:Расширять знания о робототехнике, программировании, закрепить знания, умения и навыки при ра...