Консультация для педагогов: «Организация работы с детьми в летний период».
консультация по окружающему миру на тему

Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Оно дает возможность наполнить детей яркими впечатлениями, открытиями, неожиданностями, удовольствием и красотой. Именно в этот период дети много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах  еще долго радовали детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для педагогов30.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Организация работы с детьми

в летний период».

Составила: Рубан Л.А.

2016 г.


Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Оно дает возможность наполнить детей яркими впечатлениями, открытиями, неожиданностями, удовольствием и красотой. Именно в этот период дети много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах  еще долго радовали детей. Основная задача педагогов при этом -  как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении.

Организация деятельности детей в детском саду в летнее время имеет свою специфику и определяется задачами воспитания в дошкольном учреждении.

Центральное место занимает режим дня. Режим дня в летний период предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность детей  переносится на улицу. В этот период планируются только музыкальные, физкультурные занятия и изодеятельность детей.

Организация досуга детей летом является важным вопросом в работе педагога. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

При организации летнего досуга детей педагогу необходимо планировать такие мероприятия, которые не требуют значительной подготовки со стороны детей, имеют развивающую и воспитательную функции,  проводятся в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы эти мероприятия  не требовали громоздкой подготовки и  со стороны педагогов.

В своей работе педагоги могут использовать разные формы  и методы работы с детьми – музыкальные  часы,  игры-путешествия, выставки,  игровые  часы и другие.

Например, в  игровые часы педагог знакомит  детей с народными и современными играми.  При разучивании таких игр, при использовании их в повседневной игровой деятельности, у детей развивается память, речь, расширяется кругозор. Игры и развлечения – непременные спутники жизни каждого ребёнка. Дети  играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие – ролевые, строительные, музыкальные, игры–драматизации, игры—пантомимы и т.д. Именно  летом предоставляются наиболее благоприятные возможности для разнообразной игровой деятельности детей, развития и расширения их творческих способностей.

Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. На маршруте  педагог  организует  остановки, где детям можно предложить различные задания.

Музыкальные часы  благоприятно воздействуют на эмоциональное состояние ребенка. Здесь  можно  использовать музыкально – дидактические игры,  слушание песен, организовать игры на музыкальных инструментах.

На улице  с детьми можно организовать  продуктивную деятельность – рисование, лепку, аппликацию и т.д.  Для этого на детском участке должны быть созданы  необходимые условия  (столы, стулья). Темы детских работ могут быть самыми разнообразными. Нельзя забывать про художественную литературу -  чтение сказок, произведений, организация игр – драматизаций  используем  в своей работе.

Знакомство с окружающей действительностью, наблюдение за природой летом, организация совместной деятельности взрослых и детей создают благоприятные условия для развития коммуникативных качеств у дошкольников. Педагогам следует  включать ситуативные разговоры, беседы, викторины.

Нельзя забывать и о трудовой деятельности: закрепление навыков самообслуживания, организации трудовых поручений, дежурств.

Лето – благоприятный период для реализации программных задач по ОБЖ и формированию у воспитанников культурно-гигиенических навыков.

Особое внимание в летний период должно быть уделено познавательно-исследовательской деятельности: наблюдениям на прогулке за явлениями живой и неживой природы (состоянием почвы, температурой воздуха, осадками), построению взаимосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы, экспериментированию (с водой и песком), коллекционированию, моделированию, решению проблемных ситуаций. Формы организации деятельности с детьми - в основном коллективные. Кроме того, воспитателям необходимо уделять большое внимание индивидуальной работе.

Каждому виду деятельности отводится особое место и время в распорядке дня. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.

Нужно так подготовить и организовать жизнедеятельность детей в летний период, чтобы они смогли увидеть необычное в обычном, возможное в невозможном, чувствовали любовь и заботу, жили в мире радости, красоты, интересных дел, игры и сказок.

Работа с детьми летом на воздухе не только полезна для здоровья, но и имеет большое воспитательное значение, она помогает развивать у дошкольников интерес и любовь к природе, бережное к ней отношение, формирует художественный вкус, творческое воображение и конструкторские способности, сноровку и изобретательность, воспитывает трудолюбие, усидчивость, терпение. А это – залог успешной подготовки ребёнка к новому жизненному этапу – к учёбе в школе.

При организации летней деятельности стоит отказаться от фронтальности. Удобнее и целесообразнее привлекать детей к работе небольшими подгруппами по 4 – 6 человек, а порой и индивидуально.

Любимая детская деятельность в летний период – строительство из песка. Главным условием организации данной работы является подготовка песка к работе. Он должен быть чистым и влажным.

Организуя работу, чаще сами включайтесь в строительство, объясняйте, показывайте приёмы работы с материалом, помогайте детям развивать сюжет игры. В процессе работы задавайте ребятам такие вопросы, которые способствуют развитию у них изобретательности, стремления к творческому поиску: «Как из горки сделать мост?», «Как с  помощью шланга провести водопровод и налить воду в бассейн?»

Играя, формируйте у ребят навыки общения. В группах младшего дошкольного возраста формируйте умение выражать свои мысли и желания: «Пригласи поиграть! Поблагодари за помощь! Угости кукол «пирожным» из песка».

Основная задача с детьми среднего возраста является формирование самостоятельности и навыков самоуправления в процессе совместной деятельности с песком (небольшие подгруппы по 3 – 4 человека). Продолжайте учить детей ставить цель, находить конструктивные решения на основе имеющегося опыта, самостоятельно или с помощью взрослого планировать работу, вместе строить, объединяя свои постройки общим сюжетом, добиваться конечной цели. Постоянно поощряйте совместное строительство: «Как дружно вы трудитесь! Какой красивый город вы построили! Хорошо бы сохранить постройку…»

Недопустимо, чтобы ребята бесцельно копались в песке. Скучая, они начинают кидаться друг в друга песком, валяться…

Старших дошкольников можно научить делать ямки, горки, «печь куличики», строить мосты, дорожки. Делать скамеечки, ворота, стол, стул, будку для собаки. Можно научить ребят строить высокую башню из трёх форм разного размера. Ребята очень любят рыть в песке тоннели.

Строить можно и по темам знакомых сказок и разыгрывать сказочные сюжеты: «Царевна – лягушка», «Заячья избушка», «Снежная королева».

Научите детей новому приёмы работы с песком. Через ладошки струйками пропускать «кашу – малашу». Благодаря этому приёму можно строить высокие дворцы, замки, башни. Для игр с песком дети могут использовать бросовой материал, трафареты, игрушки. Украшайте постройки природно-бросовым материалом, яркими трафаретами, они дополнят детские композиции и помогут разнообразить сюжет игры.

В жаркие летние дни дети любят играть с водой.

Для игр с водой ребята могут сделать катамараны, яхты из молочных пакетов, теплоходы из пенопласта, можно из него смастерить лебедей, осьминога, дельфина…

Играем с ветром.

Для игр с ветром можно делать разные игрушки – вертушки, воздушного змея. Для их изготовления понадобится бумага, картон, палочки, гвозди.

В ветренную погоду такого змея можно выпускать высоко в небо. А когда ветра нет, с ним можно играть как с летуном.

Лето – благодатная пора для организации работы с природным материалом. Во время прогулок привлекайте внимание детей к окружающей природе, не проходите мимо причудливо изогнутых ветвей, корней, сучьев, древесных грибов, разнообразных растений. Учите ребят любоваться этой красотой и многообразием, наблюдать, находить сходство с живыми или сказочными существами.

Изготовление поделок из природного материала - увлекательное занятие. Оно развивает интерес и любовь к природе, бережное к ней отношение, художественный вкус, творческое воображение и конструкторские способности, сноровку, изобретательность, трудолюбие, усидчивость и терпение.

Учите собирать материал так, чтобы не нанести ущерб природе: береста и кора бережно снимаются с поваленных деревьев, веточки – сухие, а шишки, семена, листья – опавшие. К сбору природного материала привлекайте детей уже с младшего возраста. Это шишки, семена (липы, клена, ясеня), корни, изогнутые веточки, листья, засушенные лепестки цветов и т.д.

Храните природный материал в коробках под крышками.

При изготовлении поделок советуем:

  • Не пользоваться при скреплении частей пластилином, так как такие поделки не прочны, быстро теряют свой вид;
  • Не окрашивать природный материал, наша задача – научить детей подчёркивать  его естественную красоту. Гораздо лучше покрывать поделки бесцветным лаком, чтобы сделать их более прочным и красивым;
  • Не использовать при оформлении другой материал, например бумагу, поролон, пенопласт и др. От этого поделка теряем свою естественную прелесть;
  • Не использовать тот материал, который может нанести ребёнку травму или угрожать его здоровью (репейник, ядовитые растения и пр.).

Для работы с природным материалом потребуется подкладная доска, клей казеиновый и ПВА, салфетка, кисточка, заострённая палочка (стека), ножницы,  а также самодельное шило, острие которого делается из короткого гвоздя. Вся работа проводится под строгим контролем педагога.

Развивая у детей младшего дошкольного возраста интерес к природному материалу, рассматривайте его с детьми, ощупывайте, обращайте внимание на его красоту, спрашивайте, на что похож, побуждайте малыша фантазировать, называя образы.

Так,  дети используют свои поделки в качестве подарков, в различных играх, украшают ими игровые уголки. Сюжетные композиции используют для настольного театра («Три медведя», «Репка», «Машенька и медведь»).

Такие композиции как «Три поросёнка», «Бременские музыканты», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., дети могут использовать, рассказывая друг другу сказки, во время сюжетно-ролевых игр.

Ближе к осени под деревьями и кустами мы находим много красивых листьев. Собирайте их с детьми, рассматривайте, любуйтесь красотой их окраски, формы.

Из листьев можно создавать чудесные композиции, оформить гербарий, изготовить дидактические игры «С какого дерева листок?», «Найди пару», «Подбери по форме»…

Хороши временные композиции на дощечках, картонках, когда элементы просто выкладываются. Можно делать и аппликации на бумаге, мешковине, рогожке. Это занятие особенно развивает вкус, фантазию, творчество детей.

Изящные красивые сувениры можно сделать из мелких морских и речных камушков, ракушек. Сбор этого природного материала доставляет детям большое удовольствие. Предложите детям отбирать камушки необычно окрашенные, оригинальной формы, разного размера.

Место склеивания намазывается клеем, затем части соединяют и дают клею затвердеть.

На каждом участке сада есть так называемые малые формы: домики, корабли, машины и пр., которые при красочном оформлении способствуют развитию творческих и ролевых игр детей в течение всего дня.

Что же еще можно сделать на участке  для игры? Особенно интересно соорудить театр.

Можно сделать три варианта домиков: домик-ширма (трёхстворчатый), объёмный домик (на шесте) и подвесной.

Если детям объяснить правила игры и научить делать из бумаги гоночные машины, то это занятие настолько увлечет ребят, что на некоторое время станет любимым, поскольку игра очень увлекательна и азартна. Играть можно на столе, на скамейке, на асфальте.

По команде дети дуют на них. По полированной поверхности они скользят легко и быстро, но важно научиться так осторожно и сильно дуть, чтобы машинка ехала по прямой и не упала со стола. Выигрывает тот, у кого машина быстрее доберется до противоположного края стола.

Если дети играют на полу или на асфальте, то машинку передвигают щелчками, в заднюю часть игрушки. Тут важно рассчитать силу щелчка, чтобы она двигалась по прямой, ехала только по своей дорожке и не заезжала на соседнюю. Дорожки чертятся мелом или прокладываются шнуры, которые являются разметками. Правила игры тоже устанавливаются всякий раз новые.

Дети не должны скучать даже в самую плохую и дождливую погоду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми в летний период»

 Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами пища, раздолье для движен...

Консультация на тему: «Организация работы с детьми в летний период»

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и доби...

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми в летний период»

Консультация для воспитателей«Организация работы с детьми в летний период»...

31.05.2020 Консультация для педагогов «Организация работы с детьми в летний период»

Консультация для педагогов«Организация работы с детьми в летний период»Гиззатуллина Л.П.              Одним из важнейших во...

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми в летний период»

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми в летний период»...

Консультация для педагогов «Организация работы с детьми в летний оздоровительный период»

Организация деятельности детей в детском саду в летнее время имеет свою специфику и определяется задачами воспитания в дошкольном учреждении.Содержание педагогической работы в этот период должно быть ...

Консультация для педагогов "Организация работы с детьми в летний период"

Лето- самое любимая пора для всех детей,ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице...