«Ознакомление дошкольников с природой в исследовательской деятельности»
консультация по окружающему миру на тему

Михальцова Татьяна Валентиновна

Ознакомление детей с приро­дой начинается с первых шагов по родной земле. С большим ин­тересом дети участвуют в самой разной исследовательской дея­тельности. Жажда новых впечат­лений, любознательность, посто­янно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности ребен­ка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ознакомление дошкольников с природой в исследовательской деятельности»

Воспитатель I квалификационной категории  МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №5 «Аленушка» Михальцова Татьяна Валентиновна

Дети по природе своей — исследователи. «Почему пожелтели листья? Куда течет ручей? Зачем черепахе панцирь?» — эти и сотни подобных вопросов они задают взрослым. Ответить на них, ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и охранять этот мир — одна из основных задач воспитателя.

Ознакомление детей с природой начинается с первых шагов по родной земле. С большим интересом дети участвуют в самой разной исследовательской деятельности. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности ребенка. Современные дети — более раскрепощенные, самостоятельные, поэтому и методы работы с ними меняются. Вербальные формы обучения уступают место экспериментированию, где у ребенка задействованы все органы чувств. В процессе исследовательской деятельности дошкольник имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это неопасно. А что является безопасным, что можно брать в руки и что не причинит вред здоровью — малышу определить трудно. Тут-то; и нужна помощь взрослого.

Исследовательская деятельность может включаться в следующие формы работы с детьми:

— познавательное занятие;

— совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем (опыты, эксперименты) в уголке «мини-лаборатория»;

- занятия по труду в уголке природы и на участке;

- игры-эксперименты и дидактические игры;

- художественно-продуктивная деятельность;

- экскурсии на природе.

 Мой опыт показывает, что для развития у детей способности видеть не только внешние свойства  окружающего мира, но и познавать внутренние связи и отношения, а также умения анализировать и делать выводы необходимо создать условия для организации исследовательской деятельности в группе детского сада. Основные требования при создании развивающей среды в группе — безопасность, соответствие возрасту и доступность для детей. Уголок экспериментирования в группе должен включать: «центр воды и песка»; «мини-лабораторию» с необходимым оборудованием и природным бросовым материалом; схемы-модели алгоритмов проведения опытов; коллекции камней, песка, растений. Можно посоветовать создать информационную копилку для воспитателей и родителей: «Детские вопросы и ответы»; картотеку «Опыты и эксперименты» по возрастам; подготовить альбомы с фотографиями, аудио- и видеокассеты, дидактические игры.

Большая роль отводится играм-экспериментам. Например, в теплое время года на прогулке воспитатель проводит игры с песком. Свои действия он комментирует: «Песок мелкий, сухой — сыплется, а из мокрого можно делать пирожки». Так, в процессе игры малыши знакомятся со свойствами песка. Это вызывает у детей интерес к исследованию природного мира.

Детское экспериментирование — это подлинно детская деятельность, возникающая в раннем детстве, интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам. Истинно творческая суть детского экспериментирования заключается в том, что оно не задано взрослым ребенку заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объекте. Деятельность экспериментирования характеризуется усложнением и развитием действий целеобразования: ребенок сам ставит цели, достигает их, получая новые знания о предметах.

Детское экспериментирование носит, как правило, креативный характер и стимулирует формирование креативной направленности личности. В ее структуре ведущую роль активно начинает играть наступательная позиция — позиция маленького исследователя — экспериментатора, положительно влияющая на развитие всех сфер психики дошкольника и определяющая поисково-пробующий строй его личности.

Опираясь на исследования современных молодых ученых в этой области (например, концепцию В.Т. Кудрявцева о детском экспериментировании как основе творчества), мы пришли к выводу о важности и необходимости использовать метод экспериментирования в исследовательской ситуации в работе детского сада.

Данный метод способствует развитию познавательной активности детей, стимулирует их воображение, включает в творческую деятельность. Кроме того, опирается на естественную закономерную форму познания ребенком окружающего мира, когда он исследует, экспериментирует и в итоге — познает.

Воспитатель выслушивает мнение каждого ребенка, а затем совместно с детьми принимается общее решение.

Руководя исследовательской деятельностью, воспитатель создает специальные условия для  решения познавательной задачи, чтобы дать возможность творческому самовыражению ребенка.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Данная система показала, что целенаправленная работа по детскому экспериментированию способствует интеллектуальному развитию дошкольников. И дети с нарушением зрения, у которых не достаточно сформированы познавательные процессы, могут показывать хорошие результаты.

Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное.

 И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с природой в исследовательской деятельности.

  C самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник....

Ознакомление с природой в исследовательской деятельности дошкольников.

В консультации говорится  о том, что при формировании основ естественнонаучных и экологических понятий особенно важно экспериментирование, при этом основная задача педагога - ввести ребенка в мир...

Ознакомление дошкольников с природой в исследовательской деятельности.

  С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.   Дошкольники – прирожденные исследователи....

Организованная образовательная деятельность по освоению детьми подготовительной группы образовательных областей "Ознакомление с миром природы", "Ознакомление с социальным миром", "Познавательно - исследовательская деятельность" "Волшебница - вода"

Данная деятельность направлена насоздание условий для обобщения и расширение у детей представлений  о      воде, её свойствах, роли  в жизни человека и живых организмов, о фор...

Ознакомление с природой в исследовательской деятельности дошкольников

Исследовательская деятельность дошкольников. Классификация опытов и экспериментов....

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Познавательное развитие. (Ознакомление с природой + познавательно - исследовательская деятельность). Тема: «Домашние животные и птицы».

Дать детям  представление о  домашних животных и птицах, учить выделять их существенные признаки, называть детёнышей ; познакомить с ролью и значением домашних животных и птиц   в ...