Конспект НОД "Древние люди"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Пухова Галина Михайловна

"Видеомузей" Древние люди"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_gm.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 города Кургана «Детский сад №16 «Золотой колосок»

Проект НОД ОО «Познавательное развитие»

в подготовительной к школе группе

Тема: «Видеомузей «Древние люди»

по программе «Из детства – в отрочество»

авторская разработка

воспитатель:

первой квалификационной категории

Пухова Г.М.

2013- 2014 уч.г.

Цели:

Предметно - информационная:  

- создать условия для формирования у детей представлений о жизни древнего человека: первых стоянках, животном и растительном мире, внешнем виде мужчины, женщины, ребенка, вождя; их занятиях (охоте, изготовлении одежды и т.д.).

Деятельно – коммуникативная:  

 - создать условия для развития логического мышления, внимания, памяти, умения слушать;

 - создать условия для расширения словаря, развития умения высказывать свое мнение, строить логические рассуждения.

  Ценностно – ориентированная: создать условия для развития интереса к   истории человечества, развития любознательности.

Оборудование: иллюстрации, изображающие древних взрослых и детей, пещеру, очаг, шитье шкур костяной иглой, природу, животный мир, растения, модель «Затерянный мир», камень с рисунком, кусочек шерсти, пропитанный жиром, кукла в шкуре.

Словарная работа: первобытный, изобретение, изобретатель, миф, Прометей, любознательность, открытие. 

пещерные люди, очаг, костяная игла, мамонт, пещера, похолодание, вождь, стоянка, бивни, наскальные рисунки.

Методические приемы:  игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка «Ритуальный танец», эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Индивидуальная работа:

Предварительная работа:

 Работа с родителями: определение с ребёнком лексического значения слова «археология», получение из различных источников информации о древних людях.

Микроцели

Ход НОД

оборудование

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

-Жил на свете когда-то человек, не сейчас, а очень-очень давно, когда еще не проносились по воздуху самолеты, не плавали по морям пароходы, не бегали по земле автомобили, не ездили по рельсам трамваи, не было ни радио, ни телевидения, ни ракет, на компьютеров, ни телефонов и нас с вами тоже не было. И, кажется, ничего такого удивительного и чудесного не было. А человек все равно удивлялся: многое его удивляло на земле и на небе. А как вы думаете, что значит удивляться?

 Ответы детей.

 -Да, удивляться, это значит признаться себе в том, что ты чего-то не знаешь, не понимаешь. А признаться себе в этом, значит искать ответы на вопросы, которые не знаешь, значит - думать. 

  - Ребята, как вы думаете, что такое любознательность?

Ответы детей.

-Это стремление или желание узнать что-то новое.

  - Ребята, я вам давала задание поинтересоваться, узнать кто такие древние люди, какие они, когда, где и как они жили, чем занимались и как питались?

Ответы детей.

 

Дом. задание

 - Ребята, а как мы, современные люди узнаем о том, как жили наши предки – древние люди много тысяч лет назад.

Ответы детей (читаем  в книги, энциклопедии, Интернет, смотрим фильм, ходим на выставки в музей и т.д.)

 - А самые первые люди, получившие информацию о древних жителях– это те люди, которые делают раскопки, ищут в земле старинные предметы (ножи, копья, украшения, останки жилья).

 - Как вы думаете, как их называют?

Ответы детей (Археологи, наука - археология)

 - Вся информация, которую получают археологи сохраняется на страницах книг, а находки сохраняются в музеях.

 - И сейчас я вам предлагаю посетить видео – музей, где мы еще больше узнаем о жизни древних людей.

(Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по времени и перенесемся в те времена, когда жили первобытные люди и узнаем, как люди начинали жить на Земле.)

Гимнастика для глаз

– Как вы думаете, древние люди жили в теплых или холодных местах? (Теплых.)

– Они выбирали место для жилья близко к воде или далеко от воды? (близко.)

– Почему близко, как вы считаете? (Вода нужна для питья, в воде водится рыба.)

Рассматривание иллюстраций.

– Ребята, хотите посмотреть как выглядела  природа, среди которой эти люди жили?

– Всмотритесь внимательно, здесь есть знакомые вам растения?

– А это что за животные? (Динозавр, больше слона во много раз. Это мамонт.) Мамонт – это древний предок слона.

– Посмотрите сюда, пожалуйста, кто сейчас перед вами? Да, это первые люди. Они ходили раздетыми, были ниже ростом, чем мы, и только начинали учиться разговаривать.

– Как вы думаете, что они ели? (Ягоды, плоды, насекомых.)

– Как вы думаете, почему древних людей называют пещерными жителями? (Жили в пещерах).

Воспитатель. Пещеры – это пустоты в земле, в которые можно попасть через отверстия на поверхности земли.

– Почему люди искали пещеры, а не оставались спать на земле? (Чтобы укрыться от дождя, ветра и зверей.)

Воспитатель. Когда на Земле началось похолодание, ледниковый период, люди стали одеваться в звериные шкуры. И даже научились шить. Они придумали делать иглы из кости, вместо ниток у них были тонкие жилы животных.

– Посмотрите, примерно вот так, как эта кукла, одевались древние люди.

– Посмотрите, пожалуйста, на эту иллюстрацию: чем заняты взрослые и дети? (Женщина шьет. Мужчина бросает ветки в огонь, дети держат нитки из ракушек и камешков.)

– Этот костер называется очаг, люди на нем готовили пищу, грелись.

– Как вы думаете, зачем нужны бусы? (Их вешают или на шею, или на одежду для украшения.)

– Какие еще украшения вы видите на женщине и девочке? (Браслет и ожерелье из звериных зубов.)

Продуктивная деятельность детей.

Воспитатель. Сейчас мы с вами тоже попробуем изготовить браслеты. Для этого вам понадобятся нитки и бусы. Вы будете работать в парах, каждая пара изготовит по браслету. Один из пары будет нанизывать бусины, а другой держать нить, чтобы бусы не рассыпались.

Воспитатель. Молодцы, красивые у вас получились браслеты!

– Ребята, как вы думаете, среди вас есть кто-то, кто сильнее других, кто больше знает?

– Среди пещерных людей тоже находились сильные и смелые люди, они становились вождями, т.е. вели людей на охоту, новую стоянку. Стоянка – это место, где люди жили определенное время. А чтобы вождя сразу было видно, его одежда и украшения отличались от украшений и одежды других людей. Посмотрите, в чем разница?

Физкультминутка.

– А теперь, ребята, мы с вами совершим ритуальный танец «Ука-чака», как это делали древние люди перед охотой.

Рассматривание иллюстраций

Воспитатель. Сильные и смелые мужчины уходили охотиться далеко. И научились строить жилища: огромные бивни (клыки мамонтов) и кости накрывали шкурами, как палатку, посмотрите…

Воспитатель. В такой постройке умещалось много людей. Если она была очень большой, то в ней делали не один очаг. Если жилище не освещалось огнем очага, делали вот такой светильник из мха или шерсти, пропитав их жиром.

Эксперимент.

– Сейчас я подожгу кусочек шерсти, пропитанный жиром,  и вы почувствуете, какой был в пещере запах.

Воспитатель. Пещерные люди отдыхали после охоты, шитья, еды. И некоторые из них рисовали во время отдыха. Как вы думаете, на чем рисовали в то время?

Чем рисовали? Что рисовали?

– Рисовали пальцами на камнях, на стенах пещер. Изображали сцены охоты, животных. Рисовали красками из толченого камня и воды, углями.

Много-много лет прошло, а рисунки эти сохранились и по ним мы узнаем о жизни пещерных людей.

Подведение итогов, анализ.

– На этом наше путешествие в прошлое закончилось.

– Где мы сегодня побывали?

– Что нового и интересного вы узнали?

– Кто такие пещерные люди?

– Чем они занимались?

– Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка

Данная презентация может быть использована педагогами дошкольных учреждений при работе с родителями: подгрупповая консультация, родительское собрание....

Родительское собрание для родителей воспитанников младшей группы Тема: «Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка»

Конспект родительского собрания, цель которого – повышение педагогической компетентности родителей воспитанников. На встрече родители познакомились с понятием «самооценка», получили рекомендации по фо...

Конспект: «Труд людей весной»

Цель: закрепление пройденного материалаЗадачи:Расширять и активизировать словарь существительными, прилагательными и глаголами по теме;Закреплять представления детей о труде людей весной.Формировать у...

Конспект открытой НОД по познавательному развитию с элементами ИКТ «Героическое прошлое русских людей» «Не сказки, а были, о которых люди и по сей день не забыли» старшая группа

Нод направлена на  ознакомление  детей с героическими страницами истории русского народа, создание условий для развития истинного патриотизма, любви к Родине, формирование гордости за отечес...

Конспект "Великие люди России"

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию...

Конспект занятия «Люди как растения?»

Цель. Формировать представления о сходстве процессов, происходящих в организме человека и растений. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Учить детей простейшим умозаключениям...