Конспект познавательной деятельности в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Григор Ирина Анатольевна

Конспект познавательной деятельности в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_deyatelnostekskursiya_v_osenniy_les.docx41.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –детский сад № 1 «Тополек» второй категории с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей

Конспект познавательной деятельности в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес».

Воспитатель: Григор И. А.

с. Самарское

Цель — формирование представлений о поздней осени через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием живой и неживой природы, причинно-следственные связи.

Учить выявлять причины происходящих изменений поздней осенью в жизни растений и животных, выделять характерные признаки сезона.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материалы: песок, камешки, тряпочка, лейка с водой; «следы» зверей и птиц, которые можно надеть на руки; листы черной бумаги, лупы (на каждого ребенка); банка с водой, палочка, клубок ниток, ветки тополя с почками, листья, таз, игрушка-ежик, материалы для создания макета «Поздняя осень» и «рисования» песком; ключ в тарелке с водой, стакан, спички или зажигалка, тарелка; витаминизированные напитки (ромашка, шиповник, мята, мелисса) для угощения.

Ход экскурсии.

 Воспитатель. Стали дни короче, Длиннее стали ночи. Пусты поля, мокнет земля, Дождь поливает. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?

Дети. Осенью.

Воспитатель. Сегодня мы отправимся в путешествие в осенний лес, только сначала побудем немного на опушке и рассмотрим песок.

Опыты с песком, наблюдения

Цель — учить различать и называть свойства песка.

Опыт № 1

Воспитатель. Посмотрите внимательно на песок, потрогайте его, пересыпьте с ладони на ладонь. Назовите свойства песка.

Дети. Песок может быть сухим, влажным, мокрым, очень мокрым. Песок рыхлый, он сыплется. Песок лепится. По цвету он может быть желтым, светло-коричневым, темным. Песок хорошо пропускает сквозь себя воду.

Воспитатель. Когда мы ходим по сухому песку, нам удобно9 (Ответы-детей.) Да, очень неудобно. По сухому песку трудно ходить, он осыпается, ноги проваливаются в песок. Настя, пройдись по песку и расскажи о своих ощущениях. (Девочка выполняет просьбу.) Из сухого песка мы можем лепить? (Ответы детей.) Давайте представим, что пошел осенний дождь. Костик, ты будешь дождиком: возьми леечку и полей песок, (Мальчик выполняет просьбу.) Куда ушла вода?

Дети. Вода впиталась в песок.

Воспитатель. Из сырого песка мы можем лепить? (Ответы детей.) А ходить по нему удобно. Алена, пройдись по песку и расскажи о своих ощущениях. (Девочка выполняет просьбу.) Теперь протри туфельки тряпочкой. Ребята, Алена ушла, а что осталось на песке?

Дети. Следы.

Воспитатель. Верно, остались следы. Возьмите «следы» зверей и птиц, наденьте их на руки и попечатайте. Назовите тех, кто здесь прогуливался. (Ответы детей.) Ребята, а чем неудобен нам песок сейчас, здесь?

Дети. Песок остается на подошве.

Наблюдение 1

Цель — показать детям, что песок состоит из отдельных песчинок.

Воспитатель кладет небольшую горстку песка на лист черной бумаги и предлагает детям рассмотреть песок через лупу: песчинки мелкие, неровные, твердые, разного цвета, округлой формы, расположены отдельно друг от друга, легко перед

Воспитатель. Из чего состоит песок9

Дети. Песок состоит из очень мелких песчинок.

Наблюдение № 2

Цель — учить сравнивать материалы, правильно называть их особенности, проводить сенсорное обследование.

Дети берут в руки камешки и песок, сравнивают, гладят, ощупывают, жмут, пытаются сыпать, слушают стук при падении камня, шуршание струйки песка.

Воспитатель. Назовите свойства камней.

Дети. Камни твердые. Они бывают гладкими, шершавыми, разного цвета и формы.

Воспитатель. Песчинки — это крохотные камешки. Они образуются, когда большие камни трутся, ударяются друг о друга.

Опыт № 2

Воспитатель. Давайте выясним, что тяжелее: камни или песок?

Воспитатель высыпает в банку с водой песок и камни, перемешивает палочкой. Дети наблюдают как материалы оседают на дно. Делают вывод: камни оседают раньше песчинок, они тяжелее. (В лесу).

 Воспитатель. Здравствуй, лес, Дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что нам шепчешь на заре, Весь в росе как в серебре? Кто в глуши твоей таится — Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь, мы — свои!

Игровое упражнение «Продолжи слово»

Воспитатель. Давайте докажем лесу, что мы свои.

Воспитатель кидает мяч ребенку и говорит начало слова, ребенок возвращает мяч и заканчивает слово. Ли-са, мед-ведь, гри-бы, е-жик, листь-я, бел-ка, ка-бан, оре-хи, за-яц, дере-во, солн-це, цве-ты и т. п. «Правила друзей леса»

Воспитатель. Пока тропа не увела нас далеко в лес, давайте вспомним правила друзей леса. Как нужно вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда его обитателям. Ребенок называет правило и берет за руку соседа, тот тоже называет правило и берет за руку своего соседа и т. д.

Дети. Нельзя разводить в лесу костры. Нельзя вытаптывать траву и собирать большие букеты цветов. После привала нужно убирать за собой весь мусор, не оставлять его в лесу. Не надо шуметь в лесу, чтобы не беспокоить зверей и их детенышей. Нельзя разорять муравейники: муравьи приносят большую пользу, они — санитары леса. Нельзя ловить насекомых — бабочек, божьих коровок, — они опыляют растения и уничтожают тлю. Нельзя ломать ветки деревьев, кустов. Если мы найдем в лесу нору крота, барсука или другого животного, нельзя подходить близко, чтобы не напугать этих лесных обитателей.

Воспитатель. Почему необходимо знать и соблюдать правила поведения в лесу? (Рассуждения детей.)

-  Лес — это дом для животных. Надо уважительно относиться к чужому дому.

Воспитатель. Чем сейчас мы можем помочь растениям и птицам на нашем участке9

Дети. Укрыть снегом корни деревьев, повесить кормушки и покормить птиц.

Воспитатель.  Вот мы сейчас говорили: нельзя то, нельзя это... А что можно делать в лесу?

Дети. Можно тихо гулять по тропинкам, чтобы услышать голоса лесных жителей, любоваться растениями  - цветам, деревьями. Можно наблюдать за белочкой, дятлом. Если мы поймаем для наблюдения кузнечика или муравья, мы рассмотрим его и отпустим. В лесу можно поиграть в мяч.

Воспитатель. Правильно, молодцы!

Игра «Назовём признаки поздней осени».

Воспитатель называет признак осени и передает клубок ниток ребенку,  держа нить в своей руке. А дети называют признаки осени — клубок идет по кругу.

Воспитатель. Дни короткие, а ночи длинные, темные.

Дети. Дует холодный ветер. Листья пожелтели, стали коричневыми, опали. Птицы улетели в теплые края, потому что нет насекомых. Солнце светит все реже, поднимается невысоко. Небо часто бывает серое, темное. Иногда идет дождь со снегом. Стало холодно, дети и взрослые одеты в теплую одежду. Бывают заморозки, лужи покрываются тонким ледком.

Физкультминутка «Станем мы деревьями»

Дети выполняют образные движения согласно тексту.

Станем мы деревьями

Сильными, большими.

Ноги — это корни,

Их расставим шире,

Чтоб держали дерево,

Падать не давали,

Из глубин далеких

Воду добывали.

Тело наше — ствол могучий,

Он чуть-чуть качается        

И своей верхушкой острой   •

В небо упирается.

Наши руки — это ветви,

Крону вместе образуют

В кроне им совсем не страшно,

Когда ветры сильно дуют.

Пальцы веточками будут.

Листья закрывают их.

Как придет за летом осень —

Разлетятся листья вмиг.

Воспитатель.  Ребята,  расскажите мне, пожалуйста, как деревья к зиме готовятся.

Дети. Деревья и кусты сбросили листья, чтобы их не поить и не кормить, — им самим нужны силы, чтобы пережить холодную зиму. Листики они сбрасывают на землю, под свои корни, чтобы укрыть их, а если они не сбросят листья, на них нападает много снега, и ветки сломаются под его тяжестью.

А теперь мы рассмотрим почки. Деревья стоят без листьев, но почки (плотные комочки) есть, и в них дремлют., что? (Предположения детей.) Правильно, клейкие листочки! Рассмотрите почки (показывает ветки с почками}: какие они по форме, величине, цвету? (Ответы, детей.) Как вы думаете, сейчас деревья растут?

Дети. Нет, деревья находятся в покое, они как бы спят

Воспитатель. Ничто в природе не происходит случайно. Опавшие листья нужны деревьям, кустам осенью и зимой для утепления. А сейчас еще и снежок прикрыл их.

Опыт с листьями

Воспитатель. Почему листья завяли, засохли? (Предположения детей.) Возьмите по одному листочку Посмотрит на внутреннюю сторону листочка — она усеяна мелким точечками. Что это такое? Оказывается, листья — это «форточки» деревьев. Чтобы жить и расти, дереву нужно очень много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, веткам и попадает в листья. Солнце нагревает листья, «форточки» открываются, выпускают влагу — листочек охлаждается и не засыхает в жаркую погоду Поздней осенью, как сейчас, в конце ноября, земля замерзает.  Воды в дерево поступает мало, солнце не припекает, и «форточки» не нужны. Если летом листья крепко прикреплены к ветке, то осенью между листом и веткой образуется пробка — перегородка. Она отделяет лист от ветки, и он плохо держится на ней. Даже небольшой ветерок срывает листья с веток. Так наступает листопад. А теперь кладите листья в таз, полейте их из лейки, как будто это дождик. В конце занятия мы посмотрим, что произойдет с ними (листья станут мягкими и не будут шуршать).

Создание макета «Поздняя осень» и «рисование» песком

Воспитатель. Ребята, это кто тут сидит под кустом? (Достает игругику-ежика.) Ежик еще ребенок и не знает где ему можно перезимовать. Давайте сделаем макет поздней осени, и вы подскажете ежонку, где он сможет спать всю зиму. Кто хочет, пусть делает макет, а остальные ребята приготовят гостям осенний рисунок «рисовать» они будут песком.

Дети создают макет и «рисуют» песком.

Опыт «Сухим из воды»

Цель — продемонстрировать существование атмосферного давления и свойство воздуха при остывании занимать меньший объем (сжиматься).

Воспитатель. Ребята, посмотрите: в нашем лесу лужица еще не замерзла.

Дети заглядывают в тарелку с водой — там лежит ключ.

Воспитатель. Подумайте и скажите, как можно достать ключик, не замочив пальцы.

Дети предлагают разные способы и проверяют их.        

Воспитатель. Предлагаю провести опыт по алгоритму: зажечь внутри стакана бумажку (Объясняя, демонстрирует опыт.) Воздух прогорел. Опрокидываем стакан на тарелку, рядом с ключиком. Через некоторое время бумага в стакане погаснет, воздух начнет остывать, и вода постепенно втянется стаканом, обнажив дно тарелки. Ключ можно взять пальцами. Ребята, расскажите мне, как все это Произошло? (Предположения детей.) Еще раз повторяю: воздух сначала прогрелся в стакане и расширился, лишний воздух вышел из стакана. Когда он стал остывать, его стало недостаточно, и воздух снаружи стал давить на воду сильнее, чем в стакане. Под давлением наружного воздуха (воздушного давления) воды тянулась в стакан.

Экологическое кафе

Воспитатель. Дети, что мы можем открыть этим ключом? (0тветы детей.) Говорят, здесь недалеко открылось необычное лесное экологическое кафе. Думаю, это сорока опять пыталась утащить ключ, да обронила его. Откроем кафе... Проходите, занимайте места за столами. Не случайно такое кафе открылось именно в лесу: здесь чистый воздух, тихо и красиво. Лес — это дом для зверей, птиц и насекомых. Думаю, и вы, ребята, и вы, уважаемые родители, хорошо знаете обитателей леса. Начинаем экологическую викторину! Отгадайте загадки.

Зверь мохнатый, косолапый, он сосет в берлоге лапу.(медведь).

То рыжая, то серая, а названьем — белая.(белка).

Косоглазый, маленький, в белых шубке, валенках.(Заяц)

А теперь выполните задание

- Изобразите зверя так, чтобы все догадались, кто это. Девочки и мальчики, вокруг себя повернитесь и в зверей превратитесь!

Дети изображают медведя, зайка, волка, лису.

Воспитатель. Следующее задание называется «Кто живет в родном лесу?» Я буду называть разных животных, а вы — выбирать только тех, которые живут в наших лесах, и хлопать в ладоши. Слушайте внимательно: белка, лисица, жираф, бегемот, заяц, олень, крокодил, кашалот волк, верблюд, морж, тюлень, медведь, слон, обезьяна.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Наша встреча закончилась. Ребята, вам было трудно выполнять задания, проводить исследования7 Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).



щить ключ, да обронила его. Откроем кафе... Проходите, занимайте места за столами. Предлагаю и родителям присоединиться к нам. Не случайно такое кафе открылось именно в лесу: здесь чистый воздух, тихо и красиво. Лес — это дом для зверей, птиц и насекомых. Думаю, и вы, ребята, и вы, уважаемые родители, хорошо знаете обитателей леса. Начинаем экологическую викторину! Задание родителям: отгадайте загадки.

Зверь мохнатый, косолапый, он сосет в берлоге лапу.

(Медведь)

То рыжая, то серая, а названьем — белая.

(Бемса)

Косоглазый, маленький, в белых шубке, валенках.

(Заяц)

А теперь — задание для детей. Изобразите зверя так, чтобы все догадались, кто это. Девочки и мальчики, вокруг себя повернитесь и в зверей превратитесь!

Дети изображают медведя, зайка, волка, лису.

Воспитатель. Следующее задание родителям: исполните куплет знакомой песни голосом вороны, а голосом волка — песню «Жили у бабуси...»

Родители выполняют задание.

Воспитатель. Следующее задание детям называется «Кто живет в родном лесу?» Я буду называть разных животных, а вы — выбирать только тех, которые живут в наших лесах, и хлопать в ладоши. Слушайте внимательно: белка, лисица, жираф, бегемот, заяц, олень, крокодил, кашалот волк, верблюд, морж, тюлень, медведь, слон, обезьяна.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Наша встреча закончилась. Ребята, вам было трудно выполнять задания, проводить исследования7 Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей,) А теперь я приглашаю всех попробовать витаминизированные напитки. •



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательной деятельности в подготовительной группе "Телевизор, компьютер и здоровье"

Детей надо знакомить со способами заботы о своем здоровье при пользовании компьютером и телевизором. Компьютер может принести и пользу, если использовать его в разумных целях...

Конспект познавательной деятельности в подготовительной группе на тему: «В мире сказок А.С.Пушкина"

Конспект позновательной деятельности  на тему " В мире сказок А.С. Пушкина"...

Конспект познавательной деятельности в подготовительной группе: "Братск-легенда Сибири."

Форма проведения: Игра:"Что?Где?Когда?" Цель:Воспитывать чувство патриотизма при ознакомлении детей с родным городом. Актуальность:для дошкольника Родина начинается с семьи и детского сада. Задачи:...

Конспект познавательной деятельности в подготовительной группе "Откуда пришел стол"

Конспект познавательной деятельностив подготовительной группе*Откуда пришел стол.*...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Беседа об осени»

Цель: углубить и конкретизировать представление об осени по основным существенным признакам. Задачи:-формировать умение устанавливать связь между комплексом условий и состоянием растений и ж...

Технологическая карта конспекта познавательной деятельности детей старшей группы "Приключения в осеннем лесу"

Тема: «Приключения в осеннем лесу»Цель: Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.Задачи:Обучающая: продолжать формировать представления о свойствах и о...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Экскурсия в осенний парк»

Конспект образовательной деятельности в старшей группе  «Экскурсия в осенний парк»...