Метод проекта в познавательной деятельности
статья по окружающему миру на тему

 

 В.Э.Максимова воспитатель. МДОУ «Детский сад № 20 комбинированного вида».

                                                                                                                                                                        «У ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному». (В.А.Сухомлинский).

     Использование метода проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в его основу  заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой  практической проблемой, где интерес является сильным побудителем ознакомления, осмысления и преобразования окружающей действительности. Под влиянием интереса ребенок - дошкольник не только стремится познать новое, пополнить и углубить свои знания об интересующем предмете, явлении, но и активно применять эти знания в различных видах деятельности. При наличии интереса все психические процессы, участвующие в познании, активизируются, протекают более интенсивно и осознанно, усвоенные в результате знания оказываются прочными, глубокими.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проекта как  инновационный подход в познавательной деятельности дошкольников.

В.Э.Максимова воспитатель. МДОУ «Детский сад № 20 комбинированного вида».

         Особое значение для развития личности дошкольников имеет познание живой природы. В жизни маленького человека природа играет большую роль. Порой неправильные представления детей приводят к тому, что они начинают уничтожать насекомых, растения и животных. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост, развитие творческих способностей. Вот почему очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней через познание окружающего мира. 

       «У ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному». (В.А.Сухомлинский).

Казалось бы, и в детском саду,  учат тому, «что такое хорошо и что такое плохо». Почему же не срабатывают такие хорошие заповеди? Одна из причин этого — изучение природы по книгам, по иллюстрациям и редкое общение детей с растениями и животными, неумение слушать природу, а также видеть и получать эмоциональное удовольствие от ее красоты и неповторимости. Всему этому нужно учить с детства. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нём пробуждаются самые лучшие человеческие качества: гуманность, доброта, забота.

       Использование метода проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в его основу  заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой  практической проблемой, где интерес является сильным побудителем ознакомления, осмысления и преобразования окружающей действительности. Под влиянием интереса ребенок - дошкольник не только стремится познать новое, пополнить и углубить свои знания об интересующем предмете, явлении, но и активно применять эти знания в различных видах деятельности. При наличии интереса все психические процессы, участвующие в познании, активизируются, протекают более интенсивно и осознанно, усвоенные в результате знания оказываются прочными, глубокими.

       Метод проектов возник еще в 20 годы прошлого столетия в США, его называли также методом проблем, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком.      В России метод проектов приобрел широкую популярность с конца девяностых годов прошлого века и постепенно стал одним из ведущих видов деятельности в образовательном учреждении. В основе метода лежит идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Федеральный государственный стандарт определил, что метод проекта очень эффективен в работе с детьми дошкольного возраста. Он позволяет повысить детскую самостоятельность, любознательность, ответственность, развивает у детей творческое мышление, совершенствует поисково-познавательную работу, партнерский стиль общения, умение находить выход из трудной ситуации, дает возможность синтезировать полученные знания,  успешно проводить  социализацию, раскрывать индивидуальные, а также партнёрские  отношения с воспитанниками и их родителями.

         Воспитатель - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.

        Оно из важных условий это самостоятельный выбор ребенком то, чем он будет заниматься в рамках проекта. При разработке проекта необходимо использовать «Модель трех вопросов»:  « Что мы знаем?» « Что мы хотим узнать?» « Как нам узнать об этом?». Уже из полученных ответов детей, можно составить план действий. Например: пригласить маму или папу, а может быть кого-то из родственников, кто мог бы поделиться своими знаниями, опытом или оказать помощь в изготовлении дидактического материала, поделок и т.д.

    Отличительной чертой проекта является период его реализации. Он может длиться, пока у детей сохраняется интерес к выбранной теме, а взрослым удается удерживать внимание дошкольников и пополнять развивающую среду необходимыми материалами, находить новые идеи. Чтобы ребёнок усваивал необходимую информацию его нужно заинтересовать данным вопросом. Интерес (от лат. interest׳ – имеет значение, важно) стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора.

     Тематика познавательной проектной деятельности  в знакомстве с живой природой  разнообразна:  «Деревья», «Лекарственные травы», «Животные нашего края», «Чудеса на клумбе», «Огород на окне», «Насекомые» и т. д.

Малыш, в жизни которого было свое, «личное», дерево, выращенный собственной рукой цветок, ухаживающий за своим любимым питомцем, который хотя бы однажды сказал: «Здравствуй, моё деревце!», покормил бездомного пса, будет относиться к природе бережно и внимательно. Он сможет наслаждаться красотой капельки росы на листке, первым распустившимся цветком, запахом дождя и листвы, поймет, как хрупок мир природы и как он зависим от действий человека.

Родители – активные участники проектной деятельности, принимающие живое и непосредственное участие на всех этапах деятельности: планирование, сбор информации, подготовка, проведение, анализ и поощрение.  Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться.

       Уровень участия детей в проектной деятельности меняется в зависимости от возрастных особенностей: в младших группах малыши наблюдают за деятельностью взрослого; в среднем возрасте принимают участие в реализации проекта, в старшем возрасте являются полноправными участниками проекта.

      Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять

свое достойное место в системе дошкольного образования, происходящего с использованием различных методов, форм, средств и приемов, которые используют воспитатели. В качестве примера хочется поделиться проектом: Тема: «Живые растения».

«Живое — это то, что растет, питается,  дышит, двигается, размножается,

 даёт плоды».                                          

Цель: сформировать интерес старших дошкольников к живой природе по       средствам проектной деятельности, вовлечь родителей воспитанников.

Задачи проекта: закрепить представление о разнообразии и названии,  об основных частях растений, учить видеть их характерные особенности; познакомить детей с приемами посадки; вызвать интерес к посадке семян; формировать бережное отношение к растениям, желание помочь педагогу в уходе за ними; вызвать радость от красоты цветущих растений; развивать способности к поисковой деятельности.

Тип проекта: краткосрочный

По характеру деятельности: познавательно - исследовательский.

Срок реализации: март – май 2016 года.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Мероприятие

Участники

I этап - Подготовительный

Анализ литературы по данному вопросу.       

Подбор информационного материала детьми и родителями, подбор посадочного материала.          

Воспитатели Родители

Дети

II этап - Исследовательский

Труд: уход за комнатными растениями.

Наблюдение за геранью (строение, форма листьев).

Опыт: срезать отросток от герани  и поставить в воду, обратить внимание, что произойдет через несколько недель.

Д/и: «Назови части растений», « Угадай цветок по описанию».

Чтение художественной литературы о цветах.

Подготовка семян к посеву  в «мини парник» на подоконнике и посадка семян.

Работа с родителями: уход за растениями дома, составление алгоритмов роста растений

Воспитатели Родители

Дети

Наблюдение за тем, какие изменения произошли с семенами – какие растения появляются первыми.

Д/и «Составь цветок из частей» Подготовка клумбы  к посадке – вскапывание, удобрение.

Воспитатели Родители

Дети

Высадка рассады цветов.

Работа на клумбе: рыхление, полив.

Наблюдение за клумбой: рост цветов.

Изготовление календаря наблюдений «Наша клумба».

Занятия  «Весенние цветы»

П/и: «Распускайся цветок».

Наблюдение: какие цветы растут  на клумбе.

Труд: уход за клумбой – полив, рыхление.

Воспитатели Родители

Дети

III этап - заключительный

Работа с родителями: оформление фото альбома «Чудеса на клумбе».

Презентация проекта «Живые растения» на  родительском собрании.

Воспитатели Родители

Дети

      Вывод: Участие детей в данном проекте позволило сформировать у них интерес к живой природе, бережному отношению. Приобщение родителей воспитанников к совместной деятельности с детьми в рамках реализации проекта создало атмосферу тепла и доверия. Участие убедило родителей в важности своего влияния на развитие ребенка, научило содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с образовательным учреждением, расширило их знания о правилах подбора  комнатных растений, так и для  цветочной клумбы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта в познавательно-речевом развитии дошкольника

В ФГТ заложено кардинальное изменение подхода к педагогической реальности: от занятий к образовательной деятельности.Ребёнок - дошкольник усваивает только значимую для себя информацию.Сформулированы о...

Использование метода проектов в познавательно-исследовательской деятельности для формирования ключевых компетентностей у дошкольеников

Педагогические коллективы, работвющие в инновационном режиме, всегада находятся в творческом поиске. Так и педагоги нашего ДОУ переходят на новые формы работы, одной из которых является использование ...

Технологическая карта семинара-практикума "Метод проекта в познавательном развитии дошкольников"

В материале описаны действия и средства по формированию у педагогов представления о методе проектов как эффективном условии познавательного развития детей....

Метод проектов в познавательном развитии детей

Сейчас метод проектов он приобрёл новый статус в дошкольном и школьном образовании. Он помогает комплексно реализовывать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребёнка с окружающим миро...

Использование метода проектов в познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

В презентации раскрываются теоретические положения об эффективности использования проектной технологии в познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. ...

Чек – лист подготовки и организации образовательной деятельности с использованием метода проектов по познавательно-исследовательской деятельности (пошаговое действие)

Последовательность действий педагога при подготовке и организации образовательной деятельности с использованием метода проектов  по познавательно-исследовательской деятельности....