Цикл наблюдений за насекомыми.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Никулина Наталья Александровна

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др.

Содержание наблюдений за живыми объектами участка детского сада, постоянно находящимися рядом с ребенком, складывается из следующих моментов:

выделение самих объектов (целого),

частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных),

различных проявлений живых существ (т.е. способов их функционирования, для животных - разных форм поведения);

определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.); выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.

Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е. обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологически значимых знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе.

Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдений с детьми за теми объектами природы, которые постоянно находятся возле них. Наблюдения лучше всего проводить в форме циклов.

Цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними.

В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте - его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни.

Проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.

Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира - комнатным растениям, ели и березе (рябине, каштану, яблоне и т.д.) на участке ДОУ, первоцветам, а также зимующим птицам, часто встречающимся насекомым. Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес.

1. Форма работы:  Беседа о насекомых, об отношении к насекомым с рассматриванием картинок, иллюстраций, книжек про насекомых.

 

Цели:  

— дать первоначальное представление об насекомых, об их образе жизни и приносимой ими пользе

— формировать у детей желание и интерес наблюдать за насекомыми

 

 

2. Форма работы: Наблюдение за бабочкой.

 

Цели:

 —  расширять знания о бабочке, ее происхождении, строении, размножении и пользе;

— способствовать развитию экологического мышления; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

 

Рассмотреть бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему.

 

3.   Форма работы: Наблюдение за муравейником и муравьями.

 

Цели:

—  расширять знания о муравьях, об их отличительных особенностях

—  воспитывать бережное отношение к миру природы.

—  воспитывать интерес к исследовательской работе.

 

Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают — и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать — пусть трудятся.

 

Исследовательская деятельность

Найти тропу муравья.

 

Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую — сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

 

 

4.   Форма работы:  Наблюдение за улиткой

 

Цели:

— формирование представлений детей о разнообразных мягких слизистых спиралевидных животных: улитка (внешний вид, повадки, особенности условий существования).

— воспитание интереса к наблюдениям

 

Улитке не прыгает и не бегает. У нее нет лапок. Если улитка испугается, то спрячется в своей ракушке на спине. Улитка питается травой, листьями растений. Что нам показывает улитка? Улитка выставляет свои рожки, чтобы рассмотреть все вокруг.

 

5.   Формы работы:  Наблюдение за пауком и паутинкой

 

Цели:

— расширение знаний детей о пауках (повадки, чем питается).

— воспитание бережного отношения к живому.

 

Пауки полезны, они уничтожают вредных насекомых: мух, комаров. Паутинка легко качается от ветерка, она тоненькая, почти невидима. (Дети наблюдают, как паук ловко спускается на ниточке вниз, на траву).

Паук испугался нас, быстро спустился вниз и спрятался.

Примета:

Если паук плетет паутину – жди солнечной погоды.

 

6.   Форма работы:  Наблюдение за жуком.

 

Цели:

— продолжаем знакомить детей с насекомыми: жуками

— устанавливаем отличия бабочки от жука

— воспитываем доброе отношение к представителям живой природы

 

У жука твердые крылья, жуки ползают и летают, жужжат. Рассматриваем жука с помощью лупы.

 

7.   Форма работы:  Наблюдение за божьей коровкой

Цели:

— формирование представлений детей о насекомых (божья коровка), их пользе. Уточнить: внешний вид, повадки.

— развитие интереса к насекомым.

 

Это жук, у него яркий вид. Какого цвета спинка? На красной спинке черные точки. Этот жук называется божьей коровкой. Он приносит пользу – съедает вредных насекомых – тлю.

- Жук сидит на ветке куста. Что он делает? Что у него есть?

- Жук – божья коровка умеет летать. Перелетает от куста до куста, от дерева до дерева. На спине под панцирем два крылышка.

 

8.   Форма работы:  Наблюдение за пчелой.

 

Цели:

—  расширять знания о пчелах, их отличительных особенностях

—  воспитывать бережное отношение к миру природы.

 

Понаблюдать, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. Рассказать о пользе, приносимой пчелами: в течение лета они опыляют огромное количество цветов.

 

  9.  Форма работы: Наблюдение за мухами.

 

Цели:

—  продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи, ее жизненных проявлениях;

 

—  формировать реалистические представления о природе.

 

 

10. Форма работы:  Наблюдение за гусеницей.

Экспериментальная деятельность.

 

Цели:

— сформировать представление о том, что бабочка появляется путем превращения из гусеницы

— способствовать развитию экологического мышления; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

 

Экспериментальная деятельность заключается в длительном наблюдении за гусеницей в группе, как она превращается в куколку, далее в бабочку, то есть наглядно увидеть весь цикл превращения из гусеницы в бабочку.

 

А вот знаете, что с некоторыми насекомыми происходят чудеса. А чудеса проявляются в том, что мухи, бабочки, жуки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.

 

 Вот, например, бабочка.

 (показываем схему развития бабочки)

Бабочка отложила яйца, часть яиц склюют птицы или унесут муравьи, но некоторая часть останется. Из оставшихся яиц вылупляются гусеницы. Пройдет время и превратятся гусеницы в куколок.  А из куколки появится бабочка. Зашевелится куколка, лопнет у нее на спинке шкурка, появятся крылышки, а потом и вся бабочка.

 

11. Форма работы: Исследование, фиксирование результатов исследования.

 

Цели:

— уточнить знания и представление о насекомых

—  продолжать формировать желание наблюдать за насекомыми, подвести к пониманию, что насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются

— показать отличительные особенности насекомых

— изучить видовое и численное разнообразие мира насекомых на своей площадке.

 

Задачу, которые мы перед собой поставили:

 1. Подсчитать количество разных видов насекомых, встречающихся на нашей площадке.

 2. Провести сравнение количества и разнообразия насекомых.

Методы, которыми мы решали эти задачи: установка ловушек, подсчет насекомых и непосредственное наблюдение за ними.

 

Метод отлова-выпуска.

Он заключается в том, чтобы собирать насекомых в ловушки каким-нибудь безвредным для них способом, и после изучения,  выпускать обратно в природу.

Один из таких способов - установка ловчего цилиндра (ловушки Барбера) для изучения ползающих насекомых (обычная стеклянная банка, именно стеклянная, чтобы насекомое, попав в нее, не смогло бы вылезти назад по ее стенкам). Закапываем банку так, чтобы горлышко находилось на уровне земли, и в течении суток проверяем, кто туда попал.

 

Каждое насекомое фотографируем и записываем. Все фотографии вставим в лэпбук в папку « Кто живет рядом с нами». А насекомых выпускаем обратно.

 

12. Форма работы: Беседа о бережном отношении к насекомым.

 

Цель:

— воспитывать у детей экологические знания: все насекомые живые, их не следует без надобности брать в руки, их можно осторожно рассматривать.

— познакомить детей с экологическими знаками – «Правила поведения в природе»

 

На протяжении длительного непрерывного наблюдения за насекомыми мы знакомим детей со знаками, на которых указано, как НЕ НАДО вести себя в природе. А именно,

- Не лови бабочек

- Не ломай паутину

- Не  разоряй муравейники

- Не дави ногой насекомых

 

Данные знаки дети будут видеть весь летний период в цветниках на своей площадке.

Если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

 

Список методов и форм работы с детьми во время непрерывного наблюдения за насекомыми.

 

Чтение художественной литературы

 (сказки, рассказы, стихи, загадки)

Дидактические  игры

Подвижные игры

Пальчиковые игры

Занятия по ИЗО деятельности:

Раскрашивание картинок, обведение трафаретов с изображением насекомых.

Занятие по лепке «Божья коровка»

Занятие по рисованию «Украшение бумажных силуэтов бабочек»

Занятие по аппликации «Травка для муравьишки»

Создание в группе вместе с детьми макета  «Насекомые»

Создание в группе вместе с детьми лэпбука (развивающей папки) «Насекомые»

 

Литература

 

С.Н. Николаева "Юный эколог" система работы в старшей группе детского сада для работы с детьми 5-6 лет,- Москва: Мозайка-синтез 2010 год.

 

Г.В.Лаптева Развивающие прогулки для детей 3-4 лет. Программа для детского сада и не только, - СПб.: ООО Речь; 2011год

 

Организация деятельности детей на прогулке: вторая младшая группа/ авт.-сост. Н.В.Кастрыкина, Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2012

 

На прогулку, детский сад! Оборудование прогулочных площадок и организация совместной  деятельности с детьми на прогулке / сост. Н.В. Нищева – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadanie_nikulina_n.a.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад №458

Система непрерывных наблюдений за природными объектами

в течение месяца.

Тема: Насекомые.

Выполнила воспитатель

Никулина Н.А.

г.Нижний Новгород

2015 г.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др.

Содержание наблюдений за живыми объектами участка детского сада, постоянно находящимися рядом с ребенком, складывается из следующих моментов:

выделение самих объектов (целого),

частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных),

различных проявлений живых существ (т.е. способов их функционирования, для животных - разных форм поведения);

определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.); выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.

Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е. обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологически значимых знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе.

Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдений с детьми за теми объектами природы, которые постоянно находятся возле них. Наблюдения лучше всего проводить в форме циклов.

Цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними.

В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте - его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни.

Проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.

Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира - комнатным растениям, ели и березе (рябине, каштану, яблоне и т.д.) на участке ДОУ, первоцветам, а также зимующим птицам, часто встречающимся насекомым. Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес.

1. Форма работы:  Беседа о насекомых, об отношении к насекомым с рассматриванием картинок, иллюстраций, книжек про насекомых.

Цели:  

— дать первоначальное представление об насекомых, об их образе жизни и приносимой ими пользе

— формировать у детей желание и интерес наблюдать за насекомыми

2. Форма работы: Наблюдение за бабочкой.

 

Цели:

 —  расширять знания о бабочке, ее происхождении, строении, размножении и пользе;

— способствовать развитию экологического мышления; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Рассмотреть бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему.

  1. Форма работы: Наблюдение за муравейником и муравьями.

Цели:

—  расширять знания о муравьях, об их отличительных особенностях

—  воспитывать бережное отношение к миру природы.

—  воспитывать интерес к исследовательской работе.

Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают — и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать — пусть трудятся.

Исследовательская деятельность

Найти тропу муравья.

Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую — сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

  1. Форма работы:  Наблюдение за улиткой

Цели:

— формирование представлений детей о разнообразных мягких слизистых спиралевидных животных: улитка (внешний вид, повадки, особенности условий существования).

— воспитание интереса к наблюдениям

Улитке не прыгает и не бегает. У нее нет лапок. Если улитка испугается, то спрячется в своей ракушке на спине. Улитка питается травой, листьями растений. Что нам показывает улитка? Улитка выставляет свои рожки, чтобы рассмотреть все вокруг.

  1. Формы работы:  Наблюдение за пауком и паутинкой

Цели:

— расширение знаний детей о пауках (повадки, чем питается).

— воспитание бережного отношения к живому.

Пауки полезны, они уничтожают вредных насекомых: мух, комаров. Паутинка легко качается от ветерка, она тоненькая, почти невидима. (Дети наблюдают, как паук ловко спускается на ниточке вниз, на траву).

Паук испугался нас, быстро спустился вниз и спрятался.

Примета:

Если паук плетет паутину – жди солнечной погоды.

  1. Форма работы:  Наблюдение за жуком.

Цели:

— продолжаем знакомить детей с насекомыми: жуками

— устанавливаем отличия бабочки от жука

— воспитываем доброе отношение к представителям живой природы

У жука твердые крылья, жуки ползают и летают, жужжат. Рассматриваем жука с помощью лупы.

  1. Форма работы:  Наблюдение за божьей коровкой

Цели:

— формирование представлений детей о насекомых (божья коровка), их пользе. Уточнить: внешний вид, повадки.

— развитие интереса к насекомым.

Это жук, у него яркий вид. Какого цвета спинка? На красной спинке черные точки. Этот жук называется божьей коровкой. Он приносит пользу – съедает вредных насекомых – тлю.

- Жук сидит на ветке куста. Что он делает? Что у него есть?

- Жук – божья коровка умеет летать. Перелетает от куста до куста, от дерева до дерева. На спине под панцирем два крылышка.

  1. Форма работы:  Наблюдение за пчелой.

Цели:

—  расширять знания о пчелах, их отличительных особенностях

—  воспитывать бережное отношение к миру природы.

Понаблюдать, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. Рассказать о пользе, приносимой пчелами: в течение лета они опыляют огромное количество цветов.

  9.  Форма работы: Наблюдение за мухами.

Цели:

—  продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи, ее жизненных проявлениях;

—  формировать реалистические представления о природе.

10. Форма работы:  Наблюдение за гусеницей.

Экспериментальная деятельность.

Цели:

— сформировать представление о том, что бабочка появляется путем превращения из гусеницы

— способствовать развитию экологического мышления; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Экспериментальная деятельность заключается в длительном наблюдении за гусеницей в группе, как она превращается в куколку, далее в бабочку, то есть наглядно увидеть весь цикл превращения из гусеницы в бабочку.

А вот знаете, что с некоторыми насекомыми происходят чудеса. А чудеса проявляются в том, что мухи, бабочки, жуки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.

 Вот, например, бабочка.

 (показываем схему развития бабочки)

Бабочка отложила яйца, часть яиц склюют птицы или унесут муравьи, но некоторая часть останется. Из оставшихся яиц вылупляются гусеницы. Пройдет время и превратятся гусеницы в куколок.  А из куколки появится бабочка. Зашевелится куколка, лопнет у нее на спинке шкурка, появятся крылышки, а потом и вся бабочка.

11. Форма работы: Исследование, фиксирование результатов исследования.

Цели:

— уточнить знания и представление о насекомых

—  продолжать формировать желание наблюдать за насекомыми, подвести к пониманию, что насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются

— показать отличительные особенности насекомых

— изучить видовое и численное разнообразие мира насекомых на своей площадке.

Задачу, которые мы перед собой поставили:

 1. Подсчитать количество разных видов насекомых, встречающихся на нашей площадке.

 2. Провести сравнение количества и разнообразия насекомых.

Методы, которыми мы решали эти задачи: установка ловушек, подсчет насекомых и непосредственное наблюдение за ними.

Метод отлова-выпуска.

Он заключается в том, чтобы собирать насекомых в ловушки каким-нибудь безвредным для них способом, и после изучения,  выпускать обратно в природу.

Один из таких способов - установка ловчего цилиндра (ловушки Барбера) для изучения ползающих насекомых (обычная стеклянная банка, именно стеклянная, чтобы насекомое, попав в нее, не смогло бы вылезти назад по ее стенкам). Закапываем банку так, чтобы горлышко находилось на уровне земли, и в течении суток проверяем, кто туда попал.

Каждое насекомое фотографируем и записываем. Все фотографии вставим в лэпбук в папку « Кто живет рядом с нами». А насекомых выпускаем обратно.

12. Форма работы: Беседа о бережном отношении к насекомым.

Цель:

— воспитывать у детей экологические знания: все насекомые живые, их не следует без надобности брать в руки, их можно осторожно рассматривать.

— познакомить детей с экологическими знаками – «Правила поведения в природе»

На протяжении длительного непрерывного наблюдения за насекомыми мы знакомим детей со знаками, на которых указано, как НЕ НАДО вести себя в природе. А именно,

- Не лови бабочек

- Не ломай паутину

- Не  разоряй муравейники

- Не дави ногой насекомых

Данные знаки дети будут видеть весь летний период в цветниках на своей площадке.

Если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

Список методов и форм работы с детьми во время непрерывного наблюдения за насекомыми.

Чтение художественной литературы

 (сказки, рассказы, стихи, загадки)

Дидактические  игры

Подвижные игры

Пальчиковые игры

Занятия по ИЗО деятельности:

Раскрашивание картинок, обведение трафаретов с изображением насекомых.

Занятие по лепке «Божья коровка»

Занятие по рисованию «Украшение бумажных силуэтов бабочек»

Занятие по аппликации «Травка для муравьишки»

Создание в группе вместе с детьми макета  «Насекомые»

Создание в группе вместе с детьми лэпбука (развивающей папки) «Насекомые»

 

Литература

С.Н. Николаева "Юный эколог" система работы в старшей группе детского сада для работы с детьми 5-6 лет,- Москва: Мозайка-синтез 2010 год.

Г.В.Лаптева Развивающие прогулки для детей 3-4 лет. Программа для детского сада и не только, - СПб.: ООО Речь; 2011год

Организация деятельности детей на прогулке: вторая младшая группа/ авт.-сост. Н.В.Кастрыкина, Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2012

На прогулку, детский сад! Оборудование прогулочных площадок и организация совместной  деятельности с детьми на прогулке / сост. Н.В. Нищева – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл наблюдений за объектами живой и неживой природы

Календарно-тематическое планирование наблюдений за объектами живой и неживой природы на прогулках в подготовительной к школе группе...

Цикл наблюдении за снегом и водой.

Картотека наблюдений за снегом и водой....

Цикл наблюдений за комнатными растениями

Картотека для закрепления знаний детей о комнатных растениях и о способах ухода...

Цикл наблюдения за ростом лука.

Цель: вызвать познавательный интерес к выращиванию лука. Учить создавать ситуацию опыта. Формировать представление о том, что растения живые и могут расти и развиваться, если для них созданы необходим...

Цикл наблюдений за хомячком в живом уголке с детьми старшей группы

. Во время наблюдений задействуются все органы чувств ребенка. Именно они обеспечивают активизацию таких умственных операций, как анализ, синтез, сопоставление, благодаря которым ребенок немного спонт...

Наблюдения за растениями и животными (цикл наблюдений за птицей, за мать-и-мачехой).

Материал включает в себя цикл занятий, состоящих из наблюдений (за птицей и мать-и-мачехой). Материал будет полезен при планировании наблюдений на прогулке....

Циклические наблюдения за объектами природы. Цикл наблюдений за деревьями

Темы наблюдений:«ДЕРЕВЬЯ НА УЧАСТКЕ».«ПРОГУЛКА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ»«РАССМАТРИВАНИЕ БЕРЁЗЫ».«РАССМАТРИВАНИЕ КЛЁНА».«РЯБИНКА ПРИГЛАШАЕТ К СЕБЕ В ...