Проект экологического воспитания «Птички – невелички» для младшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Зозик Людмила Владимировна

Тип проекта: педагогический, информационный, практико–ориентированный

Вид проекта: познавательно – речевой, исследовательский, творческий

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 16.01.2017 по16.02.2017)

Актуальность проекта: Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития,        формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Дети недостаточно имеют представлений и знаний о птицах нашего края, путают  зимующих и перелетных птиц; отсутствует представление о том, как беречь,  ухаживать, не причинять вреда птицам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptichki-nevelichki_zozik_l.v.docx38.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №29 «Солнышко» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район

Проект экологического воспитания

«Птички – невелички»

для младшего дошкольного возраста

Разработал воспитать

Зозик Людмила Владимировна

2017

Паспорт проекта экологического воспитания«Птички – невелички»

для младшего дошкольного возраста

Тип проекта: педагогический, информационный, практико–ориентированный

Вид проекта: познавательно – речевой, исследовательский, творческий

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 16.01.2017 по16.02.2017)

Актуальность проекта: Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития,        формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Дети недостаточно имеют представлений и знаний о птицах нашего края, путают  зимующих и перелетных птиц; отсутствует представление о том, как беречь,  ухаживать, не причинять вреда птицам.

Поэтому необходимо расширить и углубит познания детей: о видах птиц нашего края, о том, чем кормить птиц зимой,о зимующих и перелетных птицах, тем самым формировать бережное отношение к природе.

Совместно с родителями обучить и закрепить правила поведения в природе и заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

Сформировать умение рассказывать, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов, пословиц, загадок. Учить, самостоятельно описывать птиц с помощью иллюстраций. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности. Подготовить для детей с помощью родителей фотовыставку «Внимание, сейчас вылетит птичка…». Организовать экскурсию в зону наблюдения на территории детского сада. Развешивание кормушек.

Проблема: 
Недостаток знаний детей о птицах, о зимующих птицах, их повадках, жилище. Нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года.

Цель: расширение и обогащение знаний о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить ранее полученные знания дошкольников о птицах, о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц;
  • Учить узнавать пернатых по внешнему виду;
  • Научить детей правильно подкармливать птиц, заботиться о птицах;

Развивающие:

  • Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
  • Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности.
    Воспитательные:
  • Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях;
  • Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней;
  • Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей;
  • Формировать у родителей опыт участия в реализации образовательных проектов.

Подготовительная работа:

  • подготовка наглядных материалов с изображением птиц нашего края (картинки, иллюстрации, плакаты, презентация на интерактивной доске «Птички – невелички», макеты птиц из папье-маше, папка-передвижка «Азбука леса», кукольный театр «Где обедал воробей»);
  • подборка музыкального сопровождения (прослушивание голосов птиц П.И. Чайковский «Времена года»);
  • подборка произведений художественной литературы: р.н.с. «Гуси-Лебеди», Тургенев «Воробей», А. Барто  «Думают ли звери», «Птичка», «Кто как кричит»; «Самый красивый наряд на свете»; С.Я. Маршак «Где обедал воробей», М. Зощенко «Умная птичка», Е. Чарушин «Воробей»; В. Степанов «Животный мир Земли», «Кто где живет». Энциклопедия «Живой мир»; С.А. Веретенникова, А.А. Клыков «Четыре времени года». Подбор познавательной  энциклопедической информации, посвящённой  птицам (Энциклопедия дошкольника). Потешки: «Сорока-Белобока», «Курочка-Рябушечка», «Петя-Петушок»;
  • подготовка различного вида корма для птиц (пшено, семечки, пшеница, гречиха)
  • Изготовление совместно с родителями кормушек для птиц.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

Подбор необходимой методической и художественной литературы, фотоматериалов, иллюстрированного материала. Создание интереса у детей.
Постановление задачи перед детьми и родителями: изготовление кормушек, сбор корма для птиц.

2 этап - Основной, реализация проекта

Реализация проекта через разные виды совместной деятельности педагогов с детьми. Проведение занятий, бесед, наблюдений, творческая деятельность, чтение художественной литературы, прослушивание музыки, рассматривание иллюстраций, оформление уголка с печатной информацией про птиц.

3 этап – Заключительный

Презентация кормушек, оформление выставки рисунков и аппликаций, фотографий, анализ проведенной деятельности. Размещение кормушек на территории ДОУ и подкормка птиц в течение зимнего периода.

План реализации проекта

№ п/п

Образовательная деятельность

Интеграция образовательных областей

Совместная работа с детьми и родителями

Период проведения

1

Познавательная беседа "Птицы» , «Как птицы готовятся к зиме»

Познание

Коммуникация

Рассматривание вместе с детьми   иллюстраций о птицах

16.01.2017-20.01.2017

16.01.2017-20.01.2017

2

Беседа с родителями «Расскажите детям о  птицах»

Познание Коммуникация

Папка-передвижка, список детской литературы на тему

3

Подвижная игра «Птички и птенчики», «Птички в гнездышках»,

Здоровье

Физкультура  

Социализация

Безопасность  

Приготовление атрибутов для игры

4

Рассматривание иллюстраций книг, открыток, буклетов, фотографий с птицами

Познание

Коммуникация

Рассматривание вместе с детьми   иллюстраций о птицах.

5

Дидактическая игра «Назови птицу», «Кто где живёт?», «Времена года»

Коммуникация

Познание

Социализация

Безопасность

Приготовление атрибутов для игры

6

НОД рисование на тему  "Прилетели птицы»

Художественное творчество, Познание,

Организация в домашних условиях уголка «Мое творчество»

7

Наблюдение на прогулке «Маленькие соседи»

Коммуникация

Познание

Социализация

Наблюдение на прогулке с детьми за птицами прилетающими  на участок

8

Чтение энциклопедической информации о птицах и их образе жизни и особенностях строения    (Энциклопедия дошкольника)

Коммуникация

Познание

Социализация

Знакомство с литературой, принесенной из дома

23.01.2017-27.01.2017

23.01.2017-27.01.2017

9

Просмотр презентации  «Птички – невелички»

Познание

Социализация

Безопасность

Беседа с детьми о просмотренных слайдах.

10

Дидактические игры  «Угадай птицу по описанию»

«Где живут птицы», «Чей хвост», «Чем питаются птицы»

 Коммуникация

Познание

Социализация

Безопасность

 

Прогулки родителей с ребёнком в парк, лес в выходной.

11

НОД рисование «Разудалый воробей» (раскрашивание по трафарету)

Художественное творчество

Познание

Социализация

Безопасность

Изготовление совместных с детьми поделок и рисунков

12

Подвижные игры «Воробушек и автомобиль»

Здоровье

Физкультура  

Социализация

Безопасность  

Приготовление атрибутов для игры

13

Консультации для родителей по теме: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

Коммуникация

Познание

Социализация

Макет кормушки

14

Хороводная игра «Ворон»

Здоровье

Физкультура  

Социализация

Безопасность  

Приготовление атрибутов для игры

15

Проведение с родителями конкурса кормушек «Птичья столовая»

Познание

Коммуникация

Социализация

Изготовление родителями с детьми кормушек для птиц

16

Развешивание кормушек

Познание

Коммуникация

Социализация

Совместно с детьми развешивание кормушек на участке

17

Наблюдение «Кто к нам в гости прилетел?»

Коммуникация

Познание

Социализация

Наблюдение на прогулке с детьми птиц прилетающих  на участок

18

Познавательная беседа на тему: «Зимующие и перелетные птицы»

Коммуникация

Познание

Социализация

Безопасность

Наблюдения в природе

30.01.2017-07.02.2017

30.01.2017-07.02.2017

19

Дидактическая игра «Разрезные картинки» (птицы).

Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор»

Познание

Коммуникация

Социализация

Подбираем вместе с детьми   фотоматериал  о птицах.

20

Беседа «Птичья спаленка», «Птичкин дом»

Коммуникация

Познание

Социализация

Беседа с детьми, рассматривание иллюстраций

21

Настольный театр

«Кто как зимует»

Художественное творчество

Познание

Социализация

Безопасность

Беседа с детьми, рассматривание иллюстрации. Приготовление атрибутов для театра

22

НОД лепка «Птицы у кормушки» (сюжетная лепка)

Художественное творчество

Познание

Социализация

Безопасность

Изготовление совместных с детьми поделок

23

Беседа «Народные приметы о граче», пословицы и поговорки о воробье и скворце»

Познание

Коммуникация

Социализация

Беседа с детьми, просмотр иллюстраций

24

Игра «Бегом по дорожке к кормушке», «Перелет птиц», «Займи свободную кормушку»

Здоровье

Физкультура  

Социализация

Безопасность  

Приготовление атрибутов для игры

25

Консультация для родителей «Поможем, чем можем» (подбор корма для птиц)

Познание

Коммуникация

Социализация

Участие родителей в заготовке корма для птиц, покормите птиц с детьми

26

Наблюдение с детьми «Покормим птичек»

Коммуникация

Познание

Социализация

Безопасность

Прогулка с детьми, кормление птиц на участке

27

НОД аппликация «Украсим перышками птичку» (аппликация с элементами рисования)

Художественное творчество

Познание

Социализация

Безопасность

Изготовление совместных с детьми поделок и рисунков

08.02.2017-16.02.2017

28

Подвижные игры «Скворцы и кошка», «Займи гнездо», «Найди себе пару»

Здоровье

Физкультура  

Социализация

Безопасность  

Приготовление атрибутов для игры

29

Рассматривание альбома «Азбука леса», описание птиц

Познание

Коммуникация

Социализация 

Рассматривание с детьми иллюстраций, составление рассказа

30

Наблюдение с детьми «Покормим птичек»

Коммуникация

Познание

Социализация

Безопасность

Прогулка с детьми, кормление птиц на участке

31

Кукольный театр «Где обедал воробей»

Творчество

Познание

Социализация

Безопасность

Приготовление атрибутов для театра

32

Подвижные игры «Вороны и собачки», «Попробуй достань», «Пройди в ворота»

Познание

Физкультура  

Социализация

Безопасность  

Подбор совместно с детьми атрибутов для игры

33

НОД конструирование из кубиков «Птичкин дом»

Коммуникация

Познание

Социализация

Безопасность

Приготовление атрибутов для занятия

08.02.2017-16.02.2017

34

Дидактическая игра «Потерянные перышки», «Птичьи часы», «Загадочные следы»

Познание

Коммуникация

Социализация

Приготовление атрибутов для игры

35

Проведение с родителями конкурса фотографий «Внимание, сейчас вылетит птичка…»

Познание

Коммуникация

Социализация

Прогалка родителей с детьми в парке, фотографирование птиц»

36

Итоговое занятие

«Птички – невелички»

Познание

Коммуникация

Социализация

Приготовление атрибутов для занятия

Работа с родителями:

- рекомендовать родителям понаблюдать с детьми во время совместных прогулок за птицами и дома, покормить птиц, нарисовать их;

- организовать выставку совместных работ по теме «Птички нашего двора»;

- оформление папки-передвижки на тему: «Сохраним природу любовью и заботой»;

- привлечение родителей к изготовлению кормушек, к участию в конкурсе, фото-конкурс «Внимание, сейчас вылетит птичка…».

Результат проекта:

В ходе реализации данного проекта у детей сформировалось гуманное отношение к природе. В результате познавательно - исследовательской деятельности по данной теме у детей систематизированы знания о птицах. В процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием. Дети научились подкармливать птиц. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам. Повысился познавательный интерес у детей.

Так же в ходе реализации проекта был разработан комплекс занятий НОД по теме «Птички - невелички».

Продукт проекта:

выставка детских рисунков на тему: «Птицы нашего участка»;

выставка работ детей: лепка «Птицы у кормушки», аппликация с элементами рисования «Украсим перышками птичку»

подведение итогов конкурсов для родителей: «Кормушка для птиц»; фото –конкурс «Внимание, сейчас вылетит птичка…»;

фото-галерея «Птичья столовая»

Методическое обеспечение:

  • От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2010г.
  • Перспективное планирование в детском саду. Реализация ФГТ в ДОУ /Под. Ред. Н.С. Голицыной.
  • Н.А.Карпухина. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей  и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.
  • Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Первая младшая группа / авт.-сост. О.П.Власенко. – Волгоград: Учитель, 2011г.
  • Т.Е.Захарченко. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей2-3 лет. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2009г.
  • Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: Социальное развитие, окружающий мир. – М.:ТЦ Сфера, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром

Экологическое воспитание дошкольников - приоритетное направление нашего дошкольного учреждения. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об ок...

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление  с окружающим миром....

Игры и методические рекомендации по экологическому воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Игры, которые может сделать каждый воспитатель по экологическому воспитанию, цели, плнируемые результаты и методические рекомендации по играм....

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром

Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание участвовать в исследованиях, выполнять различные задания. Например, ухаживая за комнатными растениями можно предложить детям различны...

Сценарий совместного развлечения по экологическому воспитанию детей старшего и младшего дошкольного возраста «Защитники леса»

Сценарий совместного развлечения по экологическому воспитанию детей старшего и младшего дошкольного возраста «Защитники леса»...

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.

Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в д...