Главные вкладки

    Консультация по окружающему миру (младшая группа) на тему:
    Психологические аспекты исследовательской деятельности дошкольников

    Дети по своей природе исследователи. Задача взрослого -  сохранять и развивать этот интерес к познанию окружающего мира. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon psihologicheskie_aspekty_issledovatelskoy_deyatelnosti.doc29.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психологические аспекты

     исследовательской деятельности дошкольников

    выступление педагога-психолога Д.Н. Борискиной

    13.03.2017

            Дети по своей природе исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — самые важные черты детского поведения.

            К.Н. Вентцель отмечает, что «ребенок по натуре своей утилитарист и практик, только в более позднем возрасте начинает просыпаться чисто теоретический интерес к знанию, и чем более глубокие корни будут пущены этим теоретическим интересом в практике жизни, тем он сам окажется жизненнее, живучее, устойчивее» [2, с. 43].

            Познавательно-исследовательская активность — естественное состояние ребенка: он настроен на открытие мира, он хочет его понять.

             Дошкольный возраст служит хорошей базой (сенситивный период) для развития исследовательского поведения, т.к. в дошкольном возрасте формируются произвольность, активность, самостоятельность и инициативность.

            Обухов А.С., Бородкина Н.В., изучая особенности спонтанной исследовательской  деятельности, выявили некоторые закономерности ее развития в дошкольном возрасте:

    1. Проявления спонтанного исследовательского поведения в условиях детского сада имеют возрастные особенности. В средней группе исследовательское поведение направлено в основном на предметы, на изучение их свойств, собственных возможностей, относительно этих предметов. В старшей группе возрастает количество проявлений исследовательского поведения по отношению к взрослым и сверстникам, а в подготовительной группе более ярко выражена направленность исследовательского поведения на социальные контакты.
    2. Существуют факторы содействующие и противодействующие развитию спонтанного исследовательского поведения дошкольников. Содействующие факторы: разнообразие и новизна окружающей среды, наличие рядом сверстников, ребенка-инициатора; не ограниченное окружающее пространство — способствует исследованию окружающего мира и собственных физических возможностей, закрытое пространство (игровая комната) — способствует исследованию социальных взаимодействий; иногда — наличие рядом взрослого (ребенок испытывает свои возможности — сможет ли он компетентно помочь взрослому, или, наоборот, сможет ли он выполнить запретное действие так, чтобы взрослый не заметил этого). Наиболее часто встречающиеся противодействующие факторы: запреты взрослого, негативное отношение сверстников, а также отсутствие значимых содействующих факторов.
    3. Разнообразное окружающее пространство способствует расширению спектра проявлений спонтанного исследовательского поведения. В игровой комнате пространство ограничено и знакомо ребенку, но когда он оказывается на игровой площадке на улице, его активность, направленная как на себя, так и во вне резко возрастает. Благодаря изменяющимся явлениям природы он всегда может найти на площадке что-то новое, тем более пространственно зоны перемещения и игр сильно расширяются.
    4. В отношении гендерных различий в проявлении спонтанного исследовательского поведения было замечено, что девочки обычно послушнее ведут себя по отношению к взрослому и менее склонны, чем мальчики, исследовать свои физические возможности. Мальчики ведут себя активнее и более склонны, чем девочки, нарушать запреты взрослого.
    5. Инициаторами спонтанного исследовательского поведения обычно служат: появление новых предметов, наличие ребенка-инициатора, деятельность взрослого или сверстников — ребенок имитирует, заинтересовавшую его деятельность.
    6. Закрытое пространство (игровая комната) — способствует исследованию социальных взаимодействий. В замкнутом, уже исследованном пространстве помещения, обстановка подталкивает детей на освоение еще не столь исследованного пространства — социального. Не ограниченное окружающее пространство (улица) — способствует исследованию окружающего мира и собственных физических возможностей. [3]

            Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что потребность в поиске, получение удовольствия от результатов творчества, от процессов «сотворения» являются неотъемлемой частью развития человека как личности и творца.

            Неудовлетворенная потребность в исследовательском поведении является причиной нервных расстройств, приводящих к нервным заболеваниям. Кроме того, может приводить к деструктивной (разрушительной) деятельности. При этом важная роль в развитии исследовательской деятельности в дошкольном возрасте принадлежит взрослому, который создает условия для ее формирования. Под созданием условий следует понимать степень «вмешательства» взрослых в поисковую деятельность. Педагоги должны:

    1. Обеспечить безопасность детской деятельности. Педагогическая задача должна состоять в том, чтобы учить детей разумному исследовательскому поведению и предвидению возможных опасностей.
    2. Повышать эффективность деятельности ребенка по определенным параметрам. Учить будем самостоятельно строить компоненты, в том числе такие, которые требуют от ребенка активных поисков и проб. Если объект или ситуации  являются действительно новыми и содержат неизвестные скрытые свойства, то человек вынужден использовать пробующие действия и их стратегии различной сложности, результат которых ему не может быть известен заранее. Эти действия не являются ошибочными в силу отсутствия полной информации о потенциальных возможностях объекта, о четко сформулированных конкретных целях деятельности с ним и способах их достижения. С дидактической позиции, взрослые не ликвидируют исследовательскую активность ребенка, а развивают ее.

            Что понижает исследовательскую инициативность и любознательность ребенка?

    • формирование глобальной установки на избегание и пресечение исследовательского поведения и любознательности («Любопытной Варваре на базаре нос оторвали», «От любопытства кошка умерла», «Никогда не суйся туда, куда не знаешь», «Никогда не задавай лишних вопросов»)
    • формирование отрицательного отношения в определенных областях («игры с огнем опасны»), у лиц определенного возраста («ты еще маленький»), определенного пола («это не для девочек/мальчиков»),социального положения («люди твоего положения этим не должны интересоваться»), определенным формам исследовательского поведения («нельзя подслушивать, подсматривать»)
    • частные, ситуативные и временные запреты («не тронь, пока горячее», «не подходи, пока не остановится»).

       Таким образом, основной задачей педагогов при формировании у детей исследовательского поведения является создание условий для безопасной целенаправленной поисковой деятельности.

     Литература:

    1. Антонова О.Т. Психологические аспекты развития исследовательской деятельности дошкольников» (по материалам научно-методических журналов «Исследовательская работа школьников»)
    2. Вентцель К.Н. Идеальный детский сад// Свободное воспитание: сб. избр. трудов/ под ред. Л.Д. Филоненко — М., 1993
    3. Обухов А.С., Бородкина Н.В. Психологические особенности развития спонтанной исследовательской активности дошкольников //http://www.sudexp.org/publ/10-1-0-1447
    4. Петрова Л.М. Исследовательская деятельность школьников: психолого-педагогический аспект // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
    5. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2007. – № 3. – С. 14-24.
    6. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М. : Ось-89, 2006xnh   

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование игр в адаптационной работе с детьми, как одна из предпосылок обеспечения психологической безопасности ребенка-дошкольника.

    В создании психологически комфортной среды для детей можно и нужно использовать игры, игровые моменты, игрушки, облегчающие период адаптации ребенка. Адаптационные мероприятия  не должны проводит...

    Психологические проблемы детей-дошкольников.

    Психологические проблемы детей-дошкольников Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно...

    «Театральная деятельность дошкольника как фактор его психологического здоровья».

    В своей статье я попыталась транслировать своё отношение к занятиям с дошкольниками театральной деятельностью как к условиям для их психологического здоровья.Возможно, что пример из моей практики буде...

    Психологические и педагогические аспекты художественной деятельности дошкольника.

    Ребёнок рисует, потому что он не может не рисовать. Это пожалуй самая ценная особенность детского творчества, в этом дети совершенно равны с великими художниками.    Детское изобразител...

    Сообщение на тему "Психологические аспекты развития исследовательской деятельности дошкольников"

    В сообщении можно найти ответы на 3 вопроса:1) Мотивационная составляющая исследовательского поведения детей;2).Последствия нереализованной поисковой деятельности детей;3)Условия развития исследовател...

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

    Одним из основополагающих принципов обучения детей с общим недоразвитием речи является правильный выбор наглядности. О значимости этого принципа  неоднократно писали известные методисты и педагог...

    Психологическая характеристика сюжетно-ролевой игровой деятельности дошкольников

    Дошкольный возраст - это возраст, основным видом деятельности которого является игра. Сюжетно-ролевая позволяет учащимся взаимодествовать....