«Театральная деятельность дошкольника как фактор его психологического здоровья».
статья по теме

Савиных Ольга Сергеевна

В своей статье я попыталась транслировать своё отношение к занятиям с дошкольниками театральной деятельностью как к условиям для их психологического здоровья.Возможно, что пример из моей практики будет полезен для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          «Театральная деятельность дошкольника как фактор его

                                                 психологического здоровья».

Дети с угнетенными чувствами - это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, и обеднённой мыслью. Там, где нет свободного проявления чувств, немыслим коллективный духовный порыв, коллективное переживание идеи.

                                           В. А. Сухомлинский

« Свободное проявление чувств» - вот тот «золотой ключик» к заветной «дверце» под названием «душа ребёнка».

     Мне, как педагогу, важно, чтобы каждый ребёнок на занятиях имел возможность творческого самораскрытия и совершал свои первые шаги в самоактуализации.

      Театральная деятельность ребёнка, как и всякая другая творческая деятельность, способна осуществляться при психологически безопасных условиях,  создающих пространство для свободного проявления чувств и эмоций.

      Детерминантом психологического здоровья дошкольника является благоприятная психологическая атмосфера, стимулирующая восприятие, внимание, фантазию и воображение, творческое мышление. Всем известно: игра - это основная деятельность ребёнка. А в театральной деятельности игра является важным её элементом.

      На начальном этапе образовательной деятельности - мы «играем в театр», то есть применяется форма сюжетно-ролевой игры, где есть «актёры», «зрители», «помощники режиссёра». «Актёры» играют этюды, «помощники» режиссёра делают подсказки, зрители выражают своё эмоциональное восприятие аплодисментами. Хлопки ладошками вниз означают - «мы вас благодарим за выступление», хлопки перед собой - « интересно, нам понравилось», хлопки над головой - « браво! очень понравилось!!!». Анализ «актёрской игры» делают сами дети - исполнители, и каждый говорит только о себе, не оценивая других. А на вопрос: «Что можно ещё сделать, чтобы было интересно играть самим и смотреть зрителям?» отвечаю я и мои «помощники режиссёра». Негативная критика исключается абсолютно, дабы избежать психотравмирующей ситуации.

    Поощрение словом, жестом я использую и во время тренинга, и во время репетиций спектакля. Поощрение, на мой взгляд, никогда не бывает лишним - лучше больше, чем недостаточно. Оно активизирует детей, снимает психологическое, а, следовательно, и  мышечное напряжение, то есть способствует внутреннему раскрепощению.

    В театральной деятельности проявляется творческое воображение детей, совершенствуются познавательные процессы.

 Даже в самых простых упражнениях, которые я даю детям средних групп на разминке,

уже присутствуют элементы, способствующие включению детского внимания  к  пространству фантазии и воображения. Один из вариантов - звучит ритмичная  музыка, я нахожусь с детьми в кругу (во второй части разминки), провожу игру «Здороваются ручки, здороваются ножки». Руки подняты вверх, кисти  согнуты в запястье и поворачиваются друг к другу как «головы», одна кисть «говорит» другой: «Привет!», и слегка шлёпает её сверху, кисть другой руки - «отвечает» подобным образом. Руки - «подружки»- такое условие. Иногда они ссорятся, в этом случае одна кисть «отворачивается», а другая «просит у неё прощение», если «поссорились серьёзно»- повороты ладоней вниз - вверх под музыку и руки разводятся в разные стороны, тянем правую руку в правую сторону, вытягивая  правую ладонь, затем левую - в левую сторону, когда они «мирятся», то возвращаются с поворотами ладоней вверх- вниз, ручки «играют вместе»  ( «птички - дельфины», «деревья-кусты», «лепят», «стряпают») и «радуются» - хлопают в ладоши. Для ног – аналогично, «здороваются», слегка наступая друг на друга, «ножке больно»- сгибаем в коленке, отрываем от пола и потряхиваем, «отворачиваясь» ножка делает максимальный выворот, а когда ножки расходятся в разные стороны – «пятка - носок», мой комментарий:«Трудно друг без друга! Ножки соскучились и хотят помириться, возвращаются друг к другу! Радуются!» Ноги вместе -  прыжки вверх.

   А далее - переход к первым театральным этюдам, где вышеописанная часть разминки используется для «перевоплощения»  рук и ног в девочек и мальчиков. Этюды «Встреча друзей», «Рисунок на снегу» и другие. Дети в своём воображении проецируют выполненные упражнения на действие в ситуациях, заданных в этюдах.

    Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет растущую, слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.

   В результате приобретения новых знаний и навыков на занятиях, участия в театральных сценках и спектаклях, у детей происходит накопление апперцептивной массы, которая, в свою очередь, влияет на характер поведения, отражающего степень психологического здоровья дошкольника.

    «По мере взросления человека апперцептивный процесс постепенно ускоряется как бы под действием сложных процентов: приращенный опыт дает увеличенный процент, тот снова ведет к росту, вложенного в человека, духовного капитала» ( Бим -Бад Б. М.)

   На мой взгляд, театральная деятельность максимально располагает ребёнка к тому, чтобы встать на место другого. Облачаясь в новый образ, принимая новые предлагаемые обстоятельства, ребёнок  учится видеть мир менее эгоцентрично, границы его мировосприятия расширяются.

   Я учу детей старшего дошкольного возраста понимать мотивы поведения своих героев, используя простые действенные глаголы и отвечая на вопросы: «Что он( а) делает? Чего хочет?»

    Мы вместе анализируем пьесу, основную идею будущего спектакля -  «ради чего».

       Николай Гоголь: «Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

     Установка детей на высоконравственные начала благоприятствует формированию социально благожелательной личности.                                                                                       

       Я считаю, что театральную деятельность можно назвать своеобразной системой профилактики психоэмоционального состояния ребенка. Это происходит через игровые тренинги, участие в пантомимических этюдах, упражнения по развитию речи, выразительные сценические средства – музыку, декорации, костюмы, сценках с куклами

 ( некоторые куклы дети изготавливают самостоятельно при моей педагогической поддержке).

   Укреплению психологического здоровья ребенка способствует предоставление ему максимально возможных в этом возрасте самостоятельности и свободы, расширение возможности контактов с другими детьми и взрослыми, создание развивающей предметно-пространственной среды.

Лечение искусством, творчеством, увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма.

 На своих занятиях по театральной деятельности в Центре развития ребёнка, я не только знакомлю детей дошкольного возраста с театром. Здесь они учатся жизни – общению и взаимодействию со сверстниками, как с партнёрами по сценической площадке, с коллективом, как с носителем общей творческой направленности, единству, но не единообразию, и, главное, через освоение драматургического материала в действии - различным моделям конфликтных ситуаций и способам их разрешения; инструментам социальной адаптации.

   

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОУ и семьи как фактор сохранения психологического здоровья дошкольника.

Статья для педагогов, психологов, методистов - о роли детского сада во взаимодействии с семьей и сохранении психологического благополучия ребенка....

Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья воспитанников и педагогов

В буклете представлена информация по теме "Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья воспитанников и педагогов"...

Выступление на семинаре «Адаптация- как один из факторов сохранения психологического здоровья детей раннего возраста»

      «От здоровья, жизнерадостности детей зависят  их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» ...

Развитие нравственных ориентиров - как одного из факторов формирования психологически здорового ребенка в ДОУ.

Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. Если бы людей судили за преступление к собственному здоровью, многие получили бы высшую меру нака...

«Психопрофилактика как фактор сохранения психологического здоровья дошкольников»

Психология здоровья еще только утверждается в отечественной психологии в качестве новой и самостоятельной области научного знания, и исследования по специфике психологии здоровья дошкольников пока нем...

Психологический климат семьи как фактор сохранения психологического здоровья ребенка

Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на ...

Физическое воспитание детей дошкольного возраста как фактор их психологического здоровья

Вопрос о единстве физического и психологического в организме человека издавна привлекал внимание ученых. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше болеет, но и лучше развивается...